Эпиграф
«Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа вдумчивых, преданных своему делу людей может изменить мир. На самом деле, только так это всегда и происходило.»
Маргарет Мид
Предисловие
Идеи приходят неожиданно. Иногда они просачиваются в голову, как лёгкий утренний туман, а порой обрушиваются, словно лавина, заставляя всё вокруг уступить место. Именно так началась моя история. История о том, как один случайный день перевернул всё: трансляция на Twitch, случайный бан стримера, и волчок, который вдруг закрутился в моём сознании, как в фильме «Начало».
Это рассказ о пути: от хаотичной искры идеи до рабочего продукта, о бессонных ночах, полных сомнений и азарта, о вере в то, что можно создать нечто стоящее, если не сдаваться не смотря ни на что с группой профессианалов, упорных и объединенных идеей.
Глава первая. Искра.
Для меня это был 2019 год. Утро началось привычно: кофе, новости, а потом Twitch. Но вместо трансляции моего любимого стримера я увидел тишину. Бан. Один единственный звук, сорвавшийся с уст его гостя, стал причиной месячной блокировки, равносильной потере работы. И этот момент заставил меня задуматься.
Я представил, каково это — зависеть от платформы, где одна ошибка может помножить на ноль всё, что ты строил годами, на непредсказуемый срок. Стриминг — это не просто увлечение, это работа. А работа должна быть защищена.
Ведь стриминг, равно как и телевидение, только частное. Но работадатель, платформа, в отношении своих работников - решает сам как с ними поступать, он не ограничен трудовым законодательством. А масштабы таких "частных телеканалов" могут быть весьма впечатляющими.
«Как можно предотвратить такие ситуации? Можно ли защитить стримеров от подобных рисков?»
Ответ пришёл не сразу. Он накапливался через диалоги с коллегами, размышления по вечерам и, наконец, идею, которая была настолько простой, что казалась очевидной. Мы могли бы создать фильтр. Технологию, которая станет невидимым защитником между стримером и аудиторией.
Было очевидно что нам потребуется иметь возможность глубоко проанализировать речь стримера, потом сопоставить список запрещенных слов на платформе – со списком реально сказанных и найти соответствия. Один из заинтересовавшихся моей идеей коллег вызвался создать rule based system. Её основной задачей будет мапить пользовательский список слов со словами , которые были произнесены (пускай юзер сам выбирает какие слова банить и на какой звук заменять). Например, если плохим словом было назначено слово “время”- а на стриме произнесено любое однокоренное слово в любом контексте, например : временной, временами, своевременный, современный, то слово “время” мы обязаны считать плохим.
Глава вторая. От идеи к реальности
BASENJI. Название пришло случайно, но было символичным. Порода собак, которая не лает. Именно так мы видели наш продукт: бесшумным, невидимым и надёжным. Однако путь от идеи до первой строчки кода был полон препятствий.
«У нас не было ни миллионов на разработку, ни готовой инфраструктуры. Было лишь желание решить проблему.»
Первым шагом стал анализ речи. Мы начали с простого: слова, которые произносились в эфире, должны были сопоставляться с пользовательским списком запрещённых выражений. Программу обучали распознавать корни слов, чтобы даже случайное «современный» при упоминании слова «время» было отмечено как потенциальная угроза. Каждый шаг был экспериментом. Но именно это и делало процесс захватывающим.
Уже на этом этапе мы поняли, что создать «невидимый щит» для стримеров — это больше, чем просто вырезать нежелательные слова. Это про сохранение целостности трансляции. Внедрение «оркестратора потоков» стало следующим шагом, он «расплетал косичку» потоков, которые стример настраивал и хотел вывести, выбирал только те потоки на которые, в UI OBS стример «надел» наш плагин, который, как вы уже поняли — мог работать с любым количеством источников звука на трансляции. Эта система позволяла задерживать трансляцию на доли секунды, пока алгоритм обрабатывал аудио. Только после обработки всё синхронизировалось и отправлялось зрителю.
.libVosk для анализа речи (по дефолту использовались коммерческие ASR, однако если они, по каким-то причинам, отвалятся - vosk, под капотом у которого kaldi - примет на себя их задачу);
OBS Plugin, благодаря которому мы произвели интеграцию с open source OBS;
FFMPEG, обеспечивающий управление аудио- и видеопотоками.
Глава третья. На грани возможного
Вдохновение, как и энергия, рано или поздно иссякает, если его не подпитывать результатами. С каждым новым этапом разработки мы осознавали: мир технологий жесток и беспощаден. Если ты не создаёшь продукт, который можно продать — ты просто пишешь код ради кода. Но на этом этапе мы ещё не осознавали всей глубины этой проблемы.
После первых успехов в тестировании алгоритмов мы начали подключать дополнительные функции.
Мы добавили поддержку OAuth2 для Twitch, Discord, Gmail.
Мы привязали выдачу бесплатного триал‑периода на 2 часа к железу компьютера и к самому аккаунта, в связке.
Мы добавили возможность включать субтитры к трансляции на одном из шести доступных к выбору языков...
Однако настоящая проблема оказалась не в технической реализации. Мы столкнулись с тем, что у нас не было точного понимания целевой аудитории. Как это часто бывает с инженерами, которые не умеют продавать — мы начали делать, не ответив на вопрос «а это вообще надо кому‑то?».
Мы работали вечерами и ночами, выходными и праздниками, в перерывах между работами (отпуск? хаха). И первые демонстрации продукта подтвердили что мы не знаем своего плана, мы не знаем что как и кому собираемся продавать, не знаем ответов на простые вопросы, презентации вызвали смешанные чувства: кто‑то восхищался, кто‑то сомневался, а большинство потенциальных инвесторов задавали один и тот же вопрос:
«Когда будут реальные продажи? Где ваша фин модель?»
...
Глава четвёртая. Новый (первый) взгляд на рынок
После осознания ключевой ошибки — отсутствия глубокого понимания потребностей целевой аудитории, — мы сосредоточились на проведении исследований. Каждый шаг в этом направлении открывал новые перспективы и новые сложности.
Мы начали с самого очевидного: анализ целевого рынка. Первая задача заключалась в том, чтобы выяснить, кто наш клиент и какие у него болевые точки. В процессе мы изучили:
Ключевые платформы стриминга: Twitch, YouTube Gaming, Facebook Gaming, а также множество меньших площадок.
Особенности аудитории: типичные проблемы стримеров, их повседневные вызовы и ожидания от инструментов, таких как наш продукт.
Конкуренцию: существующие решения, их слабые стороны и области, где мы могли бы предложить что-то уникальное.
Мы осознали, что наш "идеальный продукт", наша стратегия, наши пробелы в понимании говорят нам о том что нащ продукт всё ещё далёк от реальных продаж. Именно тогда мы приостановили активную разработку и сосредоточились на изучении рынка.
«TAM, SAM, SOM — нам пришлось узнавать что это...»
Мы провели десятки интервью, наняли фрилансеров для проведения опросов и анализа данных, для помощи в создании фин модели, изучали поведение стримеров и их аудитории. В результате мы получили более или менее точное представление о том, что и для кого мы делаем последние пару лет.
Определение ценности продукта
«Ценность — это не то, что ты придумал, а то, за что готов заплатить клиент.»
Мы пришли к выводу, что наша аудитория делится на несколько категорий:
Маленькие стримеры: начинают свой путь, испытывают проблемы с модерацией и поиском аудитории.
Профессиональные стримеры: уже имеют стабильный доход и готовы инвестировать в защиту своего бренда.
B2B клиенты: студии и организации, работающие с прямыми эфирами, где репутационные риски особенно высоки.
Этот анализ помог нам определить ключевые функции, которые будут действительно важны для каждого сегмента. Мы добавили возможность кастомизации цензуры, автоматическую генерацию субтитров и синхронный перевод, что особенно привлекало профессиональных пользователей.
Глава пятая. Акселератор: битва идей
Когда мы узнали о наборе в Global Creative Industries Accelerator в Skolkovo, мы были одновременно воодушевлены и напряжены, готовы ли мы?. У нас не было никакой уверенности, что мы подойдём под их критерии, но мы решили попытать удачу. На оформление заявки нам дали всего два дня. Помню, как вечером 22 декабря, за пять минут до дедлайна, мы отправили презентацию, сделанную буквально за сутки.
Через месяц пришло письмо: мы прошли первый этап отбора. Казалось, что это уже успех. Но на самом деле началось самое сложное. Две компании, финансирующие акселератор, выбирали по 10 финалистов каждая, которые должны были представить свои проекты на демо-дне в Сколково.
- "Вас ожидает интервью, готовьтесь."
Честно скажу, побывав на интервью у обеих компаний... Я думал что всё кончено. Какого же было моё и всеобщее удивление когда мы оказались в списках из 10 финалистов у обоих партнеров акселератора.
Письма счастья
"Из 20 финалистов - получилось 19, ибо мы в этом "Автобусе" заняли два места сразу."
Подготовка к демо-дню была жесточайшей. За неделю до выступления мы занимались практически круглосуточно. Нужно было сделать несколько вещей:
Привести продукт в максимально презентабельный вид: все "фантики", включая интерфейс, работу плагина, и даже мелкие детали, такие как логотип, должны были быть идеальными.
Подготовить питч: это был настоящий вызов. Наш тренер — строгий, но невероятно опытный специалист — не только научил нас держать внимание аудитории, но и показал, как сделать презентацию яркой, динамичной и убедительной.
«Он заставлял нас репетировать взгляд, жесты, учил распределять внимание по залу. Казалось, что это мелочи, но именно они, зачастую, играют решающую роль.»
Каждая репетиция проходила под пристальным наблюдением других участников. Мы следили друг за другом на "тренировках", рассаживались по залу и помогали тому кто сейчас тренирует выступление, поднимали руки, когда докладчик "терял зал", тем самым привлекая к себе внимание, и сами учились не терять контакт с аудиторией. Это было одновременно стрессово и невероятно полезно.
Демо-день: момент истины
Когда настал день презентации, нервы были на пределе. Участников было много, и каждый выходил на сцену с надеждой доказать свою уникальность. Наша очередь была в середине списка. Мы показали наш продукт: от функциональности до реальных кейсов использования. Фокус сделали на том, как BASENJI защищает стримеров и их аудиторию, автоматизируя сложные процессы.
«Вопросы жюри были жесткими. "Как вы собираетесь масштабироваться?" "Почему это лучше, чем ручная модерация?" "Кто ваш клиент и как вы его нашли?" — каждое из них требовало предельно точных ответов.»
Когда презентация закончилась, нам оставалось только ждать. Это были самые долгие минуты за все три года существования стартапа.
Объявление победителей началось с IPChain. Они назвали 5 финалистов, среди которых нас не оказалось *звук упавшего самолета*. Затем очередь дошла до G-Core, и там нас тоже не было в списке до последнего, объявили пятое место, четвертое, третье, второе *я уже начал собирать чемоданы*...
Но когда они объявили первое место — это были мы.
Победа в акселераторе. Наверно в тот самый момент, в этой странной капсуле в Сколково, я наконец понял про что все говорят когда звучит фраза "стартап взлетел, выстрелил.." как угодно назовите. Это было 15 февраля 2022 года.
О нас даже поговорили в СМИ :
Глава шестая. Риск, который не просчитать
15 февраля 2022 года стал для нас символом достижения. Победа в акселераторе была не просто наградой, это была уверенность в том, что мы сделали нечто стоящее. Я вернулся домой с чувством, что теперь всё только начинается. Проект, который мы строили ночами, ради которого жертвовали временем с семьями и бесконечно верили, получил признание.
«Казалось, что всё идёт по плану. Мы зажгли тот самый огонёк, который освещал наш путь в будущее.»
Но это ощущение длилось всего 9 дней. 24 февраля 2022 года мир изменился. События, которые начали разворачиваться, были настолько масштабными, что снесли всё на своём пути. Какое-то время мы даже не могли осознать, что именно происходит. Казалось, что жизнь просто нажала на паузу, заставив нас смотреть, как всё, к чему мы шли, начинает рушиться.
"И вот мы торчим с пустым баком в 1000 световых лет от ближайшей автозаправки..."
Партнерство с G-Core оказалось на очень долгой паузе, в итоге погибло. Совместный пилот, который мы планировали - не реализовался, потому что в такое сложное время, фокус у больших компаний направлен совсем не на такие проекты и партнерства (вероятно). И неизвестно будет ли когда-то в обозримом будущем.
Масса идей по совместным пилотам с другими участниками :
Разметка данных для более точного таргетинга рекламы
Защита контура предприятий для предотвращения и алертинга в случае утечек чувствительной информации
Умная реклама по ключевым словам
И еще десятки идей по применению наших разработок. Всё это оказалось в бессрочной паузе. А команда - разбросана по миру, да и не может уже на чистом энтузиазме пилить продукт, да еще споткнувшись после успешного пройденного, такого важного, майлстоуна.
Глава седьмая. Уроки трёх лет
Проверяйте гипотезы как можно дешевле
Создание продукта — это не только процесс воплощения идеи, но и постоянная проверка её жизнеспособности. И чем дешевле эти проверки, тем быстрее можно понять, работает ли концепция. Мы усвоили, что кастдев (customer development) — это не просто модный термин, а важнейший инструмент для каждого стартапа. Общайтесь с клиентами, узнавайте их реальные боли и желания. А иногда можно даже начать продажи ещё до того, как продукт существует в полной мере. Это позволяет не только проверить спрос, но и заложить основу для будущих отношений с клиентами.
Команда — это главное
За всё время над проектом работали около 15 человек. 90% из них делали это бесплатно, движимые лишь энтузиазмом и верой в идею. Поддерживать мотивацию команды на протяжении трёх лет оказалось одной из самых сложных задач. Но именно благодаря этим людям проект смог вырасти из идеи в полноценную рабочую версию.
«Энтузиазм — вещь хрупкая, и чтобы его сохранить, нужно больше, чем просто вдохновение. Нужны цели, прогресс и ощущение значимости каждого вклада.»
Work-life balance: миф или реальность?
За эти годы баланс между работой и жизнью был разрушен до основания. BASENJI стал частью каждого моего дня, ночи и выходных и праздников, всех отпусков. Да, это нелегко. Да, это требует жертв. Но именно этот период показал мне, что истинная страсть к своему делу может стать движущей силой, несмотря на перегрузки и усталость. И тогда эти самые перегрузки - становятся ничем иным как просто жизнью, когда ты наслаждаешься тем что ты делаешь.
И вывод тут простой - если твоя "work" доставляет тебе удовольствие, то как бы ты не напрягался на ней, как бы не перерабатывал, Work-life balance ты все равно сохранишь, просто потому что это один сплошной "life".
Ценность опыта
Контакты, которые мы установили, и сценарии, в которых мы играли роли, остаются с нами. Вся команда, включая меня, приобрела не только профессиональные прикладные навыки, но и бесценный опыт создания продукта с нуля. Мы прошли путь от идеи до рабочей версии.
И, пожалуй, самое главное — это опыт действий в условиях неопределённости. Никто не говорил нам, что делать. Никто не знал, как сделать правильно. Но мы продолжали двигаться вперёд. Мы учились на своих ошибках, искали новые решения и преодолевали препятствия.
Эпилог. Конец пути
Сегодня наш стартап завершает свой путь. BASENJI больше не будет частью моего ежедневного расписания, не станет тем светом, который горел для нас последние пять лет. Этот проект оставил за собой много всего: яркие моменты вдохновения, сладость маленьких и больших побед, горечь поражений. Он был и радостью, и разочарованием. Мы сделали многое, но так и не смогли довести его до того состояния, которое все ждали.
Два последних года были чем‑то вроде дауншифтинга. Мы продолжали двигаться, но всё медленнее, как будто через вязкий песок. Статус резидента Сколково, которого мы добились, в итоге оказался просто строчкой в нашем профайле.
Я больше не могу находить ту мотивацию, которая вела нас столько времени. Участники команды, которые оставались рядом все эти годы, устали. Устали ждать, устали надеяться, и уже наверно забыли все те успехи которых мы добились, после того как победа в акселераторе нам не дала ничего — наверно там была точка невозврата. Мы все хотели верить, что ещё один рывок может всё изменить.
Возможно, пришло время признать, что иногда «ещё один рывок» — это просто иллюзия. Тем более сделано их было десятки:
Перед каждой презентацией потенциальному инвестору;
Каждым форумом;
Венчурным экспо;
Акселератором;
и т.д.
«Иногда, чтобы двигаться дальше, нужно отпустить.»
Наверное, это решение — не просто конец проекта. Это способ освободиться от груза, который стал для меня огромным камнем. Мы красиво огранили этот камень, вложили в него душу и время, но так и не нашли ему применения. И буксировать его за собой дальше нет сил.
Но, несмотря на всё это, я не считаю этот путь напрасным. BASENJI был нашим путешествием. Он научил меня верить, ошибаться, пробовать заново. Он показал, что мы способны создавать нечто значимое, даже если это не достигает высот, о которых мы мечтали.
Сегодня я переворачиваю эту страницу, оставляя её позади. Не с сожалением, а с благодарностью. Иду дальше, зная, что этот опыт останется со мной. Зная, что каждое завершение — это начало чего‑то нового.
Спасибо всем, кто прочитал, и удачи вам в ваших начинаниях.
Комментарии (16)
ManPavel
18.11.2024 14:17Тем временем те, кого посетила "искра" в 2019 (также как и вас), отерывают глобальный R&D центр и HackSpace: https://t.me/zhovner_hub/2087
Как вы думаете, в чем разница между ними и вами?
qqLyamin Автор
18.11.2024 14:17К сожалению - не знаю) знал бы - наверно тоже открывал штаб квартиру)
ManPavel
18.11.2024 14:17Я сам точно не могу ответить на этот вопрос — в чём разница между вами и ими. В том числе потому, что разница в способах мышления основателей компании — Павла и вашем. Историю Flipper и ход мыслей Павла можно изучить на Хабре, рекомендую начать с публикации декабря 2019 года. Ваш ход мыслей — кроме вас никому лучше вас не известен. Удачи, впереди много возможностей.
summerwind
18.11.2024 14:17Я больше не могу находить ту мотивацию, которая вела нас столько времени. Участники команды, которые оставались рядом все эти годы, устали. Устали ждать, устали надеяться, и уже наверно забыли все те успехи которых мы добились
Какие разные, уникальные и яркие начинания, и какой до мелочей похожий до боли печальный конец у 99% стартапов, про которые я слышал в своей жизни..
brainplusplus
18.11.2024 14:17Над проектом работало 15 человек, и не было среди них ни одного маркетолога или продакт-менеджера..
А без партнерства с G-Core что вам мешало продукт начать продавать?
Могли бы и в опенсорс код выложить хотя бы, если уж решились похоронить проект..qqLyamin Автор
18.11.2024 14:17Да, но маркетологов ни продактов не было, всё так.
Без партнерства - 100000 рублей в месяц на то чтобы оно просто «жило» без проверки гипотезы. И это после того как столько сил потрачено на то чтобы это просто создать и продать на мероприятии вроде того акселератора. 3 года трат сил и ресурсов - потом успешная «продажа» - всё равно нет - и продолжать тратить, не решились на такое.
Да, над опен сорсом думали, но не все согласились.
qqLyamin Автор
18.11.2024 14:17"Жило" - имеется ввиду существовало в продакшене, оплата сервисов по подписке, сервер, всякое прочее, аренда юрадреса, оплата банковских услуг и тд
brainplusplus
18.11.2024 14:17Хостинг 10 баксов. Юрадрес ну наверное 20 баксов. Банковский счет юрлица - ну 40 баксов в месяц. На что остальные 930 баксов в месяц, можете перечислить?
qqLyamin Автор
18.11.2024 14:17Да, конечно. Например ASR 450 (только подписка минимальная в месяц, с тем качеством и доп функциональностью что нам требовалась), полностью на опен сорсное бесплатное решение мы ещё не готовы были переходить. Серверные мощности для сервисных функций - порядка 180. Майкрософтовская апишка которую мы использовали в одном из наших сервисов (синхронный перевод) - 120, хотя эту плюшку конечно можно было открутить.
Юр адрес, к сожалению, может по неопытности - обошелся нам в 70 долларов, а не в 20.
Плюс обслуживание юрлица (мы не экономисты и не бухгалтеры, не умеем считать всякие пенсии налоги и тд) это нам обходилось порядка 100 баксов в месяц.
Наверняка я что-то забыл…
brainplusplus
18.11.2024 14:17что касается публикации в опенсорс - у вас там наверное штук 10 частей (подсистем) минимум, неужели каждый из участников работал над каждой из частей, и поэтому все были против публикации каждой из подсистем? Слабо верится..
qqLyamin Автор
18.11.2024 14:17Нет, тут действительно не должно верится. Потому что это всё - не так.
Мы все решения принимали в формате «всё или ничего».
То есть не важно какой сервис ты писал - ты совладелец всего. И если ты не хочешь чтобы публиковалось всё. То мы не имеем права публиковать всё. А не так что - ну вот твой сервис не опубликуем, который ты писал, а со своими что хотим то и делаем.
Об этом мы договорились ещё на берегу.
Yukr
Испытывал похожее. Сил вам и терпения!
qqLyamin Автор
Большое спасибо, и вам)