Привет, друзья!

Мы сегодня поговорим о самолете, который обещает стать гордостью российского авиапрома и претендует на серьезное место на мировом рынке — МС-21. Этот лайнер уже привлёк внимание не только экспертов, но и простых пассажиров, благодаря обещаниям радикально улучшить комфорт в полётах. Давайте рассмотрим, что делает МС-21 таким выдающимся с инженерной точки зрения.

Авионика, двигатели и системы

Начнем с самой основы. Разработчики МС-21 полностью сосредоточились на создании отечественных систем. Это касается не только авионики, но и жизнеобеспечения, включая современные двигатели ПД-14.

ПД-14
ПД-14

Двигатель ПД-14 был создан пермской компанией «Авиадвигатель», является первым турбовентиляторным двигателем пятого поколения, полностью разработанным в России. Этот силовой агрегат с тягой на взлете от 12,5 до 14 тонн предназначен для самолётов семейства МС-21 и SSJ.

Одно из самых главных преимуществ ПД-14 на мой взгляд, является его высокая экономичность — удельный расход топлива ниже на 10–15% по сравнению с аналогами, что позволяет значительно снижать эксплуатационные расходы. Дополнительно двигатель оснащен системой шумоподавления, уменьшающей уровень шума на 15–20 дБ ниже требований ИКАО.

Конструкция ПД-14 сочетает в себе самые последние технологии: вентилятор с пустотелыми лопатками, малоэмиссионную камеру сгорания и инновационную турбину с охлаждаемыми лопатками. Система управления двигателем САУ-14 дает полный контроль над его работой, а высокий уровень локализации (до 95%) делает ПД-14 основным элементом программы импортозамещения в российском авиапроме. Стоимость одного двигателя составляет около 1,8 млрд рублей, что на мой взгляд говорит о серьезных намерениях.

Новый стандарт для пассажиров

Если вы когда-нибудь летали на самолетах эконом-класса, то знаете, как это бывает: узкие проходы, мало места для ног и постоянный шум двигателей, который может свести с ума за несколько часов. МС-21 своего рода гейм ченджер.

Ширина прохода в 50,8 см.

Представьте себе: достаточно места для того, чтобы спокойно разойтись с бортовой тележкой, не задевая друг друга. Напомню, что стандартная бортовая тележка обычно имеет ширину около 30-32 см.

Концепт салона
Концепт салона

В результате уменьшается время посадки и высадки, что напрямую влияет на оперативность рейсов.

Размер иллюминаторов увеличен на 30%, и это не просто для красоты. Больше света в салоне снижает ощущение замкнутости и создает более приятную атмосферу для пассажиров, что мастхев на дальних рейсах.

А теперь о багажных полках. Здесь МС-21 тоже не подводит. Полки стали на 19–25% вместительнее, чем у Airbus A320. Для пассажиров это означает больше места для ручной клади, а для авиакомпаний — меньше задержек на посадке, когда каждый пытается впихнуть свою сумку.

Шаг кресел в эконом‑классе составляет 81,3 см, в случае лоукостеров шаг может быть уменьшен до 73,7 см, что увеличит пассажировместимость до 211 человек без ущерба для удобства.

Управление климатом

Если в самолетах конкурентов давление в салоне соответствует высоте 2400 м над уровнем моря, то в МС-21 эта цифра снижена до эквивалента 1800 м. Это очень важно для пассажиров, ведь снижение уровня давления уменьшает риск возникновения головных болей и заложенности ушей, особенно на длительных рейсах.

Кроме того, есть небольшой апдейт систем вентиляции, которая по словам инженеров обеспечивает равномерное распределение воздуха по всему салону.

Аэродинмаика и конструкция

Конструкция фюзеляжа МС-21 разработана с учетом самых последних достижений в аэродинамике и композитных материалах. Ширина фюзеляжа увеличена до 4,06 метра — это не просто удобство для пассажиров, но и важный аэродинамический показатель. Композитные материалы, использованные в конструкции крыла и фюзеляжа, позволяют не только уменьшить вес самолета, но и повысить его прочность и устойчивость к высоким нагрузкам.

Процесс создания салона также не обошелся без интересных инженерных решений. При проектировании применялась методика так называемых «снеговиков» — моделей, которые учитывали анатомические зоны на уровне головы, плеч, таза и ног пассажиров. Это позволило оптимизировать пространство и создать более комфортные условия для каждого человека на борту, вне зависимости от его роста и комплекции.

Эффективность конструкции особенно проявилась в ходе испытаний. На одном из тестов МС-21 выполнил маневр, который обычно применяют только боевые самолеты — ранверсман.

МС-21 справился без труда. Плавный набор высоты и смена направления без потери высоты стали возможны благодаря идеальной аэродинамике и точной системе управления.

Производственные планы и перспектива

Конечно, проект не обходится без трудностей. Поставки МС-21-310 были перенесены на 2025 год, но это время позволит ещё больше улучшить и оптимизировать самолёт. К 2030 году планируется выпустить 270 единиц МС-21. Авиакомпании уже проявляют интерес — более 150 заказов уже подтверждены, включая крупные контракты с Аэрофлотом.

Аэрофлот планирует сосредоточиться на эксплуатации именно МС-21, а ранее законтрактованные SSJ-100 будут переданы в сублизинг другим авиаперевозчикам.

Укороченная версия МС-21-310

Недавно была новость о том, что МС-21-310 может получить версию с укороченным фюзеляжем. Такая модификация позволит авиакомпаниям эксплуатировать самолеты с более оптимальными весовыми характеристиками, сохранив дальность полета при загрузке 140–150 пассажиров. Это решение было принято из-за того, что базовая версия импортозамещенного МС-21 на 5,75 тонн тяжелее из-за использования новых отечественных материалов и систем.

Что в итоге

МС-21 — это не просто самолет, а большой шаг в российском гражданском авиастроении. Конечно, проект столкнулся с рядом трудностей и переносов, но они не кажутся чем-то критичным на фоне общего успеха.

Самолет обещает стать настоящей рабочей лошадкой для отечественных авиалиний, предлагая как экономичность для авиакомпаний, так и комфорт для пассажиров.

Что ж, держим руки на пульсе и ждем первых массовых рейсов этого лайнера!

Комментарии (62)


  1. Soupbreak
    10.09.2024 11:47
    +30

    инженерный триумф

    обещает стать гордостью

    были перенесены на 2025 

     К 2030 году 

    Что в итогe

    В итоге мы имеем почти 15 летний долгострой, который переносился много раз, с неясными перспективами


    1. badcasedaily1
      10.09.2024 11:47
      +2

      это не уникальная ситуация в авиации https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_787_Dreamliner


      1. Seydzi
        10.09.2024 11:47
        +7

        но, Boeing 787 - построено уже более 1000 экземпляров. и проектирование мс 21( он же як 242) началось еще в 1992 году, а Boeing 787 начали проектировать в 2004 году.
        и всё это при том, что боинг парраллельно разрабатывал и строил другие самолеты


        1. trolleybus2habr
          10.09.2024 11:47

          и ракеты да теперь боятся на нём летать соглашаясь на эйрбас а то и бразильский авиастрой


      1. Vityan
        10.09.2024 11:47
        +7

        А что не так с Boeing 787?

        Boeing 787 - от представленного проекта до первого полета - 5 лет, от первого полета до первого серийного - менее 2 лет. Были некоторые проблемы, сейчас летает.
        МС-21 - от представленного проекта до первого полета - чуть ли не более 10 лет, от первого полета до сегодняшнего дня прошло 7 лет и так и нет серийных. На мой делитанский взгляд дримлайнер намного успешнее.


    1. wolandino
      10.09.2024 11:47
      +5

      И что? Количество стран, что могут самостоятельно построить самолет такого уровня можно пересчитать на трех пальцах. Пусть это займет 15 лет.
      Сам факт постройки у меня ничего кроме гордости за страну это не вызывает.


      1. saboteur_kiev
        10.09.2024 11:47

        Строительство опытного экземпляра за 17 лет не есть показатель импортозамещенности, ибо за этот срок и подрядчики могут поменяться и материалы и электроника в мире, и для создания серийного производства вообще все с нуля возможно придется подгонять.

        Импортозамещение касается ж не только материалов и приборов. А и например то, что у подрядчиков возможно их оборудование было импортное, в условиях санкций оно поизносилось без замены/обслуживания и они уже не могут поставлять такие же детали.

        Поэтому реальный успех я бы оценивал уже на этапе серийного производства, когда можно более-менее подсчитать окупаемость проекта.


  1. takraf
    10.09.2024 11:47
    +1

    А действительно именно "баранизм" пассажиров при рассадке в салоне из-за долгого размещения ручной клади - основная причина задержек и нарушения оперативности и ритмичности полётов?


    1. ABRogov
      10.09.2024 11:47
      +14

      Ни разу с таким не сталкивался, что бы из-за клади рейс задерживали. Обычно все сидят и ждут, когда поедем.

      А вообще пост прочелся как "... который обещает стать ... благодаря обещаниям радикально улучшить". Куда вам что-то улучшать, вы хоть просто нормально сделайте. Улучшалкины, блин.


  1. exTvr
    10.09.2024 11:47
    +37

    Мы сегодня поговорим о самолете, который обещает стать гордостью российского авиапрома и претендует на серьезное место на мировом рынке — МС-21. Этот лайнер уже привлёк внимание не только экспертов, но и простых пассажиров, благодаря обещаниям радикально улучшить комфорт в полётах. Давайте рассмотрим, что делает МС-21 таким выдающимся с инженерной точки зрения.

    Это точно Хабр, а не "Вести" или сделаноунас.рф/дзен?


    1. pilot_artem Автор
      10.09.2024 11:47

      Дорогой комментатор,

      А почему бы и нет? Если я нашел вдохновение в том, чтобы отметить достижения отечественного авиапрома, разве это плохо? В конце концов, успехи, пусть и с задержками, — это результат трудов и амбиций. И, честно говоря, гордиться своим — это нормально и даже необходимо


      1. Yuriy_krd
        10.09.2024 11:47
        +22

        Уверен, многие бы гордились, если бы видели МС-21 на взлетном поле, а не в анонсах и обзорах.