Нейросети — это уже не будущее, а вполне себе настоящее. Каждый день появляются новости о каком-нибудь стартапе (сразу приходит на ум китайская DeepSeek), новом научном прорыве или очередном способе заменить человеческий труд.

В кино ИИ тоже давно прижился. Он помогает писать сценарии, озвучивать актеров, делать спецэффекты и даже превращать одного человека в другого. Вспомнить хотя бы фильм Бруталист, где нейросети использовали для стилизации изображения, или Эмилию Перес, где ИИ преобразил главную героиню.

Нейросети уже создавали трейлеры для фильмов, как это было с Морган от 20th Century Fox, но теперь речь идет о том, чтобы доверить им весь процесс. Индийский стартап Intelliflicks Studios заявил, что в 2025 году они выпустят первый полнометражный фильм, сделанный ИИ от начала до конца. И, конечно, в лучших традициях Болливуда — с песнями, танцами и кучей спецэффектов (ну а как иначе в Индии).


Что за фильм планируют снять

Кто-то читал произведение Хушванта Сингха «Махараджа в джинсах» (2014) (не путать вот с этим писателем)? Нет? А между прочим, эта книга невероятно популярна в Индии. Студии Болливуда дважды покупали права на ее экранизацию, но каждый раз отказывались от проекта. По словам автора, производство оказалось слишком сложным и дорогим.

По-настоящему великий деятель своего народа, свершения которого пришлись на начало XIX века
По-настоящему великий деятель своего народа, свершения которого пришлись на начало XIX века

Что же в этой истории такого необычного? Это историческая фантастика о Хари Сингхе Сандху — подростке, который считает себя реинкарнацией Махараджи Ранджита Сингха. Немного контекста: Ранджит Сингх — исторический правитель, основатель сикхской империи, один из самых почитаемых сикхов (последователей сикхизма — религии, возникшей в Индии в XV веке). За свои заслуги он получил прозвище «Лев Пенджаба».

Главный герой — молодой и обеспеченный Хари Сингх, который живет в современном Чандигархе, пока однажды не начинает видеть странные видения. В этих воспоминаниях он — не кто иной, как сам Махараджа Ранджит Сингх, легендарный правитель, основавший Сикхскую империю.

Его подруга пытается разобраться, что происходит, но чем дальше, тем больше реальность Хари переплетается с историей. На контрасте показано, как современные ценности отличаются от «Золотого века» Пенджаба.

И вот тут-то начинается самое интересное. Чтобы снять эту историю, нужно было воссоздать сразу три эпохи — а это уровень «Гладиатора» или «Трои». Настолько масштабный проект, что Болливуд дважды от него отказывался, решив, что слишком дорого. Но теперь за дело взялись нейросети.

Что за стартап Intelliflicks Studios

В 2022 году Хушвант Сингх случайно встретил старого друга — Гурдипа Палла. Тот успел поработать вице-президентом Microsoft, приложил руку к созданию Skype и Teams, а в последние годы увлекся ИИ-проектами. Узнав о проблемах с экранизацией «Махараджи в джинсах», он предложил нестандартное решение: раз уж обычные студии не справляются, почему бы не снять фильм при помощи нейросетей?

«И мы решились сделать новаторский шаг, чтобы показать возможности технологии», — говорит Сингх.

Так и родился стартап Intelliflicks Studios, который решил поставить настоящий эксперимент — сделать первый в истории полностью ИИ-сгенерированный фильм. Никаких актеров, операторов, гримеров и осветителей — весь процесс создания доверят алгоритмам.

«Мы считаем, что наш фильм — это переломный момент в истории кинематографии», — делится своими мыслями Полл.

Хушвант Сингх и Гурдип Полл 
Хушвант Сингх и Гурдип Полл 

Сколько стоит такой эксперимент создатели пока не говорят, но если смотреть на рынок Болливуда, средний фильм обходится примерно в 25 миллионов долларов, а самые дорогие проекты переваливают за 150 миллионов. Использование нейросетей явно сокращает затраты на съемочную группу, декорации и спецэффекты, но насколько именно — пока остается вопросом.

Как нейросети создают фильм

Пока разработчики не раскрывают всех деталей проекта, но известно, что «Махараджа в джинсах» выйдет в 2025 году. Студия уже подготовила первый трейлер.

Некоторые кадры из трейлера. Выглядит как обычная генерация видео, которыми сейчас пестрит Instagram
Некоторые кадры из трейлера. Выглядит как обычная генерация видео, которыми сейчас пестрит Instagram

Гурдип Полл все же поделился некоторыми техническими нюансами. Intelliflicks Studios использует комбинацию коммерческих и открытых генеративных ИИ-решений. Сначала создаются статичные изображения, своего рода раскадровка, которые затем «скармливаются» самописной нейросети для генерации видеофрагментов. Постепенно короткие сцены собираются в полноценные ролики.

Затем вступает в дело ИИ-монтаж, который соединяет сгенерированные кусочки по четко прописанному сценарию. Дополнительно используются специализированные алгоритмы для создания звука, озвучки и синхронизации движений губ с речью.

Разумеется, процесс не обходится без вмешательства людей. В команде есть два специалиста, которые корректируют изображение, исправляют расхождения в цветах и освещении при смене сцен. Также разработчики вручную настраивают модели, учитывая особенности индийской культуры разных эпох. Например, костюмы и архитектуру еще можно воссоздать по историческим данным, но с более тонкими вещами возникают сложности.

Так, в одной из сцен героиня исполняет традиционный танец катхак. Однако данных по нему в открытых источниках оказалось недостаточно, чтобы нейросеть смогла правильно сгенерировать движение. Поэтому команда поступила нестандартно: пригласила профессиональную танцовщицу, записала ее выступление, а затем ИИ «заменил» ее лицо.

Пытливый читатель сразу же заметит типичные проблемы современных нейросетей: пока они еще не умеют нормально генерировать руки с пятью пальцами и глаза. Причем с теми же проблемами сталкиваются и обычные начинающие художники
Пытливый читатель сразу же заметит типичные проблемы современных нейросетей: пока они еще не умеют нормально генерировать руки с пятью пальцами и глаза. Причем с теми же проблемами сталкиваются и обычные начинающие художники

Но главная сложность в другом. Современные нейросети все еще не умеют поддерживать визуальную целостность персонажей. Один и тот же герой может выглядеть по-разному в разных сценах, потому что генерация работает на вероятностных алгоритмах. Та же проблема встречается у художников, использующих нейросети для создания изображений.

Чтобы справиться с этим, команда разработала систему цифровых тегов, которая помогает ИИ «узнавать» персонажей и сохранять их внешний вид при генерации новых сцен. Это не решает проблему полностью, но значительно упрощает монтаж.

Новости о проекте разлетелись по интернету. Основатели дают интервью для индийского телевидения и выступают на конференциях, создавая дополнительную рекламу будущему фильму
Новости о проекте разлетелись по интернету. Основатели дают интервью для индийского телевидения и выступают на конференциях, создавая дополнительную рекламу будущему фильму

Как проект оценивают эксперты

Джейми Умферсон, руководитель стартапа Runway (нейросеть, генерирующая видео по запросу), говорит: наиболее успешные проекты в области генерации видеоконтента — те, которые понимают ограничения технологии и постоянно совершенствуются. Однако создание полнометражного фильмана 2–3 часа — немного натянутая история.

«Большинство наших клиентов, среди которых киностудии, рекламные агентства и независимые художники, используют эту технологию для быстрого прототипирования на ранних этапах творческого процесса или для создания визуальных эффектов, дополняющих живое действие. 

Создать полностью сгенерированный фильм, конечно, возможно — но по затратам времени и сил это может быть сопоставимо со съемкой настоящего фильма, на данном этапе развития технологии. А результат вряд ли будет качественным»

С ним согласен Эйб Дэвис, доцент кафедры компьютерным наук в Корнеллском университете. По его словам, проблема заключаются в том, что нейросетевые инструменты предполагают минимальное участие пользователя в процессе создания, и ограничиваются только текстовыми запросами. При этом упускаются важные детали, которые при просмотре фильма наверняка сразу бросятся в глаза. 

«Да, условно даже гаражный стартап, как в случае Intelliflicks, может создать полноценный фильм. Но чем он длиннее и чем больше деталей содержит, тем сложнее все контролировать на этапе производства. 

В обычной жизни всем этим занимается режиссер и другие люди на площадке. Создание фильма проходит много этапов. В случае ИИ всегда существует вероятность, что она выдаст ахинею, и это будет легко упустить»

Повествование фильма происходит в трех эпохах, и сюжетные линии серьезно переплетаются (можно вспомнить тот же «Облачный атлас»). Непростая задача для ИИ
Повествование фильма происходит в трех эпохах, и сюжетные линии серьезно переплетаются (можно вспомнить тот же «Облачный атлас»). Непростая задача для ИИ

Автор бестселлера «Махараджа в джинсах» и руководитель стартапа Хушвант Сингх понимает, что результат может сильно отличаться от современных фильмов. 

«Конечно, наш продукт будет сильно отличаться от обычных фильмов, к которым все привыкли. Но это — первый шаг, который сломает современную парадигму кинематографа: работаем, только если есть деньги и связи. Нейросети открывают возможности для обычных людей стать настоящими художниками, и значительно демократизируют всю отрасль»

Как нейросети уже изменили кино (и что будет дальше?)

В кино нейросети уже давно стали незаменимыми. Они помогают улучшать спецэффекты, работать с голосами актеров, писать сценарии и даже управлять съемочным процессом. Но если говорить о цифровых технологиях в кинематографе, то все началось еще в 1973 году, когда в «Мире Дикого Запада» впервые использовали CGI.

Позже, в конце 70-х, элементы трехмерной графики появились в «Звездных войнах» (источник) и «Чужом». Но когда в 1982 году вышел «Трон» — первый фильм, полностью построенный на компьютерной графике, — зрители его не оценили, и голливудские студии на время потеряли интерес к этой технологии.

В 90-х вычислительная мощность компьютеров выросла, и CGI снова начали активно использовать. Прорывом стал «Парк юрского периода» (1993), где впервые убедительно «оживили» динозавров (источник). А после выхода «Истории игрушек» (1995) — первого полностью компьютерного мультфильма — стало ясно: за цифровыми технологиями будущее.

С начала 2000-х машинное обучение все глубже внедряется в киноиндустрию. Нейросети помогают захватывать движения актеров и создавать реалистичную анимацию персонажей. Сегодня без них уже сложно представить масштабные блокбастеры и VFX-индустрию в целом.

Один из примеров работы ИИ: омоложение лиц актеров в фильме «Ирландец»
Один из примеров работы ИИ: омоложение лиц актеров в фильме «Ирландец»

И за 20 с лишним лет, с развитием технологий, нейросети начали еще глубже проникать в процесс производства фильмов. Вот некоторые примеры того, как они используются:

ИИ-ассистенты для написания сценариев
В 2016 году режиссер Оскар Шарп снял короткометражку Sunspring, сценарий которой полностью сгенерировал бот Benjamin. Он обучался на сценариях 80-х и 90-х годов, комбинировал фразы, создавал новые диалоги. Сейчас ChatGPT и его аналоги уже пишут куда более связные тексты, что привело к забастовкам сценаристов в Голливуде.

Кастинг актеров
Нейросети помогают анализировать целевую аудиторию и прогнозировать, какие актеры лучше всего подойдут для ролей. Netflix, например, использует ИИ для оценки сценариев еще до начала съемок.

Омоложение и воскрешение актеров
В «Ирландце» (2019) Роберта Де Ниро омолодили на 40 лет с помощью нейросетей. А Таноса в «Мстителях» (2018) анимировали, используя алгоритмы Masquerade.

ИИ-озвучка и копирование голосов
ИИ может воссоздавать голоса актеров, даже если их уже нет в живых. Недавно разгорелся скандал вокруг фильма «Бруталист», где использовали голос покойного Лэнса Реддика без его участия.

Автоматизация съемок и монтаж трейлеров
В 2016 году трейлер к фильму «Морган» полностью смонтировал ИИ. Сейчас существуют стартапы вроде Axibo, которые обучают нейросети предсказывать движения камер и автоматизировать съемочный процесс.

С одной стороны, автоматизация съемок — это просто следующий шаг в развитии технологий. Если можно ускорить процесс, сэкономить бюджет и минимизировать человеческий труд, почему бы не воспользоваться таким инструментом?

С другой стороны, пока ИИ-режиссеры вряд ли могут конкурировать с реальными. Нейросети умеют генерировать текстуры и сцены, но смогут ли они передать человеческие эмоции?

Как думаете, ИИ-кино — это будущее или тупик?


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

Комментарии (2)


  1. densss2
    07.02.2025 15:32

    Так, в одной из сцен героиня исполняет традиционный танец катхак.

    Фух, а я уже начал переживать, что танцев не будет.