Все началось с того, как FDA предложили изъять из продажи в США некоторые безрецептурные препараты от простуды и гриппа. Дескать: «эти препараты неэффективны». В этот же момент австралийская юридическая фирма подала коллективный иск против фармацевтического гиганта Johnson & Johnson, утверждая, что компания на протяжении многих лет сознательно продвигала и продавала неэффективные противоотечные средства. А камнем преткновения стал псевдоэфедрин.
Псевдоэфедрин, как камень преткновения
В 2006 году в США вступил в силу Закон о борьбе с эпидемией метамфетамина. Закон запретил продажу без рецепта лекарств от простуды и гриппа, содержащих псевдоэфедрин. Закон был разработан для того, чтобы предотвратить или, по крайней мере, затруднить людям использование этого химиката для изготовления метамфетамина в домашних лабораториях. Привет фанатам «Во Все Тяжкие». Точно такие же ограничения касательно псевдоэфедрина были приняты в Австралии примерно в то же время.
В безрецептурных противоотечных препаратах псевдоэфедрин был заменен на фенилэфрин, который нельзя использовать для производства метамфетамина. Фенилэфрин продавался как пероральный противоотечный препарат, с заявленной эффективностью псевдоэфедрина.
Но это ложь, и никакой эффективностью там и не пахло.
Теперь, на фоне отчета FDA США об эффективности перорального фенилэфрина, австралийская юридическая фирма начала коллективный иск против фармацевтического гиганта Johnson & Johnson, производителя ряда популярных лекарств от простуды и гриппа. Какие еще инструменты биохакеров могут оказаться пустышкой?
Пустышка в упаковке
Johnson & Johnson изготовила и продала препарат, который, как показывают десятилетия доказательств, не работает так, как заявлено. Производитель опирался на устаревшие, ошибочные исследования, чтобы продавать общедоступный препарат в Австралии, но этот препарат не делает ничего из того, что заявлено на упаковке. Клиент должен быть уверен, что покупает лекарства, которые работают так, как заявлено, а если действие препарата не соответствует завяленному на упаковке, то компания, причастная к этому, должна нести ответственность.
Ребекка Янкаускас, директор юридической фирмы JGA Saddler, специализирующейся на групповых исках.
Продукция Johnson & Johnson которая содержит фенилэфрин и продается как противоотечные средства, включает в себя линейки Codral, Sudafed и Benadryl. Codral — очень знакомый бренд для большинства австралийцев, которых годами бомбардировали телевизионной рекламой, призывающей «солдатить с Codral».
Групповой иск последовал за заявлением FDA от 7 ноября 2024 года, в котором предлагалось исключить пероральный фенилэфрин в качестве активного ингредиента из безрецептурных назальных деконгестантов. Предложение было озвучено после обширного обзора доступных данных о безопасности и эффективности соединения, включая исторические данные, как обоснование замены псевдоэфедрина на фенилэфрин. FDA указывают, что в этом вопросе важно не то, что фенилэфрин безопасен, а то, что он бесполезен. Отчет FDA доступен здесь.
Задача FDA — гарантировать безопасность и эффективность лекарств. Основываясь на нашем обзоре имеющихся данных и в соответствии с рекомендациями [Консультативного комитета по безрецептурным препаратам], мы предлагаем исключить пероральный фенилэфрин, поскольку он неэффективен в качестве назального деконгестанта.
Патриция Каваццони, доктор медицины, директор Центра оценки и исследования лекарственных средств (CDER).
В настоящее время это только предлагаемый административный приказ, означающий, что компании могут продолжать продавать безрецептурные оральные деконгестанты, содержащие фенилэфрин. Приказ не касается назальных спреев, содержащих это соединение. FDA ищет публичные комментарии по предлагаемому приказу, которые можно отправить по адресу Monographs@FDA Если после рассмотрения публичных комментариев FDA придет к выводу, что фенилэфрин неэффективен в качестве назального деконгестанта, оно вынесет окончательное постановление об удалении этого соединения с рынка.
Псевдоэфедрин в лекарства, кокаин в Кока-Колу?
Тем временем JGA Saddler призывает всех австралийцев, которые когда-либо с 2005 года покупали продукцию Johnson & Johnson, содержащую фенилэфрин, зарегистрироваться для коллективного иска на сайте coldandfluclassaction.com.au На сайте размещен полный список соответствующих лекарств.
Для корпораций бессовестно и крайне неэтично продавать медицинские продукты, зная, что они не работают. Эта практика подрывает доверие в той сфере, которая зависит от уверенности потребителей. Когда пациенты чувствуют себя введенными в заблуждение или обманутыми, они могут начать сомневаться в обоснованности методов лечения, основанных на фактических данных, которые действительно эффективны. Эта ситуация служит напоминанием австралийским потребителям о необходимости быть осторожными и информированными. Вместо того чтобы полагаться на прямую рекламу для потребителей, уделите время содержательным беседам со специалистами в области здравоохранения, которые могут предоставить рекомендации, основанные на фактических данных.
Доктор Джо-Лин Маккензи, ведущий австралийский специалист по оториноларингологии (ЛОР).
Интересный момент: соединение в полноценной дозировке не оказывало эффекта, и компания теперь готовится к суду. Что ждет рынок гомеопатии и насколько реален такой же инцидент в наших реалиях? Может быть, когда ни будь, мы увидим подобные сдвиги и на нашем рынке медицины.
Больше материалов о препаратах, концепции будущего, читайте в материалах сообщества. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи!