И это пока никто не понял.

Я 17 лет учил английский язык. Вкладывался гораздо больше, чем другие. Я был лучшим в классе и вузе (по английскому). Я кучу раз брался за приложения. Покупал курсы во взрослой жизни. Даже работал на английском. Нанимал нейтивов преподов.

Но даже в этой ситуации я не получил конечный результат — свободную речь. И я начал думать, а что если весь подход — бред. Что если преподавание это сегодняшняя вера в плоскую землю. И все в неё верят, потому что не доказано обратное.

И с этого началось, что я сам заговорил на английском свободно через 6 месяцев. 

Потом я провёл несколько десятков и сотен исследований с изучающими язык. Прочёл тонну исследований. Разобрал почти каждую фразу и совет, что дают преподаватели и сверил их с современными данными о работе мозга, нейрообучении.

И здесь расскажу всё.

Нигде так много не учат английский как в РФ

Абсолютно все и почти всегда учат английский язык. В большинстве школ его изучение начинается во 2–3 классе и длится до выпуска.

Безусловно качество часто хромает. Как и качество всего образования в СНГ. Но как будто в английском оно выбивается ещё заметнее.

Занятный факт, среди сотен интервью, что я провёл с теми, кто учил язык. Примерно половина закончили школу\вуз с золотыми медалями, красными дипломами и только один предмет выбивался у них в оценках. Надо уточнить какой именно?

Даже до появление Скайенга — огромного и очень серьёзного фронтлейнера на рынке преподавания английского даже в мире, не только в СНГ. Язык учили все и везде.

Но когда Скайенг вышел на рынок — это стало чуть ли не базой. Многие компании оплачивают, сертификаты везде выигрывают, реклама сыпется из каждого утюга. Кажется почти больше нет людей, хотя бы раз не посетивших урок там.

Почти каждая вакансия, даже без реальной нужды в английском напишет «Знание английского будет преимуществом»

Кажется ни в одной стране мира нет такой повальности изучения языка.. Хотя с другой стороны как ей не появится, если потребность у людей большая, а результаты.. Про результаты мы ещё позже поговорим.

Резюмируем — преподавание английского это практически БЕЗальтернативный метод. Его жалкие конкуренты — это погружение (поехать в страну, где говорят на английском) или самостоятельное обучение (что чаще всего СИЛЬНО результативнее по статистике).

Огромный шанс, что многие из вас (и я тоже) много раз пытались самостоятельно изучить и много раз не преуспели — я также. При этом 4 из 10 людей взявшихся сами учить язык смогли. Почти все кто «освоили через преподавание» — ОЧЕНЬ много доучивали, переехав в США, Британию или как‑то иначе.

И даже когда ты идёшь изучать английский самостоятельно — откуда ты будешь брать способы и подходы? Из видео и статей преподавателей. То есть самообучение чаще — это обучение без преподавателя В КОМНАТЕ. Но по их материалам.

А что если материалы, логика, выводы — неверные? Ну вот просто допустить на секунду эту мысль.

Что почти всё сказанное ими не так. Не так работает, неправильно трактуются исследования, а может и намеренный обман (я не считаю, что намеренный, это просто пример)

  • А что если слова из списков не запоминаются — не потому что ты их не используешь, а идея учить слова из списков неверная?

  • Что если не говоришь ты, не потому что «таланта к языкам нет» — а тебя не учат говорить, а учат соблюдать Grammar правила словами

И так далее..

Итоги преподавания англа в РФ за 35 лет

Есть несколько разных статистик, которые говорят какой уровень владения английским в СНГ и РФ. Например самая популярная EF EPI — по всем странам, красивые инфографики и все дела.

Я бы и хотел им поверить, но.. Россия и Индия там стоят почти на одном уровне. Или Россия и Сербия. Ни логика, ни личный опыт не могут согласиться с такими выводами. За 1.5 года жизни в Сербии я встретил ТРЁХ людей, кто не говорит на англе. Среди прохожих, продавцом в магазине, леди на почте..

Знаете сколько я встретил в РФ говорящих на англе за 28 лет жизни? Тоже троих.

Я долго искал статистику, которая будет хоть +‑ похожа на правду. И нашёл. Нашёл подборку исследований на википедии.

Безусловно у неё много особенностей и минусов. По разным странам считали по разным методам.. Где-то в 2021 последний раз обновляли, где-то в 2015. При этом я вижу эти цифры СИЛЬНО ближе к реальности, чем EF, который считает каждый год.

Итак на 2021 год в РФ владели английским языком менее 5% населения. Это практически худший показатель среди крупных и известных стран. Страны богаче — знают лучше, страны беднее — лучше. Страны в Африке — лучше, в Азии — лучше, в Европе лучше.. Только в Китае знают хуже..

Я веду много дискуссий на эту тему и аргументы звучат так:

  1. Ну в Европе много путешествуют поэтому знают

  2. А в Сербии субтитры у фильмов поэтому

  3. А Мадагаскар бедный — поэтому

  4. А Индия бывшая колония, поэтому

И подобные аргументы имеют долю правды — безусловно. Но каждый из них объясняет отдельный случай, но не общую картину. Это получается всем чем‑то «повезло» — кроме нас? Нас с Китаем вернее..

Проблема только в том, что те из нас, кто делает также — смотрит фильмы с сабами годами, много путешествуют и учат много язык Тоже почти не говорят. Безусловно у них цифры лучше, ну допустим 10%.. Но это всё равно показатель в 5 раз меньше, чем в Германии. На 5% меньше, чем в Казахстане.

И это при ПОВАЛЬНОЙ моде последних 30 лет на западное, на америку, на фильмы и песни, игры и моду из Америки.. На отсутствии переводов многого..

И это при повальном преподавании англа. У большинства курс начинался со 2–3 класса.

ЛЮБОЙ предмет, который в школе мы учили долго, как бы плохо мы это не делали, мы всё равно имеем базовые знания и уровень. Мы можем говорить про Географию, вспоминать цифры и даты событий.. А на английском дальше London из э кэпитал не ушли..

Это не просто так.

В чём отличие изучения языка в СНГ и в мире?

Я допустил мысль, что преподавание слепо. Особенно русскоязычное.

На хабре есть потрясающая статья.

Разработчик из Яндекса устроился в Лондонский офис Амазон и рассказал, что там с английским.

И КАЖДЫЙ мой знакомый — из Apple, Citadel, Google говорили мне примерно тоже самое, когда я задавал прямой вопрос. Но это ПРЯМО противоположно с тем, что говорят преподаватели.

Сотрудники FAANG: У нас не проверяли англ на собесе

Преподаватели: Без C1 вас даже в среднюю компанию в USA не возьмут

Я только за последнюю неделю видел такие твиты и треды в количестве трёх штук от преподавателей.. И я начал искать ответы — почему так?

И начал смотреть как изучают язык в разных странах. Смотрел видеоуроки в Финляндии, спрашивал как учат в Сербии, гуглил подходы в ОАЭ.

И раз за разом натыкался на один термин — правило зелёной ручки. Я где‑то видел его в умных книжках, но точно не понял о чём оно. Пошёл гуглить.

Метод «зеленой ручки» заключается в том, чтобы фиксировать внимание ребенка не на ошибках, а на успехах. На том, что получилось лучше.

После прочтения я пересмотрел как выглядят уроки в Финляндии и понял, что учитель почти ни разу не сказал: «Вот тут у тебя ошибка, вот здесь не так», — этого практически не было. Наоборот, ребёнок договорил мысль и учитель говорит: «Ты отлично сказал первую часть, очень хорошо подобрал синонимы для этого слова».

Когда я первый раз смотрел — из этих слов я интуитивно понял, что во второй части фразы ребёнка была какая‑то ошибка и оговорка, что можно улучшить. Но учитель вслух этого не произносила.

Тогда для меня это открыло целый мир. Я начал вспоминать как выглядели мои уроки английского.

В РФ дискуссия об ошибках имеет два мнения:

  1. Ошибки надо исправлять сразу же — как человек сказал, перебить и поправить

  2. Ошибки говорить после фразы, дать договорить

Почти все преподаватели словами проговаривают фразу: «Это моя главная задача — указывать на твои ошибки».

Дальше я начал вспоминать свои ощущения, когда меня поправляли. Чем больше этого происходило — тем дольше и чаще я задумывался как говорить. Тем тщательнее продумывал фразы, прежде чем сказать и.. тем хуже говорил. Больше пауз, страшнее начать. Меньше ходил на занятия.

В этот период я начал разговаривать с зеркалом каждый день. И сказал себе: «Так, попробуем игнорировать ошибки вообще. Их просто нет».

Через 6 месяцев я созвонился с британским тренером по фитнесу (он нашёл меня в линкедине и предложил free сессию). Этот разговор разделил мир на ДО и ПОСЛЕ.

Моя история изучения англа

Как я упоминал я учил английский 17 лет.

Всё началось в 2 классе школы, я был отличником и вдруг получил двойку по новому предмету — английскому. У меня сгорело, мне дали по голове дома и с 3 недели 2 класса я сделал так, что знал английский лучше всех в классе.

Даже самые ботанистые леди спрашивали у меня как будет слово, какое правило и т. п. Я читал все доски с правилами в классе. Я заучивал все слова и вызывался каждый раз отвечать на вопросы учителя на английском.

Я даже участвовал в British Bulldog — большая олимпиада вроде Русского медвежонка, но по английскому. Я был единственным в школе, кто сам выстрелил себе в ногу, вызвался участвовать.

Началась учёба в вузе — мне уже мало было быть лучшим в группе. Я скачал LinguaLeo и учил в нём слова, проходил курсы в 2013 году.

Я ходил на встречи филологического факультета с гостями из Британии..

В том же году меня пригласили по обмену учиться в Турции (как одного из главных активистов школы), но одно из условий было — свободный английский. Как вы понимаете, его не было. Даже при всём вышеперечисленном.

Я окончил вуз в 2017 году и пошёл работать. 

LinguaLeo помнит мои изученные слова примерно за 5 лет.

Уже в 2018 я снова задумался о языке и купил курс на полгода в частной школе. На старте учёбы они определили меня в Elementary группу. В конце оценивали как Intermidiate +

Стал ли я знать и уметь в английский лучше? Определённо! Было ли что‑то похожее на свободный язык? Ни разу.

Снова группа, в этот раз сильнее — ничего. Самообучение — ничего. К 2020 году я уже построил неплохую карьеру. Пришёл в айти. Начал нанимать себе персональных преподавателей. Я решил попробовать с нейтивами.

Первым был британец Сэм — довольно нудный парень. Ну хоть игры любил, иногда их обсуждали.. Но я прям чувствовал, что не хочу идти на уроки. Потом другой Билл — возрастной американец (от компании), тоже не зашло. Потом Доминик — клёвый парень из Мичигана. С ним было круто.

С ним я учил почти полгода и мне очень нравилось. Я ходил к нему после адского рабочего дня — не пропуская.

В этот момент я уже работал в международной крипте и собеседовал COO убера к нам. CMO Bank of America. Увольнял американское кадровое агентство..

Я в целом даже говорил.. Но тот же вопрос — было ли что‑то похожее на свободную речь? Нет.

Мне нужно было СИЛЬНО готовиться. Я всё время хотел перенести. Я потел как не в себя, если мне задавали неожиданный вопрос — я терялся из‑за языка. При том, что уровень у меня был уже B2. С ним были согласны все преподы, тесты. Без исключений..

Где‑то в этот момент я выгорел и ушёл из найма, переехал в Кыргызстан из РФ. У меня появилось время и я начал думать — читать про правило зелёной ручки и пробовать говорить перед зеркалом не обращая внимания на ошибки.

Как я сказал — был разговор с британским спортивным тренером. Я проснулся за 2 минуты до звонка, не готовился вообще.. Никогда особо не обсуждал спорт на английском.

Но во время звонка я 15 минут разговаривал. Разговаривал совершенно не напрягаясь.. Мне даже было весело. Он прекрасно меня понимал, я объяснял ему дикие тонкости — например, что у меня РПП и мне сложно контролировать сколько я ем.

В конце разговора я набрался смелости и спросил: «А как бы ты оценил мой уровень языка*»

Он ответил: «Обычный уровень в Лондоне. Я бы даже не подумал, что ты турист. 7 из 10»

И я понял, что не только я почувствовал себя нормально и свободно говорящим. Для собеседника это выглядело также..

Я сломал преподавание языка и стал Fluent

В эти полгода, когда я отказался от всех подходов преподавателей, я пересмотрел абсолютно каждый совет, который слышал за жизнь.

  1. Учить слова из списков

  2. Надо говорить правильно

  3. Надо использовать сложные слова

  4. Надо сложные времена

  5. Тебя не поймут если скажешь без to be

  6. Нельзя говорить she про кошку

И ещё сотню других.. Я смотрел на каждый совет с точки зрения не «да, это факт», а скорее «дайте пруфы, что это правда».

И 9 из 10 я не нашёл ни единого пруфа.

She в английском говорят каждый день. Далеко не только про кошку, а даже про крепость.

Сложные времена используются ТОТАЛЬНО редко, чаще в однотипных фразах “Have you been in Paris?”

Источник. Исследование: Most common English verb tenses
Источник. Исследование: Most common English verb tenses

Вообще никто не смотрит на правильности речи.. В мире нет культа «говорить правильно на втором языке» (в некоторых странах есть такой культ первого языка, но нигде кроме РФ и Китая нет про второй язык)

В Америке нет культа правильности даже к первому языку. Есть культ понятности — тебя должно быть понятно всем.

Словарный запас большой нужен — бред

Исследование: Goulden, Nation, & Read, 1990; Zechmeister, Chronis, Cull, D»Anna, & Healy, 1995. — средний хорошо образованный нейтив знает 20 000 языковых семей.

Исследование: How much vocabulary is needed to use English? Replication of van Zeeland & Schmitt (2012), Nation (2006) and Cobb (2007). — Высокообразованные не‑носители английского языка, получающие высшее образование на английском имеют 8000–9000 языковых семей в своём Vocabulary.

Исследование: What vocabulary size is needed to read unsimplified texts for pleasure? David Hirsh, Paul Nation, 1992.

Согласно исследованию от I.S.P. Nation: 3000 семей слов достаточно, чтобы понимать 95% речи в неподготовленной беседе. (Подготовленная — это книги, сериалы и т.п).

И так далее. Также я придумал, что стоит качать каждую часть языка отдельно. И расписал для себя упражнения для Writing, reading, Speaking и т. п. Которые за короткий срок смогли дать мне тот итог, который я ждал от преподавания десятилетиями, но не получил.

А потом меня попросили помочь.. Сначала друг, потому девушка. Потом я написал пару постов в Линкедине и вдруг несколько десятков людей попросили..

И в какой‑то момент я набрался храбрости и сделал из этого продукт.

В нём у меня получилось помочь тем, кем я был сам.. Людям кто думал «языки не моё». Тем кто десятилетиями тратил силы на преподавателей и не получал почти ничего, кроме разочарования в себе. Тем кто пробовал десятки подходов, школ и ничего..

Я сфокусировался на почти противоположных вещах, нежели преподаватели:

  1. На понятности

  2. На ощущении комфорта и свободы в разговоре

  3. Не нервах, перфекционизме

И эффект стал просто космическим.

Упражнения, которые я упоминал для Fluent английского у меня в тг в оформленном документе.

Я жалею, что потратил 17 лет настолько неэффективно и не хотел бы, чтобы кто‑то повторял этот путь. Кто‑то быстро сверит сказанное мной с опытом и поймёт насколько всё это в точку, кто‑то укатится в логические искажения и скажут «ты мне предлагаешь говорить как гастарбайтер» — так всегда бывает. Для меня главное, чтобы те, кто упёрся в потолок и устал тратить силы — увидели для себя решение.

Классного дня )

Комментарии (30)


  1. Vad344
    24.01.2025 14:22

    Нигерия и Индия, напомню, были британскими колониями, и и там и там английский язык является государственным.

    Притягивая факты, не оторвите им уши - (с).


  1. zo0Mx
    24.01.2025 14:22

    Будем откровенны, когда я начинал читать эту статью, я знал чем она закончится.


    1. GDragon
      24.01.2025 14:22

      Внезапно оказалось что зубрёжка не равно пониманию.
      И какой выход предлагает нам автор? "Не зубрите!"


      1. suntori
        24.01.2025 14:22

        Скорее всего ваш оппонент имел ввиду, что подозревал об окончании статьи ссылкой на ТГ канал.


  1. ru1z
    24.01.2025 14:22

    Я жалею, что потратил 17 лет настолько неэффективно

    Не было нужно, не было эффективно. Да потом, далеко не факт, что стало "эффективно", просто стало нужнее.


    1. DaneSoul
      24.01.2025 14:22

      Именно, а еще очень не правильно считать, что эти 17 лет не закрепили в голове всю базу, которая была малоактивна, но позволила потом быстро скакнуть в уровне. Учить с нуля и шлифовать до активного состояния - это совсем не одно и тоже.


  1. JBFW
    24.01.2025 14:22

    Все видели "Особенности национальной охоты", эпизод, где пьяные Кузьмич с финном о чем-то непринужденно болтают, пока не задали вопрос: "Кузьмич, ты же по-фински не разговариваешь"?

    Так вот это практически правда, после N-рюмки языковой барьер существенно снимается: говорить лучше вы конечно не станете, но срабатывает вот то самое, "меня как-то поняли, а мелочи не важны".
    И этот барьер строится именно в процессе школьного обучения:

    "- Не THE, а THE! THE! Вытягиваем язык вперёд, дотрагиваемся до кончиков зубов (дети строят рожи и ржут) TH! TH!"
    И потом стесняешься сказать это самое THE неправильно, не как МарьИванна учила, или еще какую страшную ошибку совершить.


    1. halted
      24.01.2025 14:22

      курсов английского в пабе под шафе еще не было


  1. AlexeySetevoi
    24.01.2025 14:22

    Пятничные рекламы телеграм-каналов, классика.

    Если упрощенно - ef-epi про то, что мы взяли и оценили уровень владения языком среди 2 миллионов добровольцев, прошедших тест. Добровольно, сами пришли и прошли тест. Очевидно, он не показывает проникновение английского языка, он показывает средний уровень владения среди тех, кому английский и тесты на него вообще были интересны.

    "Methodology This edition of the EF EPI is based on test data from more than 2,100,000 test takers around the world who took the EF Standard English Test (EF SET) in 2023."

    Поэтому странно сравнивать проникновение языка ("За 1.5 года жизни в Сербии я встретил ТРЁХ людей, кто не говорит на англе. Среди прохожих, продавцом в магазине, леди на почте.. ") и уровень владения им, разные метрики.

    Насчет преподавания - классическое преподавание английского основано на курсах самих Британцев, и там да, все построенно на старой доброй теории о том, что преподаватель должен выявлять ошибки, а не быть поддерживающим и работать с позитивным подкреплением. В целом история о позитивном подкреплении в преподавании гораздо моложе, чем подход с муштрой и разбором ошибок.

    Есть люди, для которых это не работает. И вот для них - да, работает позитивное подкрепление, это просто еще один метод. Те оба этих метода(как и ряд других), работают. Для разных людей - по разному. Даже для разных возрастов/культур - по разному.

    Насчет "я начал просто говорить" - так да, бытовой уровень как набор лексики и слов(который сначала надо выучить), с целью "чтобы меня просто поняли" - он простой, он собственно, и является целью CEFR А2. Страх говорить - существует и является одной из известных проблем классического обучения английскому без вращения в обществе носителей языка. Это просто навык. Его не с кем разрабатывать, если вокруг вас крайне мало носителей(как в Китае/РФ в силу исторических и культурных особенностей). Есть специальные тренинги/методики, чтобы начать.

    В целом - тут нет великого заговора или открытия. Есть необходимость знать или не знать язык. Есть возможность его практиковать или не практиковать. Есть хорошие преподаватели и плохие. Есть эффективное обучение или не эффективное. Время не равно результату.

    Собственно, при наличии реальной бытовой/рабочей необходимости выучить язык, обычно попадается хороший преподаватель, который и методику тебе подберет и слабые места с тобой подтянет, и в бар/скайп с носителем вытащит. И никаких тайных знаний тут нет и не было.


    1. VashStampede
      24.01.2025 14:22

      Лол. В Англии сейчас не принято критиковать учеников за ошибки. Может, раньше было по-другому, но точно не сейчас. Я молчу, что если ты психологически подавлен, ты даже в школу можешь не идти, а учиться дистанционно


  1. Allian
    24.01.2025 14:22

    Есть несколько разных статистик, которые говорят какой уровень владения английским в СНГ и РФ. Например самая популярная EF EPI - по всем странам, красивые инфографики и все дела.

    Я бы и хотел им поверить, но.. Россия и Индия там стоят почти на одном уровне. Или Россия и Сербия.

    Смотрим https://en.wikipedia.org/wiki/EF_English_Proficiency_Index

    Россия 44 место 532 очков

    Индия 69 место 490 очков

    Сербия 24 место 568 очков

    Из всего 116 стран с разбросом очков от 394 до 636

    Хм, ну допустим почти на одном уровне.

    А если прочитать, что измеряют-то?

    The EF English Proficiency Index (EF EPI) attempts to rank countries by the equity of English language skills amongst those adults who took the EF test.[2]

    Надеюсь, "итог, который я ждал от преподавания десятилетиями, но не получил" позволяет это понять?


  1. Solovej
    24.01.2025 14:22

    "И как всегда ни слова о chatGPT / Claude / Deepseek, который поможет поднять уровень владения английским языком до нужного уровня.
    Можно составить план, попросить объяснить самые распространенные конструкции. Можно через приложение (chatGPT) на телефоне поговорить как с реальным собеседником.
    Можно попросить говорить с разными акцентами чтоб тренировать слух и так далее. Понятно что для некоторых действий надо приобрести за 20 баксов подписку."

    Картинки -> было бы хорошо пересохранить в jpg, а не png. Плюс увеличить четкость - потому что все какое-то слегка размытое хочется глаза протереть.


    1. arielf
      24.01.2025 14:22

      И как всегда ни слова о chatGPT.

      Вот и хорошо. Этого тут ещё не хватало.


  1. Vad344
    24.01.2025 14:22

    Я 17 лет учил английский язык. Вкладывался ... был лучшим ... кучу раз брался ... Покупал... Даже работал ... Нанимал ...

    Но ... я не получил конечный результат — свободную речь.

    А нахрена вам эта "свободная речь", штандартенфюрер? Что это за такая самоцель - "свободная речь"?

    В конце разговора я набрался смелости и спросил: «А как бы ты оценил мой уровень языка*»

    Он ответил: «Обычный уровень в Лондоне. Я бы даже не подумал, что ты турист. 7 из 10»

    И я понял, что не только я почувствовал себя нормально и свободно говорящим.

    И все эти прыжки и ужимки - только ради того, чтобы вас похвалил "носитель"?


  1. gruppe401
    24.01.2025 14:22

    Расскажу свою историю, которая, возможно, немного прояснит, что к чему. Я тоже медалист, дипломированный преподаватель немецкого языка, стажировался в Германии. Свободная речь, настрой сеять доброе, разумное, вечное. В условиях повального запроса на английский язык чувствуешь себя нетакусиком, носителем тайного знания, одним словом - специалистом. И что же? Три года я и мои учащиеся (м)учились с английским языком, пока я не написал по собственному желанию. За это время я забыл многое из того, что учил, да так и не пригодилось, а вот в том, что приходилось делать, просто не хватило компетенций.

    Резюмируя вышесказанное, мне, конечно, жаль, что уровень владения английским языком оставляет желать лучшего, но сошёлся ли свет на нём клином? Или стать профессионалом в своей области?


  1. RolexStrider
    24.01.2025 14:22

    Моё (целенаправленное и осознанное) изучение английского началось с того (где-то в 1997-м), что я снес с компа весь "русифицированный" софт, начиная с (тогда еще 95-й винды). Результаты (ну именно в чтении, не в разговорной речи само собой) начал ощущать ~через полгода.


  1. opusmode
    24.01.2025 14:22

    На самом деле многое из статьи похоже с моим опытом и моими выводами.

    Тоже начали учить новый, модный язык в 8 лет, во втором классе. И можно сказать, что не выучил до сих пор (но это уже моя вина).

    И собственно в 5-6 классн я был худшим в классе и знал язык на нулевом уровне. И тогда я заметил, что я не хочу говорить на нём, мне не нравилось, это были одни из самых нелюбимых уроков. Именно потому, что заставляли и постоянно попровляли, а не поддерживали и стимулировали.

    Кстати, именно такой подход и называется «душить», а не то, как это употребляют сейчас.

    Так вот, году в 2008 я узнал про сайт ebay и с первых денег, с первой карточкой (с CVV, ёпт, модная, для школьника) начал пытаться заказывать невиданеые, заморские диковины. А там всё на английском. И пейпел тоже. И я поник. Но картинки и цены манили. И снились. В общем, не выходили из головы.

    Вот тут у меня случился первый прорыв в изучении. Я перестал тотально боятся.

    Второй прорыв был на работе, когда я начал пытаться читать документацию и профильные сайты. Я перестал бояться читать и даже немного стал составлять письменно предложения.

    Читаю я нормально, пишу скорее слабо, но могу. Говорю примерно никак, но это моя вина. И это на 0% заслуга школы, универа и преподавателей


  1. SquareRootOfZero
    24.01.2025 14:22

    Расстановка знаков препинания случайным образом не нова, но вот чтобы даже диаграммы в посте были безграмотны - такое, по-моему, встречаю впервые.


  1. Thomas_Hanniball
    24.01.2025 14:22

    За табличку (Most common English verb tenses) отдельное спасибо.


  1. ABRogov
    24.01.2025 14:22

    Причина плохого уровня английского в россии очевидно - исторический дефицит носителей. Вообще - ноль (единицы). Поколениями в педвузах выпускали "учителей английского", которые ни сами, ни их учителя ни разу не видели и не общались с носителями. Просто некому было учить. В странах где высокий уровень знания иностранного языка, там его преподают с ранних лет, и делают это люди, которые достаточно хорошо на нем говорят, даже если не носители. Туда приезжают носители, а сами учителя проходят стажировки в англоговорящих странах. Там нельзя стать учителем английского, если ты никогда никуда не ездил.

    Что касается автора и его сложностей с живым разговором, то на мой взгляд, тут дело вообще не в языке. Если у него В2, он весь нужный минимум имеет. Просто для него разговор на английском это сродни публичному выступлению, очень распространенная заморочка. Я несколько раз встречал людей, которые абсолютно нормально говорили по-русски, и были неплохими специалистами, но выходили перед аудиторией (небольшой, человек 20, никто его формально не оценивал) и не могли начать говорить. Их просто охватывал какой-то паралич. И понятно, что здесь дело не в языке. Человек больше фокусируется на своем социальном статусе, не упадет ли он если сделать ошибку, а это начисто отрубает интеллект, затрагивает какие-то глубинные социально-иерархические механизмы.

    Что бы заговорить нужно не просто начать говорить, а еще делать работу надо ошибками. Запоминать, что не получилось сказать и разбирать с носителем ситуации, там может быть какая-то расхожая идиома нужна или еще что-то, что напрямую из русского языка не берется.

    И зубрить это отлично. Любой программист знает, данные сперва нужно загрузить, а потом их обрабатывать. Так вот если сразу не залетает (это нормально, особенно для сложных вещей), их нужно хотя бы загрузить. Потом что-то само переварится, что-то потом будет уже легче дожать, если хотя бы это помнить, а не подглядывать в шпаргалки. После хорошей зубрежки бывает начинает само "выпрыгивать", бывает в живой речи что-то скажешь, и сам удивляешься, откуда это вообще появилось.


    1. arielf
      24.01.2025 14:22

      Причина плохого уровня английского в россии очевидно

      Низкий уровень жизни. Большинство жителей РФ не сталкивается в жизни с английским, им бы выжить. Он им не нужен. А раз не нужен, то его и не знают.


      1. SquareRootOfZero
        24.01.2025 14:22

        В огороде бузина... Ну вот в Японии высокий уровень жизни, а с английским не лучше, чем в РФ - большинство жителей не сталкивается в жизни с английским, он им не нужен, они и без него нормально выживают. А вот в Индии, допустим, низкий уровень жизни, но любая побирушка на берегу Ганга знает английский, потому что они сталкиваются, им нужен, чтобы выжить.


  1. protostrator
    24.01.2025 14:22

    уровень владения английским 51% населения украины - ну такое..

    while 51% of respondents have some knowledge of the English language


  1. Alexxius
    24.01.2025 14:22

    На самом деле любой иностранный язык нужно учить если он тебе для чего-то нужен. И потом применять его постоянно на практике - пусть не каждый день, но хотя б пару раз в неделю. Без этого результата не будет. Более того, со временем даже выученное забудется - такова особенность человеческой памяти.
    Можно выучить грамматику на отлично, но не уметь связать пару слов в разговоре. Я встречал случаи, когда люди прекрасно понимали прочитанное в книге, либо увиденное в кино, либо услышанное от собеседника, но сами не могли ничего ответить. И только после определенной практики именно разговоров они резко выходили на тот самый уровень "свободной речи".

    Я в России был только проездом либо в гостах, но прекрасно понимаю, что большинству населения ни английский, ни какой-либо другой иностранный язык просто не нужен в повседневной жизни. Отсюда и то, что им владеет небольшая часть населения - тем кому он для чего-то нужен.
    Так что дело не столько в преподавании английского, сколько в мотивации и практике.


  1. S0mbre
    24.01.2025 14:22

    Разрешите тоже копеечку. Я окончил государственный вуз по английской филологии в 2005, далее в нем же преподавал разные предметы английского языка на всех курсах, в 2007 защитил кандидатскую. В целом соглашусь по поводу необходимости чаще хвалить и использовать зелёную ручку. Но это касается только, наверное, начинающих учить. Со студентами и вообще людьми, которые хотят освоить язык на профессиональном уровне, должна работать именно красная ручка. Это касается не только языка, а вообще любого навыка. Начинаем с пряника, а хочешь учить дальше - постепенно добавляем кнут. Потому что обученные до определённого уровня люди стремятся в какой-то момент приспустить повода, по принципу "и так сойдет", здесь нужна жёсткая дисциплина и демонстрация необходимости совершенствования. И да, кто бы что не говорил про "советскую" систему, в моем случае я уверен, что не стал бы профессионалом в этой области, если бы меня нудно не тыкали в грамматику, если бы я не зубрил списки слов, не читал сотни страниц скучных учебников и не корпел часами над домашней.


    1. Wesha
      24.01.2025 14:22

      Проблема не в цвете ручки, а в том, что ученик «воспринимает красную ручку как кнут», и боится её, как будто его за каждую ошибку на дыбе распнут. А нужно воспринимать как «да, чувак, тут ты малость лоханулся, так делать не надо».


  1. arielf
    24.01.2025 14:22

    Огромный шанс, что многие из вас (и я тоже) много раз пытались самостоятельно изучить и много раз не преуспели — я также.

    Вот базу мне заложил репетитор, а потом учил без никого, по учебникам, книгам и фильмам. И преуспел. Ни разу не покупал никакие курсы. Лучшие курсы это -- British Counsil. И они бесплатные.

    Моя цель мыслить, говорить и писать как нэйтив. И писать книги на английском.


    1. Wesha
      24.01.2025 14:22

      по учебникам, книгам и фильмам.

      При этом даже лучше идти от противного — смотреть фильмы и читать книги, и сразу «а вот этот мужик что сейчас сказал?» — поставил на паузу и посмотрел в учебнике.


  1. DarthVictor
    24.01.2025 14:22

    В целом некоторая лоигка в тексте присутствует. Добавлю несколь

    Во-первых языки придуманы для общения, а не для изучения. Если вы правильно понимаете, то что говорят вам и собеседник правильно понимает вас, то у вас нормальный уровень для человека рожденного в неанглоязычной стране. Ключевые словосочетание "правильно поняли", это кстати не только от языка, но и от культурных особенностей зависит. Сказать немцу, что его кофе nice - это нормально. Сказать такое американцу - это всё равно, что сказать ему, что его кофе - это сироп из желудей, а его папе стоило чаще пользоваться резинкой.

    Повторюсь снова, язык создан для общения. Хотите его хорошо знать - разговаривайте на нём, сначала с учителем, потом с кем получится. В идеале на те темы, которые вы знаете плохо. По-опыту, лучше всего язык учится, после того как вы из-за его незнания попадёте в дурацкую ситуацию.

    Разговоры про то, что без муштры на уроках язык не выучить - это бред. Вы свой родной язык ещё до школы как-то выучили? Скорее всего и читать на нём могли. Многие дети за пару лет выучивают иностранный язык до уровня близкого к родному. Да, не без помощи преподавателя, но за два года, а не за десять.

    Язык нужно применять. В идеале на нём разговаривать на разные темы. Не получается на разные - разговаривайте в интернете, не получается разговаривать сритесь на форумах. Некоторую базу нового языка лучше чтобы вам построил преподаватель, но если она есть то дальше лучше больше тратьте времени на практику. Правила ваш мозг и так выведет, он на это эволюционно натренерован.


  1. JustMoose
    24.01.2025 14:22

    Всё началось в 2 классе школы, я был отличником и вдруг получил двойку по новому предмету — английскому. У меня сгорело, мне дали по голове дома и с 3 недели 2 класса я сделал так, что знал английский лучше всех в классе.

    Я рад, что вам удалось достичь лучшего уровня в классе. Но личный опыт подсказывает, что английский хорошо знают люди, которые занимаются им с преподавателем, годами.

    С преподавателем - потому что это самый эффективный способ обучения. Их вроде три: самостоятельное обучение, в группе, с преподавателем (по мере увеличения эффективности).

    Словарный запас большой нужен — бред

    Почему бред то? Если погуглить про частотные словари, то окажется, что 800 самых частотных слов покрывают 80% текста, 1500-2000 слов - 90% текста, 3000-4000 слов 95% текста. Дальше всё просто: хочешь понимать хоть что-то - выучи 1000 самых частых слов. Хочешь понимать побольше - выучи 4000 слов. Хочешь быть нейтивом - выучи 20к слов. (Нейтивы, кстати, тоже разные бывают).

    И да, "большой" - это сколько?

    И так далее. Также я придумал, что стоит качать каждую часть языка отдельно. И расписал для себя упражнения для Writing, reading, Speaking и т. п. Которые за короткий срок смогли дать мне тот итог, который я ждал от преподавания десятилетиями, но не получил.

    Я получил тот же эффект взяв учебник Headway. Там как раз есть и writing и reading. И упражнения там расписаны! Speaking мне получить не удалось, поэтому его пришлось добирать с преподавателем. (К счастью, этот момент пришелся на начало пандемии, все перешли в онлайн, поэтому я смогу учить английский не вставая с дивана).

    Я жалею, что потратил 17 лет настолько неэффективно и не хотел бы, чтобы кто‑то повторял этот путь.

    Тоже жалею. Если бы родители в детстве наняли мне преподавателя по английскому, мне было бы гораздо проще жить (но увы, в СССР это было не слишком распространено). А так, я потратил 20 лет, чтобы понять, что учебники придумали не просто так, и что на их создание преподаватели потратили ОЧЕНЬ много времени. Как результат, я за год подтянул по учебнику грамматику, а потом с преподавателем подтянул speaking. Нет, не до Fluent. Увы.

    В общем, увы, чудес на свете не бывает. И изобретать велосипед не обязательно.

    • Хороший учебник (Headway, Outcomes) и хороший преподаватель сильно ускоряют изучение языка. Подобрать преподавателя удаётся не с первого раза.

    • Но увы, сложность уровней английского крайне нелинейна. И больше всего похожа на экспоненту. Можно легко набрать A1-A2-B1, но следующие уровни отнимают слишком много времени.

    • Частотные словари действительно полезны.

    • Но просто учить слова нет смысла, потому что есть такая штука, как кривая забывания. Их ещё и повторять надо, иначе они тут же забываются.

    • В 21 веке придумали memrise (но потом сломали) и многие другие способы изучения слов. (С нетерпением жду, когда ИИ прокачают до состояния, когда он будет мне править ошибки в произношении).

    • Нет, я не знаю, как прокачать listening. Если взять уровень A2 и просто посмотреть какой-нибудь сериал на английском - толку не будет. Зато будет нервный срыв. Проверено лично. Видимо сначала нужно дойти до уровня B2, а потом уже смотреть сериалы. А может быть нужно прокачать speaking, а там уже мозг как-то сам подтянет listening.

    • Кстати, в учебниках есть этот самый listening. И он там не просто так. А для того, чтобы неспешно тренировать слух на медленной понятной речи, постепенно её усложняя.

    • Увы, на изучение языка нужны деньги. (Иначе получится как в школе - бесплатно, но неэффективно).

    • Время тоже нужно.

    • Чем раньше начнёшь изучать английский, тем быстрее пойдёт процесс.

    К счастью, я отдал своего ребёнка в Language Link лет так в пять, и сейчас он знает язык лучше меня (и изучил его быстрее).

    ЗЫ: данный коммент основан на большом количестве шишек, боли, потраченного времени, сил и нервов. Впрочем, статья автора, видимо, тоже. Хотя выводы несколько разнятся ;)