Поскольку я немного интересуюсь «управлением продуктом», при этом сам являюсь активным пользователем самых разных цифровых продуктов, периодически возникают различные мысли на этот счёт.
Типичные продуктовые косяки в IT-продуктах, на которые я лично натыкаюсь постоянно и которые вызывают головную боль или недоумение:
Использование автоформатирования при вводе номера телефона
Почти в 90% приложений и большинство сайтов предлагают поле ввода для номера телефона (в основном для логина / аутентификации) с автоформатированием. Типа это делается «для удобства», чтобы не вводить вручную «+7».
При этом в 99% случаев (исключения встречал крайне редко) при вставке номера телефона из буфера обмена (во всяком случае мне так много удобнее, чем вводить вручную, особенно, если это не основной номер телефона, и ты ты обязан его помнить) — всё "ломается" и вместо номера, скажем "+79991234567" получается номер "+77999123456".
Это приходится исправлять вручную, при этом автоформатирование настолько усложняет исправление номера, что приходится его полностью стирать и вводить вручную сначала.
Дорогие господа разработчики! Умоляю вас, отключите это автоформатирование (которое не так просто реализовать и которое фактически мешает вводить номер) или по крайней мере протестируйте, чтобы автоформатирование корректно работало с буфером обмена! )
Опросы «Почему отписываетесь?» при отписке от email-рассылок
Как и многим другим, кто активно пользуется различными услугами в интернете, мне приходит куча СПАМа от разных компаний. Периодически приходится проводить «рейды» по отписыванию от этих рассылок.
При этом в большинстве случаев при попытке отписаться встречаю опрос «Почему больше не хотите получать нашу рассылку»?
Я понимаю продуктологов, которые хотят всё замерить, у них работа такая :-)
Однако, стоит им учитывать, что в 99.99% случаев, когда человек хочет отписаться от рассылки, он испытывает в этот момент эмоцию раздражения и хочет отписаться как можно скорее, он не будет вчитываться в эти варианты ответа в опросе и ответ его будет случайным. И как следствие результаты всего опроса — случайные и не релевантные.
Просто дайте возможность спокойно и как можно быстрее отписаться и пользователь будет вам благодарен! )
Назойливые лжечаты с поддержкой
На большинстве сайтов, где есть "всплывающий чат с поддержкой" он довольно таки назойлив, а в мобильной версии так вообще зачастую занимает существенную часть страницы, отвлекает и мешает работе с сайтом. При этом в 95% случаев чат "не настоящий": несмотря на то, что в нём присутствует имя оператора и даже его "фото" (оператор Елена или Иван), при попытке воспользоваться чатом как правило вначале пишет, что "оператор набирает сообщение", а потом мне предлагают ввести мои контакты и текст обращения, "мы обязательно с вами свяжемся". И чаще всего никто потом не связывается)
Вот зачем делать столь назойливый и отвлекающий всплывающий чат, когда на той стороне никого нет? Видимо, это как-то должно укрепить моё доверие к компании?
Дорогие владельцы бизнеса, если у вас нет реальной поддержки 24/7 или хотя бы 8/6, может не стоит втыкать эти чаты и вводить в заблуждение пользователей?)
Несоизмеримо высокие «требования безопасности» к паролям
Сайты и приложения наперебой соревнуются в том, чей алгоритм проверки пароля на «безопасность» будет круче и мощнее. В результате эти проверки всё сложнее и требования к «безопасности пароля» отличаются на разных сайтах и приложениях.
Это притом, что уже почти мейнстримом считается подход, при котором «сложные» (с большим количеством спецсимволов) пароли считаются менее безопасными, поскольку их невозможно запомнить, приходится и записывать.
Не говоря о том, что такие пароли сложнее вводить, мы вынуждены пользоваться менеджерами паролей (где пароль опять же можно своровать их буфера обмена) или записывать на бумажку, а эти бумажки легко обнаружить у каждого второго сотрудника под клавиатурой ))
Вместо этого уже несколько лет считается более безопасным подход (на эту тему есть ряд статей, можно легко нагуглись), с парольной фразой, являющемся просто последовательностью слов (в идеале, 4-5 слов, возможно, разделённых каким-то символом-разделителем).
Ну и самое интересное, обычно грешат замудрёнными требованиями к паролям сервисы, где вообще безопасность не так важна — небольшие интернет-магазины или сервисы, которыми мы пользуемся очень редко (возможно, 1-2 раза в жизни).
По факту, даже утечка / подбор паролей от таких сервисов ничем плохим не грозит пользователю, в отличие, например, от банковских приложений.
А в тех же банковских приложениях / сайтах, напротив, стремятся упростить жизнь пользователю, давая вводить в том числе короткий цифровой код вместо пароля, если ты уже был авторизован ранее.
Получается смешная ситуация, когда в банках требования к тем же паролям меньше (и чаще всего можно обойтись коротким цифровым кодом, даже на сайтах), хотя риски от их компрометации существенно выше. А вот какой-нибудь интернет магазин проростков пшеницы — впереди планеты всей по безопасности.
Чрезмерное увлечение «электронной подписью»
В продолжение предыдущего пункта. Периодически у различных брокеров (например, АльфаИнвестиции, отчасти АльфаКапитал, старая версия сайта БКС), да и не только у них, неоправданное использование механизмов с «электронной подписью», где даже просто для отправки запроса в в техподдержку или получения брокерского отчёта ты должен подписать запрос «электронной подписью». Естественно, для этого нужно отдельное приложение / программа, которая периодически то глючит, то исчезает из магазинов приложений, то работает только под виндоус и больше нигде.
И пользоваться всем этим в итоге крайне неудобно. Да и зачем, если речь идёт о безобидных операциях типа получения отчёта или запроса в поддержку??.
Ещё более весёлая ситуация, когда «электронную подпись» предлагают хранить на сервере, а использовать её можно введя пароль от электронной подписи.
Так сделано, например, на nalog.ru.
И это вообще дискредитирует саму идею электронной подписи — зачем она вообще нужна, если фактически мы используем тот же пароль и у нас нет локального устройства для электронной подписи?
То есть формально подпись как бы есть, но фактически смысла в ней никакого :-)
Комментарии (14)
Ivnika
20.06.2024 09:14Добавлю в копилку косяков - предложение оценить страницу или подобное появляющееся в углу, причем оно появляется по таймингу и не учитывает отвечал я или нет. В итоге либо матюкаясь закрываешь, либо ставишь низкий отзыв. Зачем так делают, не понимаю. Куда проще банально проверять был ли отклик от пользователя и показывать значительно реже, да и в принципе немного продумать механизм.
А уж про аватарку в углу постоянно разворачивающую вопрос - может помочь чем нить, это вообще писк, ну не нужна мне помощь консультанта )))
И эту тему можно продолжать долго, что в принципе неплохо - появляются новые технологии, идеи, их обкатывают на пользователях, глядишь какой нить продакт почитает эту статью и сделает опрос пользователей
nin-jin
20.06.2024 09:14+1Автоформатированиие номера не так уж и сложно реализовать на самом деле. Вот эталонная реализация - всего полторы сотни строчек, включая базу форматов номеров.
tuxi
20.06.2024 09:14Там если продолжать нажимать кнопки - не срабатывает ничего, просто принимает ввод и все расползается
KeepYourMind
20.06.2024 09:14+1Странно называть эталонной реализацию, с явными багами
nin-jin
20.06.2024 09:14А что вы ожидали, прицелившись курсором именно перед плюсом?
7+
?DMGarikk
20.06.2024 09:14+2вы хотите это предъявить пользователю который очень далек от технических подробностей и вообще с телефона это поле заполняет?
KeepYourMind
20.06.2024 09:14ожидал +7, как в других реализациях
если сместить фокус на инпут через таб, то бага тоже остается
nin-jin
20.06.2024 09:14Если бы вам нужно было
+7
, вы бы не целились перед плюсом.А вот выделение всего при табе стоит как-то отключить, да.
tuxi
Электронная подпись нужна брокеру чтобы в суде защитить свою позицию. А вы думали для чего?