Существует множество стереотипов, связанных с аутстаффингом. Часто можно услышать, что работа в продуктовой компании — это вершина карьеры, а аутстафф — самое дно пищевой цепочки. Однако реальность гораздо сложнее.

Обратная сторона 

И продуктовые компании бывают плохими, и таких немало. В крупных корпорациях часто наблюдается высокая текучка кадров. Там нет человеческого отношения к сотрудникам: считают, что раз вас наняли, то вы должны быть благодарны. Они редко создают коллектив, а их HR-бренд сводится к громкому имени.

Из плюсов работы в крупной компании можно выделить возможность получения акций. Это удерживает сотрудников, особенно тех, кто постарше, семейных или думающих о пенсии, и мотивирует их на долгосрочную работу.

Однако многим такие компании быстро надоедают. Они не особенно заботятся о людях. Могут построить помпезный офис для хвастовства, но это не решает проблему текучки кадров.

Аутстафф в России

В России большая часть рынка — это аутстаффинг.

Вам могло показаться иначе, или менеджеры пели сладкие речи при найме, но большинство проектов — это классический аутстафф, когда на стороне заказчика есть своя команда, а вы встраиваетесь в ее инфраструктуру сбоку.

Почему так происходит? Компании-заказчики боятся потерять экспертизу. Когда передаешь проект целиком подрядчику, экспертиза остается у него. А при использовании аутстаффа — внутри компании. Ядро команды — это свои сотрудники: лидер, архитектор, аналитик, менеджер продукта. Это безопаснее и удобнее, снижает риски.

Заказная разработка тоже существует, но её значительно меньше. Формат, когда проект целиком передается подрядчику, для крупных клиентов в России нетипичен. Небольшие проекты могут отдать на аутсорсинг, если у компании нет собственного IT-отдела и других вариантов нет.

Так ли «страшен черт, как его малюют»?

Отрицательная репутация аутстаффа сформировалась потому, что крупные компании-доноры отправляли людей в проекты и выжимали из них все силы. Сотрудники не видели нанимающую компанию, не чувствовали поддержки, их просто перепродавали как ресурс. «Пушечное мясо» — пожалуй, самая точная характеристика системы ещё 7-10 лет назад.

Постепенно ситуация улучшилась.

Внутри аутстаффинговых компаний начала зарождаться собственная культура и менеджерские процессы. У многих появились собственные проекты и университеты, где можно развивать навыки и делиться опытом с коллегами. С точки зрения возможностей для развития — аутстаффинг хорош.

Когда компания слишком большая, гибкости мало. В аутсорсинговых и аутстаффинговых компаниях численность сотрудников редко превышает 1000 человек, что позволяет лучше учитывать их интересы.

Аутстафф 2.0

Мы, в отличие от таких компаний, стараемся, чтобы наши сотрудники не чувствовали себя брошенными. Мы не забываем о них, продолжаем развивать и решать их проблемы, чтобы они ощущали себя частью нашей команды.

Для этого мы поддерживаем прозрачность процессов. У нас есть внутренний HR, который ежемесячно встречается с каждым сотрудником, чтобы обсудить возникающие трудности.

Наши сотрудники много работают над проектами, и иногда внутреннее общение ограничивается необходимым минимумом. Постепенно мы решаем и эту проблему, проводя технические тимбилдинги с нашим исполнительным директором Женей Гущиным.

Возможно, мы организуем техническую конференцию, на которой сотрудники смогут делиться своими ошибками и учиться на чужих. Ранее мы уже проводили такое мероприятие под названием «История моих факапов». Также мы планируем провести Lean Poker — хакатон, где разработчики будут писать ботов для игры в покер.

Плюсы аутстаффа

  • Возможность поработать в разных командах, что способствует быстрому росту технической компетентности. Если компания заинтересована, она подберет проект, соответствующий интересам сотрудника. В аутстаффе проще погружаться в различные области, сменить профиль, проект или команду.

  • У сотрудников в аутстаффе шире технический кругозор. Те, кто долго работают в продуктовой компании над одним и тем же продуктом, часто имеют очень узкий опыт, ограниченный задачами и технологическим стеком компании. В аутстаффе шаг влево или вправо позволяет расширить знания и навыки.

  • Появляется возможность поработать в крупных компаниях и над проектами, куда иначе попасть было бы сложно. Устроиться в крупную компанию не всегда просто, но если она нанимает через аутстафф, появляется шанс поработать над значимым проектом, который станет отличным дополнением к портфолио.

  • Если сотрудник попал в хорошую команду, это отлично. А если команда не устраивает, можно легко перейти в другую, не увольняясь. В крупных компаниях перейти с проекта на проект практически невозможно — им проще уволить человека и нанять нового.

  • IT-культура в IT-компаниях лучше. Несмотря на то, что крупные банки стараются быть похожими на IT-компании, реальный финансовый мир, с которым они связаны, влияет на IT-специалистов больше, чем в чисто IT-компаниях. В последних культура выстраивается вокруг IT-специалистов и проектов, тогда как в банках — вокруг бизнеса. Для IT-компаний бизнес — это IT-проект, для банка — кредиты.

  • В аутстафф-компаниях ценность сотрудника выше, поэтому для него делают больше: проявляют заботу, учитывают интересы, ставят в приоритет профессиональное развитие. Крупные компании вынуждены этим заниматься, чтобы не потерять сотрудников, но для аутстафф-компаний это действительно важный приоритет.

Минусы аутстаффа

  • Если сотруднику хочется работать на одном проекте несколько лет, ему проще устроиться в продуктовую компанию. Стабильность в продуктовых компаниях выше. В аутстаффе сегодня сотрудник работает на одном проекте, завтра — на другом. Нужно постоянно двигаться и развиваться.

  • В формате аутстаффа заказчики нанимают людей, чтобы можно было быстро менять команду. Если нужно сократить штат, первыми убирают аутстафферов.

  • В крупной продуктовой компании у сотрудника может быть выше зарплата (хотя это не всегда так).

В конечном итоге успех работы в аутстаффе зависит от правильной реализации. И продуктовая компания может оказаться той ещё галерой. У каждой модели трудоустройства есть свои сильные и слабые стороны. Важно помнить, что наилучший результат достигается, когда работа соответствует задачам и интересам сотрудника.

Комментарии (5)


  1. Jedy
    19.09.2024 04:59
    +1

    звучит очень здорово. Ещё хотелось бы для полноты картины посмотреть на исследования и сравнить медианные зарплаты разработчиков одного уровня в аутстафе, аутсорсе и продуктовых компаниях


  1. DMGarikk
    19.09.2024 04:59
    +5

    Минус аутстаффа в том что вы как бы в команде штатных разрабов но при этом не имеете никаких плюшек и преференций, хотя они всегда озвучиваются (не для вас но вы же видите все) как мотиватор

    Я работал в крупной конторе аутстаффером через эпам, типа там было "ребят на наш департамент квартальная премия за сдачу проекта, урааа"..и ты такой ..ага ага...премия у них, зато на корпоративы звали


  1. andi123
    19.09.2024 04:59
    +4

    Ну и не надо забывать, что в аутстаф сливается всякая тупая неблагодарная работа. Легаси поддерживать, баги править, выяснять почему это вдруг столетний код начал вести себя странно, как добавить новый функционал там где нет ничего. Если это давать своим погромистом, они быстро выгорят и уйдут. А аутстафера не жалко, этот сточится, нового подгонят. Договор же не с ним, а с компанией.


  1. DMGarikk
    19.09.2024 04:59
    +1

    , а аутстафф — самое дно пищевой цепочки

    я бы сказал, что оутсорс это самое дно

    там помимо того что генерится продукт кошмарного качества, так еще зачастую приходится мухлевать с отчетностью потому что почти всегда начинается впихивание невпихуемого и бодания о том что вы не так поняли ТЗ и принимать не будем... это конечно геморрой менеджеров, но для рядовых программеров это выливается в бесконечный пожар с дедлайнами и кучи багов


  1. yakushevpy
    19.09.2024 04:59

    Действительно, аутстафф популярен у компаний заказчиков. Причина указана в минусах. И к такому виду деятельности можно привыкнуть, однако:

    • Собеседования в компании заказчиков вы проходите сами. (за вас никто этого не сделает)

    • Работаете под покровительством начальника из компании заказчика. (вдобавок к начальнику, что платит вам зарплату)

    • Заказчик может внезапно отказаться с вами работать.

    • Заказчик выделяет для аутстафа рутинную и не интересную работу. (в большинстве случаев)

    • Поработать с действительно важными и интересными функциональностями скорее всего не получится, т.к. их не доверяют внешним сотрудникам.

    • Ваши знания будут широкими, но поверхностными. (тут конечно от вас зависит)

    • Скорее всего вы будете не заинтересованы в "чужом" проекте.

    • Вам понадобятся высокие софт-скиллы для постоянных собеседований и устройства в новый коллектив.

    • Лишаетесь плюшек компаний заказчиков.