Шоссеры часто мечтают о дорогих высокопрофильных аэродинамических колесах. Вряд ли в какой-либо другой области тратится столько денег. Но изысканности и дороговизны не всегда достаточно. Узнайте, почему ваши новые колеса не обязательно должны быть с высоким профилем, и как правильный выбор шин может улучшить аэродинамику.
Колеса с высоким профилем выглядят быстрыми и экономят ватты – это кажется очевидным, но почему? Конечно, они более аэродинамичны и создают меньшее сопротивление воздуха, но давайте посмотрим правде в глаза: очень немногие люди понимают общую картину, когда езда на велосипеде превращается в науку ракетостроения. Более того, даже если у вас есть приблизительное представление об этой теме, обода с высоким профилем не всегда являются панацеей. Аэродинамика сложнее, чем вы думаете, и то, что работает на одном велосипеде, может не сработать на другом и с другим гонщиком. Итак, что же скрывается за широко известными эмпирическими правилами для определения оптимальных размеров обода, такими как 105% и правило 4:1? Узнайте, почему, в дополнение к практическим правилам, именно выбор шин в наибольшей степени повлияет на экономию мощности и превратит колесную пару стоимостью 3000 евро в действительно высокопроизводительную систему.
“Кого волнует аэродинамика, я специалист по подъемам!”
Кроме того, я и так слишком медленный, мне не нужны никакие аэродинамические прибамбасы
Аэродинамика никуда не денется. И вес сам по себе - это еще не все, потому что во многих случаях эти последние несколько граммов даже не имеют значения. Взгляните на чемпионат Великобритании по подъему в гору 2023 года: помимо абсолютно легких велосипедов, Эндрю Физер также выступал на Cannondale SuperSix EVO. Хотя с помощью нескольких трюков ему удалось заполучить велосипед LAB71, аэродинамика современного многоборца, несомненно, сыграла свою роль в его победе. Даже один из самых совершенных велосипедов для подъема, Factor O2 VAM, несмотря на свою легкую конструкцию, нуждается в оптимизации в аэродинамической трубе. Тенденции последних лет неизменно показывают, что аэродинамичный велосипед в среднем быстрее своего облегченного аналога для горных задач.
Более того, когда вы поднимаетесь в гору, вы неизбежно спускаетесь после, и именно здесь вы по-настоящему пожинаете плоды!
Обод или шина? – Их сочетание имеет значение!!
Обода и шины – от этого никуда не деться. Но почему нам так часто трудно подобрать их правильно? Как они работают вместе? С каких это пор шины стали ассоциироваться с аэродинамикой? И разве все дело не в сопротивлении качению? Да, на первый взгляд, у шин одна цель: поддерживать контакт с дорожным покрытием. Без эффективной передачи мощности между велосипедом и покрытием велосипед не будет двигаться. Но это еще не все, и, как это часто бывает, все начинается с правильной ширины шин.
Чтобы возобновить давнюю дискуссию об идеальной ширине шины, напомню, что шире не обязательно значит быстрее. Ну и что, шире - значит медленнее? Да. Более широкие шины на самом деле могут быть медленнее, по крайней мере, с точки зрения аэродинамики. Это связано с тем, что более широкие шины имеют большее лобовое сопротивление, что означает, что вокруг колеса проходит больше количество воздуха. Однако лобовое сопротивление - не единственный фактор, влияющий на аэродинамику. Трение между велосипедом и воздухом, а также возможные вихри также играют решающую роль. Вот тут-то и вступают в игру колеса с высоким профилем. Однако высокопрофильные колеса также создают проблему: переход между шиной и ободом, как правило, довольно не аэродинамичен и может быстро подорвать превосходную эффективность дорогих ободов.
Именно эту проблему и стремились решить Syncros и Schwalbe. Благодаря колесным дискам Capital SL Aero и шинам Schwalbe Pro Aero они создали якобы идеальную комбинацию, позволяющую добиться максимальной эффективности. Другие производители последовали их примеру, выпустив шины, специально разработанные для обеспечения идеальной аэродинамики – так сказать, последний хит велосипедной индустрии.
Хорошо, аэродинамика - это одно, но более широкие шины обладают меньшим сопротивлением качению, верно? Таково текущее мнение, и действительно, более широкие шины могут быть быстрее, потому что пятно контакта более округлое и меньше при том же давлении. Еще одним неоспоримым преимуществом более широких шин является их большая эластичность, что является преимуществом для всех.
Эмпирическое правило для новейших технологий?
Итак, правило 105% – что это, еще такое? Разве езда на велосипеде и тренировки недостаточно сложны? На первый взгляд это может показаться сложным, но на самом деле его довольно легко применять. Это правило просто определяет оптимальную ширину обода по отношению к шине, стремясь к тому, чтобы обод был чуть менее чем на 5% шире шины. Идея состоит в том, чтобы направить вышеупомянутый поток воздуха мимо колеса как можно более элегантно, и для этого необходим аэродинамический профиль, такой как у высокопрофильных колес. Также важен переход от шины к ободу. Поток воздуха не должен резко прерываться и “струиться” по поверхности. Немного более широкие обода помогают улавливать турбулентный поток воздуха, проходящий через шины, и позволяют ему скользить по ободу.
А как насчет соотношения 4:1? Теоретически, чтобы аэродинамический профиль работал оптимально, его высота должна в 4 раза превышать ширину. При ширине шин 28 мм, самой популярной на данный момент, и ободах шириной 30 мм это означает необходимую длину 120 мм и высоту обода 90-100 мм – практическая задача для большинства и кошмар при боковом ветре. Так скоро ли мы вернемся к шинам диаметром 23 мм? Скорее всего, нет. В большинстве случаев преимущества более широких шин перевешивают аэродинамические преимущества оптимальной высоты обода.
Строго по правилу: экстремальная ширина Roval Rapide CLX должна обеспечивать аэродинамическую эффективность даже широких шин.
Сначала шины, потом обода? – Простой путь к идеальным колесам
Сцепление с дорогой, сопротивление качению, защита от проколов – правильная шина имеет решающее значение, но демпфирование также играет важную роль. По сравнению с этим, вклад колес относительно невелик. Жесткость, проходимость поворотов и, конечно же, аэродинамические характеристики - их основные характеристики. Однако обода разных производителей, как правило, гораздо больше похожи друг на друга, чем шины.
Шины также часто адаптируют к местности. Узкие "разделочные" шины для быстрой летней езды по свежему асфальту, широкие шины для соревнований Париж-Рубе или Gran Fondo Strade Bianche? Так почему бы не подобрать обода в соответствия с вашими шинами?
Теоретически, это правильный подход. Но давайте посмотрим правде в глаза: даже если вы мечтаете о экипировочных болидах команд мирового тура, кто на самом деле может позволить себе роскошь менять шины, колеса или даже велосипед? Не много. Так что, если вы собираетесь инвестировать, почему бы не сделать это осознанно и с умом? Если вы знаете размер шин, которые собираетесь использовать, вы можете выбрать подходящие к ним обода. Итак: ширина шин на первом месте, а обода на втором! Это означает, что следует выбрать немного более широкий обод с большей внутренней шириной – и для максимальной эффективности: как можно выше!
Нам всем нравится, как выглядят высокопрофильные карбоновые колеса на шоссейных велосипедах, и они также отлично смотрятся на циклокроссовых и гравийных велосипедах. При соблюдении некоторых правил настройки можно легко оптимизировать. Просто спросите себя: “На каких шинах и какой ширины я хочу ездить, что подходит к раме и какой обод мне нужен?” Уделив немного времени и соблюдая определенные практические советы, вы сможете подобрать действительно хорошую комбинацию, не имея собственной аэродинамической трубы.
Высокопрофильные колеса выглядят стильно и могут увезти вас дальше, но они не являются панацеей. Несмотря на их ослепительный внешний вид, легко забыть, что одних колес недостаточно. Шина - это не только ваш единственный контакт с землей, влияющий на сцепление с дорогой и сопротивление качению, но и ключевой фактор аэродинамической эффективности этого дорогого колеса. Однако, когда шина и обод идеально подобраны, в результате получается сочетание, которое может создать настоящее аэродинамическое волшебство.
granfondo-cycling.com
Автор: Кэлвин Заджак
Фото: Робин Шмитт, Ян Рихтер, Джулиан Шведе
Перевод: Шитов Максим
Astroscope
В оригинальной статье маловато цифр, поэтому не хватает их и в переводе. Я не велосипедист-фанатик и не велосипедист-спортсмен, поэтому могу не знать каких-то, видимо многих нюансов, уж простите, но о мотоциклетных шинах, а также автомобильных, легковых и грузовых, поговорить всегда рад, а некоторое сходство между ними все же есть. Поэтому вопрос, что важнее, ну или что вреднее: аэродинамическое сопротивление колеса или комплексные потери на вращение?
Ширина шины, вместе с ее внешним диаметром и, разумеется, давлением, влияет на чисто геометрическое пятно контакта. Площадь пятна контакта вместе с давлением влияет на сцепные свойства - очень важный показатель для относительно скоростного моторного транспорта, но и велосипед, порой, испытывает приличные перегрузки, которые шины также должны держать, а дальше относительно предсказуемо скользить. Давление в шинах должно удерживать шину от чрезмерной деформации и поддерживать расчетное пятно контакта. На что тратится энергия? На буквально качение (пятно контакта, узкие шины в среднем выгоднее широких в среднем) и на упругую деформацию шины - здесь выгоднее иметь боковину жестче, а давление выше, а как практически неприменимый крайний случай - какой-то неупругий (ну, почти) материал. Конечно, еще рисунок протектора имеет значение, но мы можем упростить обсуждение до гоночных сликов. Кстати, потери на упругую деформацию - одна из веских причин, почему дорогие шоссейные велосипеды лишены подвесок (зато ашанбайки их имеют часто на обоих осях).
К сожалению, оригинальная статья не рассматривает эти довольно очевидные исходные данные и не приводит никаких замеров.
Аэродинамическое сопротивление гонщика, по моему дилетантскому мнению, значительно важнее аэродинамического сопротивления шин. Это не значит, что в спорте это неважно, еще и как важно. Но ведь для этого существуют сплошные (неспицованные) колесные диски аэродинамического профиля, а тут чем тоньше мидель, тем на меньшее нужно множить Cx.
Пожалуйста, кто глубже в теме, нужны ваши каменты.
Lampbike Автор
Что вреднее аэродинамическое сопротивление или комплексные потери - больше потерь на сопротивление качению, чем в аэродинамике.
По поводу давления, планирую опубликовать в скором времени статью, там не все так однозначно. Ширина покрышки также зависит от задач в которых она эксплуатируется. Подвеска на велосипеде применяется там где она нужна - например шоссейная гонка Париж-Рубе.
"сплошные колеса" запрещены UCI и не могут применяться во многих гонках, даже локальных в глуши.
Astroscope
Пожалуйста, тема интересна и экстраполируема на любой колесный транспорт с известными оговорками.