На маркетплейсе встречаются три стороны: покупатель, продавец и сам маркетплейс. Для каждого из них работа с заказом различна. Здесь рассматриваются аспекты продавца.

Учет заказов необходим продавцу для построения юнит-экономики. Затраты на рекламу и логистику осуществляются в процессе жизненного цикла заказа, а финансовый результат складывается по завершению жизненного цикла заказа.

Юнитом для продавца на маркетплейсе является продажа. Не все заказы завершаются продажей, поэтому для калькуляции затрат на продажу необходим учет расходов и по отмененным заказам. 

Выкупленный и возвращенный заказ имеет такие же последствия для юнит-экономики (и даже более тяжелые), как отмененный заказ, поэтому эта категория также подлежит учету.

Жизненный цикл заказа состоит из последовательно сменяющихся статусов:   оформление заказа, отмена заказа, выкуп заказа и возврат выкупленного заказа.

Здесь есть нюансы.

Поскольку учет заказов служит для расчета доли рекламных расходов, а реклама может оплачиваться из расчета показов карточки (CPM), первым событием в жизненном цикле заказа должен быть показ карточки в выдаче. Отслеживать показы по API маркетплейсы не позволяют. Анализировать то, что невозможно посчитать мы не можем.

Маркетплейсы также могут предлагать данные по добавлению в корзину и оформлению заказа из корзины. Насколько можно доверять этим данным?

Во-первых, огромная доля покупателей использует корзину в качестве избранного. При этом аналитика маркетплейсов не объединяет корзину и избранное, хотя они фактически выполняют одну и ту же функцию. 

В качестве альтернативы объединению корзины и избранного можно было бы учитывать конверсию из избранного в корзину, но и эта возможность отсутствует. 

Где в этой системе координат находится покупка в один клик минуя корзину  - также покрыто молчанием техподдержки маркетплейса.

Во-вторых, конверсии в корзину и из корзины в заказ рассчитываются с нарушением правил когортного анализа: событие из корзины в заказ не привязано к событию в корзину.

Когортный подход — исследование действий потребителей на пути к целевому действию.

Когорта — потребители, которые выполнили одинаковое действие в один и тот же период в одном и том же пункте карты движения клиентов (CJM).

Можно привести такую иллюстрацию этого дефекта аналитики: каждый будний день в корзину добавляется один товар и в воскресенье все накопившееся в корзине оформляется в заказ, при этом все будние дни конверсия в заказ будет 0, а в воскресенье - бесконечность, т.к. ни одного добавления в корзину и 6 оформлений заказа из корзины. В действительности конверсия каждый будний день будет 100%, о чем станет известно в воскресенье.

Аналогичная проблема возникает при расчете процента выкупа по не связанным заказам и продажам, которая подробнее рассмотрена в другой статье.

Резюмируя сказанное, заключаем: маркетплейс не знает для каждого конкретного заказа когда было добавление товара в корзину, в избранное, переход в карточку и показ карточки. Следовательно, когорту одного дня невозможно отделить от когорты другого дня.

По этой причине аналитика маркетплейсов о конверсии в и из корзины не имеет аналитического содержания.

Первым учитываемым статусом заказа является оформление заказа.

Из этого обстоятельства происходит необходимость допущения о том, что показ карточки, просмотр карточки, добавление в избранное и в корзину происходят в день оформления заказа. То есть на заказ относятся расходы на рекламу того дня, в который оформлен заказ. Это достаточно грубое допущение, так как считается, что от 30% до 60% оформленных заказов могут лежать в корзине больше 1 дня. Например, в модели оплаты рекламы за заказ CPO оплата берется за заказы в течение 7 дней после окончания рекламной кампании. 

CPO от ВБ
CPO от ВБ

На следующем этапе оформленный заказ может быть отменен или выкуплен. 

Отмененные заказы приносят продавцу больше расходов, чем выкупленные.

Выкупленные заказы могут быть возвращены.

Возвращенные заказы в среднем обходятся еще дороже, чем отмененные. Это происходит потому, что в возвращенных заказах больше доля потребительского фрода. 

Все оформленные в течение дня заказы составляют дневной заказ

Соотношение статусов в дневном заказе определяет юнит-экономику.

Карта жизненного цикла дневного заказа
Карта жизненного цикла дневного заказа

Рассчитать жизненный цикл в вашем личном кабинете маркетплейса можно с помощью приведенного в приложении кода.

На приведенной иллюстрации в первый день жизненного цикла заказа из 100% оформленных заказов отменено 3% и осталось 97%. Во второй день выкуплено 3,5%, доля отмен выросла до 3,3% и осталось 93,3%. Далее доля выкупленных заказов растет, также увеличивается доля отмененных заказов и еще появляются возвраты. Процесс конвертации оформленных заказов в отмены и выкупы продолжается до тех пор, пока не останется незавершенных отменой или продажей оформленных заказов. Затем до двух недель могут продолжаться возвраты.

Количество отмен и возвратов отражает стоимость дополнительной логистики, неэффективной рекламы и потребительского фрода.

Процент выкупа определяется по окончанию цикла дневного заказа. Этот показатель необходим в оперативной аналитике для оценки доли рекламных расходов ДРР, стоимости логистики и использующих их показателях маржинальности.


Другие статьи цикла

API or not API? или насколько актуальны данные в вашем сервисе аналитики маркетплейса

Взгляд на состояние аналитики маркетплейсов

Комментарии (5)


  1. cry_san
    13.02.2025 07:17

    Ну а итог-то какой? Что хотели сказать своей статьей?

    -Процент выкупа определяется по окончанию цикла дневного заказа.

    Масло масленное...


    1. Robastik Автор
      13.02.2025 07:17

      Последнее время много приходится общаться с коллегами, которые используют термины крайне произвольно. Порефлексировал на эту тему и пришел к выводу, что профессии на маркетплейсе очень молодые, многих материалов просто нет. Специалистов крайне мало, гуру дают сразу чек-лист или готовый прием без сути процесса. Базы просто нет по многим вопросам. Вот эта картинка например должна быть как отченаш, а нет ее нигде. Будете смеяться, но многие руководители миллиардными оборотами смотрят на нее как на откровение свыше. Да и посчитать ее - не тривиальная задача. А на ней фактически здоровье бизнеса, как на снимке МРТ. Вот кто-то же положил в закладки - значит польза есть.

      Другими словами, у аналитики нет итога, только путь) / шуткоюмор


      1. cry_san
        13.02.2025 07:17

        Теперь понял. Благодарю за объяснение.


  1. Advocatt
    13.02.2025 07:17

    " На приведенной иллюстрации в первый день жизненного цикла заказа из 100% оформленных заказов отменено 3% и осталось 97%. Во второй день выкуплено 3,5%, доля отмен выросла до 3,3% и осталось 93,3%. "

    Не понятно речь идет о ЖЦ заказа (одной штуки) или и какой то статистике по большому количеству заказов?

    По статье возникает сомнение в том, что автор хорошо понимает разницу между Жизненным Циклом и Стэйт Машиной (диаграммой состояний), как минимум термины используются невпопад.

    Наверное стоило ввести определение заказа и строгое определение "Этапов жизненного цикла Сущности" и "состояний объекта заказ в ИС".

    Так же стоит определить каким образом заказчик готовится к покупке, а каким образом это работает на конкретной платформе.

    Например для меня ЖЦ заказа начинается когда я осознаю потребность в каком то объекте, потом я выбираю подходящие мне модели, потом я ищу выгодную цену,

    И самое главнное сущность заказ в голове покупателя может породить объект Заказ в совершенно разных ИС...


    1. Robastik Автор
      13.02.2025 07:17

      Не понятно речь идет о ЖЦ заказа (одной штуки) или и какой то статистике по большому количеству заказов?

      Есть в этом здоровое зерно, тема заслуживает более академического изложения. Может кто-нибудь использует эти заметки для полноценного учебника, но пока мотивации хватает только на уровне методички для тех, кто в контексте.

      С другой стороны:

      Выглядит довольно однозначно
      Выглядит довольно однозначно

      Не ожидал интерес такого уровня, поэтому и изложение ему не соответствует. Здесь на Хабре есть аудитория без аналитической подготовки, живо интересующаяся вопросами аналитики маркетплейсов. Расчет на нее.