В 39-м выпуске подкаста «Звук» Керим Татевян согласился рассказать нам о строительстве новых кинозалов, которое идет в шоуруме Аудиомании.



[ Прослушать этот выпуск ]
[ Подробнее о передаче ]

Другие выпуски подкаста







Алина: Аудиомания не просто продает Hi-Fi и High End аудиотехнику, но и производит ее. Мы об этом уже достаточно много рассказывали. Но наши слушатели еще не знают, что Аудиомания сейчас делает не только Hi-Fi и High End, но и технику для домашних кинотеатров. И это та новость, о которой мы еще не рассказывали в подкастах. Почему так получилось? Как пришли к этой идее? Как поняли, что это то, что выстрелит?

Керим: Я думаю, это естественное развитие концепции производителя, который имеет ресурсы для изготовления почти любых акустических систем. Собственное производство позволяет ставить задачи и решать их практически в любом направлении. Естественно, речь идет об акустических системах, потому что мы не занимаемся производством электроники. Речь идет только о колонках.

Колонки для персональных кинозалов — это востребованный продукт. Рынок персональных кинозалов растет во всем мире. В России он, может быть, не растет, но не так сильно падает, как все остальное. Поэтому несколько месяцев назад было принято решение сформировать модельный ряд и запустить в производство линейку акустических систем для домашних кинотеатров или, как мы говорим более точно, для персональных кинозалов.

Речь идет не о домашнем кинотеатре в гостиной, когда люди ставят обычные или дизайнерские колонки, речь идет именно о создании максимально аутентичной киносреды, к которой привыкли, посещая кино. Дома можно получить очень близкий, а иногда и превосходящий по качеству эффект с помощью колонок для персональных кинозалов. Вот такая линейка и будет выпущена.

Сейчас пока рано говорить о том, что это будет. Естественно, будет несколько универсальных колонок, которые будут использованы как заэкранная группа, сателлиты, будет пара сабвуферов разного предназначения, разной мощности и конфигурации.

Сейчас лучше поговорить о том, как мы это собираемся демонстрировать. Естественно, такие необычные колонки — для персональных кинозалов — должны демонстрироваться соответствующим образом. Человек не может получить представление о том, как они будут звучать, не послушав их в максимально приближенной к боевым условиям среде. Поэтому мы решили в построить персональный кинозал в одном из наших помещений здесь на Барабанном переулке.

Алина: На станции метро Электрозаводская.

Керим: Да, на Электрозаводской, где у нас шоурум. Сейчас одно из помещений, где раньше были офисы, переоборудуется под два кинозала. Большой кинозал будет площадью порядка 40 квадратных метров. Это полуподвальное помещение с небольшими оконными проемами. Их заделают, их вообще не будет видно.

В зале будет два ряда кресел. Это будет кинозал на 7 посадочных мест. Естественно, если надо будет провести какие-то презентации, мы будет туда заносить стулья. Но для кинозрителей там будет 7 мест.



Алина: Уточню, что помещение приближено к тем условиям, в которых потенциальный покупатель, кинолюбитель, будет обустраивать зону просмотра у себя дома — за счет того, что оно полуподвальное и в нем достаточно немного посадочных мест.

Керим: Совершенно верно. Обычно в коттеджах, в особняках для оборудования персональных кинозалов выделяют подвальные помещения. Это удобно, потому что они естественно звукоизолированы, окружены мощными капитальными стенами со всех сторон. В классическом случае необходимо применить минимум усилий по звукоизоляции.

У нас немного другая история. Нам надо применить звукоизоляцию, потому что это офисные помещения. Кроме кинозала здесь еще люди работают на втором этаже, над нами шоурум и магазин Аудиомании. Поэтому при создании этого кинозала решается целый комплекс задач.

У Аудиомании есть компания-подрядчик Acoustic Solutions, которая является специалистом по созданию персональных кинозалов. Они разработали для нас проект, используя первоначальные и предварительные эскизы наших акустических систем, чтобы иметь, прежде всего, представление об их мощности и габаритах. Они делают это помещение полностью под ключ, начиная от проекта и заканчивая установкой оборудования уже в готовом помещении. В результате мы получим уже завершенный кинозал.

Алина: А что делают Acoustic Solutions? Они адаптируют помещение, которое изначально не было предназначено для такого использования, к режиму кинозала?

Керим: Да. Это было обычное офисное помещение, которое совершенно не предназначено для кинозала и воспроизведения кино, если его использовать без какой-то обработки. Всегда надо понимать, что кино смотрят на высоких уровнях громкости, поэтому низкочастотная составляющая звука велика. Если не провести работы по звукоизоляции, это будет мешать всем остальным, кто находится в пределах досягаемости.

Алина: Скорее, не тем людям, которые смотрят кино [а тем, кто работает по соседству].

Керим: Да, если мы говорим о звукоизоляции. Но в кинозале еще надо решить вторую задачу, как раз для тех людей, которые находятся внутри зала. Это акустическая обработка помещения, создание акустически комфортной среды.

Все были в обычных кинозалах, все видели, что там всегда мягкие стены. Что за этими стенами, можно только догадываться. Понятно, что там какие-то поглощающие и рассеивающие материалы.

Проектирование больших кинозалов — это целая наука, большой бизнес. Естественно, все это переносится в домашнюю среду, только масштабированное, потому что [домашние] помещения значительно меньше по площади.

Наш кинозал в Аудиомании будет оборудован специальной конструкцией, которая разработана Acoustic Solutions. Это так называемая акустическая оболочка. Фактически будет построена комната внутри комнаты. Акустическая оболочка как раз две задачи решает: и звукоизоляция, и акустическая обработка помещения внутри.


/ Еще немного фото процесса

Алина: Мы посмотрели акустическую оболочку в неприкрытом виде. В помещении пока еще нет финального оформления стен и видна вся «начинка». Она похожа на гигантские неправильной формы соты, в часть которых уже вложен звукопоглощающий материал. Оставшаяся часть предназначена для под аудиотехнику.

Керим: Совершенно верно. Конструкция весьма удобная. Она состоит из стандартных модулей, которые заполняются по мере необходимости различными материалами. Туда могут быть помещены звукопоглощающие или звукорассеивающие модули, сами колонки, туда могут быть интегрированы декоративные элементы.

В нашем случае никаких декоративных элементов нет, потому что это шоурум торговой компании. Но если говорить о каком-то частном проекте, естественно, в эту структуру могут быть интегрированы какие-то дизайнерские изыски.

Алина: Визуально даже без внешнего оформления сама комната напоминает большой кинотеатр, кинотеатральный зал в миниатюре. Она тоже неправильной формы: «сложные» стены и потолок. Я понимаю, что работа проводится колоссальная. Действительно, серьезные технологии и разработки даже просто в оформление помещения заложены.

Насколько это релевантно тому, что должен делать любитель кино у себя дома? Обязательно ли прилагать такие же усилия, чтобы комфортно прослушивать и смотреть кино в загородном доме?

Керим: В принципе все это надо делать. Мы сейчас делаем так, как должно быть в идеале. Поэтому если у любителя кино достаточно средств, ему можно просто нанять профессиональную команду, которая сделает такой кинозал. Архитектор спроектирует эстетическую составляющую, специалисты по акустической обработке и проектированию кинозалов сделают так, как это должно быть с точки зрения кино, изображения и звука. Человек просто придет, сядет и будет смотреть кино.

Если у энтузиаста домашнего кино недостаточно средств, он может сделать это сам. Тут вопрос в том, насколько он умел, старателен, сколько времени он может этому посвящать, потому что работы надо провести много. Может быть, внешне это будет выглядеть так же [как у нас в шоуруме], потому что мы делаем без изысков. Когда все будет готово, это будет просто прямоугольное помещение, задрапированное акустической тканью, структур, которые вы видели, видно не будет.

Естественно, человек, который делает это у себя дома, этот же результат может получить. У него тоже будут ровные задрапированные стены, но что за этими стенами, уже вопрос содержания. Надо соблюдать какие-то требования, надо демпфировать там, где есть какие-то звонкие моменты в помещении, надо рассеивать звук, надо использовать модули.

Есть компании, которые продают готовые приспособления для оборудования кинозалов. Это различного рода панели, которые можно просто покупать и развешивать на стену без каких-то мощных строительных работ. Можно как-то упростить саму схему акустической оболочки. Можно использовать более простые строительные структуры. Всегда есть какой-то компромисс. Но помещение должно быть акустически обработано.

Второй вопрос — вопрос звукоизоляции. Если человеку надо, чтобы никто не слышал в доме [того, что происходит в кинозале], надо этим озаботиться. Если человеку все равно, или он живет один, можно вообще не делать никакую звукоизоляцию. Другой вопрос, что надо сделать звукоизоляцию от внешних шумов, чтобы они не проникали в помещение. Это комплексная задача, которую каждый решает, исходя из своих средств.

Алина: То, что будет в шоуруме Аудиомании, — идеальный вариант с точки зрения именно акустической. А кинолюбитель, у которого нет таких возможностей, может подручными средствами или компромиссными решениями сделать что-то приближенное.

Керим: Эта тема очень популярна и набирает обороты. Есть много материалов о том, как это можно сделать. Человек может просто в интернете посмотреть, как это должно выглядеть.

Можно зайти на сайт Acoustic Solutions или на нашу страницу в Facebook, посмотреть, как примерно выглядит акустическая оболочка. Упростив, можно что-то подобное реализовать самому дома, если нет средств нанять профессиональную компанию.

В киноиндустрии даже домашний просмотр кино достаточно строго регламентирован различными ассоциациями, которые производят сам контент. Киноиндустрия очень влиятельная и очень зарегламентированная. Поэтому колонки, которые используются для персональных кинозалов, должны обладать определенными техническими свойствами, которые мы и получаем у себя на производстве, в лаборатории.

Мы это пытаемся реализовать так, чтобы было удобно инсталляторам, хорошо звучало, чтобы можно было спрятать, задекорировать в конструкцию. Это основное техническое отличие. И речь идет об этом, потому что кино смотрят громко, используют большие мощные сабвуферы.

У нас будет откалиброванный кинозал. В точке прослушивания будет достигаться необходимое звуковое давление, которое можно будет замерить и убедиться в том, что оно такое, какое должно быть. Человек получит от кино, которое увидит в нашем кинозале, все те впечатления, которые задумали кинорежиссер и звукооператор в своей студии, когда сводили звуковую дорожку.



Алина: Насколько я понимаю, глядя на экспериментальный образец, который никто из наших слушателей пока не увидит, эти колонки предназначены, в первую очередь, для того, чтобы быть спрятанными.

Керим: Да.

Алина: Они не шпонируются, у них другое оформление.

Керим: Они покрыты черной краской. Потом мы расскажем более подробно, как они будут выглядеть. Но нет никаких дорогих шпонов. Это не принято в индустрии [товаров] для кино.

Вы заходите в кинозал, вы не видите никаких колонок: фронтальная группа спрятана за звукопрозрачным экраном, колонки эффектов висят где-то на высоте, они черные, чтобы не отвлекать.

В домашних кинозалах часто они (как будет и в нашем зале) спрятаны за акустически прозрачной тканью, они будут убраны в стены, как раз в конструкцию акустической оболочки. Поэтому к их внешнему виду немного требований.

Алина: Когда мы раньше общались на тему кинотеатральных технологий, мы говорили о Dolby Atmos. Насколько новая аудиосистема Аудиомании будет поддерживать эту технологию?

Керим: Так как мы делаем колонки, мы в полной мере будем [эту технологию] поддерживать. Наш кинозал создан по требованиям, которые предъявляются к кинотеатрам Dolby Atmos. У нас будет конфигурация 7.4.6. Это значит 7 окружающих каналов, 4 сабвуфера и 6 высотных каналов.

Поскольку мы будем использовать процессор Trinnov, это электроника французского производителя, мы сможем с помощью этих колонок воспроизводить любой погружающий формат.

Алина: То есть любой погружающий формат в принципе достижим?

Керим: Да, он будет воспроизведен. У нас в потолке 6 колонок и 7 колонок окружающего звучания: 3 фронтальных и 4 сурраундовых. Мы сможем воспроизвести любой пространственно-высотный эффект.

Алина: Когда мы говорили про погружающие форматы, мы отдельно останавливались на потолочных колонках, как новой части всей большой акустической системы. Насколько я понимаю, в разработке Аудиомании эти потолочные колонки — нечто само собой разумеющееся?

Керим: И в производстве, и в этой индустрии есть определенная универсальность — в потолок монтируются не специальные потолочные колонки, а небольшие сателлиты, которые могут быть использованы в принципе по любому назначению.

В маленьком помещении они могут быть использованы как основные колонки, в помещении побольше — как колонки окружающие и потолочные. На первом этапе мы будем использовать только универсальные сателлиты, у нас пока не будет специальных потолочных колонок. Это оправдано больше с точки зрения производства, но и в принципе так удобнее.

Алина: Наверное, и с точки зрения экономии для конечного пользователя это тоже оправдано, потому что он может себе позволить нарастить комплект.

Керим: У нас есть идея по производству особых потолочных колонок. Посмотрим, как она будет реализована. Пока мы будем использовать универсальные колонки.

В новом шоуруме Аудиомании будет еще второй зал, поменьше. Он будет прямой противоположностью большого кинозала. Это будет кинозал, оформленный на «невидимых» акустических панелях производства немецкой компании Ceratec. Недавно она выпустила линейку Cerasonar.


/ Встраиваемая акустика Ceratec Cerasonar 1520 X1

Это панели, которые монтируются в гипсокартон, гипсокартон монтируется на стену, штукатурится и красится. Фактически они вообще невидимы, тем не менее, звучат полноценно. Не скажу, что это «аудиофильский» уровень звучания, но, тем не менее, это Hi-Fi уровень.

В этом зале презентация будет несколько другая. Он будет меньше, скажем, как гостиная в квартире. В нем ничего не будет кроме телевизора и одного электронного компонента. Тем не менее, звук будет «вокруг», все эффекты окружающего звучания будут воспроизводиться.

Я не знаю, есть ли еще такие шоурумы в России. Подобные панели существуют и у других производителей, но обычно их демонстрируют в боксах, собранных «коробочках», как-то не так, как должно быть. У нас будет такой шоурум. Как только он будет готов, мы сообщим на нашем сайте и будем приглашать посетителей Аудиомании послушать.

Алина: По сути это «невидимые колонки» в естественной среде обитания.

Керим: Да. Это полностью снимает все конфликты с дизайнером интерьера. Но на эти колонки не надо ничего вешать, полку на них не прикрутишь.

Алина: И гвозди туда забивать не надо.

Керим: Да. Это будут чистые белые или монохромные серые, синие стены, в них будут эти колонки, их не будет видно вообще.

Алина: Насколько я понимаю, тренд на полное отсутствие проводов, отсутствие видимых частей акустической системы, это дань минимализму. И в целом это вполне реализуемо не только в подвале в загородном доме, но и в квартире.

Керим: Линейка Cerasonar предназначена именно для жизни, кстати, не обязательно для жилого помещения. Их покупают компании, которые оборудуют галереи, бутики, помещения, в которых не должно быть никаких колонок.

Например, концептуальный или дизайнерский бутик одежды, в котором любой дизайн «не того» человека, имя которого носит бутик, не приветствуется. В этом случае невидимые колонки снимают сразу все вопросы.

Алина: Единственный момент, их наличие надо закладывать еще на этапе ремонта, на этапе проектирования.

Керим: Наличие любых колонок лучше закладывать на этапе ремонта. Об этом лучше помнить всегда. Я, вроде, уже говорил: когда я работал в инсталляционной компании, нас пригласили на объект в ресторан и сказали, что хотят музыку, но ничего делать нельзя, потому что все уже полностью закончено, посуда уже стояла на столах. А они вспомнили, что у них нет музыки. Для этого есть решение, но, конечно, лучше заранее планировать.

Алина: А кино можно смотреть на таких колонках [как Cerasonar]?

Керим: Да, кино можно смотреть. В линейке Cerasonar есть и встраиваемые сабвуферы, которые обеспечивают необходимый звуковой диапазон для трансляции кино. У нас, собственно, и будет там кино.

Там будет висеть телевизор с большим диагональю. Можно будет получить и эффекты Dolby Atmos, потому что есть маленькие колонки, которые могут быть вмонтированы в потолок, их тоже не видно.

Алина: Получается, что это две противоположности.

Керим: Первый кинозал — кинозал для кинофила, второй — для тех, кто хочет смотреть кино, любит хороший звук, но не любит, чтобы аппаратуру было видно.

Алина: Либо для человека, который смотрит кино или слушает музыку у себя в квартире, не обязательно в загородном помещении.

Керим: В принципе решение плоских панелей универсально для любителей музыки, потому что направленность у панелей очень широкая. Не надо все время сидеть посередине между колонками, комната равномерно наполняется, и эффект объемного звучания воспринимается практически в любой точке комнаты. У них есть такой плюс.

Важно, что эти плоские панели должны быть установлены квалифицированными мастерами. Не надо на них наносить толстый слой штукатурки, густо красить. Все должно быть выполнено по требованиям, которые производитель указывает в своих инструкциях. Лучше всего обратиться в Аудиоманию в инсталляционный отдел, который все эти работы наилучшим образом проведет.

P.S. Мы уже более трех лет записываем выпуски передачи «Звук» и будем очень вам благодарны за отзыв в русскоязычном iTunes, если нам удалось вас заинтересовать. Помимо этого прямо в отзывах можно оставить свой вопрос и рассказать нам о своей аудиосистеме или домашнем кинотеатре.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. andrewzhuk
    17.01.2017 12:59
    +1

    Основательно, конечно. На самом деле было бы интересно сравнить сразу после обычного просмотра в кино, но проблема в том, что официальные релизы фильмов обычно идут с отступом в 2-3 месяца в том же iTunes


    1. Solegor
      19.01.2017 15:40

      Онлайн-кинотеатры непригодны в данном случае для сравнения, так как зачастую весь поток умещается в 5 Мбит/с, где на аудио отведено всего 384-640 Кбит/с в старом-добром формате DD 5.1. Тут разница будет заметна только на BD, где одна лишь только дорожка DTS:X, или Dolby Atmos в среднем идёт от 5 до 7,5 Мбит/с.
      Также, как правило, английская (оригинальная) дорожка в фильме на голову лучше дубляжа — в дубляже даже под многоканальную акустику любят «выравнивать» звук — громкие звуки делают тише, тихие — громче, всё сводится к «комфортному» уровню звука, также иногда любят всю речь повесить на центральный канал, вне зависимости от того, с какой стороны находится говорящий.


  1. ReSpown
    17.01.2017 23:06

    Прочитал название статьи как «Почему мы решили построить два кинозала в шоурме!!!» )))


  1. makufulai
    18.01.2017 09:50

    Когда-то давно задумывался над собственным кинотеатром в подвале (собственно типичный пример из статьи), и пришел к выводу, что для проектора надо делать «будку киномеханика», чтобы избавиться от паразитных шумов вентиляторов. Собственно вопрос: при таком тщательном подходе к шумоизоляции, почему вы вешаете проектор прямо над ухом зрителя?


    1. audio_man
      18.01.2017 09:51
      +1

      Очень интересная ситуация. Спасибо за вопрос. Тут нужно смотреть конкретную модель. Сможете написать вашу сюда или в личку?


    1. timshick
      20.01.2017 14:10

      Вообще современные проекторы настолько тихие, что проблем как-то не возникает особо.