Сила сильна с Уиллом Файлсом
В мире звукового дизайна не существует фильма более значимого и революционного, чем «Звёздные Войны». Для любого звукорежиссера шанс поработать над «Звездными Войнами» – это уникальная возможность, но, в то же время, и огромная ответственность. Очень сложно снять хорошее кино, но ещё сложнее достойно продолжить работу над сагой, которой восхищаются миллиарды людей по всему миру.
Для команды, работающей над звуковым сопровождением фильма «Звездные войны: Пробуждение силы», главной целью было создать фильм принципиально новый и при этом классический. Ну… вы понимаете, никакого давления.
Прежде всего, позвольте мне поднять запретную тему и рассказать, почему же на «Пробуждение силы» делали такие высокие ставки. Многие фанаты были… скажем, не в восторге от приквелов, выпущенных в 1999. Справедливости ради, стоит отметить, что эти фильмы были неплохими.
Просто они не оправдали ожидания фанатов, которые не одно десятилетие жаждали снова увидеть своего любимого Йоду. Однако прохладные отзывы нисколько не убавили желание посмотреть следующий эпизод «Звездных Войн». Во всяком случае, все мы до очень хотели увидеть новые (и более удачные) эпизоды саги.
Когда оказалось, что сиквелы будет снимать Джей Джей Абрамс (JJ Abrams), ожидания взлетели ещё выше. Зрители знали, что если кто-то и сможет передать дух классических Звездных войн, то это ни кто иной, как Абрамс. Он известен способностью собирать лучших людей для работы над своими фильмами, и команда специалистов по звуку в последнем эпизоде «Звездных войн» ещё раз доказала это.
В неё вошли как прославленные звукорежиссеры, уже знакомые с вселенной «Звездных Войн», так и молодые таланты Голливуда, среди которых саунд-дизайнер Уилл Файлс (Will Files), которому было поручено объединить все трейлеры к фильму, перед его выходом.
Уилл Файлс на конференции InterBEE, Токио
Файлс взял небольшой перерыв в работе над фильмом, чтобы выступить с презентацией Avid на Международной выставке профессионального оборудования для вещания и трансляций InterBEE в Токио. Файлс привез с собой проекты в Pro Tools, которые он использовал при создании трейлера, чтобы детально продемонстрировать, как все элементы звука отображаются в самом просматриваемом трейлере всех времен. После презентации я поговорил с Файлсом о звуковом сопровождении нового фильма и работающей над ним команде, а также об ответственности, возложенной на создателей фильма. Ну и, конечно же, о световых мечах.
Энтони Гордон: Должно быть, вам казалось, что вы приобщились к событию исторического значения, работая над таким культовым фильмом, как «Звездные войны». Как это случилось?
Уилл Файлс: Исполнилась моя мечта детства, я никогда не думал, что мне предложат работать над «Звездными войнами». К тому времени, когда я начал работать на компанию Skywalker Sound, третий эпизод был уже на подходе. Казалось, от меня ускользнул последний шанс.
ЭГ: Собирались ли создатели снимать сиквелы в то время?
УФ: Насколько мне известно, на тот момент у них таких планов не было. Мы как раз работали над «Стартреком: Возмездие», когда узнали, что Д.Д. Абрамс собирается снимать новый эпизод «Звездных войн». Тогда многие из нас внезапно подумали: «Чёрт возьми, быть может, нам всё-таки удастся поработать над этим».
ЭГ: Вам когда-нибудь уже доводилось работать с членами команды, которые работали над звуковым сопровождением первых эпизодов?
УФ: Да, мой наставник Рэнди Том (Randy Thom) участвовал в создании двух эпизодов саги – «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Он работал звукорежиссером на съёмках шестого эпизода, а затем участвовал в монтаже отснятого материала. Таким образом, ему были знакомы обе стороны процесса – непосредственно съёмки и пост-продакшн в Lucasfilm.
Тогда казалось, что создатели фильма словно вернулись в северную Калифорнию 70-80х годов: они прокладывали свой собственный путь. Это был очень творческий процесс, который во многом отличался от сложившегося на тот момент в Лос-Анжелесе.
ЭГ: Обе компании – ILM и Skywalker Sound – были основаны, чтобы создать технологии, необходимые для этих фильмов, не так ли?
УФ: Да, именно так. С их помощью Джордж Лукас хотел расширить границы технических и творческих возможностей. Я думаю, что эти компании предоставили ему определённую творческую свободу, которой режиссеры Голливуда были лишены в то время. Невозможно было создать нечто революционное без новых технологий. Ни один фильм еще не вызывал таких ощущений, как «Звездные войны».
Файлс работает с технологией Pro Tools | S6 control surface
ЭГ: Как им удалось передать это уникальное ощущение, когда появились новые технологии?
УФ: Большую роль сыграли визуальные эффекты, которыми занималась компания ILM, но мне кажется, именно звуковое сопровождение этих революционных эффектов вызвало это особенное ощущение. Большую часть аудиоматериала мы получили от Бена Бертта (Ben Burtt).
Он подарил инопланетным существам, роботам и даже оружию настоящую жизнь. До «Звездных войн» звуковые эффекты в научно-фантастических фильмах создавались чаще всего с помощью синтезаторов или других инструментов и казались неестественными. Метод Бена стал революционным, потому что он предпочитал работать с реалистичными, а не синтезированными звуками. Они были знакомыми, но при этом уникальными и футуристическими.
И, что самое главное, эти звуки делали выдуманных существ и объекты реалистичными. Такой подход требовал богатого воображения. Как иначе можно воссоздать звук бластера или светового меча, если ты никогда не слышал, как они звучат?
Когда включается световой меч, вы слышите гудение и слабую электрическую искру, которая создаёт впечатление, что меч «барахлит». Таким образом, мы воплотили идею Джорджа Лукаса о «правдоподобном будущем», где все предметы должны выглядеть или звучать так, словно они слегка помятые, как после войны, а не как абсолютно новые.
ЭГ: Каким образом Джей Джей набирал команду специалистов по звуку для этого фильма? Была ли у него определенная философия?
УФ: Да. Он набирал в команду обычных ребят из Bad Robot [кинопродюсерская компания Д.Д. Абрамса] и уже опытных специалистов, которые работали над эпизодами «Звёздных войн». Я думаю, для него и для компании Lucasfilm было важно сохранить связь с предыдущими фильмами и задействовать людей, которые имеют непосредственное отношение к саге.
Старшими редакторами звука были назначены Гари Ридстром (Gary Rydstrom) и Мэтт Вуд (Matt Wood). Мэтт работал над всеми приквелами «Звездных войн» и телевизионными шоу между фильмами. Этому парню Lucasfilm доверяли на протяжении 15 лет.
Гари Ридстром, у которого с сагой своя история, по праву может считаться лучшим «звуковиком» всех времен. Его творениями являются рёв ти-рэкса из «Парка Юрского периода», а также звуковые эффекты в «Терминаторе 2» и «Титанике». Он – живая легенда.
Гари в основном занимался звуковыми эффектами, а Мэтт – диалогами. Мой друг Энди Нельсон (Andy Nelson), который работал практически над всеми фильмами Джей Джея, микшировал диалоги и музыку.
Звук в фильме настолько разнообразен, что работы над звуковым дизайном хватало на всех: Гари, Дэйва Экорда (Dave Acord), Криса Скарабосио (Chris Scarabosio) и меня. Мы часто использовали легендарные звуки Бэна Бертта из оригинальной трилогии, но также создавали новые специально для этого фильма. А Гари Ридстром, который был старшим редактором, управлял всем процессом в целом.
ЭГ: Как звук из трейлера связан с звуком в финальной сцене фильма?
УФ: Самое забавное, что трейлеры служили для нас чем-то вроде полигонов, где мы испытывали новые образы из фильма, такие, как голос BB-8, звуки светового меча Кайло, другого оружия и новых машин, в контексте, а не в отдельных сценах или фрагментах фильма.
Мы знали, что зрители будут просматривать эти трейлеры кадр за кадром, разбирать их звук за звуком. Иногда нам необходимы жесткие сроки или чувство ответственности перед зрителем, чтобы действительно сосредоточиться на работе и принимать сложные решения.
ЭГ: Как Джей Джей определялся с окончательным выбором звукового оформления сцен?
УФ: В каждом случае по-разному, но обычно мы предлагали ему множество разных вариантов, прежде чем он делал выбор. Работая с Джей Джеем, который и сам является музыкантом и очень серьезно относится к звуку, мы могли создать десятки разных вариантов, прежде чем находили тот, который нам нужен.
Обычно это происходило поэтапно. Как правило, мы могли представить Д.Д. Абрамсу черновые варианты, а затем вернуться к работе и создать еще несколько версий на основе его пожеланий и замечаний. Это очень увлекательный и творческий процесс, но он отнимает немало времени.
ЭГ: Давайте поговорим о звуке нового светового меча. Когда вышел первый трейлер, именно этот звук больше всего обсуждался фанатами. Вас удивила такая реакция?
УФ: Да, мне было очень приятно, что люди пришли от него в восторг. Но особенно меня поразило то, что многие из них уловили значение этого звука. Они поняли, что этот меч отличается, что он звучит более зловеще. Джей Джей сделал это намеренно, для него было важно, чтобы звук не был идеальным с механической точки зрения.
Конечно, можно донести идею с помощью изображения, но без звукового сопровождения оно передаст только половину желаемого эффекта. Наш мозг устроен так, что звуки легко могут заставить нас испытывать определённые чувства по отношению к чему-либо без нашего ведома. В этом вероятно и заключается моя любимая часть работы.
beliakov
Мда, и именно поэтому они наградили его ласковым прозвищем Джа-Джа Абрамс :)
dmitrykabanov
Ну тут «на вкус и цвет». Как бы кто не относился, сборы говорят о многом
immaculate
Сборы говорят о том, что людям промыли мозги маркетологи. Если вдуматься, то Звездные войны — полная чепуха, с настолько примитивными диалогами и смыслом, что даже 6-летнему ребенку должно быть скучно смотреть. Это просто мощный бренд с мощнейшей рекламной поддержкой. Настолько раскрученный, что становится страшно его критиковать — заклюют.
При этом, несмотря на глупость и незначительность идеи, делают его настоящие профессионалы. Получается очень красивый фасад, за которым ничего нет. Одна группа существ крошит другую группу существ. Сколько не смотрел, никак не могу понять, почему я должен считать одних «хорошими», а других — «плохими». Те, что называют себя «хорошими» никогда не останавливаются перед насилием, могут отправить в кровавую мясорубку множество живых существ, ради какой-то абстрактной идеи.
Жаль, что столько профессионалов тратят огромные силы, чтобы выпускать подобную пустышку.
dmitrykabanov
Так речь не про хороший или плохой фильм, а про звук :)
alexcom
Учитывая, что к билету обычно покупается жратва, за ценник порой превышающий несколько раз билет, становится понятно на какой продукт идёт зритель.
dmitrykabanov
«Добрые» вы после выходных прям :)
alexcom
Это личное наблюдение. На праздниках ходил с ребёнком «на фильму»: билет 270рэ, жратва в виде попкорна и колы около 500. Получается не на кино ходим, а пожрать под цветные картинки…
sith
С одной стороны в моём городе билет в IMAX стоит $10USD — попкорн и кола выходят дешевле.
С другой стороны еду в кино покупает всё таки меньшинство.
С третьей — без запаха попкорна кино на Североамериканском Континенте уже какое-то не настоящее.
С четвёртой — сам я в кинотеатре еду никогда не покупаю, но когда смотрю кино дома, то иногда делаю себе попкорн тоже :)
immaculate
Я же говорил — критиковать Звездные Войны — табу.
alky
Признак чего-то стоящего — выдерживать любую критику.
Отсутствие критики — признак догадываетесь чего.
immaculate
Тогда и «Джеймс Бонд» чего-то стоит. Доят и будут доить и эту бесконечную сагу «ни о чем» тоже.
vasimv
Пацифизм — эта такая же абстрактная идея, как и хороший/плохой. Джедаи не были пацифистами никогда, ну и «полностью хорошими» — тоже довольно редко. Слишком встроились в коррумпированную и неповоротливую систему республики, из-за чего, собственно, ситхам и удалось на уши поставить всю галактику.
immaculate
Просто фанаты Звездных Войн часто говорят (я, во всяком случае, это видел неоднократно в социальных сетях), что джедаи — абсолютное добро. При всем желании никак не могу в это поверить. Джедаи крошат противников и жертвуют людьми без раздумий и сожалений. Мотивы их поступков мне кажутся весьма сомнительными.
Честно говоря, я смотрел ЗВ (все, кроме последней серии), но не особо анализировал происходящее — кто за что борется. Но общее впечатление, что джедаи и ситхи борются за власть. Одинаковыми, в общем, методами. Просто у джедаев пиар лучше.
Что касается фильма в общем, то диалоги примитивные и излишне пафосные. Эти потоки липко-сладкого пафоса заставляют замирать сердце, когда ты находишься в пубертатном возрасте, но как этой липой может восхищаться взрослый человек?..
vasimv
В фильмах джедаи разве что дроидов «крошили», убивать живых существ они старались действительно как можно реже. Абсолютным добром их назвать нельзя, но на фоне остальных force users — смотрятся как идеал, да.
Борьба за власть, безусловно, присутствует. Но тут есть нюанс — ситхи без нее вообще жить не могут, а их власть означает падение ордена джедаев. Так что последние все-таки защищают себя.
immaculate
Я не вдавался настолько в анализ мира звездных войн. Почему власть ситхов означает непременное падение ордена джедаев?
И вообще, мы видим в фильме аргументы только одной стороны. Конечно, пропаганда всегда рисует противников самыми черными красками — на то она и пропаганда.
vasimv
Потому что ситхи зациклены на власти, культе силы и сильных эмоциях, благодаря которым они управляют силой. Мирное сосуществование джедаев и ситхов просто невозможно, под властью ситхов — все force users либо должны стать ситхами, их рабами, либо умереть, как потенциальная угроза. Джедаи автоматически становятся в оппозицию к ситхам, а мирной оппозиции в государстве ситхов не может существовать по определению, власть для ситхов — все, делиться они ею ни с кем не собираются. За много тысяч лет отделения ситхов от ордена джедаев — мирно они никогда не существовали в одном государстве (было, правда, время, «холодной войны», когда империя ситхов и старая республика открыто не воевали, но государства были отдельные, закончилось тоже не слишком хорошо).
Sketch_Turner
Дык, Джедаи борются за демократию. Демократия в современном виде это США. А США, в свою очередь, никогда не останавливалась ни перед чем, чтобы захватить власть над миром. Так что в каком-то смысле ЗВ весьма реалистичное кино.
immaculate
Я сознательно избегал этой аналогии, потому что это может привести к возникновению политической дискуссии, а политику я не люблю. Но согласен с тем, что мир ЗВ — это калька на современный мир. Просто перенесли современную жизнь в фантастические декорации.
Этим мне ЗВ и не нравятся — неужели мир будущего должен быть таким же несовершенным, как нынешний? Все дерутся за власть, деньги и ресурсы, и поливают друг-друга грязью…
alky
Так зв же происходили «давным-давно». Так что это нынешний мир все так же несовершенен, как тот, получается. Возможно, это и подразумевалось, возможно, просто так сложилось.
Darth_Biomech
>Если вдуматься, то Звездные войны — полная чепуха, с настолько примитивными диалогами и смыслом, что даже 6-летнему ребенку должно быть скучно смотреть.
А если вдуматься во вдумывание, то откроется что вы скучный и занудный человек. Нет, я не спорю что многие из диалогов Лукаса могут и будут казаться идиотскими, но это не повод называть всю сагу глупой незначительной пустышкой. Особенно если учесть что она определила настроение и стиль большей части сайфая в целом, и космооперы в частности на следующие 40 лет вперед.
immaculate
Есть намного более интересная и качественная фантастика, например, книги Нила Стивенсона и Питера Уоттса. Во время их чтения есть о чем подумать, они чему-то учат. А фотонные торпеды, пиу-пиу лазерных «снарядов» в космосе и жужжание световых мечей — все это зрелищно, но очень однообразно и не несет никакой новой идеи.
Darth_Biomech
ЗВ — блокбастерное _кино_. Оно не несет в себе миссии поразить зрителя глубокой философской идеей. Однозначно с этим, это не делает его мусором. Есть вещи, чья задача — просто выглядеть восхитительно; или для вас и Мона Лиза — чепуха без смысла?