Меня зовут Валерий Студенников, я программист, и вершиной моей IT-карьеры стала компания REG.RU, где я был сооснователем, техническим директором и руководителем разработки.
За 10 лет REG.RU стала №1 в России по количеству зарегистрированных доменных имен, а затем вошла в тройку лидеров по web-хостингу и VPS. В 2021 году мы с партнером продали компанию, я ушел «на пенсию» и с тех пор занимаюсь преподаванием в Самарском университете, обучая студентов различным IT-предметам.
Именно в REG.RU я стал активно применять гибкие методологии и впервые столкнулся с Kaiten, и так получилось, что и то и другое забрал с собой и сейчас использую в преподавательской деятельности. Собственно, об этом и хочу рассказать.
Рост компании и «аджайлизация» REG.RU: от баг-трекера к Канбану
С начала основания REG.RU нам нужен был какой-то инструмент для организации задач. Бюджеты были поначалу небольшие, поэтому тратить их на платные инструменты типа Jira не хотелось. Тогда я решил пойти оригинальным путем — использовать бесплатный баг-трекер Mantis (mantisbt.org), написанный на PHP.
Хотя этот инструмент изначально и не был предназначен для управления задачами, нам удалось его как-то настроить и приспособить для этой цели. Главными его преимуществами были:
легковесность,
быстрая скорость работы,
интуитивно понятный интерфейс.
Более того, мой партнер и генеральный директор REG.RU был в тот момент настолько очарован Mantis, что решил использовать его и в другом своем бизнесе — веб-студии «ЦЭТИС». Они даже выделили отдельного разработчика, чтобы он переработал Mantis под их цели и задачи, и в итоге выстроили весь свой workflow вокруг этого инструмента.
Мы серьёзно допиливали Mantis под свои нужды: добавили поддержку родительских / дочерних задач, «формулы» для приоритизации задач на основе каких-то «объективных» критериев, а не чьего-то субъективного мнения. Даже начали делать в виде стороннего web-приложения визуальную доску, в которой бы задачи из Mantis визуализировались в виде карточек.
Однако шло время, REG.RU рос, а вместе с ним и объем задач, количество программистов и отделов в компании. В какой-то момент разработка начала буксовать, не поспевая за новыми хотелками внутренних заказчиков и быстро меняющимся бизнесом.
В особенности возникали сложности с приоритизацией задач. Поскольку задач на входе было явно больше, чем отдел разработки мог «переварить», приходилось использовать различные костыли:
вездесущие дедлайны. А приоритет в выставлении дедлайнов, естественно, имели те отделы и руководители, у которых был больше «административный ресурс»;
«Список Шиндлера» — так мы назвали приоритетный пул задач, который периодически утверждался высшим руководством. Понятно, что все внутренние заказчики хотели в него попасть, но не все могли. А вне этого «белого списка» начала выполнения задач можно было ждать очень долго.
Шёл 2017 год и нужно было что-то менять в нашей работе. После того как несколько руководителей съездили на Agile Days (до этого там бывал только я один), всем стало понятно, что нужно «аджайлизироваться». Также мы решили наладить полноценную работу с продуктом. Так у нас появился продуктовый отдел и несколько product-менеджеров по разным субпродуктам: домены, хостинг, внутренние инструменты для поддержки и прочие.
Решено было внедрять Agile-процессы разработки. Тогда начиналась (а для кого-то уже продолжалась) мода на Scrum, и начали активно работать компании вроде ScrumTrek, которые помогали внедрять компаниям эту методологию разработки.
Мы также с помощью внешних консультантов запустили несколько Scrum-команд: «Новый Личный Кабинет», «Новое рабочее место для сотрудников техподдержки», а потом, через какое-то время и другие команды: «Облачные VPS» и «Cloud GPU».
Однако Scrum всё-таки больше подходит именно для новых продуктов, когда «всё новое и ничего не понятно». Основное же количество команд разработки делали уже зрелый функционал, а для этого Scrum подходил плохо.
Для основной массы команд, (а впоследствии также вообще для всех отделов компании, включая HR, PR и маркетинг, админов и др.), мы решили использовать процесс Kanban (хотя, строго говоря, Kanban — это не процесс, а «метод улучшения процесса»).
Kanban универсален, подходит практически для любых команд и видов деятельности (не только для разработки ПО) и позволяет оптимизировать почти любой процесс. При этом, что важно, Kanban можно внедрять пошагово и эволюционно, в отличие от Scrum, внедрение которого — это всегда «революция».
Здесь-то нам и понадобился инструмент для онлайн-досок под Kanban. На тот момент несколько наших команд уже работали по Scrum, и в компании начал разрастаться целый «зоопарк» таск-менеджеров, включая переделанный Mantis, Jira и другие инструменты.
Мы пересмотрели целый ряд популярных популярных вариантов, но они не вполне удовлетворяли нашим требованиям, — плохо поддерживали Kanban. Jira на тот момент был очень перегруженным с точки зрения UI, достаточно дорогим и весьма далеким от Kanban. Или, например, SwiftKanban — это, формально, инструмент для Kanban, но, цитирую одного из сотрудников: «максимально убогий, выглядел хуже чем Mantis» (на тот момент, возможно сейчас все стало лучше).
К счастью, на одной из конференций в 2017 году мы услышали про относительно новый отечественный инструмент — Kaiten. Он тогда не так давно запустился, но показался нам перспективным. А главное, у нас был налажен контакт с разработчиками этого инструмента, и они были готовы адаптировать Kaiten под наши потребности как потенциально крупных клиентов. Ну а еще предложили нам хорошую скидку.
В результате Kaiten обошёлся нам на порядок дешевле, чем продукты-конкуренты, при том, что его функциональность для Kanban была на голову выше (в частности, большое количество полезных графиков и статистики).
И вот начался масштабный переезд на Kaiten.
На тот момент мы стали самыми крупными пользователями этого онлайн-инструмента, в несколько раз превышая самых больших клиентов, которые у них были, по количеству пользователей, досок и задач.
Разумеется, вначале было несладко, инструмент сильно тормозил под нашей нагрузкой, учитывая, что практически ВСЕ отделы (кроме разве что бухгалтерии) перешли на эту онлайн-платформу.
Однако за несколько месяцев очень плотного взаимодействия с разработчиками Kaiten, все «детские болезни» были излечены, да и мы наконец научились эффективно использовать этот инструмент.
Параллельно проходила масштабная организационная работа по «аджайлизации». Внутри компании был создан целый отдел гибких методологий, который помогал внедрять Agile-подходы. Проходила масса внутренних тренингов и семинаров, также ребята из этого отдела периодически менторили другие команды, которым требовалась помощь в трансформации.
В конце концов всё получилось и REG.RU плотно «подсела» на гибкие методологии в целом и на Kanban и Kaiten в частности. Работа всех отделов, включая разработку, была значительно упорядочена, у всех продуктов, как внутренних так и внешних, появились продакт-менеджеры, понятные приоритизированные списки задач и прозрачные критерии взятия инициатив в работу.
Хэппи энд. А дальше — вторая серия.
Активная пенсия и Самарский университет
Осенью 2021 года мы с моим партнером Алексеем Королюком продали компанию новым владельцам. Алексей Королюк занялся несколькими новыми проектами и написал пару книг.
Я же решил временно отдохнуть от разработки и реализовать «социальную миссию» в области образования в родном Самарском университете, откуда сам выпустился в 2001 году. В то время уровень обучения программированию в нем был невысок и я дал себе слово, что когда-нибудь вернусь сюда в качестве преподавателя, чтобы улучшить эту ситуацию.
Я создал несколько авторских курсов для университета еще до 2021 года. А после продажи компании я решил погрузиться в преподавание более основательно. В 2022 году мне предложили создать курс по управлению разработкой ПО. Я согласился. Мотивацией было, в том числе, самому лучше разобраться в этом предмете, подытожив свой опыт руководства разработкой в REG.RU. Чтобы дополнительно прокачаться, я прошел пару профильных курсов: по Kanban от Neogenda и по управлению командой от «Стратоплана».
Я сам себя считаю практиком, а не теоретиком. Лучше всего учиться любому делу в реальных условиях — относительно небольшой объем теории и максимум опыта с настоящими проектами. Именно так я решил построить свой курс «Управление разработкой ПО».
В рамках курса студенты должны разбиться на команды, выбрать себе любой IT-проект на базе любых технологий, которые им интересны, и в течение семестра работать командой над этим продуктом, используя различные методологии и практики разработки: Scrum и Kanban. Также в курсе есть большой блок теории и практики по «Управлению продуктом», включая несколько командных заданий, связанных с продуктовой разработкой: исследования, CJM, продуктовые метрики, unit-экономика, Lean Canvas и т. п.
Судя по анонимным опросам после прохождения каждого потока, курс хорошо заходит студентам, некоторые пишут, что «это был самый полезный предмет за всё время». На базе этого курса мы также создали цифровую кафедру «Управление IT-проектами», чтобы курс могли пройти вообще все желающие студенты, не только IT-направлений. В результате за 3 года его закончили уже несколько сот человек.
Что особенно радует, по итогам этого курса студенты получают достаточно весомую строчку в свое будущее резюме. Их обучение на реальных проектах можно почти приравнять к работе в компании в течение полугода, и это дает достаточно много «очков опыта».
Причем тут Kaiten?
А Kaiten-то как раз играет одну из первых скрипок в обучении в рамках этого курса. Поскольку он прекрасно подходит как для Scrum, так и для Kanban и в процессе работы почти все студенты пользуются именно этой доской:
Сначала студенты работают по процессу Scrum, и в Kaiten есть весь необходимый для этого набор функций, включая Velocity Chart и Burndown Chart.
Затем они переключаются на процесс Kanban, где необходимо максимальное количество Kanban-метрик и графиков, чтобы на основании этой информации найти узкие места и оптимизировать процесс работы команды. И все они тоже есть в Kaiten: накопительная диаграмма потока, контрольный график, спектральная диаграмма, время разрешения блокировок, пропускная способность потока, время цикла и т. п. С помощью них можно легко найти узкие места, которые тормозят работу команды.
Хотя я никак не ограничиваю студентов в инструментах и они могут использовать любые другие онлайн-доски, каждый семестр происходит одно и то же: после переключения процессов со Scrum на Kanban какая-то из команд, которая НЕ использует Kaiten, пишет: «Ой, а мы не можем провести ревью сервиса, выполнить такие-то задания, в нашем инструменте отсутствуют нужные графики и аналитика».
Остается каждый раз разводить руками и писать: «Я же говорил, что для Kanban лучше подходит Kaiten, вы бы для начала проверили, что в вашем инструменте есть необходимый функционал»... )))
Призыв к действию
Говорят, в любой хорошей статье, кроме чисто аналитических, должен быть «Call to action». Так вот: «Используйте Kaiten!» ;)
Во-первых, он прекрасно подходит как для Scrum, так и для Kanban.
Во-вторых, с точки зрения полноты инструментария в рамках Kanban ему практически нет равных. Почти все известные нам онлайн-доски создавались либо как «Приоритизированный список задач», либо как доска для Scrum, куда позже добавились функции для Kanban. Kaiten же изначально создавался как мощный инструмент для работы по Kanban. Особенно это касается наличия различных графиков и аналитики досок, что очень важно для оптимизации вашего Kanban-процесса.
В-третьих, это отечественный продукт, защищенный от любых санкций, с техподдержкой на русском языке и возможностью спокойно платить из России.
И, что не менее важно, руководство Kaiten достаточно гибкое (как и гибкие методологии), открыто для диалога и готово идти навстречу своим клиентам, реализуя их пожелания.
Так что используйте Kaiten как в коммерческих проектах, так и в учебных целях.
Комментарии (53)
Zenitchik
05.09.2024 14:55+1У меня когнитивное искажение. Увидев "Столкнулся с Kaiten" подумал про https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Kaiten&oldid=1236922980
Zenitchik
05.09.2024 14:55+15Можно нескромный вопрос?
Почему сайт https://kaiten.ru/ такой угрёбищный? Только открыл - мышка рефлекторно к баннерорезке тянется.
jobless
05.09.2024 14:55+1Рисковать не стал, но вдруг у них нормальный интерфейс идёт как награда за регистрацию?
janvarev
05.09.2024 14:55Можно встречный вопрос?
Вы в жизни что-то содержательное публичное сделали, или научились говорить фразу "
мама, мне это не нравится"?Если дизайн плох - это будет понятно всем, у разработчиков никто ничего не купит, они обанкротятся, этого будет достаточно. Если дизайн не подходит вам, но подходит целевой аудитории - значит, недовольство дизайном является вашим личным мнением, а не объективной истиной. В любом случае ваше мнение о дизайне не нужно.
venanen
05.09.2024 14:55+21Как говорил мой научрук - чтобы сварить борщ, нужно быть поваром. Чтобы увидеть, что в борще плавает дерьмо - поваром быть необязательно.
Про ненужное мнение на публичной площадке - вообще читать комично.janvarev
05.09.2024 14:55Так вы что, ребенок, что ли, который не может отказаться от борща? Вас его есть заставляют? Или вы за него уже заплатили, вам принесли херню?
Это не госмонополия (Госуслуги), не естественная монополия (Майкрософт, Эппл) от интерфейсов которых отказаться затруднительно - там я критику понимаю, приходится пользоваться тем, что есть, и хочется, чтобы это поправили.
Обычный "еще один частный проект по управлению проектами". Не нравится - делайте свой или уходите к конкурентам, их море.
А термин "угребищный" и "дерьмо" я бы предпочел не видеть в общественном дискурсе - иначе весь дискурс свалится в это самое "дерьмо". В комменте, как я уже говорил, нет никакого содержания критики - дизайн +- дело вкуса и бюджетов. Неудивительно, что у небольшой компании бюджета нет.
В общем, я такое мнение считаю инфантильным и на публичной площадке его не хочу видеть, о чем и сообщил.
venanen
05.09.2024 14:55+5Дыра в вашей логике в том, что вы сообщили на публичной площадке свое мнение о том, что другое публичное мнение на этой площадке быть не должно. Тут уж, как говорится, или штаны оденьте, или крестик снимите. Потому что по такой логике я могу вообще про все комментарии говорить - потому что почти все вокруг - дело вкуса и бюджета, в том числе и пресловутый борщ.
janvarev
05.09.2024 14:55Так никакой дыры нет. Товарищ выразил своё мнение, я выразил своё, вы у меня спросили зачем, я ответил. Вы вот еще что-то написали.
Я не использую бессмысленных упреков в духе "уебищный дизайн", в этом разница. Перехожу на личности? Да, ок, считаю конкретно здесь это недостатком формулировки конкретного человека.
venanen
05.09.2024 14:55Если дизайн не подходит вам, но подходит целевой аудитории - значит, недовольство дизайном является вашим личным мнением, а не объективной истиной. В любом случае ваше мнение о дизайне не нужно.
Так вы же буквально сказали, что чье-то мнение не нужно. А теперь вы пишите:
Товарищ выразил своё мнение, я выразил своё
Так нужно или нет? Тут то как раз и кроется дыра.
janvarev
05.09.2024 14:55Я считаю, что вся эта дискуссия не нужна в публичном пространстве - но мне приходится её вести.
Я могу считать, что люди не должны совершать преступления, но содержать полицию. Идея понятна?
Psychosynthesis
05.09.2024 14:55Разница в том, что товарищ хотя бы какие-то аргументы озвучил, а вы только выпукнули фразу в стиле "сперва добейся".
Klenov_s
05.09.2024 14:55+5Ну почему же? Мнения нужны разные. Мне доводилось пользоваться Кайтеном и впечатления вполне нормальные, но если бы я сначала зашел на их сайт, то сбежал бы оттуда не задумываясь. Они своих клиентов видят вот такими, падкими на вырвиглазное, ну ок )))
janvarev
05.09.2024 14:55Мнения нужны разные.
Нет, мнения нужны в рамках осмысленного дискурса. Термин "угребищный дизайн" не говорит о качестве продукта - и даже дизайна (качество последнего в опросах с учетом статистики определяется, не?).
Он лишь говорит о том, что у автора комментария отсутствует культура уважения чужого продукта и мнения. На что, в общем-то, я и указал. Потому что если поощрять авторов выражать своё мнение без учета культуры обсуждения у нас останутся только надписи на заборах - их авторы очень пассионарны и имеют своё мнение, но вот читать их не очень интересно.
Zenitchik
05.09.2024 14:55+1Этот дизайн по качеству довольно близок к надписям на заборах.
Сверху жёлтая полоска, на стиль которой забили, как будто она досталась в наследство от начала 2000-х.
По всему сайту разбросана какая-то ползучая хрень, которую хочется сразу баннерорезкой скрыть, чтобы не ползала.
Zenitchik
05.09.2024 14:55+2Вы в жизни что-то содержательное публичное сделали
Я работаю в Mirapolis. На моей совести Mirapolis LMS. Можете посмотреть, как выглядит наша система.
А в монорыло - я ничего не произвожу.
janvarev
05.09.2024 14:55Хорошо, зачем же тогда критикуете? В работе каждой компании есть недочеты.
Вот, отзыв о системе вашей компании, первый из Гугла:
Скрытый текст
Короче, "работает просто ужасно". Вам нравится?
Zenitchik
05.09.2024 14:55+1Это Virtual ROOM. Другое подразделение.
janvarev
05.09.2024 14:55Я предположу, что автор статьи тоже не самостоятельно пилил дизайн kaiten. Тем не менее, почему-то в комментариях вы у него спрашиваете про дизайн, и даете негативную оценку в грубой форме.
Давайте я не буду спрашивать "почему ваша компания согласно отзывам делает продукты с проблемами в эксплуатации?", невзирая на подразделения и личную ответственность, а вы воздержитесь от замечания другим людям по поводу каких-то вещей, которые лично вам не нравятся. На мой взгляд, это более корректная позиция для общественного обсуждения.
Zenitchik
05.09.2024 14:55+1вы у него спрашиваете про дизайн, и даете негативную оценку в грубой форме.
А у кого ж мне спрашивать? И оценку я не автору даю, а дизайну. Чем чёрт не шутит, может автор её разделяет.
А грубая форма мной выбрана потому, что неудачному дизайну тоже есть предел. А это - запредельно.
Давайте я не буду спрашивать
Ну почему же? Только я ничего ответить не смогу, потому что я лично из тех людей, которые Virtual ROOM пилят, знаю полтора человека и то, потому что столы были рядом.
janvarev
05.09.2024 14:55А у кого ж мне спрашивать? И оценку я не автору даю, а дизайну. Чем чёрт не шутит, может автор её разделяет.
Не очень понял - а ЗАЧЕМ? Вы всерьез хотите у автора с прилагательным "угрёбищный" в вопросе получить какую-то информацию? Так спросите в личке. Или же вы хотите все-таки, чтобы ваш коммент увидели на Хабре?
ЗАЧЕМ мне ваша оценка дизайна, тем более грубая, у меня своих глаз нет? Или личного мнения? По мне приемлемый дизайн, а вот софт надо смотреть - потому что я покупаю софт, а не дизайн. Кстати, самые лучшие известные мне инструменты были получены на сайтах с довольно-таки хреновым дизайном - возможно, потому, что авторы фокусировались на функциях, а не на дизайне.
Вот вам сайт Винрара:
Zenitchik
05.09.2024 14:55+1известные мне инструменты были получены на сайтах с довольно-таки хреновым дизайном
Аналогично. Но всему есть предел.
Сайт, слабо отстиленный, как в 90-е, не выглядит как творчество студента, впервые севшего за PowerPoint. Есть какая-то академичность и минимализм.
PS: Кстати, за пределами IT, я и вовсе вывел закономерность: чем круче компания - тем паскуднее у неё сайт.
Не очень понял - а ЗАЧЕМ?
На самом деле - не подумав. Название триггернуло, а дизайн - добил.
janvarev
05.09.2024 14:55UPD: Ладно, ок ) что-то меня тоже стриггерило ваше замечание.
UPD2: У меня тоже похожая закономерность - поэтому на дизайн стараюсь обращать поменьше внимания... и слишком хороший дизайн правда аж подозрителен - "а что там с функциональностью?" )))
Psychosynthesis
05.09.2024 14:55Ну так пройдите мимо, раз вам оценка не нужна.
К чему все эти метания фекалий в человека, который своё мнение изложил?
janvarev
05.09.2024 14:55Не хочу Хабр, похожий на забор.
Хотя, судя по тому, что мне в основном отвечают с помощью "туалетных" метафор (вот это вот "дерьмо", "фекалии" и пр.) мои старания вряд ли увенчаются успехом...
Psychosynthesis
05.09.2024 14:55Что ж, это хороший повод задуматься, почему ваши комментарии вызывают у людей, в основном, туалетные ассоциации. У меня такого ощущения от Хабра почему-то не возникает.
janvarev
05.09.2024 14:55Ну, если вы думаете и пишете про фекалии, что ж я могу поделать-то - при том, что я их не упоминал...
Вот за что за что, а за ассоциации других людей я точно не могу нести ответственности. Это от склада ума зависит, а он вне моей власти.
Psychosynthesis
05.09.2024 14:55при том, что я их не упоминал
Ну так уж работают ассоциации, к примеру не обязательно упоминать о трупах, чтоб читатель задумался о смерти и т.д. Однако, вы сами заметили, что туалетные метафоры у людей возникают именно в ответах к вашим комментариям, так что и проблема это исключительно ваша, раз вас это беспокоит.
Попробуйте почитать что-нибудь о метафорах и "тропах" в речи, возможно жить станет легче и станет проще понимать о чём вам люди пишут.
janvarev
05.09.2024 14:55что туалетные метафоры у людей
Не у всего Хабра, а у трех-четырех пользователей. Подумайте лучше о своих проблемах с "ассоциациями". Про проекции можете почитать, про проективный тест Роршаха.
А то классический анекдот прям "- Доктор, а откуда у вас столько неприличных картинок?"
Psychosynthesis
05.09.2024 14:55Так у нас нет проблем, это ж вас метафоры задевают настолько что уже второй день отойти не можете, значит проблема лично ваша. На сайте пока ещё языком пользоваться не запрещали.
Sap_ru
05.09.2024 14:55+1Ох, ты ж, ёжик... После вашего комментария был готов к разному, но они сумели удивить. И правда чуть рефлекторно не закрыл. Мешанина стилей, шрифтов, размеров, оформлений. И всё это совершенно нечитаемо. И чем больше монитор, тем более мерзко оно выглядит, вплоть до полной нечитаемости (огроменные буквы и нечитаемо-мелкие буквы).
P.S. попытался полазить по сайту, почитать чего обещают. Нет, это реально просто невозможно читать. А совершенно честно пытался, но на большом мониторе огромные буквы и огромные буквы и одновременно крохотные буквы, а при попытке уменьшить окно мелкие буквы превращаются в точки и часть текста становится вообще не видна. Что-то где-то как-то оно только на экране мобильника, но и там дрожь по телу.
И это я про цвета молчу про эстетический момент, цвета и их сочетания.
harlow
сможете (изнутри) по секрету хабру рассказать почему рядовые нефтяники других регионов покупают именно самарское в/о
despair Автор
Не владею данной информацией )