Язык программирования Go, также известный как Golang, был разработан в Google в 2007 году Робертом Гриземером, Робом Пайком и Кеном Томпсоном. Он стал открытым исходным кодом в 2009 году.
Это статически типизированный язык с синтаксисом, схожим с языком C, но лишённым его избыточной сложности. Например, Go сохранил лаконичность и читаемость C, но убрал такие элементы, как классы, наследование или исключения, заменив их более простыми и предсказуемыми конструкциями. Вместо этого язык предлагает встроенные механизмы для работы с параллелизмом (горутины и каналы), автоматическое управление памятью (сборка мусора) и строгую статическую типизацию для минимизации ошибок на этапе компиляции.
В этой статье вы узнаете, как написать простое CLI-приложение (интерфейс командной строки) на Go. Сначала мы кратко разберём ключевые особенности языка. Затем обсудим базовую структуру файла в Go. Рассмотрим основные типы данных и конструкции языка.
Go является компилируемым языком: исходный код перед выполнением преобразуется в машинный код или промежуточный байт-код. Это отличает его от интерпретируемых языков, где код выполняется построчно без предварительной компиляции.
Скомпилированный код исполняется напрямую машиной, без задержек, связанных с интерпретацией. Также есть возможность выявление ошибок на этапе компиляции, что снижает количество ошибок во время выполнения и повышает надежность программ.
Установка
Установка на Windows
Скачайте установщик
Перейдите на официальный сайт Go и скачайте файл с расширением.msi
для Windows.Запустите установщик
Дважды кликните на скачанный файл (например,go1.21.1.windows-amd64.msi
).
Следуйте инструкциям мастера установки (рекомендуется использовать путь по умолчаниюC:\Go
).-
Проверьте переменную
PATH
Установщик автоматически добавляет Go в системную переменнуюPATH
.
Чтобы проверить, откройте командную строку и выполните:go version
Если команда не работает, перезагрузите систему или проверьте
PATH
вручную:Панель управления → Система → Дополнительные параметры системы → Переменные среды → Path
.
Установка на Linux
Скачайте архив
На странице загрузки Go выберите архив для Linux (например,go1.21.1.linux-amd64.tar.gz
).-
Распакуйте архив
sudo tar -C /usr/local -xzf go1.21.1.linux-amd64.tar.gz
-
Добавьте Go в
PATH
Откройте файл~/.profile
или~/.bashrc
и добавьте строку:export PATH=$PATH:/usr/local/go/bin
Затем выполните:
source ~/.profile # или source ~/.bashrc
-
Проверьте установку
go version
Пример вывода:
go version go1.21.1 linux/amd64
. -
Настройка рабочей директории (опционально)
Создайте папку для проектов и добавьте в~/.profile
:export GOPATH=$HOME/go export PATH=$PATH:$GOPATH/bin
Установка на macOS
Способ 1: Установщик
Скачайте пакет
Загрузите файл.pkg
с официального сайта (например,go1.21.1.darwin-amd64.pkg
).Запустите установщик
Дважды кликните на файл и следуйте инструкциям (установка в/usr/local/go
).-
Проверьте установку
Откройте терминал и выполните:go version
Способ 2: Homebrew
-
Установите Homebrew (если не установлен):
/bin/bash -c "$(curl -fsSL https://raw.githubusercontent.com/Homebrew/install/HEAD/install.sh)"
-
Установите Go
brew install go
-
Проверьте версию
go version
Далее нужно установить IDE (интегрированную среду разработки) на ваш выбор, если у вас её ещё нет.
Что такое IDE?
Это редактор для написания кода с дополнительными инструментами (отладка, автодополнение и т.д.).
Популярные варианты для Go: Visual Studio Code (VS Code), GoLand, Sublime Text, LiteIDE.
Первая программа
Откройте папку «go-projects» (или как вы ее назвали) с помощью VS Code (или вашего редактора кода на выбор). Создайте папку «hello-go» и создайте файл main.go. Вы можете назвать этот файл как угодно.
Далее напишите классический код с котрого многие начинали свой путь в IT.
package main
import "fmt"
func main(){
fmt.Println("Hello, Go!")
}
Ниже разберём что делает этот код.
Объявление пакета (package main): Каждая программа на Go начинается с объявления пакета, указывающего, к какому пакету принадлежит файл. Пакет
main
- особый пакет, так как он является точкой входа для исполняемых программ.Импорт пакета
fmt
(import «fmt»): В Go вы импортируете пакеты, чтобы использовать их функции и возможности. Здесь мы импортируем пакет fmt, который означает «формат» и используется для операций ввода и вывода.Функция
main
(func main()): Каждая исполняемая программа на Go должна иметьmain
функцию. Когда вы запускаете свою программу, она выполняется первой.Вывод теста в консоль(fmt.Println(«Hello World»)): В этой строке используется функция
Println
из пакетаfmt
для печати текста «Hello World» в консоли. ФункцияPrintln
используется для печати с символом новой строки в конце, поэтому следующий вывод появляется на новой строке.
Пакеты в Go
Пакеты — это способ организации кода в Go. Пакет представляет собой набор исходных файлов. Он должен быть выполнять одну задачу, например: обработка аргументов, работа с HTTP-запросами и т.д.
Программы запускаются в пакете main
. Пример программы, использующей пакет с путем импорта "fmt"
:
package main
import "fmt"
func main() {
fmt.Println("Hello World")
}
Пути импорта
В Go путь импорта — это уникальный идентификатор пакета. Он указывает расположение пакета в системе модулей Go и используется в операторе import
для подключения внешних зависимостей.
Типы пакетов:
-
Стандартные пакеты
Пакеты из стандартной библиотеки Go подключаются по их имени:import "fmt"
-
Локальные пакеты
Для подключения пакетов внутри проекта используются относительные пути. Например, если пакетmypackage
находится в той же директории:import "./hello-go"
-
Удаленные пакеты (из репозиториев)
Go позволяет импортировать пакеты напрямую из репозиториев (GitHub, GitLab и др.):import "github.com/che1nov/hello-go"
Пакет main
Объявление package main
всегда указывается в начале файла, как показано в примере выше. Функция main()
внутри этого пакета является точкой входа программы.
Модули в Go
Модуль — это коллекция пакетов. Он содержит информацию о проекте: зависимости, версию Go, метаданные пакетов. Все проекты на Go имеют файл go.mod
.
Команда для инициализации файла go.mod через терминал:
go mod init <module-path>
Где module-path
соответствует пути импорта пакета.
Команда go
«Команда Go» (go) — это инструмент командной строки в языке программирования Go. Позволяет использовать интсрументы для разработки такие как :
Для запуска кода применяется
go run
, который компилирует и сразу выполняет программу.Чтобы собрать исполняемый файл, используется
go build
, преобразующий исходный код в бинарный файл.Тестирование кода осуществляется через
go test
для текущего пакета илиgo test ./...
для всех поддиректорий.Управление зависимостями с модулями включает команды:
go mod init
для создания нового модуля и файлаgo.mod
,go get
для загрузки пакетов,go mod tidy
для очистки неиспользуемых зависимостей иgo list -m all
для просмотра списка зависимостей.Документацию можно просматривать через
go doc
, указав пакет или элемент.Анализ зависимостей выполняется с помощью
go list
для информации о пакетах иgo list -m -versions <module>
для списка версий модуля. ФФорматирование кода автоматизирует
go fmt
,-
Информация о среде Go доступна через
go env
.Эти команды упрощают разработку, сборку, тестирование и поддержку проектов.
Переменые в Go
Переменная - это именованное значение. Переменные обеспечивают способ хранения и доступа к данным в вашей программе.
Чтобы обьявить переменную, вы можете использовать одиночное, составное, создание блока. Давайте рассмотрим примеры каждого из них.
Одиночное обьявление
package main
import "fmt"
func main() {
var singleVariable int //обьявление переменной
singleVariable = 10 //присвоение значения 10
fmt.Println(singleVariable)
}
В примере обьявляется переменная singleVariable с явным указанием типа int.
package main
import "fmt"
func main() {
createAndAssignVar := 42 //обьявление и присвоение значения
fmt.Println(createAndAssignVar)
}
Но вы ещё можете создать переменную без явного указания типа данных с помощью :=
, в таком случае тип определится автоматически.
Составное обьявление
Вы также можете создать несколько переменных одновременно
package main
import "fmt"
func main() {
var a, b, c = 1, 2, "Coders" обьявление и присвоение переменных разных типов
fmt.Println(a, b, c)
}
Обьявление блока переменных
package main
import "fmt"
func main() {
{
var blockVariable int
blockVariable = 5
fmt.Println(blockVariable)
}
//здесь переменные недоступны
}
Создание блока используется, когда вы хотите ограничить область действия переменных определенным блоком. Вы объявляете и инициализируете несколько переменных в блоке кода {}.
Именование переменных в Go
При именовании переменных в Go используется верблюжий регистр(CamelCase). Например:
const myVariable = 20
Когда вы придумываете имя переменной, рекомендуется давать ей описательное имя, например conferenceName := «Linux» вместо conference := «Linux».
Разница между ключевыми словами var и const в Go
В Go есть два способа объявления переменных: var и const. Для тех, кто знаком с JavaScript, это может показаться знакомым.
var
используется для объявления переменных, и их значения могут быть изменены после объявления.const
используется для объявления констант, и их значения не могут быть изменены после объявления.
Вот пример использования var и const для объявления переменных:
package main
import «fmt»
func main() {
// использование var
var variable1 int = 5
variable1 = 10 // значение variable1 может быть изменено
// Использование const
const constant1 int = 5
constant1 = 10 // ошибка, константы не могут быть переназначены
fmt.Println(variable1, constant1)
}
В приведенном выше примере variable1 может быть переназначена на новое значение, в то время как constant1 не может быть переназначена и выдаст ошибку при компиляции.
Типы данных
В Golang существуют различные типы данных, среди которых числовые, строка, булево значение, массив, указатель, структура, карта и интерфейс.
Давайте рассмотрим примеры каждого из них, чтобы вы могли понимали, как они выглядят.
Число (
int, float64
) используется для представления числовых значений (целых чисел или десятичных дробей). Вот пример:
package main
import "fmt"
func main() {
// целое число
var integerVar int = 42
fmt.Println(integerVar)
// число с плавающей точкой
var floatVar float64 = 3.14
fmt.Println(floatVar)
}
В этом примере integerVar
- это целочисленная переменная, а floatVar
- переменная с плавающей точкой.
Строка(
string
)используется для представления последовательности символов.
package main
import "fmt"
func main() {
var stringVar string = "Hello, Go!"
fmt.Println(stringVar)
}
В этом примере stringVar - это строковая переменная, содержащая текст «Hello, Go!».
Тип
bool
используется для представления логических значений (true
илиfalse
).
package main
import "fmt"
func main() {
var boolVar bool = true
fmt.Println(boolVar)
}
В этом примере boolVar
- это булева переменная, со значением true
.
Массив(
array
) используется для хранения последовательностей элементов фиксированного размера одного типа. Вот пример
package main
import "fmt"
func main() {
var intArray [3]int = [3]int{1, 2, 3}
fmt.Println(intArray)
}
В этом примере intArray
- это массив целых чисел с фиксированным размером 3
.
Указатель(
pointer
) используется для хранения адреса переменной в памяти.
package main
import "fmt"
func main() {
var originalVar int = 42 // переменая originalVar со значением 42
var pointerVar *int = &originalVar //указатель на originalVar
fmt.Println(*pointerVar) //разыменование указателя
}
В этом примере pointerVar
- это указатель на адрес памяти originalVar
.
Структура (
Struct
) используется для объединения переменных разных типов под одним именем.
package main
import "fmt"
type Person struct { //структура Person с полями Name и Age
Name string
Age int
}
func main() {
var personVar Person = Person{Name: "Alice", Age: 30} // инициализация значений для полей структуры
fmt.Println(personVar)
}
В этом примере personVar
- это структура, представляющая человека с именем и возрастом.
Map
используется для пцредставления пар ключ-значение.
package main
import "fmt"
func main() {
var myMap map[string]int = map[string]int{"one": 1, "two": 2, "three": 3}
fmt.Println(myMap)
}
В этом примере myMap
- это карта с ключами типа string
и значениями int
.
Интерфейс(
interface
) используется для определения набора сигнатур методов без указания реализации. Уже посложнее. Вот пример с комментариями:
package main
import "fmt"
// Shape объявляет интерфейс для геометрических фигур, способных возвращать свою площадь.
// Любой тип, реализующий метод Area(), удовлетворяет этому интерфейсу.
type Shape interface {
Area() float64
}
// Circle представляет структуру окружности с заданным радиусом.
// Radius хранит значение радиуса окружности в виде числа с плавающей точкой.
type Circle struct {
Radius float64
}
// Area вычисляет площадь окружности по формуле πr².
// Реализует метод интерфейса Shape, позволяя использовать Circle через этот интерфейс.
func (c Circle) Area() float64 {
return 3.14 * c.Radius * c.Radius
}
func main() {
// Создаем экземпляр Circle с радиусом 5.0
circle := Circle{Radius: 5.0}
// Присваиваем Circle переменной типа Shape, демонстрируя полиморфизм.
// Это возможно, так как Circle реализует все методы интерфейса Shape.
var myShape Shape = circle
// Вызываем метод Area() через интерфейсную переменную и выводим результат.
// Вывод: 78.5 (3.14 * 5 * 5)
fmt.Println(myShape.Area())
}
В этом примере Shape
- это интерфейс, а Circle
- тип, реализующий метод Area
интерфейса Shape
.
Операторы в Go
В Go существует 3 основных типа операторов: арифметические операторы, логические операторы и реляционные операторы
Теперь давайте пройдемся по каждой категории операторов и посмотрим, как они работают, на примерах.
Арифметические операторы
Арифметические операторы используются, когда вам нужно выполнить основные математические операции в коде. К ним относятся следующие:
package main
import "fmt"
func main() {
a := 15
b := 4
// Арифметические операции
sum := a + b // Сложение
difference := a - b // Вычитание
product := a * b // Умножение
quotient := a / b // Деление (целочисленное)
remainder := a % b // Остаток от деления
// Вывод результатов
fmt.Printf("%d + %d = %d\n", a, b, sum)
fmt.Printf("%d - %d = %d\n", a, b, difference)
fmt.Printf("%d * %d = %d\n", a, b, product)
fmt.Printf("%d / %d = %d (целочисленное деление)\n", a, b, quotient)
fmt.Printf("%d %% %d = %d (остаток)\n", a, b, remainder)
}
Реляционные операторы
Реляционные операторы используются для сравнения значений и принятия решений на основе результатов сравнения. Пример:
package main
import "fmt"
func main() {
a := 15
b := 4
c := 15
d := "apple"
e := "banana"
// Реляционные операторы для чисел
greater := a > b // Больше
less := b < a // Меньше
greaterOrEqual := a >= c // Больше или равно
lessOrEqual := b <= a // Меньше или равно
equal := a == c // Равно
notEqual := a != b // Не равно
// Реляционные операторы для строк (лексикографическое сравнение)
strCompare := d < e
// Вывод результатов
fmt.Printf("Числовые сравнения:\n")
fmt.Printf("%d > %d → %t\n", a, b, greater)
fmt.Printf("%d < %d → %t\n", b, a, less)
fmt.Printf("%d >= %d → %t\n", a, c, greaterOrEqual)
fmt.Printf("%d <= %d → %t\n", b, a, lessOrEqual)
fmt.Printf("%d == %d → %t\n", a, c, equal)
fmt.Printf("%d != %d → %t\n\n", a, b, notEqual)
fmt.Printf("Строковые сравнения:\n")
fmt.Printf("%q < %q → %t (лексикографическое сравнение)\n", d, e, strCompare)
}
Запустим программу, выведет:
Числовые сравнения:
15 > 4 → true
4 < 15 → true
15 >= 15 → true
4 <= 15 → true
15 == 15 → true
15 != 4 → true
Строковые сравнения:
"apple" < "banana" → true (лексикографическое сравнение)
Логические операторы
Логические операторы используются, когда вам нужно реализовать логику и принимать решения на основе нескольких условий. Пример:
package main
import "fmt"
func main() {
// Исходные значения для операций
a := true
b := false
c := true
d := false
// Логические операции
andResult := a && b // Логическое И
orResult := b || c // Логическое ИЛИ
notResult := !d // Логическое НЕ
// Комбинированная операция
combined := (a || b) && !(c == d)
// Специфика Go: короткие вычисления (short-circuiting)
shortCircuit := b && someFunc() // someFunc() не будет вызвана
// Вывод результатов
fmt.Printf("Логические операторы:\n")
fmt.Printf("%t && %t → %t\n", a, b, andResult)
fmt.Printf("%t || %t → %t\n", b, c, orResult)
fmt.Printf("!%t → %t\n", d, notResult)
fmt.Printf("(%t || %t) && !(%t == %t) → %t\n", a, b, c, d, combined)
fmt.Printf("Short-circuit: %t (someFunc не вызывалась)\n", shortCircuit)
// Особенность Go: строгая типизация
// x := 1 || 0 // Ошибка: invalid operation
}
// Вспомогательная функция для демонстрации short-circuit
func someFunc() bool {
fmt.Println("Эта функция не должна вызываться!")
return true
}
Заключение
В этой статье вы узнали о языке программирования Go. Вы узнали о характеристиках Go и о том, как установить Go. Затем вы узнали, как начать писать код на Go, и увидели примеры многих возможностей Go в действии. Мы также поговорили о том, что такое пакеты, как работают модули и многое другое.
Желаю успехов в дальнейшем изучении!