Интересный пост увидел на реддите.
Он меня замотивировал эту публикацию сделать и обсудить с вами, ждет ли нас «Идиократия»

Он про то, как молодое поколение использует ChatGPT для бездумного решения заданий, и это, по мнению автора, делает поколение альфа(14 лет и младше) so cooked ??.

Перевод поста с Reddit

То, как моя младшая сестра использует ChatGPT для выполнения домашнего задания — удручает.

Ей 11 лет, и она учится в последнем классе начальной школы. Она использует мой аккаунт ChatGPT, поэтому я могу просматривать прошлые переписки и видеть, что она пишет, и, черт возьми, поколение альфа совсем пропало. Она начинает с того, что просит ChatGPT перевести 3 минуты в секунды. Окей, можно сказать, что это нормально — возможно, ей просто показался сложным именно этот вопрос, верно? (Хотя 11-летний ребенок определенно должен понимать, что в 3 минутах 180 секунд.) НО ДЕЛО В ТОМ, что она продолжает просить ChatGPT решать абсолютно ВСЕ вопросы из своей двухстраничной домашки по математике. Причем это ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ, например, сколько часов в 1 дне и 7 часах — это буквально просто 24 + 7, и она спросила это у ChatGPT, даже не попытавшись решить сама.
И на этом всё не заканчивается. Затем она просит ChatGPT сделать её задание по чтению. Она говорит ему написать анализ для, кстати, ОЧЕНЬ ПРОСТОГО стихотворения на 150 слов, которое ей нужно разобрать, а потом просто копирует вопросы из задания. При этом она даже не копирует хорошо структурированный длинный ответ, который дает ChatGPT. Она просит сделать его короче, а потом, даже когда ChatGPT сокращает ответ до буквально одного предложения, она снова просит сделать его короче, превращая это в предложение уровня первоклассника из 7 слов, и просто копирует его, не понимая ни ответа, ни стихотворения, и даже не читая его. Она НИКОГДА, даже если не делает сама, не читает, что отвечает ChatGPT. Она просто тупо копирует и вставляет, пока на фоне идет «Игра в кальмара».
Если так делают многие школьники, то будущее выглядит мрачным. Послушайте, поколение Z способно писать и отвечать, но использует ChatGPT из-за лени. А поколению альфа ПРИДЕТСЯ его использовать, потому что они даже не будут способны сделать это сами.

Мои мысли на эту тему

Действительно ли все плохо?

Я не уверен, является ли это очередным ворчанием одного поколения на другое.
Как будто именно в случае с ChatGPT все реально плохо и мы движемся к фильму "Идиократия".

Когда читаешь подобные истории представляешь целое поколение детей, которые не могут решить простейшие задачи без помощи искусственного интеллекта. Рисуются мрачные картины будущего, где люди разучились думать самостоятельно, где базовые математические операции становятся непосильной задачей без подсказки компьютера. Где вместо воды люди поливают растения энергетиками, потому что в них есть электролиты.

Особенно тревожным кажется то, что речь идет даже не о сложных заданиях. Когда школьники используют AI для решения олимпиадных задач или сложных уравнений - это одно. Но когда речь идет о переводе минут в секунды или простом сложении - это совсем другое.

И ведь проблема не только в математике. Анализ литературы, который раньше требовал вдумчивого чтения и размышления, теперь может быть заменен генеративным ответом AI.

Возникает ощущение, что мы наблюдаем не просто лень или желание упростить себе жизнь, а фундаментальное изменение в том, как молодое поколение подходит к решению задач и получению знаний.

Ребенок, в момент, когда не может перевести 3 минуты в секунды
Ребенок, в момент, когда не может перевести 3 минуты в секунды

На самом деле

Однако, я думаю, что все не так плохо. У нас нет данных, что вот это знание о переводе минут в секунды и наоборот как-то связано с интеллектом в будущем. То же самое про анализ стихотворений и тому подобное.

Мы в школе за 9(11) лет обучения прогнали через себя просто невероятное количество материала, огромнейшее. И чего, где оно сейчас? Где все знания по истории, химии, биологии, математике? Если они не нужны в работе, то их попросту нет в вашей голове. Понятно, что если вдруг придется заново учить химию, то будет слегка проще, потому что школьные знания "проснутся", однако 99.9% людей до самой смерти эта информация не пригодится ни разу.
Более того, мы видим, что люди, которые пару лет подряд слушали про химию за школьной партой, во взрослой жизни верят в гомеопатию, например. Как это так работает?

Можно попытаться возразить, что вот эти знания хоть и не прикладные, но «учат учиться» и «дают базу»
Но с чего мы взяли, что они реально учат учиться и что вообще такое база? Такие тезисы нужно доказывать данными и экспериментами.

История циклична

И если мы посмотрим на историю технологического прогресса, то увидим удивительно похожие паттерны реакции общества на каждую новую технологию, способную изменить процесс обучения и работы с информацией.

Когда изобрели печатный станок в 15 веке, это вызвало настоящую панику среди образованной элиты. Переписчики предрекали конец качественного образования - ведь теперь любой мог получить доступ к книгам, не проведя годы в библиотеках, переписывая тексты вручную. Они были уверены, что массовое распространение книг приведет к поверхностному восприятию информации и потере глубины понимания.

В начале 20 века появление шариковой ручки вызвало бурные дебаты в педагогическом сообществе. Многие учителя считали, что отказ от перьевой ручки приведет к деградации почерка и, как следствие, мышления.

История с карманными калькуляторами особенно показательна. В 70-х и 80-х годах их появление в школах встретили настоящей войной. Учителя математики были в ужасе - как можно позволить детям использовать устройство, которое делает вычисления за них? Они были убеждены, что это приведет к полной потере навыков устного счета и понимания математических концепций.

Появление интернета в 90-х вызвало новую волну паники. "Зачем запоминать факты, если их можно загуглить?". Учителя и родители боялись, что доступность информации убьет желание учиться и способность к запоминанию.
Сейчас мы понимаем, что эрудиция и интеллект вещи никак не связанные между собой.
И фраза "Зачем запоминать факты, если их можно загуглить?" правдива.
Действительно, зачем?

Смартфоны в 2010-х спровоцировали очередной виток дискуссий о деградации молодежи. Постоянный доступ к информации, социальным сетям и развлечениям казался угрозой способности к концентрации и глубокому обучению.
Сейчас то же самое говорят уже про клиповое мышление и тому подобное.

Даже появление функции автоматической проверки правописания вызывало опасения - люди боялись, что мы разучимся писать грамотно, полагаясь на компьютерные подсказки.
Однако, когда я пишу эту статью, редактор Хабра заботливо подчеркивает мне все мои ошибки и ни у кого нет с этим проблем.
И это не вспоминая эволюцию IDE и статических анализаторов кода.
Вернемся, может, в блокнот и будем тратить львиную долю времени просто на синтаксис, вместо решения задач бизнеса?

На самом деле, каждая из этих технологий, вместо того чтобы разрушить образование, трансформировала его, открывая новые возможности. Печатный станок сделал знания доступными для масс, калькуляторы позволили сосредоточиться на понимании математических концепций вместо механических вычислений, интернет дал доступ к океану информации и возможностям для самообразования.

Люди, очевидно, вымрут, если облегчить их труд и изобрести колесо
Люди, очевидно, вымрут, если облегчить их труд и изобрести колесо

Реальная проблема: устаревшая система

Очевидно одно - система образования, построенная сотни лет назад, абсолютно перестала работать, и теперь это все видно всем. Хотя, честно говоря, было видно и раньше.
Можно вспомнить решебники, которые покупались за 100 рублей в любом книжном, с которых дети(и я в том числе) абсолютно бездумно скатывали ответы, и то, что 10 и 11 классы в России превращаются в подготовку к ЕГЭ по конкретным 2-5 предметам, и по сути все предыдущие года вообще смысла не имеют.

Как можно улучшить систему образования

У меня маловато экспертизы здесь, но я все-таки успел побыть и на стороне обучающегося и на стороне преподавателя (в колледже, школе и как персональный репетитор), поэтому попробую со своей колокольни накинуть возможные эволюции текущей системы образования.

  1. Переход от заучивания к пониманию
    Современное образование должно полностью пересмотреть подход к тому, что значит "знать" что-то. Вместо заучивания фактов и формул, которые всегда доступны в два клика, нужно фокусироваться на развитии понимания принципов и концепций.

    Вместо того чтобы требовать от учеников запоминать даты исторических событий, можно сосредоточиться на понимании причинно-следственных связей между этими событиями.
    Вместо заучивания математических формул - на понимании того, почему эти формулы работают и как их можно применять в реальной жизни.

    Формулу дискриминанта знают, скорее всего, все школьники, однако реальный смысл за ней - в лучшем случае единицы. Неужели это - правильный подход?

  2. Интеграция AI в образовательный процесс
    AI нужно рассматривать не как угрозу, а как мощный инструмент обучения. Стоит учить детей:

    • Формулировать правильные запросы к AI

    • Критически оценивать полученные ответы

    • Использовать AI как помощника в исследованиях и проектах

    • Понимать ограничения AI и знать, когда не стоит на него полагаться

      Можно даже ввести специальные уроки по эффективному использованию AI, где дети будут учиться взаимодействовать с этими инструментами осознанно и продуктивно.

  3. Проектное обучение
    Вместо стандартных домашних заданий стоит внедрять больше проектной работы, где:

    • Ученики решают реальные, практические задачи

    • Работают в команде

    • Используют все доступные инструменты, включая AI

    • Учатся планировать, распределять ресурсы и презентовать результаты

      Все это пригодится в жизни намного больше, чем просто решить пару алгебраических задачек

  4. Развитие мягких навыков
    Когда рутинные "хард-скилльные" задачи можно делегировать AI, критически важными становятся навыки, которые машины пока не могут эффективно имитировать:

    • Эмоциональный интеллект и эмпатия

    • Критическое мышление

    • Креативность и способность к инновациям

    • Навыки коммуникации и работы в команде

    • Адаптивность и умение учиться

      Давайте это и развивать. Нам не нужно конкурировать с искусственным интеллектом, нам нужно закрывать его слабые стороны

  5. Персонализация обучения
    AI может помочь создать индивидуальные траектории обучения, в которых

    • Темп и сложность материала подстраиваются под каждого ученика

    • Учитываются индивидуальные интересы и способности

    • Регулярно отслеживается прогресс и корректируется программа

    • Ученик получает мгновенную обратную связь

      AI в его текущем виде уже является прекрасным персональным учителем. Персональный подход это то, чего критически не хватает современной системе образования, а искусственный интеллект эту слабость закрывает. Так давайте воспользуемся этим? Создадим каждому ученику персонализированного ассистента конкретно для него и пусть он им пользуется сколько душе угодно. В системный промпт добавим то, что не нужно просто давать ответ на вопрос, а следует помочь задающему найти ответ самостоятельно.
      Выдадим и будем регулировать доступ к этому ассистенту для каждого ученика персонально.
      Понятно, что все это намного сложнее, но общая мысль должна быть ясна - переход к персонализированному образованию.

  6. Изменение роли учителя
    Учитель должен стать не источником информации, а

    • Наставником, который помогает ориентироваться в море информации

    • Модератором дискуссий и проектов

    • Вдохновителем, который поощряет любознательность и критическое мышление

    • Экспертом по использованию современных образовательных инструментов

      В общем кем угодно, кроме банальной альтернативы гуглу(которая зачастую знает намного хуже, чем гугл).
      Возможно, стоит вообще отказаться от роли "Учителя/преподавателя" в пользу совершенно новой концепции, о которой мы пока даже не думаем.

Чего в итоге-то?

Я думаю, что проблема не в поколении альфа, не в ChatGPT и других LLM, а в поколениях постарше, которые прямо сейчас имеют возможность изменить образование полностью(или хотя бы начать), но не делают этого, потому что это крайне сложно и надо думать, а вместо этого просто сваливают все на молодежь и новые технологии.

Возможно, если систему может сломать 11-летний ребенок, просто задавая вопросы вероятностной модели за $20 в месяц - проблема в системе, а не в этом ребенке?

Вместо того чтобы паниковать о том, как AI "портит" детей, нам нужно задуматься, как изменить систему образования так, чтобы она соответствовала современным реалиям. Технологии - это не враг образования, а инструмент, который можно и нужно использовать во благо.

Это напоминает мне тряску с текущей ситуацией на рынке найма. Люди научились ломать систему повышением циферки в резюме, но вместо того, чтобы улучшать ее, индивиды грозят всем черными списками, апеллируют к институту репутации и так далее.

Что думаете про это? Мне эта тема кажется невероятно важной, речь все-таки о следующем поколении, которое будет определять будущее нашей планеты.

Давайте это и обсудим.
Возможно, я что-то упустил, и мы все реально cooked?? вот уже практически завтра?


Мой телеграм канал - https://t.me/artem_ovchinnikov_palace

Комментарии (7)


  1. darthmaul
    06.01.2025 14:40

    Тут обществу пора бы немного сэволюционировать и вернуться к лаконике. Я понимаю что чатГПТ это костыль но расписывать длинные имейлы, отчёты и т.д банально лень. Но это для взрослых, детей к нейросетям лучше вообще не подпускать. В принципе, если мы откажемся от бесполезного словоблудия то ГПТ - подобные нейронки и не нужны станут.


  1. petropavel
    06.01.2025 14:40

    Так, собственно, учителя были не так уж и не правы. Навыки устного счёта пропали (в среднем, конечно, крутые читатели хабра считают в уме быстрее чем MK-85), факты запоминаются гораздо хуже (потому что, именно, можно загуглить — но это совершенно не равнозначная замена), и да, с автоматической проверкой правописания ни у кого нет проблем, но у автора, оказывается, "маловато экспертизы".


    1. Arastas
      06.01.2025 14:40

      Нужны ли сеодня навыки устного счёта и запоминания разрозненных отвлечённых фактов?


  1. lazy_val
    06.01.2025 14:40

    систему может сломать 11-летний ребенок, просто задавая вопросы вероятностной модели

    Что сразу сломать то? Это все до первого устного экзамена, или до первого письменного в классе без доступа к телефону. А дальше, как справедливо указывают в комментариях к переведенному посту или бросать валять дурака и начинать учиться, или в макдак бургеры собирать и заворачивать. Да и там будет проблема - перед тем как за прилавок встать придется как-то выучить что котлета в булку пополам разрезанную укладывается, а не наоборот.

    Другое дело что люди которым лень было учиться и которые систему образования измором брали были и до появления смартфонов / интернета / персональных компьютеров. И у них неплохо получалось. Лично знаю несколько человек которые физфак МГУ закончили еще при историческом материализме, не зная как сократить (a^2 - b^2)/(a - b)


  1. ru1z
    06.01.2025 14:40

    Как-то мало исходных данных. Если у ~семнадцатилетнего подростка из Туниса сестренка не учится и видимо не училась еще до появления гопотов, то почему это обязательно должно на всех проецироваться? Какой смысл переводить пост подростка из экзотичной страны и делать далекоидущие выводы?

    Где все знания по истории, химии, биологии, математике?  ... 99.9% людей до самой смерти эта информация не пригодится ни разу

    Ммм? Как вы это докажете? Про pH народ не в курсе и не пригождалась прямо ни разу 99,9%? В курсе химии многое рассказывают, полимеры, источники питания, куча всего. Математика не пригодилась, серьезно? Ипотеку и кредиты не брали никогда? Биология не пригодилась, когда предлагают лечиться арбидолом с оксолиновой мазью? Что-то все равно используется, где бы человек дальше не работал (исключение правящая престарелая элита и им подобные, им что в лоб, что по лбу). В этом месте нужно как-то отделить предметы, вроде истории (куда ее вдруг применить хотите?) и естественнонаучные предметы. Физика, химия, биология, вполне себе применяется в реальной жизни. Снег пошел и гололед, посыпали дорожки? - там вам и физика и биология и химия, что хотите. А если мозги не включаете и элементарные знания не пригождаются, то еще и медицинские знания получите.

    люди, которые пару лет подряд слушали про химию за школьной партой, во взрослой жизни верят в гомеопатию, например. Как это так работает?

    Никак не работает, здесь вопрос к системе, которая выпустила людей без знаний.


  1. emerald_isle
    06.01.2025 14:40

    если вдруг придется заново учить химию, то будет слегка проще, потому что школьные знания "проснутся", однако 99.9% людей до самой смерти эта информация не пригодится ни разу.

    Поэтому 99.9% (на самом деле всё-таки меньше) людей до самой смерти боятся пальмового масла, глутамата натрия и ГМО. А, ещё прививок.

    А болезней, от которых придумали прививки, почему-то не боятся.

    (касается не только школьной химии, но и школьной биологии, например)


    1. ngromyko
      06.01.2025 14:40

      А еще в гороскопы, натальные карты, что не могла вот просто так жизнь зародиться из неживой материи и тд и тп