Привет! Меня зовут Костя Дубровин. КаналКнига.

В книге Антона Полякова «Хит на Хабр» есть отдельная глава, посвященная тому, что мешает писать. Разумеется, это синдром самозванца, опасение набега хейтеров, отсутствие интересных тем и достаточного количества времени. Еще народ ссылается на то, что «тексты получаются не те» или что нет вдохновения. Это я процитировал Антона и могу добавить, что меня останавливают ровно те же причины.

В этом смысле не могу согласиться с Сомерсетом Моэмом (при всем уважении), что привычка писать — как привычка пить: обе легко приобрести и от обеих сложно избавиться. Я пишу каждый день, но всегда это требует определенных усилий. Хотя, может быть я что-то делаю не так. Тот же Моэм придумывал первые две фразы лежа в ванной, а потом без остановки делал свою дневную норму: 1500 слов, что равняется 8145 символов без пробелов.

Сомерсет Моэм
Сомерсет Моэм

Лев Николаевич тоже работал с утра. Завтракал, умывался, расчесывал бороду — молча. Еще говорили, что очень злился, если кто-то вместо него колол дрова. Видимо физические упражнения тоже входили в моцион, после которого он запирался в кабинете и работал до обеда. В дневнике писал: «Хорошо ли или дурно, всегда надо писать. Ежели пишешь, то привыкаешь к труду и образовываешь слог, хотя и без прямой пользы. Ежели же не пишешь, увлекаешься и делаешь глупости». После этого он зачем-то добавил: «Натощак пишется лучше».

Моя любимая фотография Льва Толстого
Моя любимая фотография Льва Толстого

Биографам Жоржа Сименона не известно натощак он писал или на сытый желудок, но отмечают, что он взвешивался до и после работы. Правда его «работа» больше походила на запой и могла продолжаться до трех недель.

Кстати, он никогда не правил написанное, в то время, как Лев Николаевич предпочитал «писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражения».

Гоголь упоминал про восемь раз: «Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания». При этом Николай Васильевич рекомендовал, чтобы «тетрадочка» вылежалась между переписыванием. Может быть поэтому Сименон обогнал наших классиков по плодовитости, написав 425 книг.

Жорж Сименон
Жорж Сименон

Знаменитый балкон @Boomburum имеет несколько предшественников. Так по заказу Марка Твена ему на ферме построили беседку.

Марк Твен
Марк Твен

А Бернард Шоу обзавелся... скворечником.

Бернард Шоу
Бернард Шоу

Французская писательница Жорж Санд не могла позволить себе беседку, поскольку работала исключительно по ночам. Нередко она оставляла спящего любовника и садилась за стол. Утром с трудом могла вспомнить о чем написала, поскольку не приходила в ясное сознание. Она осуждала злоупотребление кофе, алкоголем и прочим, что тогда было вполне легально. Вместо этого предпочитала шоколад или молоко. Иногда выкуривала сигарету.

Жорж Санд, в замужестве баронесса Дюдеван
Жорж Санд, в замужестве баронесса Дюдеван

Ее примеру не следовал Жан-Поль Сартр, который активно использовал Коридран (смесь амфетамина и аспирина). Препарат вполне легально продавался, только вместо двух таблеток главный экзистенциалист выпивал 20. К этом добавлялось около литра спиртного, в том числе водка, а также две пачки сигарет и несколько трубок черного табака.

Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр

Марсель Пруст совместил работу по ночам и эксперименты с веществами. На роман «В поисках утраченного времени» он потратил 14 лет, в течение которых практически не выходил из спальной. Работал прямо в постели, засыпая ближе к утру. После пробуждения в три или четыре часа дня он зажигал порошок с опиумом.

Со Львом Николаевичем его объединяло то, что работал он на голодный желудок, ограничиваясь только завтраком. Правда по объему слегка не дотянул. В упомянутом романе полтора миллиона знаков, а в Войне и мире — два с половиной.

Марсель Пруст
Марсель Пруст

Роскошь запереться в спальной, на балконе или в беседке есть не у каждого. Джейн Остин приходилось писать за столом в гостиной на крохотных клочках бумаги, которые она прятала, когда слышала, что кто-то приближается. Поэтому визитеры неизменно заставали ее за рукоделием. Пишу об этом, потому что знаю, что работодатели некоторых авторов Хабра не одобряют их творчество. Пусть им на глаза попадается только рукоделие.

Джейн Остин
Джейн Остин

Кусочками бумаги похожего размера пользовался и Владимир Набоков, но из других соображений. Он набрасывал мысли на карточки и складывал их в длинный ящик для каталогов. Потом складывал из них страницы, главы и романы.

В рейтинге необычных рабочих мест его вариант занял бы одно из ведущих мест. «Лолиту» он написал на заднем сидении своего автомобиля, справедливо полагая, что там меньше отвлекающих факторов.

Владимир Набоков
Владимир Набоков

Что касается вашего покорного слуги, то я сажусь за компьютер в 16:00 и ровно в 18:30 публикую статью. Сейчас 17:53. Можно перечитать текст и налить себе чай.

Комментарии (9)


  1. bambampogubam
    18.02.2025 15:39

    "Как стать графоманом"


  1. OksanaR_72
    18.02.2025 15:39

    Писательство - это труд помноженный на талант. У кого-то это по расписанию, у кого-то в виде запоя. Что получается в итоге? Все писатели в статье с мировым именем. Но почитатели таланта у каждого свои. Поэтому пишите, если есть что сказать, если есть аудитория, которой это интересно.


  1. PaaLadin
    18.02.2025 15:39

    Напомните мне с утра почитать, посмеяться.

    Спасибо.


  1. Aggle
    18.02.2025 15:39

    Жан-Поль силён, нечего сказать. С такими пристрастиями ещё и до 74 годиков дожил.


  1. Javian
    18.02.2025 15:39

    на заднем сидении своего автомобиля, справедливо полагая, что там меньше отвлекающих факторов.

    Это в те времена. А сейчас авто должно стоять в гараже собственного имения, чтобы было ничего не слышно, не видно, и не вибрировало.


  1. Nuflyn
    18.02.2025 15:39

    "Писатель: Я писатель!

    Читатель:
    А по-моему, ты говно!

    писатель стоит несколько минут, потрясённый этой новой идеей, и падает замертво | его выносят" Хармс Даниил Иванович


  1. Vsevo10d
    18.02.2025 15:39

    Удивительный конечно текст, от человека с претензией "учу жизни".

    Я его прочитал, увидел наструганную по-копирайтерски дзеновскую заметку "жареный факт-огромная фотка", поморгал в конце и не понял - а какова была идея статьи? Что доносил ее автор? Перечитал заголовок, понял идею, но перестал тогда понимать смысл текста. Вы серьезно предлагаете комментаторам писать, отвалившись от любовника, писать под тонной кокса, писать на сидении машины? Все эти вырванные из контекста жизни писателей факты не самоценны, если мы сами не Гоголь или Сартр с их привилегиями и образом мышления. Да, привилегиями, у Пруста наверное было кому принести ему продуктов и отстирать говно, размазанное по постели после недель под хмурым. Что полезного можно обобщить из этих фактов, кроме того, что для работы нужно личное пространство, и что у писателей свои причуды? То, что текст надо вылеживать и править, понятно каждому, кто в своей жизни писал тексты хотя бы в 15 000 знаков.


  1. mclander
    18.02.2025 15:39

    Вот что напрягает в статье - это заголовок, призывающий к действию. Плюс введение, намекающее, что сейчас будет туториал.


  1. RigidStyle
    18.02.2025 15:39

    Как человек, что написал более 6 миллионов символов, могу сказать, что все сводиться к одному единственному вопросу: зачем и что бы что?
    Если ответ на этот вопрос есть, то будет и желание писать, и о чем писать. Если ответа нет - то все остальное - просто графоманство через насилие над собой.