Сегодня я буду рассказывать кратко о странной версии Windows (рука не поднимается сказать «Windows 11», так как это не совсем правда) – релизе zn_release на базе сборки 10.0.25398.1, на которой выходил лишь Windows Server 23H2 (только Core) и Azure Stack HCI 23H2 (тоже только Core).
Итак, для начала благодарности за данный материал форуму MyDigitalLife, где активно обсуждаются варианты вивисекции ОС Microsoft, и особенно xinso, который тестирует каждую сборку каждого издания на каждом языке и делится своим опытом, пускай и довольно своеобразно. Мастер, спасибо тебе за ценный опыт. Тем, кто не хочет читать целиком, в самом конце статьи дана ссылка на конструктор для сборки. Публикация готовых образов будет пиратством, что правилами Хабра запрещено, так что если вам будет интересно просто попробовать эту сборку, ставьте лайк и пишите мне в ПМ, дам готовый образ для установки (русский и английский интерфейсы включены в образ, остальные языки в виде дополнительных языковых пакетов).
Если вы не следите внимательно за выходами Windows 11, и не читали мою статью «Все о версиях Windows 11», то можете быть не в курсе, что официально выходили следующие версии:
Windows 11 21H2 — на базе сборки 10.0.22000.x ядра co_release (Cobalt);
Windows 11 22H2 — на базе сборки 10.0.22621.x ядра ni_release (Nickel);
Windows 11 23H2 — на базе сборки 10.0.22631.x того же ядра ni_release (Nickel);
Windows 11 24H2 — на базе сборки 10.0.26100.x ядра ge_release (Germanium).
Более того, версия 23H2 особо от 22H2 не отличается, имеет то же ядро и общие обновления. По сути, отличие между ними в пакете, включающим малость нового функционала. Вообще обе версии довольно неудачны в плане производительности и не особо популярны у геймеров.
Версия 24H2 на ядре Germanium сборки 10.0.26100.х в продажу пойдет осенью, сейчас доступна OEM производителям и инсайдерам. О ней мы знаем два интересных факта – она быстрее чем та, что на ядре Nickel, и она не работает на старых компьютерах, процессор которых не поддерживает SSE4.2.
В промежутке между ядрами Nickel и Germanium было еще одно ядро Zink, на базе которого выходили Core издания Windows Server 23H2 с номером сборки 10.0.25398.x. Клиентских ОС на базе этого ядра не выпускалось. Однако, внутри корпорации сборки Windows 11 собирались, более того, файлы для изданий Windows 11 доступны с UUPDump (например Microsoft-Windows-EditionPack-Professional-Package.ESD и Microsoft-Windows-EditionSpecific-Professional-Package.ESD). И эти сборки по тестам быстрее чем и Nickel и Germanium, работают на старых процессорах, да и вообще интересны! Дальше я расскажу, как собирать разные издания Windows 11 версии 10.0.25398.x на базе файлов UUPDump, предложу ссылку на загрузку конструктора для самостоятельной сборки, расскажу о разных тонких моментах.
Перед тем как начинать сборку образа заметим, что хотя Microsoft и не выпускала Windows 11 на базе ядра Zink, в списке изданий, на которые будут ставиться обновления для Windows Server 23H2 по странному стечению обстоятельств входит издание Windows 11 Professional, а значит, и все другие издания на его базе, переключение на которые достижимо сменой серийного номера: Professional Workstation, Enterprise, IoT Enterprise (рекомендую его, там разрешены две RDP сессии без патчей) и другие.
Список тех ОС, которые согласно языку Microsoft попадают под assemblyIdentity name="microsoft-windows-professionaledition", на которые можно будет ставить обновления без их модификации можно увидеть так:
Если в процессе реконструкции Windows 11 на этом ядре вы выберете другое издание, то обновления придётся вручную модифицировать перед установкой. Пример модифицированных обновлений есть в конструкторе в папках 25398.950 и 25398.1009.
Есть, однако, еще один нюанс. Microsoft выкладывает все системные файлы для сборки изданий Windows 11 (в том числе и Evaluation, EnterpriseG, все кроме LTSC), однако, не предлагает языковых пакетов для клиентских ОС.
Языковые пакеты для серверных ОС, разумеется, присутствуют (всё же это издание Windows Server):
А вот клиентских пакетов, увы нет. И создать без них Windows 11 невозможно. Однако, ура, ура, разные сборки в пределах ядра не сильно отличаются друг от друга, и мы можем взять клиентский языковой пакет от сборки 10.0.25393.1 доступной на UUPDump:
Слегка модифицировав MUM файлы языкового пакета 25393.1 мы заставим его работать с ядром 25398.1. Все модифицированные языковые пакеты доступны по ссылке на конструктор, данной выше в файле 25398 languagepacks.zip.
Увы, Microsoft, выпуская обновления для Windows Server 23H2 хотя в них и включает возможность установки на Windows 11, но вспоминает лишь английские версии ОС. Если вы соберете русскую версию ОС, установка обновлений зачастую заканчивается неудачно, приходится пользоваться модифицированными обновлениями.
Предлагаемый в конструкторе скрипт 25398.1_Neutral_to_Client_amd64_38in1_26100_License может создать любое издание (в том числе EnterpriseG или LTSC) на любом языке, но я рекомендую при сборке остановиться на английском языке и издании Professional или Enterprise (что делается редактированием файла Create.cmd). Для создания английской версии следует скопировать английский языковой пакет Microsoft-Windows-Client-LanguagePack-Package-amd64-en-us.esd в папку files\lang, скачать языковые пакеты в langFeature\en-us по аналогии с fr-fr и языковые пакеты Features on Demand в FOD\en-us (список для каждого языка есть в файле FOD-Lang.txt).
Рекомендованные мной настройки (модифицируйте файл Create.cmd): TARGET=Enterprise, LANG=en-US, EDGE=without (доставите потом последний вручную), NETFX3=without (будет проще если доставите после). В целом, скрипт может установить и LTSC (TARGET=EnterpriseS), и EnterpriseG и даже Starter. На любом языке. Но только для русского, английского и французского я положил скачанные с UUP файлы. Для других следует положить аналогично и изменить в файле Create.cmd параметр LANG. C .NET Framework я разобрался, в том числе и русифицированной ОС, в образах интегрированы следующие версии (более новое ставится штатно поверх):
Я не буду долго дискутировать о процессе, сам скрипт работает более часа на быстром диске, создавая install.wim. Если вам необходим загрузочный ISO образ, то install.wim следует поместить вместо одноименного от Windows Server 23H2 и пересобрать образ. В моем случае скриптом я создал Windows 11 Professional.
Дальше я могу легко сменить издание на Enterprise, просто заменив серийный номер (файлы лицензии в конструкторе взяты от Windows 10 21H2, так что серийные номера брать от неё). И могу спокойно установить обновления. Через Windows Update кумулятивные обновления могут не засекаться, однако, если зайти на UUPDump, то можно скачать и установить. На данный момент последнее обновление 25398.1085. На издание Enterprise обновление ставится онлайн без проблем:
Далее я добавлю русский язык интерфейса, установив модифицированный языковой пакет. У меня не вышло сделать это онлайн, пришлось загрузиться с установочного образа и добавить его оффлайн, и для тех кто не будет самостоятельно собирать образ, а скачает мой, интегрировал в образ. Для того чтобы изменить все региональные настройки (включая язык интерфейса) на русский, воспользовался тем же dism с ключом /SetAllIntl:ru-RU. Вуаля:
Обращу внимание сразу на то, что в кумулятивных обновлениях Microsoft обновляет лишь английский языковой пакет. Если вы поставили любой другой язык, после обновления в Журнале событий пойдут предупреждения о ненайденных языковых пакетах, и система будет переключаться на английский по обновленным пакетам (в первую очередь панель Настройки), для русской версии следует оставаться на 25398.1 или использовать кастом обновления.
Да, это поделка на коленке, её можно и нужно допиливать, что-то может не работать. Например, я не мастер локализации интерфейса, и возможно не включил в образ какие-то штатные компоненты, ответственные за русский язык, - нужно внимательно изучить, возможно, следует несколько модифицировать порядок шагов русификации, я не эксперт по локализации образов, сам всегда пользуюсь англоязычным. Опциональные компоненты ОС не ставятся онлайн, если нужно включить какую-то компоненту, придется делать это оффлайн из Dism. Неудобно. Возможно, кто-то это допилит. Моя задача была показать принцип, дать конструктор желающим.
Согласно отчетам на форуме MDL, многие китайские геймеры, использующие Windows, выбирают именно эту сборку. И в ряде тестов она обходит все остальные. Буду рад услышать комментарии от тех, кто протестирует. Хабр может не давать новичкам писать комментарии к статьям, но в ПМ написать может каждый.
Подписывайтесь, ставьте лайк, запрос за образами в ПМ, и пишите комментарии, чего отдельно хотели бы увидеть в следующих статьях по разным поделкам Microsoft!
? Читайте также:
➤ Мой умный свет: или как я разработал свой модуль управления освещением;
➤ История планшетных компьютеров. От древних времен до конца двадцатого века;
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud - в нашем Telegram-канале ↩
Комментарии (15)
old_merman
14.08.2024 10:32+10Большое спасибо за Ваш конструктор!
Он, как я понимаю, основан на наработках с https://forums.mydigitallife.net/threads/windows-editions-reconstruction-project.80939/ - соответственно, наследует и некоторые проблемы оттуда; наверно, хорошо бы их исправить:
Файл "Construct_script\files\MediaFeature\Microsoft-Windows-Media-Features-Package-wow64.cab" не тот - туда странным образом попал langpack для Media-Features-Package для языка pt-pt; правильный файл качается например с https://uupdump.net/getfile.php?id=8b6d5a9c-01fe-4d80-a3f3-4c761eb01994&file=Microsoft-Windows-Media-Features-Package-wow64.cab и весит он 27М а не 120К
Нашлась пара проблем в исходном образе neutral.wim - я их подправил, wim выложил тут: https://disk.yandex.ru/d/Ma_EwyuH1NFFBw - проблемы следующие:
- В обеих индексах присутствует "застрявший" пакет "Microsoft-Windows-MSPaint-FoD-Package~31bf3856ad364e35~wow64~~10.0.25398.1" (при том что FOD пакет самогО MSPaint-а удалён) - а поскольку родительского пакета нет, то его простыми средствами и не удалить, и заменить невозможно при установке MSPaint, в общем мешает.
- В индексе 2 в реестре непонятно откуда появилась ссылка на пакет "Microsoft-Hyper-V-ServerHyperCoreEdition-Package~31bf3856ad364e35~amd64~~10.0.14393.0" (от Server 2016!), при этом .mum и .cat файлов для этого пакета нет, в итоге с этим пакетом ничего и не сделать; он вроде, и не вредит, но сыпет неисправимые ошибки при выполнении "Dism /RestoreHealth" - неприятно.
Donate684
14.08.2024 10:32>Вообще обе версии довольно неудачны в плане производительности и не особо популярны у геймеров.
Интересно это вообще на глаз определить можно? Я честно сказать вообще не замечал какую либо разницу в производительности. Какие нить Intel Atom или Athlon 64x2 и прочие екземпляры для "файловых серверов" уже с трудом JS перерабатывают, а хотеть что бы там нормально работало последняя винда ну такое от них... Есть ощущения что на них уже тупо аппаратное ускорение толком не работает, и любые анимации для них уже тяжело..
Причём если погуглить тесты они только показывают что разницы нет...
А главный поджиратель плавности это явно Defender он ощутимо тормозит систему даже на очень хороших ПК...
Проверять скорость загрузки тоже такая себе идея, ибо с появление хороших NVMe SSD какая либо надобность ИМХО в быстром запуске отпала... Зачем майкрософт за неё держится я не пойму...
Да и в целом геймеры идут на сайт MS и качают что дают, а дают там 23H2
achekalin
14.08.2024 10:32любые анимации для них уже тяжело
И правда, а ведь непонятно - никаких суперанимаций с тех пор не придумано, но когда-то Атомы (да-да, с теми видяхами) отлично работали.
В общем, иногда хочется спросить авторов ОС, на каких курсах их учат писать код так, чтобы он на том же железе вызывал стойкое желание купить железо новое (да-да, быстрое-скоростное, которое, да-да, через лет 5 станет медленным-печальным, хотя эффектов в ОС будет еще меньше и они будут более убогие.
ganzmavag
14.08.2024 10:32Там вроде проблемы не с анимациями и вообще процессором в первую очередь, а с размером оперативки и количеством операций с диском (HDD на системном диске начиная с десятки превратился в мучение).
dartraiden
14.08.2024 10:32Интересно это вообще на глаз определить можно?
Определение "на глаз" ещё подвержено эффекту плацебо. Поэтому, когда говорят "по ощущениям быстрее" это всё пустое, реальную картину покажут только тесты, причем, в одинаковых условиях и желательно несколько раз.
old_merman
14.08.2024 10:32+1Небольшой фидбэк по поводу конструктора
Опциональные компоненты ОС не ставятся онлайн
Не всё так однозначно - внезапно имеет значение, под какой версией ОС запускался конструктор! То есть, если я собираю WIM для 25398.1 под 10.0.19044 - он собирается, и система с него устанавливается, НО при этом образ сильно кривой : в нём действительно нельзя включать (и даже выключать!) компоненты онлайн, а при запуске Dism /RestoreHealth в логе наблюдается 100500 ошибок по поводу некорректных подписей пакетов (WTF???). В то же время, если я собираю WIM для 25398.1 под собственно 25398.1 - включение/отключение опциональных компонентов в панели управления работает, и Dism /RestoreHealth ошибок не выдаёт (кроме тех что я описал парой постов выше, но их я у себя пофиксил).
Кроме того:
В 25398.1 en-US Pro / Enterprise "Dism /RestoreHealth" ошибок не выдаёт (кроме тех что я описал парой постов выше, но их я у себя пофиксил); в 25398.1 en-US IotEnterpriseS - кучка ошибок 0x800f081f по поводу EditionSpecific пакетов
на 25398.1 en-US Pro / Enterprise оригинальные микрософтовские обновления ставятся, а вот на 25398.1 en-US IotEnterpriseS - таки нет: 0x800f081e, "the package is not applicable" - пичалька...
akibkalo Автор
14.08.2024 10:32+2По поводу изданий я предупреждал, что обновляется лишь Professional-based, а в целом хорошо работают те для которых есть EditionSpecific на UUPDump (кроме Pro-based, это EnterpriseEval, EnterpriseG, Team) - для EnterpriseS и IOTEnterpriseS используются файлы лицензий от 19041, если хотите попробовать еще, я положил туда дополнительные файлы для LTSC.
Для сборки важна не ОС, а версия DISM, у меня их коллекция, разные операции делаю разными. Важно, не размещать папку куда монтируете на ReFS, будут глюки.Напишите мне в ПМ, дам свои образы, сравните.
В 26100 DISM не ставятся NETFX, в 19041 легко.
old_merman
14.08.2024 10:32Для сборки важна не ОС, а версия DISM
Интересно и несколько неожиданно: я-то думал, что Dism - просто консольный UI к встроенному куда-то в тёмные глубины ОС механизму работы с дистрибутивами (а ещё есть например, GUI к этому же механизму, в виде Dism++); а получается, Dism - сам этот механизм и есть? А как же тогда Dism++ работает - он же вроде Dism явным образом не запускает? В общем, век живи - век учись :)
Напишите мне в ПМ, дам свои образы, сравните.
ОК, спасибо
akibkalo Автор
14.08.2024 10:32Для LTSC Subscription и IOT LTSC после обновления 1009 требуется использовать файлы лицензий не от 19041.1, а от 26100.1
pv2pv
14.08.2024 10:32и она не работает на старых компьютерах, процессор которых не поддерживает SSE4.3
Подскажите, пожалуйста, что за процессоры SSE4.3 ?
akibkalo Автор
14.08.2024 10:32SSE4.2, конечно.
Без неё все до Core i5/i7, то есть всякие Core Duo, Core Quad и другие динозавры.
Мало кто в реалии хочет на этом железе Windows 11, но все же..
Тем кто хочет 24H2 не подойдет (начиная со сборки 26063 не ставится), а традиционная 22621(22Н2)/22631(23Н2) уже устарели
kovalensky
Скажите пожалуйста, что вырезано?
akibkalo Автор
Вырезано в каком плане?
ОС интересна в первую очередь тестерам и исследователям, это не ОС для ежедневной работы, как мне видится.
В целом все фичи ОС там есть.