![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1f6/78e/3c5/1f678e3c5aef56a76603852d363ea913.png)
Нейросети — это уже не будущее, а вполне себе настоящее. Каждый день появляются новости о каком-нибудь стартапе (сразу приходит на ум китайская DeepSeek), новом научном прорыве или очередном способе заменить человеческий труд.
В кино ИИ тоже давно прижился. Он помогает писать сценарии, озвучивать актеров, делать спецэффекты и даже превращать одного человека в другого. Вспомнить хотя бы фильм Бруталист, где нейросети использовали для стилизации изображения, или Эмилию Перес, где ИИ преобразил главную героиню.
Нейросети уже создавали трейлеры для фильмов, как это было с Морган от 20th Century Fox, но теперь речь идет о том, чтобы доверить им весь процесс. Индийский стартап Intelliflicks Studios заявил, что в 2025 году они выпустят первый полнометражный фильм, сделанный ИИ от начала до конца. И, конечно, в лучших традициях Болливуда — с песнями, танцами и кучей спецэффектов (ну а как иначе в Индии).
Что за фильм планируют снять
Кто-то читал произведение Хушванта Сингха «Махараджа в джинсах» (2014) (не путать вот с этим писателем)? Нет? А между прочим, эта книга невероятно популярна в Индии. Студии Болливуда дважды покупали права на ее экранизацию, но каждый раз отказывались от проекта. По словам автора, производство оказалось слишком сложным и дорогим.
![По-настоящему великий деятель своего народа, свершения которого пришлись на начало XIX века По-настоящему великий деятель своего народа, свершения которого пришлись на начало XIX века](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5f7/270/31d/5f727031d967f0bb6cd5d0c6536f791c.png)
Что же в этой истории такого необычного? Это историческая фантастика о Хари Сингхе Сандху — подростке, который считает себя реинкарнацией Махараджи Ранджита Сингха. Немного контекста: Ранджит Сингх — исторический правитель, основатель сикхской империи, один из самых почитаемых сикхов (последователей сикхизма — религии, возникшей в Индии в XV веке). За свои заслуги он получил прозвище «Лев Пенджаба».
Главный герой — молодой и обеспеченный Хари Сингх, который живет в современном Чандигархе, пока однажды не начинает видеть странные видения. В этих воспоминаниях он — не кто иной, как сам Махараджа Ранджит Сингх, легендарный правитель, основавший Сикхскую империю.
Его подруга пытается разобраться, что происходит, но чем дальше, тем больше реальность Хари переплетается с историей. На контрасте показано, как современные ценности отличаются от «Золотого века» Пенджаба.
И вот тут-то начинается самое интересное. Чтобы снять эту историю, нужно было воссоздать сразу три эпохи — а это уровень «Гладиатора» или «Трои». Настолько масштабный проект, что Болливуд дважды от него отказывался, решив, что слишком дорого. Но теперь за дело взялись нейросети.
Что за стартап Intelliflicks Studios
В 2022 году Хушвант Сингх случайно встретил старого друга — Гурдипа Палла. Тот успел поработать вице-президентом Microsoft, приложил руку к созданию Skype и Teams, а в последние годы увлекся ИИ-проектами. Узнав о проблемах с экранизацией «Махараджи в джинсах», он предложил нестандартное решение: раз уж обычные студии не справляются, почему бы не снять фильм при помощи нейросетей?
«И мы решились сделать новаторский шаг, чтобы показать возможности технологии», — говорит Сингх.
Так и родился стартап Intelliflicks Studios, который решил поставить настоящий эксперимент — сделать первый в истории полностью ИИ-сгенерированный фильм. Никаких актеров, операторов, гримеров и осветителей — весь процесс создания доверят алгоритмам.
«Мы считаем, что наш фильм — это переломный момент в истории кинематографии», — делится своими мыслями Полл.
![Хушвант Сингх и Гурдип Полл Хушвант Сингх и Гурдип Полл](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ad4/9d4/7e4/ad49d47e44290987411e9d5e6ef4b90b.png)
Сколько стоит такой эксперимент создатели пока не говорят, но если смотреть на рынок Болливуда, средний фильм обходится примерно в 25 миллионов долларов, а самые дорогие проекты переваливают за 150 миллионов. Использование нейросетей явно сокращает затраты на съемочную группу, декорации и спецэффекты, но насколько именно — пока остается вопросом.
Как нейросети создают фильм
Пока разработчики не раскрывают всех деталей проекта, но известно, что «Махараджа в джинсах» выйдет в 2025 году. Студия уже подготовила первый трейлер.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/909/01f/6ff/90901f6ff6f20641a559a3445ad818c5.png)
![Некоторые кадры из трейлера. Выглядит как обычная генерация видео, которыми сейчас пестрит Instagram Некоторые кадры из трейлера. Выглядит как обычная генерация видео, которыми сейчас пестрит Instagram](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ddf/d05/769/ddfd057690d6bfe855c2fdbec094d08b.png)
Гурдип Полл все же поделился некоторыми техническими нюансами. Intelliflicks Studios использует комбинацию коммерческих и открытых генеративных ИИ-решений. Сначала создаются статичные изображения, своего рода раскадровка, которые затем «скармливаются» самописной нейросети для генерации видеофрагментов. Постепенно короткие сцены собираются в полноценные ролики.
Затем вступает в дело ИИ-монтаж, который соединяет сгенерированные кусочки по четко прописанному сценарию. Дополнительно используются специализированные алгоритмы для создания звука, озвучки и синхронизации движений губ с речью.
Разумеется, процесс не обходится без вмешательства людей. В команде есть два специалиста, которые корректируют изображение, исправляют расхождения в цветах и освещении при смене сцен. Также разработчики вручную настраивают модели, учитывая особенности индийской культуры разных эпох. Например, костюмы и архитектуру еще можно воссоздать по историческим данным, но с более тонкими вещами возникают сложности.
Так, в одной из сцен героиня исполняет традиционный танец катхак. Однако данных по нему в открытых источниках оказалось недостаточно, чтобы нейросеть смогла правильно сгенерировать движение. Поэтому команда поступила нестандартно: пригласила профессиональную танцовщицу, записала ее выступление, а затем ИИ «заменил» ее лицо.
![Пытливый читатель сразу же заметит типичные проблемы современных нейросетей: пока они еще не умеют нормально генерировать руки с пятью пальцами и глаза. Причем с теми же проблемами сталкиваются и обычные начинающие художники Пытливый читатель сразу же заметит типичные проблемы современных нейросетей: пока они еще не умеют нормально генерировать руки с пятью пальцами и глаза. Причем с теми же проблемами сталкиваются и обычные начинающие художники](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ead/fa6/bfe/eadfa6bfef9eeb5409a3d18b303ea58f.png)
Но главная сложность в другом. Современные нейросети все еще не умеют поддерживать визуальную целостность персонажей. Один и тот же герой может выглядеть по-разному в разных сценах, потому что генерация работает на вероятностных алгоритмах. Та же проблема встречается у художников, использующих нейросети для создания изображений.
Чтобы справиться с этим, команда разработала систему цифровых тегов, которая помогает ИИ «узнавать» персонажей и сохранять их внешний вид при генерации новых сцен. Это не решает проблему полностью, но значительно упрощает монтаж.
![Новости о проекте разлетелись по интернету. Основатели дают интервью для индийского телевидения и выступают на конференциях, создавая дополнительную рекламу будущему фильму Новости о проекте разлетелись по интернету. Основатели дают интервью для индийского телевидения и выступают на конференциях, создавая дополнительную рекламу будущему фильму](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/449/359/e0a/449359e0ae7c5c6baa338bbddc4663b2.png)
Как проект оценивают эксперты
Джейми Умферсон, руководитель стартапа Runway (нейросеть, генерирующая видео по запросу), говорит: наиболее успешные проекты в области генерации видеоконтента — те, которые понимают ограничения технологии и постоянно совершенствуются. Однако создание полнометражного фильмана 2–3 часа — немного натянутая история.
«Большинство наших клиентов, среди которых киностудии, рекламные агентства и независимые художники, используют эту технологию для быстрого прототипирования на ранних этапах творческого процесса или для создания визуальных эффектов, дополняющих живое действие.
Создать полностью сгенерированный фильм, конечно, возможно — но по затратам времени и сил это может быть сопоставимо со съемкой настоящего фильма, на данном этапе развития технологии. А результат вряд ли будет качественным»
С ним согласен Эйб Дэвис, доцент кафедры компьютерным наук в Корнеллском университете. По его словам, проблема заключаются в том, что нейросетевые инструменты предполагают минимальное участие пользователя в процессе создания, и ограничиваются только текстовыми запросами. При этом упускаются важные детали, которые при просмотре фильма наверняка сразу бросятся в глаза.
«Да, условно даже гаражный стартап, как в случае Intelliflicks, может создать полноценный фильм. Но чем он длиннее и чем больше деталей содержит, тем сложнее все контролировать на этапе производства.
В обычной жизни всем этим занимается режиссер и другие люди на площадке. Создание фильма проходит много этапов. В случае ИИ всегда существует вероятность, что она выдаст ахинею, и это будет легко упустить»
![Повествование фильма происходит в трех эпохах, и сюжетные линии серьезно переплетаются (можно вспомнить тот же «Облачный атлас»). Непростая задача для ИИ Повествование фильма происходит в трех эпохах, и сюжетные линии серьезно переплетаются (можно вспомнить тот же «Облачный атлас»). Непростая задача для ИИ](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b32/eb6/6fd/b32eb66fd8efcfcfc65570e3e8bb20a5.png)
Автор бестселлера «Махараджа в джинсах» и руководитель стартапа Хушвант Сингх понимает, что результат может сильно отличаться от современных фильмов.
«Конечно, наш продукт будет сильно отличаться от обычных фильмов, к которым все привыкли. Но это — первый шаг, который сломает современную парадигму кинематографа: работаем, только если есть деньги и связи. Нейросети открывают возможности для обычных людей стать настоящими художниками, и значительно демократизируют всю отрасль»
Как нейросети уже изменили кино (и что будет дальше?)
В кино нейросети уже давно стали незаменимыми. Они помогают улучшать спецэффекты, работать с голосами актеров, писать сценарии и даже управлять съемочным процессом. Но если говорить о цифровых технологиях в кинематографе, то все началось еще в 1973 году, когда в «Мире Дикого Запада» впервые использовали CGI.
Позже, в конце 70-х, элементы трехмерной графики появились в «Звездных войнах» (источник) и «Чужом». Но когда в 1982 году вышел «Трон» — первый фильм, полностью построенный на компьютерной графике, — зрители его не оценили, и голливудские студии на время потеряли интерес к этой технологии.
В 90-х вычислительная мощность компьютеров выросла, и CGI снова начали активно использовать. Прорывом стал «Парк юрского периода» (1993), где впервые убедительно «оживили» динозавров (источник). А после выхода «Истории игрушек» (1995) — первого полностью компьютерного мультфильма — стало ясно: за цифровыми технологиями будущее.
С начала 2000-х машинное обучение все глубже внедряется в киноиндустрию. Нейросети помогают захватывать движения актеров и создавать реалистичную анимацию персонажей. Сегодня без них уже сложно представить масштабные блокбастеры и VFX-индустрию в целом.
![Один из примеров работы ИИ: омоложение лиц актеров в фильме «Ирландец» Один из примеров работы ИИ: омоложение лиц актеров в фильме «Ирландец»](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bb0/6b4/1d6/bb06b41d678decd24f1aad5d0eb7e107.png)
И за 20 с лишним лет, с развитием технологий, нейросети начали еще глубже проникать в процесс производства фильмов. Вот некоторые примеры того, как они используются:
ИИ-ассистенты для написания сценариев
В 2016 году режиссер Оскар Шарп снял короткометражку Sunspring, сценарий которой полностью сгенерировал бот Benjamin. Он обучался на сценариях 80-х и 90-х годов, комбинировал фразы, создавал новые диалоги. Сейчас ChatGPT и его аналоги уже пишут куда более связные тексты, что привело к забастовкам сценаристов в Голливуде.
Кастинг актеров
Нейросети помогают анализировать целевую аудиторию и прогнозировать, какие актеры лучше всего подойдут для ролей. Netflix, например, использует ИИ для оценки сценариев еще до начала съемок.
Омоложение и воскрешение актеров
В «Ирландце» (2019) Роберта Де Ниро омолодили на 40 лет с помощью нейросетей. А Таноса в «Мстителях» (2018) анимировали, используя алгоритмы Masquerade.
ИИ-озвучка и копирование голосов
ИИ может воссоздавать голоса актеров, даже если их уже нет в живых. Недавно разгорелся скандал вокруг фильма «Бруталист», где использовали голос покойного Лэнса Реддика без его участия.
Автоматизация съемок и монтаж трейлеров
В 2016 году трейлер к фильму «Морган» полностью смонтировал ИИ. Сейчас существуют стартапы вроде Axibo, которые обучают нейросети предсказывать движения камер и автоматизировать съемочный процесс.
С одной стороны, автоматизация съемок — это просто следующий шаг в развитии технологий. Если можно ускорить процесс, сэкономить бюджет и минимизировать человеческий труд, почему бы не воспользоваться таким инструментом?
С другой стороны, пока ИИ-режиссеры вряд ли могут конкурировать с реальными. Нейросети умеют генерировать текстуры и сцены, но смогут ли они передать человеческие эмоции?
Как думаете, ИИ-кино — это будущее или тупик?
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS
densss2
Фух, а я уже начал переживать, что танцев не будет.