Привет! Эта статья о том, как правильно входить в хату, проходить онбординг на новом месте работы. Этот гайд будет полезен как тем, кто нашел первую работу, так и тем, кто уже работает, но испытывает стресс перед сменой работы.

Что такое онбординг?

Тут главное не перепутать: онбординг сотрудника — это не то же самое, что онбординг клиента (слово применяется в отношении обеих сторон).

Онбординг клиента — процесс знакомства клиента с продуктом, например, инструкция по применению лекарства. Этот процесс помогает понять продукт и как им пользоваться.

Объяснение клавиш в компьютерной игре, которое ты скипал в начале игры, это тоже онбординг)))

Онбординг сотрудника — процесс поэтапного погружения нового сотрудника в рабочий процесс, помогает адаптироваться к продукту, задачам, темпу работы и пониманию, к кому с какими вопросами можно обратиться.

Онбординг нужен для обеих сторон (не только для нас, как новых сотрудников). Он закрывает следующие задачи:

  • Обучение — по сути, нас обучают нашим обязанностям, знакомят с продуктом, задачами и четко обозначают результаты, которые от тебя ждут.

  • Вовлечение — нас знакомят с компанией, корпоративной культурой, плюшками (если они есть), рассказывают и показывают (иногда) ИПР (индивидуальный план развития), благодаря которому мы будем расти как специалисты, и в целом пытаются замотивировать.

  • Знакомство с командой — это очень важная задача. Нас знакомят с коллегами, объясняют иерархию в компании, у нас складывается четкое понимание, к кому можно обратиться за помощью и кто в каких вещах компетентен.

  • Повышение эффективности — на самом деле, чем раньше мы поймем свои задачи и продукт, тем более эффективной боевой единицей мы будем.

  • Удержание — тут суть в том, что хорошо выстроенный онбординг, в котором мы плавно въезжаем в продукт и процесс работы, не дает повода убежать с новой работы в ужасе.

RED FLAGS: как понять, что онбординг отстой, и что с этим делать?

Конечно, нет какого-то стандарта онбординга, который должен быть у всех компаний, но есть определенные красные флаги, видя которые я бы задумался о том, чтобы работать в такой компании:

  • ? Нет понятной и четкой структуры онбординга, нет целей, которые надо выполнить, нет понимания, что ты должен делать.

  • ? Нет наставника или бадди, к которому ты можешь обращаться, все, что ты получил, — это указание: "читай документацию".

  • ? Долгое получение доступов, нет понимания, к кому обращаться по какому поводу.

  • ? Токсичное общение в самом начале, например, замечание: "Ну как ты этого можешь не знать" от сотрудника, который работает n лет в компании.

Если же все наоборот, то это позитивные сигналы, и с этим приятнее и комфортнее работать.

Так как лучше проходить онбординг и испытательный срок?

Люди после прочтения этого гайда:

? Важно: всё, что здесь описано, — исключительно мой опыт и мой путь

Нужно и важно помнить, что процесс онбординга — это обоюдное присматривание. Работодатель смотрит, что он “купил” действительно нужного и ценного сотрудника, мы смотрим, что нанялись в удовлетворяющее нас место работы. Для того чтобы хорошо зарекомендовать себя на новом месте работы, достаточно, на мой взгляд, придерживаться определенных правил и действий, которые помогут тебе, во-первых, не сойти с ума от синдрома самозванца, во-вторых, быстрее вкатиться в работу.

  • Будь активным: всё очень просто, непонятно — спрашивай (конечно, метавопросы не надо, и лучше самому поресерчить сначала), но если ты 30 минут пытаешься разобраться и не получается — спроси. Поверь, так ты сэкономишь время всем + покажешь свою вовлеченность и интерес, что сыграет тебе на руку.

  • Поставь видимые цели на онбординг: вместе с руководителем/ментором на работе поставьте осязаемые и достигаемые цели на онбординг, так ты сможешь понимать, что двигаешься в правильном направлении и знать, чего от тебя ждут.

  • Пользуйся ресурсами, которые есть: документация в Confluence, чатик с наставником или лидом, общий чатик, тест-сьют на регресс, онбординг для клиента (да, он поможет понять тебе продукт лучше). Ты удивишься, но на многие вопросы там есть ответы.

  • Записывай все задачи, которые ты сделал: я завел себе Trello и записывал каждую таску, и в конце недели смотрел, сколько я сделал. Это помогло мне побороть синдром самозванца, когда за неделю ты закрываешь большое количество задач и видишь, насколько много ты приносишь импакта (но для этого надо работать).

  • Инициируй: чем быстрее ты придешь к боевым задачам, тем интереснее будет тебе в первую очередь работать (всяко лучше, чем сухо изучать документацию). Это также плюс в вовлеченность. И заодно наладишь отношения с коллегами. Я просто шел к тестерам и спрашивал, нужна ли помощь. Мне сначала давали легкие задачи, интересовались, как с ними дела, и всегда отвечали на вопросы. Так я получил друзей-коллег, быстро вкатился в продукт и стал боевой единицей, приносящей пользу очень быстро.

  • Получай обратную связь: это просто мастхев. Если наставник/лид не ставит созвоны, ставь их сам. Дать обратную связь за неделю — это 5-10 минутный колл, который поможет тебе снять тревогу на 100% (при условии, что ты работаешь хорошо). А если что-то не так, ты сразу сможешь это пофиксить, чтобы стать лучше.

  • Не стесняйся: сам также давай обратную связь по онбордингу, по процессам, по взаимодействию. Ты новый человек, и, возможно, свежий взгляд будет интересен.

Итого

Не нужно бояться сделать что-то не так, не нужно думать о том, что “я задам глупый вопрос”. На самом деле, чем быстрее вы поймёте продукт и процесс работы в новой компании, тем лучше для всех!

Придерживаясь этих простых правил, вы добьётесь отличного прохождения испытательного срока, легко войдёте в поток работы, и всё будет просто замечательно.

Комментарии (10)


  1. deeesline
    03.08.2024 10:45

    просты правила, о которых мы часто забываем (в том числе из-за стресса)

    лайк)


  1. CyberFrollo
    03.08.2024 10:45
    +3

    Все сильно зависит от работодателя.

    На предыдущем месте работы, где я был руководителем проектов, меня планировали назначить руководителем на несколько сервисов крупного федерального проекта. Дали неделю и сказали: изучай законодательство. Читал законы, систематизировал все и т.д., как внезапно вызывает генеральный и назначает руководителем на другой проект. Только выхожу из его кабинета, как меня зовут на защиту ТР (техническое решение) перед ген.подрядчиком. Сказали "просто послушаешь, если будет что сказать, то скажешь". Единственная установка была: не признавать, что ТР у нас плохое. На встрече от генподрядчика был архитектор и РП. Они устали от старой команды и, когда увидели свежую кровь, сразу взялись за меня))) и я так полтора часа защищал ТР сомнительного качества, которое даже не видел до встречи))))

    Так что онбординг очень сильно зависит от работодателя)


  1. buratino
    03.08.2024 10:45

    иногда хочется взять ремень и надавать по попе за "онбординг", "таску", и прочий манагерский новояз


    1. EduardZiyaev Автор
      03.08.2024 10:45

      от чего такое желание?


  1. zmeyfmru
    03.08.2024 10:45

    При начале работы на новом месте, с первой минуты начинаю записывать всё услышанные имена, фамилии, должности. Очень сильно помогает.


    1. EduardZiyaev Автор
      03.08.2024 10:45

      • записывать видео и через ии проставлять таймкоды для себя - хорошее решение


  1. sneakerclouder
    03.08.2024 10:45

    На новом месте полтора месяца, по всем пунктам отстойного онбординга - check. Ищу новую работу.


  1. Seyfi_awesome
    03.08.2024 10:45

    Точнее и не скажешь!

    Плюсую, отличная статья!


  1. LiiaZubova07
    03.08.2024 10:45

    Классная статья! Очень полезна информация


  1. Rinjaniii
    03.08.2024 10:45

    Вроде из красных флагов нет ни одного пункта в компании, но кажется что онбординг все равно не наша фишка,хаха
    Первый пункт привязываем к испытательному, наверное что не очень правильно
    Спасибо за статью