Как написал в одном из своих романов Сергей Лукьяненко, «Кино – протертая кашка, обильно сдобренная сахаром спецэффектов, которую не надо жевать. Открой рот – и глотай…». И тем не менее, нам нравится смотреть фильмы — ведь это прекрасный способ расслабиться после напряженного трудового дня. Кто как, а лично я очень люблю голливудские блокбастеры, в сюжете которых встречается взлом какой-нибудь сверхсекретной системы или компьютерные вирусы. Потому что в подобных случаях даже самый залихватский триллер обычно превращается в смешную кинокомедию.

Конечно, речь не идет о таких общепризнанных мировой общественностью шедеврах, как «Хакеры» 1995 года, франшиза «Матрица» или «Трон». Но в истории кино хватает и других лент, в которых компьютерные технологии играют важную, если не решающую, роль. Вот, например, триллер «Сеть» с Сандрой Буллок в роли бета-тестировщицы Анджелы Беннет. В самом начале фильма Анжела внезапно обнаруживает коварный компьютерный вирус, играя в Wolfenstein 3D. Надо сказать, что «Вольфенштейн» сам по себе обладает разрушительной мощью не хуже, чем у атомной бомбы — в своё время я просидел за этой игрушкой несколько недель подряд, чуть не завалив сессию в институте. Но фильм не об этом: в ходе дальнейшего развития сюжета героиня получает от своего коллеги дискету с трояном, созданным таинственной хакерской группировкой. Стоит всего лишь вставить диск в компьютер, как вредонос начинает творить черные дела: рушит базы данных, изменяет записи на удаленных серверах, и, наверное, способен даже сжечь тостер в соседней квартире. Настоящее кибероружие, если всерьез не задумываться о том, как трояну удается в одно мгновение проникнуть во все мировые сети и системы, причем в эпоху дайл-апа и Windows 95.

Судя по всему, сценаристы «Сети» узнали о принципах работы интернета по рассказам голливудских костюмеров и осветителей: в кино всемирная сеть выступает в роли какой-то волшебной палочки, с помощью которой можно мгновенно менять реальность. Нужна новая личность? Пара кликов — и теперь ты совершенно другой человек! Ну, а хакеры показаны в этой киноэпопее, как настоящие технологические маги, способные сделать буквально всё. Взломать системы НАСА, изменить дату рождения в официальных базах данных? Без проблем! Причем эти фокусы они проделывают с необычайной легкостью, сопоставимой с игрой в тетрис. Попытались бы они с такой же непринужденностью исправить опечатку в СНИЛС…



Справедливости ради надо сказать, что в «Сети» продемонстрированы и передовые для своего времени технологии — например, интернет-знакомства. Так, в поисках романтических приключений Сандра Буллок знакомится в сети с мужчиной своей мечты (который, конечно же, оказывается злобным агентом таинственной хакерской группировки). А еще она заказывает через интернет пиццу. Если бы ее привез курьер c терморюкзаком на электровелосипеде, «Сеть» и с полным правом можно было бы назвать пророческим фильмом. Но увы.

Или вот, например, легендарный боевик «Пароль рыба-меч», в котором показана уникальная технология взлома сервера Министерства Обороны США за 60 секунд — описать ее практически невозможно, это нужно видеть. Обращает на себя внимание тот факт, что главного героя, супер-хакера, нанятого для взлома правительственных систем, зовут Стэнли Джобсон: не иначе сценаристы на что-то тонко намекают. Кстати, другого мега-хакера в этом фильме зовут Торвальдс — в общем, для полного комплекта не хватает только Гейтса и Цукеровича.



Отдельное эстетическое удовольствие доставляет сетевой червь с графическим интерфейсом, позаимствованным из скринсейвера от Windows 95. Причем этот вредонос проникает в системы, как ниндзя, сопровождая свое победное шествие анимацией из лучших видеоигр 90-х. Видимо, режиссер решил: люди ни за что не поверят в опасность вируса, если он не будет светиться и вращаться на экране под ритмичную музыку. А само кино внушает зрителю простую мысль: если ты достаточно крут, у тебя есть комп и потертая кожаная куртка, ты можешь взломать что угодно. Банки, правительственные сети, системы слежения открываются перед тобой, как двери супермаркета. Для этого нужно лишь, изобразив на физиономии сосредоточенное выражение, тыкать пальцами в клавиатуру с достаточно высокой скоростью.

Еще один запомнившийся в этом ряду фильм — «Враг государства» с Уиллом Смитом, рассказывающий о заговоре и правительственной системе тотальной слежки. Больше всего поражают воображение показанные в этом триллере технологии наблюдения: если верить киношникам, любой предмет вокруг нас — от обычной видеокамеры до зубной щетки — может быть частью глобальной системы негласного надзора. В этом фильме каждый уголок города под завязку напичкан датчиками, камерами и спутниковыми системами, которые способны сосчитать количество волос на макушке и угадать, что главный герой кушал на завтрак. Забыли мобильник дома? Не беда — ваши джинсы уже отправили отчёт в ЦРУ.



Весьма своеобразно в этом фильме показана работа спутниковых систем слежения. Оказывается, спутники способны присматривать за героем на таком уровне детализации, что позволяют разглядеть номерной знак его автомобиля даже в дождливый вечер сквозь облака. Хотите спрятаться под мостом? Извините, спутник уже переключился в инфракрасный режим и видит вас лучше, чем вы сами себя в зеркале. Пожалуй, такие возможности сделали бы спутниковую слежку идеальной, если бы они существовали за пределами бурной фантазии сценаристов.

Ко всему прочему фильм заставляет зрителей верить, что спецслужбы в состоянии взломать абсолютно любую систему безопасности и узнать о человеке что угодно, просто подключившись к какому-то магическому серверу, где хранятся все данные на свете. Наверное, кого-то это сподобит установить на ноутбук десять антивирусов и заклеить веб-камеру мозольным лейкопластырем, но Уилл Смит не даст соврать — это не поможет!

Про киношедевр под названием «Крепкий Орешек 4.0» написано уже много. В этой серии популярной франшизы Брюс Уиллис вышел на новый уровень: теперь его герой Джон МакКлейн борется не просто с плохими парнями, а с целой армией хакеров!



Хакеры в четвертом «Орешке», кстати, наделены сверхспособностями покруче, чем у Гарри Поттера. Если в реальном мире даже винда обновляется по полдня, то в мире «Крепкого орешка» злодеи просто открывают свой ноутбук, нажимают пару кнопок, и всё, что только можно, начинает взрываться и пылать. По их желанию обрушиваются энергосети, транспортные системы, финансовые рынки — причем за считанные минуты. Но даже матерым киберпреступникам не по силам разрушить цивилизацию, если на свете есть кто-то вроде Брюса Уиллиса, способного просто отключить ваш сервер выстрелом из пистолета, или расколотить ноутбук мощным ударом кулака. Фильм, конечно, оставляет массу вопросов — начиная от того, где найти таких хакеров, и заканчивая тем, почему издательства все еще не выпустили иллюстрированное пособие «Как стать МакКлейном в мире IT».

Что же касается вредоносных программ в кино, что наиболее забавно они показаны в «Дне независимости». С технической точки зрения это и в самом деле настоящее «дно»: если верить сюжету, написанный на коленке троян проникает в космические корабли инопланетян и выводит их из строя. Не иначе, пришельцы с далеких звёзд наняли по объявлению админа, который установил на их бортовых компьютерах винду, из-за чего звездолёты безнадежно заблудились на окраине галактики. Причем, совершив эту диверсию, инопланетный айтишник, видимо, заодно отрубил на компах инопланетных захватчиков Windows Defender и UAC. Никак иначе показанную в этом блокбастере победу человеческого разума над нечеловеческой логикой сценаристов объяснить невозможно.



Среди фильмов, которые критики хвалят за правдоподобность показанных хакерских атак, помимо сериала «Мистер Робот» нередко отмечают и шпионский детектив «Кибер» (Blackhat). Фильм вышел на экраны в 2015 году, и в нем, что любопытно, показан принцип действия трояна, подозрительно похожего на Stuxnet образца 2010 года — правда, настоящий Stuxnet атаковал иранские центрифуги для обогащения урана, а киношный — систему охлаждения атомной электростанции. И, хотя показанные в «Кибере» компьютерные технологии не вызывают отторжения, вопросы возникают к самому сюжету: если киношные хакеры способны запросто манипулировать биржевыми котировками и зарабатывать на этом миллионы, зачем им все эти заморочки с промышленными системами и охлаждающими насосами?



Впрочем, не одним только Голливудом живет киноиндустрия: по части развесистой клюквы наши соотечественники могут запросто дать им фору. Взять, например, шедевр мирового кинематографа под названием «Хранители сети» — в нем что ни кадр, то просто песня с припевом. По сюжету фильма добрые хакеры ловят своего злого коллегу, окопавшегося в банковских и биржевых сетях. Что характерно, делают они это при помощи китайской лазерной указки с АлиЭкспресса. В процессе этого эпического противостояния все пылает, дымит и взрывается, даже то, что пылать, дымиться и взрываться не может в силу естественных законов природы. Основную сюжетную интригу раскрывать не буду, чтобы не портить удовольствие от просмотра этого блокбастера — только смотреть его рекомендую, отложив попкорн подальше, чтобы случайно не подавиться от хохота.



Если посмотреть с десяток художественных фильмов про хакеров, можно прийти к выводу, что почти все режиссеры и сценаристы используют один и тот же список художественных приемов, которые работают безотказно:

  • самый надежный способ уничтожить информацию на компьютере — это пальнуть из дробовика в монитор;
  • все спецслужбы и секретные правительственные конторы используют короткие пароли, которые без труда подбираются за пару секунд;
  • самый надежный и эффективный способ взломать сервера Пентагона — набрать в командной строке «ping 127.0.0.1»
  • если предыдущий метод не сработал, попробуйте ввести «hack_the_planet.exe»;
  • перебор паролей методом брутфорса сопровождается захватывающими визуальными эффектами. На экране будут мелькать непонятные слова, цифры и иероглифы. Причем все это обязательно отобразится на физиономии сидящего за компом хакера — ведь они используют для этого специальный портативный проектор;
  • трояны и вирусы запускаются с красочной анимацией, вспышками и трёхмерной графикой — чем они ярче, тем злее вирус;
  • при этом вирусы кросплатформенны и прекрасно работают на любом железе, даже инопланетного происхождения;
  • с любого домашнего ноутбука можно выполнить абсолютно любое действие: от запуска ядерной ракеты до включения кофеварки;
  • когда все идет не так, настоящий хакер запускает Norton Commander и задумчиво смотрит в монитор. Ибо Norton Commander — это вершина технологического прогресса!
  • процесс входа в систему обязательно отображается на гигантских мониторах, чтобы все могли видеть, как пользователь вводит пароль, а испуганный админ заранее начал потеть и суетиться;
  • любой защищённый сервер можно взломать из интернет-кафе с ноутбука 2005 года выпуска, попивая текилу;
  • на Земле существует только одна система защиты, которая способна спасти человечество. Но она всегда выключена.


Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR

Комментарии (8)


  1. Tzimie
    11.09.2024 07:08
    +6

    Ещё перевод денег со счета на счёт. Показывается progress bar, и количество уже переданных денег, словно это вода в трубе


    1. ProgerMan
      11.09.2024 07:08

      А ещё что такое 2FA? Ведь всегда легко можно перевести миллионы без подтверждений и подозрений банка буквально парой кликов. В "Пацанах" такое было.


  1. myswordishatred
    11.09.2024 07:08

    Добавлю, что практически все важные компьютеры работают на каких-то неизвестных операционных системах с массой эффектов и красивых графиков.

    На этом фоне сцена, где Тринити получает доступ к АЭС (вроде бы, уже точно не помню) через консоль выглядит верхом фактографичности.


  1. NutsUnderline
    11.09.2024 07:08

    если делать такое кино реалистичным то его вообще никто не захочет смотреть, а перечислены динамичные фильмы явно расcчитанные на массы.

    с таким же успехом можно сказать что авторы "Чарли и шоколадной фабрики" никогда не были на шоколадной фабрике.

    есть много фильмов и сериалов где хакерство используется только для антуража, иногда - показывается нарочито коротко, c хорошей "перемоткой" по времени, а сами фильмы, все то же про людей, отношения, психологию, ну и криминал - и это все почти не меняется от применения технических средств.

    тот же MrRobot - это не про компы, а про наркомана-психопата, я бы с интересом послушал его критику от нарколога и психиатра. И такой критике очень много - много видео роликов где реальные специалисты смотрят на киношных коллег и сильно удивляются.

    есть прекрасный список фильмов где используется nmap и в общем то без ляпов, но в них полно другого нереалистичного - не связанного c IT


    1. VYudachev
      11.09.2024 07:08
      +1

      с таким же успехом можно сказать что авторы "Чарли и шоколадной фабрики" никогда не были на шоколадной фабрике.

      Наверное, про любой фильм, в котором есть эпизоды с медицинскими манипуляциями, можно найти разбор с фейспалмами от настоящих врачей.


      1. NutsUnderline
        11.09.2024 07:08
        +1

        апогеем этой темы стали "Интерны" - там "киношный врач" учит другого актера как правильно говорить и какие косяки в сценарии


  1. Tinkz
    11.09.2024 07:08
    +3

    Помню как в "Мухтаре" "специалист" вычислил IP хакера набравь у себя на компе ipconfig. А вообще - летающие мужчины в трико никого же не смущают, т. ч. цепляться к неправдоподобности "хакерства" в фильмах глупо.


  1. toivo61
    11.09.2024 07:08

    Эх. Как всегда, забыли про фильм "Тихушники".