Многие разработчики хоть раз задумывались о том, чтобы создать свою собственную операционную систему (ОС). Это может показаться сложной задачей, но, если разбить процесс на этапы, создание минимальной ОС становится более реалистичным. В этой статье мы рассмотрим основные шаги создания простой операционной системы с нуля, а также инструменты и знания, которые могут вам понадобиться.
Что такое операционная система?
Операционная система — это набор программ, которые управляют аппаратным обеспечением компьютера и обеспечивают выполнение приложений. Примеры популярных ОС включают Windows, Linux и macOS. Для создания своей ОС необходимо разобраться в низкоуровневом программировании, работе с памятью, файловыми системами и аппаратными интерфейсами.
Подготовка
Прежде чем начать разработку ОС, потребуется несколько инструментов и базовых знаний:
Ассемблер и C — это языки, на которых чаще всего пишут ядра операционных систем.
Эмулятор (Bochs или QEMU) — позволит тестировать вашу ОС без необходимости постоянно загружать её на реальный компьютер.
Компилятор — для перевода вашего кода на язык, понятный процессору (чаще всего используется GCC).
Загрузчик (Bootloader) — это программа, которая загружает ядро вашей операционной системы. Мы будем использовать GRUB, поскольку он широко поддерживается и удобен для начинающих.
Этап 1. Создание загрузчика
Загрузчик — это первая программа, которая запускается при старте компьютера. Мы можем использовать готовый загрузчик GRUB, который будет загружать наше ядро.
Пример создания загрузочного сектора:
[BITS 16]
[ORG 0x7C00]
start:
cli ; Отключаем прерывания
mov ax, 0x07C0
add ax, 288 ; Устанавливаем сегмент стека
mov ss, ax
mov sp, 4096
mov ax, 0x0003 ; Включаем текстовый режим
int 0x10
mov si, msg
call print_string ; Печатаем сообщение
halt:
hlt ; Ожидание
print_string:
mov ah, 0x0E
.repeat:
lodsb
or al, al
jz .done
int 0x10
jmp .repeat
.done:
ret
msg db 'Hello, world!', 0
times 510-($-$$) db 0
dw 0xAA55
Этот код на ассемблере печатает на экране строку "Hello, world!". Файл необходимо скомпилировать в бинарный формат и записать на загрузочный сектор.
Этап 2. Разработка ядра
После того как загрузчик выполнит свою работу, управление будет передано ядру вашей операционной системы. Ядро должно выполнять основные функции, такие как управление памятью, обработка прерываний и взаимодействие с аппаратным обеспечением.
Пример минимального ядра на C:
void kernel_main(void) {
char* video_memory = (char*) 0xB8000;
*video_memory = 'X'; // Отображаем символ на экране
while (1); // Бесконечный цикл
}
Этот код отображает символ "X" на экране, используя прямой доступ к видеопамяти, и затем зацикливается.
Этап 3. Управление памятью
Один из ключевых аспектов работы операционной системы — управление памятью. Это включает в себя настройку таблиц страниц, работу с виртуальной памятью и распределение ресурсов для приложений. Простая ОС может использовать методы статического распределения памяти, но для более сложных систем потребуется реализовать поддержку динамического выделения.
Этап 4. Добавление драйверов
Для полноценной работы ОС необходимо взаимодействовать с устройствами, такими как клавиатура, мышь, жесткий диск и другие периферийные устройства. Для этого используются драйверы — программы, которые позволяют ОС управлять этими устройствами. Драйверы работают через порты ввода-вывода (I/O) и прерывания.
Пример обработки ввода с клавиатуры:
#define KEYBOARD_PORT 0x60
void keyboard_handler(void) {
unsigned char scancode = inb(KEYBOARD_PORT);
// Обработка кода клавиши
}
Этап 5. Разработка файловой системы
Чтобы ваша ОС могла работать с файлами, необходимо реализовать файловую систему. Это может быть простая структура, хранящая файлы в последовательных блоках памяти, или полноценная файловая система, как FAT или ext.
Этап 6. Интерфейс командной строки
После того как основные функции операционной системы настроены, можно добавить простой интерфейс командной строки (CLI), который позволит пользователям вводить команды и взаимодействовать с ОС.
Пример простой команды cls
для очистки экрана:
void cls() {
char* video_memory = (char*) 0xB8000;
for (int i = 0; i < 80 * 25 * 2; i++) {
video_memory[i] = 0;
}
}
Заключение
Создание операционной системы — это сложная, но увлекательная задача, требующая глубоких знаний в области низкоуровневого программирования и архитектуры компьютеров. Начав с простого загрузчика и ядра, вы можете постепенно добавлять новые функции и улучшать свою ОС.
Создание ОС также поможет вам лучше понять, как работают существующие операционные системы, такие как Linux и Windows, и позволит получить уникальный опыт работы с железом и низкоуровневым кодом.
В будущем вы можете расширить свою операционную систему, добавив поддержку многозадачности, более сложные драйверы и пользовательский интерфейс. Однако даже минимальная ОС, выполняющая базовые функции, уже является большим достижением!
Комментарии (9)
SIISII
01.11.2024 07:09А у меня в своё время (первая половина 90-х) была своя почти полноценная ОС -- даже с файловой системой и виртуальной памятью (но ещё без поддержки дисплеев -- её сделать не успел, в качестве консоли пишмашку использовал). Правда, не на ПК, а на ЕС ЭВМ (советский аналог ИБМовской Системы 370). Успешно крутилась на ЕС-1035 и ЕС-1130, а также на виртуальной машине под СВМ ЕС (VM/370 в девичестве). Но, есно, никаких средств разработки в ней не было: использовались штатный ассемблер и компоновщик из ОС ЕС (или БОС, если под СВМ).
bodyawm
Выдал инвайт автору. Тема то интересная, но не только с точки велосипедирования ядер, а ещё и с точки зрения программирования под ретро x86-машинки, что называется, Bare Metal. Особенно контрастирует с недавней статьей Сергея Долина об аппаратном апгрейде ретро-пк, нужны статьи и про софт :)
Надеюсь тут будет интересная и объективная дискуссия
YMA
Но это же уже не bare metal :) Да и на x86 очередную ОС пилить - скучно и неинтересно, там не то что все тропинки известны, там такая дорога протоптана, что свернуть сложно...
Лучше уж на Risc-V осваиваться, IMHO перспективнее...
SIISII
Вообще, как по мне, сейчас в осеписании лучше тренироваться на достаточно мощном микроконтроллере. Единственное, что не сделаешь -- это виртуальную память (за отсутствием MMU), но она -- далеко не самая сложная и объёмная часть ОС. Ну а всё остальное вполне делается на каком-нибудь, скажем, STM32H7.
bodyawm
Да почему? В контексте IBM-PC, вызовы к биосу можно простить и условно обозвать это Bare-metal :)
SIISII
Ну, для полноценной ОС дёргать BIOS в процессе работы -- не дело. Этап загрузки и инициализации -- другое дело; более того, это неизбежно: как иначе узнаешь конфигурацию железа, на котором работаешь (в частности, объём установленной памяти, наличие портов и т.п. вещи, которые нельзя надёжно определить стандартными механизмами PnP).
titbit
Таких статей уже полно на хабре, но они все заканчиваются на уровне условного загрузчика. А дальше запал иссякает. И к собственно ОС это не имеет почти никакого отношения, потому что разработка ОС начинается не с загрузчика, а с проработки стратегии распределения ресурсов системы: памяти, вычислительной мощи, места на носителях (файловой системы), контроля доступа и т.д. А вот про это почему-то никто не пишет, а ведь это темы довольно сложные и надеюсь интересные.
SIISII
Просто объём очень большой, да и более-менее разбирающихся (реально) в этих вопросах не так много.
bodyawm
Есть довольно много проектов где и щедуллер запилят, и дисковый ввод-вывод реализуют, и поддержку PCI-карточек :)