Публикуем статью от частного конструкторского бюро Volkov-KB. Реверс-инжиниринг против традиционного проектирования, модели для парка аттракционов и рабочие сценарии использования КОМПАС-3D — обо всем этом в тексте.

Рынок конструкторских услуг в России

Фриланс и субподряд в области инженерии получил широкое распространение в последние годы. Дефицит кадров на рынке труда привел к ситуации, когда у производственных компаний не хватает ресурсов в собственных конструкторских бюро для реализации новых амбициозных проектов. Внештатные подрядчики — это один из способов расширения производственной емкости. В этой статье мы расскажем о том, как работает частное конструкторское бюро Volkov-KB в отрыве от конкретных производств и почему такое вообще стало возможным.

Какие проекты попадают на аутсорсинг?

Ответ прост: всё, что может крутиться, вертеться и функционировать, а иногда и то, что до этого явно не было способно. Если ознакомиться с официальным сайтом компании, то можно увидеть, что Volkov-KB берет на субподряд не только простейшие задачи, вроде разработки чертежа детали по образцу, но и огромные проекты по оснащению театральных сцен, ремонту гидрогенераторов или реверс-инжинирингу упаковочного оборудования.

Испытательная камера (подробности не раскрываются в связи с NDA)
Испытательная камера (подробности не раскрываются в связи с NDA)

Основатель Volkov-KB Николай Волков:
«За последние несколько лет работы мы получили сотни абсолютно разных запросов: от машинки для сворачивания фильтровальной бумаги в трубочки до разработки проекта городского монорельса. Водные велосипеды, пневмопочта, конструкции для защиты от дронов, металлорежущие станки, геокупола для глэмпингов, приспособления для глубоководных работ - чего только не повидал наш отдел продаж. Конечно, не все задачи мы берём в работу. Изобретательская деятельность связана с высоким риском, который многие заказчики брать не готовы. “Вы же профессионалы”, как они говорят. “Значит у вас всё должно получится с первого раза и чтобы дешевле чем у Китайцев”. Обычно мы отдаем приоритет проектам, где нужно скопировать уже существующую деталь или машину. Но бывают и эксклюзивные проекты. Так мы уже получили опыт разработки водного велосипеда, кухонной бытовой техники и медицинского оборудования».

Водный велосипед. Слева - 3D модель, справа - сборка прототипа
Водный велосипед. Слева - 3D модель, справа - сборка прототипа

CAD-системы: учимся, приспосабливаемся, побеждаем

Разработка машиностроительных чертежей в России производится в широком диапазоне различных CAD систем. Ситуация осложняется тем, что разные предприятия работают не просто в разных CAD системах, но и в разных по году выпуска версиях. Для успешного позиционирования на рынке конструкторам Volkov-KB действительно приходится быть «универсальными солдатами» и владеть несколькими CAD системами. Кто-то умеет работать только в двух, а есть ребята, которые одинаково хорошо освоили 4 или 5 CAD систем. Конечно, КОМПАС-3D — одна из самых популярных и понятных CAD систем для разработки чертежей по ЕСКД в России.

Чтобы корректно применять все многообразие инженерных программ, в корпоративном справочнике Volkov-KB есть оригинальные руководства на каждую. В нём описаны ответы на всевозможные вопросы: какие названия файлов и деталей использовать, по каким папкам раскладывать, кого вписывать в штамп чертежа, какие инструменты моделирования применять можно, а какие не стоит, какой крепёж использовать предпочтительнее, где брать допуски и шероховатости на шпоночные пазы, расточки под подшипники и манжеты, какими цветами маркировать те или иные поверхности и т.д. Это обеспечивает единый подход внутри компании к разработке. А при сдаче готовой конструкторской документации у заказчиков создается впечатление, что чертежи делал единый слаженный коллектив.

Корпоративная справочная система
Корпоративная справочная система

Кроме обучения конструкторов работе с CAD системой, важным аспектом создания единой рабочей среды является формирование настроек под каждую систему и обновление этих настроек с выходом новых версий. С КОМПАС-3D в этом плане всё просто — можно оформлять КД сразу после его установки на компьютер. А вот с зарубежными системами, особенно по началу, были сложности: форматки, стандартные изделия, обозначения сварки, спецификации — всё это приходилось собирать из кусочков от сотрудников, заказчиков, из интернета.

Главный конструктор Роберт Валиев:
«Лишь в 40% случаев наши заказчики сами назначают CAD систему, в которой хотят получить готовые 3D модели и чертежи. В остальных случаях выбор остаётся за нами. Как правило, мы предпочитаем использовать SolidWorks для небольших проектов и КОМПАС для крупных изделий. Это в первую очередь связано с тем, что последние версии Компас стали очень хорошо “переваривать” сборки с большим количество компонентов».

Специализированный станок (подробности не раскрываются в связи с NDA) слева, дозатор начинки для кондитерской линии справа
Специализированный станок (подробности не раскрываются в связи с NDA) слева, дозатор начинки для кондитерской линии справа

Хранение данных

PDM системой сейчас мало кого удивишь. Но ввиду того, что многие конструкторы работают удаленно, а офис компании не находится в собственности и потенциально может сгореть, закрыться или переехать, то было принято решение разместить сервер на облачных мощностях Яндекс.Cloud. Это позволяет иметь к нему доступ из любой точки мира, создавать резервные копии по расписанию и добавлять дисковое пространство в несколько кликов прямо из веб-браузера.

Реверс-инжиниринг

Разработка КД на запасные части от машин и механизмов сейчас занимает первое место по количеству запросов, поступающих в наше конструкторское бюро. Детали «выкатывают» целыми паллетами. При этом конструктор не понимает, какие детали с чем работают в паре, в каких условиях и с какими зазорами и посадками.

Фотографии деталей для реверс-инжиниринга из архива
Фотографии деталей для реверс-инжиниринга из архива

Как снять размеры с вала, втулки, литой корпусной детали всем понятно: где-то ручным инструментов, где-то 3D сканером. Приключения начинаются с зубчатыми колёсами и шлицевыми соединениями. Для их замера нужно много специфического измерительного инструмента, такого как тангенциальный зубомер или нормалемер. Хорошая новость в том, что этих приборов советского образца полно в продаже на маркетплейсах. Попадаются даже образцы в заводском пергаменте. Но даже спец. инструмент не всегда спасает, ведь колесо может быть изношено или вовсе сломано.

Ведущий конструктор Д.С. Штрекер:
«Один раз к нам обратился заказчик из другого региона с изношенной зубчатой рейкой. Мы предложили ему положить эту рейку в офисный сканер рядом со стальной линейкой. Понятно, что точность замеров получится совсем низкая, но что если модуль зуба стандартный, метрический. И ведь получилось! В КОМПАС есть прекрасные библиотеки для работы с механическими передачами. Импортировали “скан” и подобрали параметры. В дальнейшем этот прием был нами использован еще не раз. Главное
предупреждать заказчика о рисках. В нашем случае, кусочек контура предварительно вырезали из обрезка листового металла и лишь после примерки запустили изготовление детали целиком».

Подбор параметров зубчатого зацепления по “скану”
Подбор параметров зубчатого зацепления по “скану”

Отдельного внимания заслуживают детали и узлы больших размеров. В офисе Volkov-KB нет кран-балок и верстаков, поэтому перемещение больших грязных железок рядовыми конструкторами всегда выглядит эпично. Выезжать на замер в командировку или катать большие детали по офису — всегда непростой выбор.

Ручное перемещение деталей в офисе - слева, работа на территории заказчика - справа
Ручное перемещение деталей в офисе - слева, работа на территории заказчика - справа

Иногда при реверс-инжиниринге встречаются совсем не простые задачи, связанные с определением материала или покрытия. На изображении ниже представлена алюминиевая направляющая от вибростенда, имеющая специфическое покрытие (твердое, гладкое и скользкое) и защитный колпак из резины, армированной чем-то похожим на ткань. Штангель и 3D сканер тут бессильны. Только опыт и телефонная книжка.

Детали от вибростенда
Детали от вибростенда

Большой реверс-инжиниринг

Копирование существующих деталей — самая очевидная сущность, скрывающаяся под словосочетанием «реверс-инжиниринг». В конструкторское бюро попадают и значительно более крупные проекты. Так недавно коллектив закончил разработку экстремального аттракциона. Большинство подобных машин производились под заказ за рубежом и теперь настал момент, когда их нужно ремонтировать или замещать собственными образцами. В этом проекте гармонично объединились как классический процесс проектирования, так и современный реверс-инжиниринг. 

Экстремальный аттракцион
Экстремальный аттракцион

В качестве исходных данных были фотографии, видео, несколько встреч с эксплуатантами подобных аттракционов, пару чертежей. Чертежи, по сути, содержали лишь габариты крупных элементов и их массу, так как являлись приложением к сопроводительной документации ввезенных в РФ образцов. В ходе работ также требовалось внести модификации, которые повысят пропускную способность готового изделия.

Одна из таких модификаций — замена гондолы с 2-х местной на 4-х местную. Инженеры Volkov-KB изменили конструкцию гондолы, в результате чего на ней стало возможным закрепить дополнительные кресла. Естественно, это привело к полному перерасчету конструкции и изменению толщин стенок несущих элементов.

Нюансов в конструкции очень много. Например, делать гнутую скобу, которая держит гондолу, никому не хотелось. Однако, все попытки сварить её из листовых элементов «с треском» проваливались при проверочных расчетах на циклическое нагружение.

Гондола для посадки пассажиров
Гондола для посадки пассажиров

К слову, о креслах — их тоже нужно как-то изготавливать в РФ, ориентируясь на существующие образцы. Учитывая, что кресло имеет весьма сложную анатомическую форму, классическое снятие размеров тут не возможно. Поэтому в ход пошёл 3D сканер. Получился точный электронный «слепок» реального изделия (точнее, его облако точек). В последних версиях КОМПАС начал активно расширяться инструментарий для работы с импортированными полигональными моделями, однако еще не все его «распробовали». В данном проекте разработка твердотельной модели по 3D “скану” выполнена в классическом ПО для такого рода задач — Geomagic.

На иллюстрации ниже представлена карта отклонений облака точек от готовой твердотельной модели. Как видно, правая половинка кресла укладывается в допуск +/-3 мм, а левая — нет. Это связано с тем, что облако точек получено для всего кресла, а твердотельная модель строилась только для правой части. Левая часть получена путем зеркального отражения. Таким образом, мы понимаем, что кресло-прототип было не симметрично. Полученная твердотельная модель через формат STEP импортировалась в общую 3D модель в КОМПАС.

Кресло аттракциона
Кресло аттракциона

Ведущий конструктор Андрей Козлович:
«Данный проект полностью выполнен в CAD системе КОМПАС-3D. Тут в полной мере удалось прочувствовать возможности системы при работе с большими сборками, а также преимущество концепции проектирования “сверху вниз” с применением компоновочной геометрии. Форма одного из главных компонентов аттракциона, колонны и стрелы, весьма не удобна с точки зрения классических подходов к моделированию. Отрисовывать в 3D листовые детали, из которых в последующем будут собираться короба в виде усеченной пирамиды с несимметричным основанием
та еще задача. Но с использованием компоновочной геометрии решается она намного проще и быстрее. И, что немаловажно, в будущем такая модель может быть очень легко скорректирована, например в два счета могут быть изменены толщины листов или размеры оснований. Отметим, что специалисты компании АСКОН не только реализовали поддержку данной технологии в своей CAD системе, но и сделали работу с ней весьма удобной».

Стрела аттракциона
Стрела аттракциона

И всё же: проектирование или реверс-инжиниринг?

В 2022 году в компанию обратился крупный российский изготовитель электрических машин (двигателей и генераторов) с предложением поучаствовать в разработке генератора для гидроэлектростанции. Но как это можно возложить на конструкторское бюро, специалисты которого никогда не имели опыта проектирования подобных изделий? Обмотки, сердечник, подшипники скольжения — кто будет это всё рассчитывать?

На деле всё оказалось не так страшно. Головной разработчик подготовил технический проект, который содержал все основные размеры и технические решения. Кроме того, конструкторам бюро предоставили чертежи на аналогичные генераторы. По сути, здесь вновь получается реверс-инжиниринг. На первом этапе конструктора сделали 3D модель аналога по предоставленным чертежам в КОМПАС-3D. Затем модифицировали 3D модель под новый тех. проект и согласовали с заказчиком все технические решения. На заключительном этапе выпустили новый комплект КД, опираясь на всё ту же КД из первого этапа.

3D модель статора и ротора генератора
3D модель статора и ротора генератора

Заместитель главного конструктора Анна Чеусова:
«Разобраться в устройстве какой-то ранее не известной тебе машины
это всегда интересно. В работе с генератором мы столкнулись с задачами по отрисовке обмоток и сердечника, который состоит из тысяч тонких листов металла. Пришлось придумывать различные ухищрения, чтобы, с одной стороны, КОМПАС сам считал количество всех деталей, с другой стороны не “умирал” от количества компонентов. В итоге мы справились с проектом и уже забыли про него. Прошло больше года и вот только недавно мы получили письмо с благодарностью и фотографиями с монтажной площадки. Наблюдать за воплощением чертежей в металл ни с чем не сравнимое чувство».

Процесс установки ротора в статор на ГЭС
Процесс установки ротора в статор на ГЭС

Подводя итог, хочется отметить, что концептуально новых изделий в мире сейчас создается крайне мало. В основном инженеры заняты переосмыслением существующих конструкций или прямым копированием у конкурентов. Поэтому почти в любом проекте есть существенный объем работ, которые сейчас модно называть реверс-инжинирингом.

Комментарии (18)


  1. volkov-kb
    12.12.2024 12:47

    Невероятная история успеха! За такими КБ будущее.


    1. AdrianoVisoccini
      12.12.2024 12:47

      сам себя не похвалишь - никто не похвалит


      1. YMA
        12.12.2024 12:47

        Когда забыл перелогиниться... ;)

        Ну да ладно, люди работают и создают реальную продукцию. Удачи им в этом нелегком деле!


  1. the_Silent
    12.12.2024 12:47

    "volkov-kb 2 часа назад

    Невероятная история успеха! За такими КБ будущее."

    То есть легенды про то, что компании продвигают свои корпоративные блоги плюсиками и комментариями, оказались правдой? Ну надо же, кто бы мог подумать.


    1. volkov-kb
      12.12.2024 12:47

      Да, все так и есть! Каждое утро начинается с общего построения: раздаем плюсики, обсуждаем стратегию комментариев и придумываем самые остроумные фразы. А потом в обед получаем премию за удачные смайлики. Легенды не врут!


  1. Dynasaur
    12.12.2024 12:47

    Сконструировать электромашину, да не просто электромашину, а огромный генератор ГЭС, не имея в своём штате специалистов по их расчётам... Я очень рад, что у вас получилось, но зачем так делать? Есть же профессионалы, которые всю жизнь конструируют электромашины. Там хватает своих нюнсов (как и во всём). Ну наймите профессионала, это что, дорого стоит? Мало было катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС? (тьфу*3)


    1. Kotofeus
      12.12.2024 12:47

      Нету профессионалов. Это как взрослые в детстве, пока ты маленький - везде есть пресловутые взрослые. А когда ты вырастешь и начинаешь стареть, то взрослые куда-то деваются... загадка.

      Так и со всеми узкоспециалистами, никто не готовит конструкторов конкретно генераторов для ГЭС. Но даже если кто-то готовит конструкторов только генераторов в принципе, то где их до подготовить на генераторы для ГЭС?


    1. volkov-kb
      12.12.2024 12:47

      Всё было под надзором головного разработчика.

      Нету в стране специалистов по генераторам, самолётам, ракетам, вакуумной технике и т.д. Кончились.

      "С начала СВО в России построили семь пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 и два опытных самолета Ил-96-400М и Ил-114, хотя программа развития авиаотрасли предполагала производство 108 самолетов".


      1. Dynasaur
        12.12.2024 12:47

        Это неправда, они есть и сидят на скромных доходах. Я имел отношение к одному проекту импортозамещенния электромотора, там заказывали расчёт и доработку с учётом изменившихся материалов. Это не дорого.


        1. volkov-kb
          12.12.2024 12:47

          Как првило, дело не в цене. Просто один в поле не воин. Чтобы выпустить изделие нужен заказчик / инвестор, команда иженеров, компьютеры с Компасом и другим ПО, инструменты, спецодежда, 3D сканеры, финансирование, маркетинг и отдел продаж с сайтом и корпоративным блогом, бухгалтера, юрист с договорами, тендерный отдел, руководители, готовые брать ответственность... Так получается компания, которая способна выпустить рабочие образцы машин и механизмов на рынок.


          1. Dynasaur
            12.12.2024 12:47

            Просто нанимаете одного профессионала по договору на одну работу и всё. А у себя в конторе можете всё это разводить.


  1. Ladaga
    12.12.2024 12:47

    Подружите Компас с ИИ


    1. PTM
      12.12.2024 12:47

      не нада... пусть лучше допилят до удобоваримого состояния... для товаров народного потребления, а не для квадратно-прямоугольного, гнутого и сваренного.


      1. volkov-kb
        12.12.2024 12:47

        За квадратно-прямоугольным будущее. Посмотрите на айфон и кибертрак! У создателей тоже были сложности с CAD системой, видимо :)


        1. YMA
          12.12.2024 12:47

          Насчет айфона могу поспорить ;) Там сплошные суперэллипсы (сквирклы), как корпус, так и иконки. Поэтому он такой приятно гладкий...

          О, статью нашел: https://habr.com/ru/companies/droider/articles/517298/


  1. woodiron
    12.12.2024 12:47

    Вот, например, лицензия на Geomagic стоит 24840 евро, что достаточно много. А цепная таль на тонну порядка 5000рублей. Понятно, что помещение арендованное и курочить его нельзя, но можно из ферм соорудить что-нибудь и повесить таль - это сохранит ребятам спины, да и просто безопасней, чем кантовать тяжёлые детали вручную. Ещё один непрошенный совет - брендированная одежда, да хотя бы футболки и каски.

    С удивлением обнаружил, что в моём провинциальном городе уже вовсю пользуются современной техникой - в автосервисах сканерами для снятия размеров порогов, для бытовых нужд люди сканируют для населения разные сломанные шестерёнки и печатают их. Так что есть и такая ниша для работы, пусть и не очень большая.


  1. PTM
    12.12.2024 12:47

    Молодцы! А я в компасе скругления сделать не могу, а тут такое! ммм


    1. kompas_3d Автор
      12.12.2024 12:47

      Если не получается построить скругление, отправляйте модель в техподдержку. Модель передадут математикам, и они улучшат алгоритмы скруглений, чтобы всё корректно строилось.