Во втором полугодии 2024 года мы провели опрос среди аналитиков чтобы понять – как специалисты с разным опытом работы подходят к развитию своих профессиональных компетенций.
В опросе участие 135 специалистов (бизнес-аналитики, системные аналитики и fullstack-аналитики). Несмотря на небольшое число опрошенных – нам показались интересными полученные результаты.
«Для себя» мы используем полученные результаты при формировании «дорожных карт» профессионального развития аналитиков на разных этапах их карьеры.
Участники опроса
Мы разделили всех респондентов на 3 категории:
Junior - специалисты с опытом работы менее 1 года (включая тех, кто еще учится и пока не работает по специальности), всего 28 респондентов (21% опрошенных);
Middle - специалисты с опытом работы от 1 до 3 лет, 35 респондентов (26% опрошенных);
Senior - специалисты с опытом работы более 3 лет, 72 респондента (50% опрошенных).
В разных компаниях разные понимания – кто такой Middle/Senior-специалист. Но для нашего исследования было достаточно такой градации.
Наиболее интересны на наш взгляд не столько общие усредненные цифры ответов – как отличия в ответах между специалистами с различным опытом.
Методика опроса
Всем участникам направлялась гугл-форма с одним и тем-же списком из 7 вопросов. Большинство вопросов допускали множественные ответы (а не выбор из одного варианта).
Вопрос 1. Как вы обычно повышаете свою квалификацию в области аналитики?
Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 536 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):
«Практическое применение знаний на работе» - 118 ответов (87%)
«Чтение книг и статей» - 88 ответов (65%)
«Ролики Youtube/ВК и т.п.» - 76 ответов (56%)
«Телеграм-каналы» - 72 ответ (53%)
«Онлайн-курсы» - 65 ответов (48%)
«Общение с менторами и наставниками» - 60 ответов (44%)
«Вебинары и мастер-классы» - 55 ответа (41%)
Результаты ожидаемые, основные методы повышения квалификации (которые, как правило, совмещаются) – это практика, книги и статьи.
Junior и Middle специалисты практически не отличаются в используемых методах, для них цифры по самым популярным методам:
«Практическое применение знаний на работе» - указаны в 80% ответов;
«Чтение книг и статей» и «Ролики» указаны в равной мере - в 75% ответов.
Интересно, что Senior-специалисты в 92% своих ответов указали основным методом повышения своих навыков «Практическое применение знаний на работе». Также они на 15% чаще других используют вебинары/мастер-классы и на 10-15% реже – все остальные способы.
Вопрос 2. В каких случаях вы ищете возможность изучить новые профессиональные навыки?
Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 367 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):
«Когда появилась новая задача на работе и не хватает текущих знаний для решения поставленных задач» - 119 ответов (88%)
«Для повышения своей квалификации и ценности как специалиста» - 103 ответа (76%)
«Изучаю, потому что мне это интересно» - 70 ответов (52%)
«Когда готовлюсь к собеседованиям» - 47 ответов (35%)
«Требуется в процессе учебы» - 28 ответов (21%)
Изучение новых навыков для аналитиков в основном продиктовано необходимостью решения новых задач на работе и желанием повысить квалификации. Хотя для Junior все же приоритетнее повышение квалификации.
Senior реже изучают новые навыки при подготовке к собеседованиям и в процессе учебы — это подтвердили всего 32% опытных респондентов против 89% опрошенных миддлов и 75% джунов.
Вопрос 3. С какими задачами вы сталкиваетесь чаще всего?
Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 359 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):
«Подготовка проектной и эксплуатационной документации (ТЗ, ТП, руководства пользователей и т.п.)» - 98 ответов (73%)
«Разработка спецификаций работы программного обеспечения (формирование постановок задач, ТЗ, в т.ч. – c использованием UML)» – 95 ответов (70%)
«Моделирование бизнес-процессов (в т.ч. – с использованием нотаций BPMN, IDEF и др.)» - 64 ответа (47%)
«Проектирование и работа с БД (в т.ч. – написание SQL-запросов)» - 62 ответа (46%)
«Проектирование и тестирование API» - 30 ответов (22%)
Наиболее существенные отличия:
Middle чаще чем джуны работают с моделированием бизнес-процессов (57% vs 39%);
Junior реже занимаются проектированием API (18% vs 31%);
Senior чаще других занимаются проектной и эксплуатационной документацией (80% vs 60%, 56 ответов).
Вопрос 4. Укажите пожалуйста навыки, которые вы приобрели в последние 3 месяца или которые планируете освоить в ближайшее время?
Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 359 ответов. Самые популярные ответы (в порядке убывания):
«SQL (включая проектирование структур БД)» - 55 ответов (41%)
«Проектирование и тестирование API» - 42 ответа (31%)
«Навыки написания технорабочей и проектной документации (включая ТЗ, спецификации, руководства и т.п.)» - 41 ответ (30%)
«Подготовка Use Case / User Story» - 36 ответов (27%)
«Управление требованиями» - 34 ответа (25%)
«Моделирование бизнес-процессов (BPMN, IDEF0 и др.)» - 34 ответа (25%)
«UML» - 24 ответа (18%)
«Проектирование UI/UX» - 20 ответов (18%)
Несмотря на то, что работа с БД и написание SQL-запросов стоит на третьем месте как наиболее частая задача - SQL является наиболее важным навыком для освоения.
Большая разница по навыку работы с Use Case/ User Story: 38% junior и middle-аналитиков занимались его развитием - по сравнению с 17% senior-аналитиков. Для senior-ов наиболее важным оказался навык проектирования и тестирования API.
Вопрос 5. Какие из указанных методов подготовки к собеседованиям/помощи в трудоустройстве вы когда-либо использовали?
Вопрос допускал множественный выбор, всего получено 339 ответов.
«Прокачка» резюме – 58 ответов (43%)
Онлайн-курсы и мастер-классы – 52 ответа (39%)
Ничего не использую – 31 ответ (23%)
Мок-интервью – 18 ответов (13%)
Работа с ментором – 17 ответов (13%)
Создание пет-проектов – 15 ответов (11%)
Для junior-аналитиков прокачка резюме не является основным способом подготовки к собеседованиям, они все же выбирают онлайн-курсы и мастер-классы (54%).
Интересно, что ответ «Ничего не использую» на 3 месте по популярности как среди Senior, так и среди Junior.
Активнее всех в подготовке к собеседованиям Middle-специалисты, они используют все варианты подготовки к собеседованиям (кроме пет-проектов).
При опросе была возможность указать другой вариант подготовки к собеседованиям – небольшая часть респондентов упомянула изучение статей и книги, проработку наиболее часто встречающихся на собеседованиях вопросов.
Вопрос 6. Какие из указанных методов подготовки к собеседованиям/помощи в трудоустройстве вы использовали платно?
Ответы:
Не пользовался платными методами – 112 ответов (83%)
Онлайн-курсы и мастер-классы – 15 ответов (11%)
Работа с ментором – 6 ответов (4%)
Интересно, что среди всех опрошенных аналитиков используют платные методы подготовки чаще junior-аналитики (25%). Чем опытнее аналитик, тем менее он склонен к использованию платных способов повышения своих профессиональных навыков – 80% middle-специалистов и 87% senior-специалистов не пользовались платными методами.
Выводы
Навыки работы с SQL наиболее востребованы среди аналитиков всех уровней. Мы включили задачи по моделированию БД и практике с SQL в "дорожную карту" большинства junior и middle-аналитиков.
Переход «Junior -> Middle» часто коррелирует с увеличением(появлением) доли задач по моделированию бизнес-процессов задач и проектированию API, переход «Middle->Senior» - c увеличением задач по подготовке проектной документации.
Платные методы повышения квалификации используются редко.
Спасибо, что дочитали.
Это моя первая статья на Хабре, если решите поставить минус - то напишите пожалуйста в комментарии что нужно улучшить.
bumbarash
А нужны ли вообще аналитики)?