Приветствую! Захотелось что-то поделиться своим преподавательским опытом по обучению взрослых людей.
Хочу предупредить сразу:
статья графоманская
статья не содержит ничего нового (всё можно найти в интернетах/книгах)
в статье не будет количественных и качественных показателей - только субъективное мнение
Немного о моём опыте преподавания и программирования:
Преподаю программирование для взрослых с 2018 года.
До этого преподавал робототехнику детям и подросткам.
Также преподавал фотографию.
Надеюсь всё вышесказанное отпугнёт вас читать мою статью…
Итак. Учась в педагогической гимназии, не думал что стану учителем. Им и не стал, зато стал преподавателем. Я различаю эти понятия, хотя грань между ними очень зыбкая. А ещё я биолог по образованию (но это уже совсем другая история)… Переходим к сути повествования.
В теории обучения есть отдельная дисциплина/раздел по обучению взрослых - андрагогика. Можете с описанием этого направления ознакомиться на Wikipedia* - https://ru.wikipedia.org/wiki/Андрагогика
Андрагогика говорит что нужно при обучении взрослых учитывать следующее:
осознанное отношение к обучению
стремление к самостоятельности
стремление к осмысленности обучения: знания нужны для решения конкретной проблемы и достижения конкретной цели
практическая направленность: стремление к применению полученных знаний и навыков
наличие жизненного опыта
влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов
Давайте разберём каждый пункт.
Осознанное отношение к обучению.
Считается что взрослые люди, когда идут учиться, понимают зачем им это и для чего и какие к ним будут предъявляться требования, т.е. осознают. Но по своему опыту знаю - это не всегда так. Когда у меня появляется новая группа студентов, то я провожу с ними знакомство - а-ля “добро пожаловать в клуб анонимных… программистов“. И по их представлениям/рассказам о себе (один из вопросов для них: “зачем пошли учиться?“) не все могут дать чёткий ответ зачем и для чего пошли учиться. Либо понимают зачем учатся, но не понимают что это ещё и ответственность. Т.е. думают: “мне сейчас расскажут всё, я ничего делать не буду“. Может мне просто такие взрослые студенты попадаются?..
Стремление к самостоятельности.
Тут всё ещё хуже, чем с осознанностью. Лишь малая часть студентов что-то может сделать самостоятельно. Большинству нужен “волшебный пинок”. И то этот пинок не всегда работает. Бывают группы, в которых студенты (все студенты) молчат на занятиях и не выполняют никакие задания. Не говоря уже о том, чтобы проявить какую-то самостоятельность в познании программирования.
Конечно, есть такие студенты - кто сам посмотрит дополнительно что-то по темам, попробует какой-нибудь новых для него подход и потом закидает вопросами. Но многие даже и вопросов сами не задаю, пока не спрошу у них: “какие у вас вопросы?“.
Стремление к осмысленности обучения.
Это стремление проявляется только если есть осознанность и самостоятельность. А если она есть - то студент пытается применить полученные знания на практике (см. следующий пункт). Потом приходит с вопросами: "что не так?", "а что так?". Получает ответы и снова применяет их и т.д.
Практическая направленность.
Сия направленность проявляется при осмысленном стремлении к обучению (см. пункты выше).
В своей практике я стараюсь со студентами решать задачи “более жизненные“. Например, создать БД для системы контроля и учёта доступа или написать приложение по подбору ментора. Всё зависит от опыта студентов, их желаний и моих возможностей. Мы также пробуем учиться работать в команде, рефлексировать полученный опыт. Т.е. стараюсь сделать обучение более практико-ориентированным.
Наличие жизненного опыта.
У взрослых студентов конечно присутствует жизненный опыт. Хотя может не хватать опыта работы по нужной специальности (но это уже совсем другая история…). И вот об этом опыте я тоже прошу рассказать при первом знакомстве. Дальше, уже опираясь на опыт студентов, строится их обучение. И это приносит плоды. Многим проще понять примеры на основе их знаний и представлений, чем “сухую теорию”.
Влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов.
А вот это влияние очень сильное. И тут нужно только подстраиваться под него. Приходится объяснять студентам что нужно постараться договориться с членами своей семьи, что занятия это важно, что в это время лучше не отвлекать.
Нормально отношусь к опозданиям - т.к. многие работают и нужно время чтобы добраться с работы до дома и подключиться к занятиям. Нужно быть более лояльным к социальным и бытовым событиям своих студентов.
Вывод.
Из всего выше сказанного могу сделать вывод: не все взрослые студенты осознают или ответственно подходят к обучению. И я бы выделил что для обучения взрослых нужно ориентироваться на следующее:
влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов
наличие жизненного опыта
практическая направленность
Всё остальное из андрагогики - очень индивидуально. Главное чтобы было стремление учиться и не было бы проблем в семье, на работе и т.п.
Вот такой, немного сумбурный, получился мой рассказ. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Жду положительные и отрицательные комментарии.
* РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ
Комментарии (20)
Zenitchik
31.10.2024 10:25Моё мнение: если человек не может научиться программировать сам по книжке, то с ним что-то сильно не так, и учить его программированию бесполезно.
killyself
31.10.2024 10:25Может и хочет это разные вещи. Намного проще работать с преподавателем, кооперироваться с другими, получать доп. мотивацию за счет этого всего, чем продираться через книжку за те же знания. А в обучении программированию хорошая мотивация это 50% успеха. Другое дело, что тем, кто от книжек отворачивается, часто как раз мотивации и не хватает.
Zenitchik
31.10.2024 10:25Хочет искать преподавателя и с кем-то кооперироваться, вместо того, чтобы этого не делать? Объём трудозатрат же несоизмеримо больше, чем с изучением по книжке.
Или это всё сделали за него, а он вообще учиться не хотел?
"Доп.мотивация за счет этого всего" - она же всё равно не настоящая. Она мотивирует общаться с этими людьми, а не учиться.
AnSt Автор
31.10.2024 10:25По себе могу сказать - что обучение по книжкам - те ещё трудо- и время-затраты. С преподавателем или в группе быстрее будет, но только если преподаватель заинтересован в передаче знаний.
IrinaChel
31.10.2024 10:25Согласна с тремя выводами автора.
Я одна из его взрослых учеников. Мои осознанность и стремление к осмысленности обучения первое время сильно тормозились тем, что я в достаточно взрослом возрасте пришла из совершенно другой сферы. И анализируя, как и где мне учиться, выбор был однозначен - только длительные курсы. Мне нужно было с начать с основ под чутким преподаванием. "Дойти до книжного магазина" мне не трудно (как и в сети искать информацию), а вот чтобы "купить то, чего ему не хватало" - для этого надо знать, чего же не хватало.)))
Благодарю автора, как мудрого преподавателя, который не просто дал основы, но и подогревал интерес к саморазвитию, в том числе собственным примером.AnSt Автор
31.10.2024 10:25Спасибо за комментарий.
P.S. Сразу готовьтесь к тому, что тут могут вас посчитать "типо бота" для поддержки автора (не помню как правильно это называется).
F1eex
Из моего опыта: некоторое взрослые в плане обучения очень напоминают капризных детей, которые обижаются на плохую математичку, вместо того, чтобы понять сущность интеграла. Учиться не хотят, за них все должен сделать кто-то другой.
AnSt Автор
Есть такие. Вроде и взрослые люди, а ведут себя хуже маленьких детей.
F1eex
Вот вот. Мой опыт - говорю людям: "поставьте программу для скриншотов, делайте скрины экрана с косяками в файле заказчика, помечайте косяки на скринах, скидывайте скрины заказчику. И не придется вести бесконечные звонки и переписки для разъяснения". Но люди не хотят загуглить эту прогу, хотя делов на пять минут. Люди не хотят овладеть не академическими знаниями, а даже сугубо практическими.
kuzzdra
Их устраивает. Звонки, переписка, видно что человек работает, не бездельничает.
AnSt Автор
Кстати, тоже верно. Даже можно приписать это к осознанному отказу от обучения - ибо даст результат. ))))
F1eex
Не так. Тут другая ситуация. Мы полгода работали практически без начальника. И эти работники мои коллеги жаловались, что есть бесконечные созвоны и переписки. Я придумал решение, я загуглил лайтшот, что позволило бы им больше времени пинать балду на работе, их никто не контролировал. Но они даже лайтшот не стали осваивать.
AnSt Автор
Ну ведь сознательно не стали ))) Значит понимают что не смогут обучиться и что не стоит им своё время на это тратить.
Но на самом деле - это грустно.
Zenitchik
Вы слишком высокого мнения о людях. Им просто было влом вникать. А о последствиях они не думали.
AnSt Автор
Я это имел ввиду под сознательным нежеланием учиться ))))
kuzzdra
Какие такие последствия? Конкуренты в спину дышат? Нет.
Значит, это мозг не напрягает. А разработка нового процесса - напрягает. Это же надо пинать и коллег с той стороны, чтобы они работали по новому..