Устроиться на первую работу в IT непросто: конкуренция на стажерские позиции у продакт-менеджеров высокая (например, мы только на одну вакансию получили 400 откликов). Но раскрою секрет — нанимающий менеджер сразу отсеит большую часть соискателей.
Меня зовут Евгения Баранова, я работаю менеджером по продукту в Учи.ру и совсем недавно сама нанимала стажера-продакта. Хочу рассказать об этом опыте и о типовых ошибках новичков, чтобы вы их не допустили. Ведь предупрежден — значит, вооружен. Ну что, погнали!
Контекст
Наша команда разработки мобильного приложения для учителей расширялась, и мы решили нанять стажера, потому что рабочих рук не хватало. Для кандидатов придумали тестовое задание — ответ на вопрос: «Как бы вы изменили приложение Учи.ру для учителей?»
Скажу честно, у нас была отличная вакансия для начинающего продакта. Предстояло отвечать за приложение целиком, а не за локальный сценарий, участвовать в расчете юнит-экономики и разработке growth-стратегии, работать с командой маркетинга и руководить отдельной командой разработки. Стажера ждал колоссальный опыт и карьерные перспективы.
Вакансия стала популярной, мы получили на нее 400 откликов. Но представьте, лишь 80 кандидатов выполнили тестовое задание. И только пять (!) человек с ним справились успешно и прошли входное интервью.
По итогам двое вышли в финал, один получил оффер и приступил к работе. От публикации вакансии до оффера прошло четыре недели.
По итогам этого месяца я сформулировала десять рекомендаций для тех, кто планирует откликаться на вакансии менеджера по продукту. Они кажутся вполне логичными, но, как я убедилась, следуют им далеко не все. А это точно увеличит шансы на трудоустройство.
В лотерее не обойтись без билета
Не игнорируйте условия вакансии — в них четко написано, что нужно делать соискателю! В моей ситуации некоторые кандидаты пытались пойти окольными путями: например, писали мне социальных сетях, минуя рекрутера. Хотя мы специально указывали, куда отправить резюме.
И помните, что даже самое блестящее резюме (плюс личное сообщение нанимающему менеджеру) не избавляет от необходимости выполнить тестовое задание. Иначе получается как в анекдоте про человека, который очень хотел выиграть в лотерею, но не купил лотерейный билет.
Не будьте тем, кто создает проблемы
Если вы все-таки нашли потенциального руководителя в социальных сетях и хотите обратить на себя внимание (в целом, это не возбраняется и действительно может сработать) — пишите коротко и информативно, без долгих вступлений и неуместных вопросов.
Когда кандидат что-то просит: например, отправить ссылку на вакансию или написать фидбек на профиль в LinkedIn — создается впечатление, что этот сотрудник будет не решать проблемы, а создавать новые.
Потрудитесь над сопроводительным письмом
Одного соискателя мы пригласили на интервью, несмотря на среднее тестовое задание, потому что cover letter нам понравилось.
Так что же написать о себе? Коротко расскажите, что делает вас уникальным и почему вы будете полезны на новом месте работы. Перечислите свои реальные достижения, укажите мотивацию. А вот подробности о хобби лучше опустить, если бизнес напрямую с ними не связан.
Используйте «инсайдера» правильно
Популярный совет при поиске работы — заручиться рекомендацией человека изнутри компании. Считается, что если за кандидата ручается действующий сотрудник, то это залог успеха. Спойлер: совсем не факт!
Но это может сработать, если использовать «инсайдера» по-другому. У знакомого сотрудника можно узнать больше о культуре компании, рыночном контексте, продукте. Учитывая эту информацию на собеседовании и при выполнении тестового задания, вы сможете впечатлить нанимающего менеджера куда больше, чем просто рекомендацией.
Отвечайте на звонки
Пункт в стиле Капитана Очевидность, но вы не поверите, как много людей не попадают на собеседование просто потому, что не отвечают по указанным контактам (или делают это слишком поздно).
Укажите актуальные контакты и проверяйте свой телефон (электронную почту), чтобы не пропустить приглашение на интервью. Вы не Гарри Поттер, и почтовых сов вам не отправят.
Не генерите тестовое задание через AI...
Тех, кто выполняет тестовое задание «для галочки», видно сразу. А тех, кто сгенерировал ответ с помощью нейросетей — особенно.
Такая небрежность демонстрирует неуважение и снижает шансы на трудоустройство. Более того, кандидата могут запомнить и оставить негативный комментарий во внутренней системе рекрутмента.
И наоборот, соискатели, которые потрудились больше других, тоже всегда заметны. Их выделяют как наиболее перспективных и стремящихся получить работу.
Отмечу, что можно использовать искусственный интеллект при выполнении тестового задания, но как вспомогательный инструмент. Например, попросить нейросеть дополнить ваш ответ или проверить его на ошибки.
...и не придумывайте его сами
Снова о тестовом задании. Если оно есть, нужно выполнить его именно так, как указано.
Напомню, у нас оно звучало так: «Как бы вы изменили приложение Учи.ру для учителей?». Из 80 кандидатов, выполнивших его, только 20 установили приложение для учителей, изучили его и написали комментарии по существу.
Остальные вносили предложения по улучшению платформы, веб-сайта, приложения для учеников. Таких невнимательных соискателей мы не рассматривали.
Не входите в роль Стива Джобса…
При выполнении тестового задания помните, что вы устраиваетесь на стажировку. И нанимающий менеджер хочет увидеть стройные и логичные рассуждения (что вы конкретно предлагаете сделать и зачем), а не набор гениальных идей и далеко идущую (и невыполнимую) стратегию.
Уделите больше внимания обоснованию и логике вашего решения, а не попыткам придумать что-то эдакое и удивить.
…и в роль Гордона Рамзи
Если в тестовом задании вам (как в нашем случае) предложат придумать варианты улучшения продукта, не критикуйте его слишком яростно. Мы не на прожарке!
Тактично изложите свое мнение, укажите точки роста продукта. Разнести можно любое программное решение, но это правда не лучший вариант. И не из-за того, что в компании обидятся, а просто потому, что вы ведь пока не знакомы с внутренней кухней, целями, задачами продукта и другими его характеристиками.
*Сделайте задание со звездочкой
В 2016 году я сама устраивалась на стажировку. Кандидатам предлагалось тестовое задание, где в числе прочего была необязательная задача — надо было найти 20 человек, выстроить их в форме звезды, встать в центре и сделать фотографию сверху.
Это упражнение проверяло многие качества, необходимые менеджеру продукта. А необязательность определяла тех, кто действительно хотел на стажировку.
В нашем тестовом задании такого необязательного задания не было, но кое-кто из кандидатов сделал больше, чем мы просили. Один провел UX-тестирование с учителями, а другая подробно расписала гипотезы и образ решения в текстовом документе.
После собеседования именно последняя девушка получила оффер, сейчас она уже крепкий джун. А мы с радостью наблюдаем, как стажеры быстро развиваются и становятся полноправными членами команды! И гордимся тем, что наша продуктовая команда растет и укрепляется благодаря перспективным специалистам.
Надеюсь, мои советы помогут вам уверенно начать карьеру продакта. Вот последний: не бойтесь пробовать свои силы! Не бойтесь пробовать свои силы и может быть в один день мы будем работать над лучшим школьным ЭдТехом вместе ?
Vorchun
Мелочь, а будет чуть лучше: если у вас заголовок "10 ошибок...", то в статье пронумеруйте заголовки - "1. В лотерее...".
Будет лучше выглядеть. Да и при обсуждении проще сослаться на номер у заголовка если что )
amirankrtsv
Спасибо!