
Картинки со смешными надписями или без них, иллюстрирующими нелепые жизненные ситуации или же просто мемы, нередко становятся зарегистрированными брендами. Сегодня поговорим о них.
Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы все уронили
Мем, где наглые коты будят спящую хозяйку, появился в 2019 году. Однако в основе его сначала была совсем другая картинка — два кота сидели возле девушки, которая укуталась в одеяло и старательно пыталась их не замечать. К иллюстрации подобрали соответствующие «высказывания» кошаков: «Наташ, ты спишь? Уже пять часов утра, Наташ. Вставай, мы там все уронили. Мы уронили вообще все, Наташ, честно. Хватит притворяться, мы видим, как ты напрягла брови. Кто рано встает, тот кушоц дает. Наташ, ну!»

Сегодняшний вариант мема появился 16 декабря 2019 года. Впервые был опубликован в группе «Котизм» и тут же распространился в сети.
Многие интересуются: а почему потенциальным собеседником котов является некая Наташа? Все просто: дело в том, что создатели комиксов «Котизма» и раньше использовали человеческие имена (например, Василий или Аркадий). Однако именно «Наташа» получила наибольшие и наилучшие отклики блогосферы. В результате — это имя стали использовать не только для «человеческих персонажей»: известен мем, когда четвероногий кошак, сшибая накладные усы и глаза снеговика-кота, обращается к нему, называя его «Наташа».

Кто правообладатель бренда? Судя по данным Онлайн Патента, собственником товарного знака является Бородулина Дарья Сергеевна. Как объясняла она сама, решение зарегистрировать обозначение пришло к ней из-за того, что мем стали использовать в коммерческих целях разные фирмы. Причем официальное согласие пытался получить лишь производитель кошачьего корма. «Я всегда лояльно относилась к тому, что мемы моего авторства достаточно виральны и широко разлетаются по интернету. Я встречаю их на множестве развлекательных площадок, и считаю, что в этом нет ничего криминального, но впервые столкнулась с тем, что продукт моего творчества используется в коммерческих целях, при этом настолько широко», — объясняла Бородулина.
Началось все с того, что еще в начале 90-х певец Михаил Шуфутинский исполнил одноименную песню. Музыку к ней написал Игорь Крутой, а строчки — Игорь Николаев.
Композиция, как отмечали музыкальные критики, была рядовой до сентября 2011 года. Однако все изменилось, когда паблик MDK внезапно разместил фото чернокожего рэпера Рика Росса вместе со строчкой из песни. Как указывал Life, картинка намекала на определенное внешнее сходство американского музыканта и российского Шуфутинского.
После этого — мем «Третье сентября» стал знаменитым.
Сейчас песню обычно крутят в первые дни осени. А соцсети в это же время наполняются мемами по типу: «Горят костры рябин. Опять третье сентября»; «Я календарь переверну. А там — третье сентября»; «Третье сентября. День сурка»; «Сначала: вот и лето прошло [отсылка к строчке песни, положенной на стихи Арсения Тарковского]. А потом — «Третье сентября».
Кто правообладатель бренда? Фраза «Третье сентября» принадлежит Игорю Юрьевичу Николаеву. Кстати, зарегистрирована она была в марте 2024 года.
Как сообщает Мемопедия, первое изображение кота-волшебника появилось в 2013 году: полный и грустный — он сидел на руках хозяина, бородатого мужчины. Подпись к фотографии гласила: «Я — толстый, давайте веселиться!».

Только в 2016-м картинка обрела вторую жизнь в рунете, став популярной с совершенно иным, не связанным с первоначально недовольным выражением морды кота, подтекстом. Молодой человек под ником Man-In Gabba сократил фотографию, создав «вжуха».
Мем опубликовали в сообществе MIG, а оттуда он быстро разлетелся по пабликам в соцсетях. К концу декабря 2016 года — эта веселая картинка с разными надписями стала очень популярна в российском сегменте интернета. Ее практически сразу же стали использовать и крупные национальные компании в своих рекламных сообщениях.
Кто правообладатель бренда? В Роспатенте зарегистрированы несколько товарных знаков, обыгрывающих текст мема (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
Forbes пишет, что создатель мема — Дарья Барсук. Девушка в начале июля 2013 года зашла как-то на страницу знакомой в VK, набросала за несколько секунд странное создание с вскинутыми руками и подписью «НИЧОСИ». Подруги посмеялись и забыли о сделанном. Однако в 2014 году мем внезапно стал распространяться в соцсети вирусным путем.
В апреле 2015 года мем «НИЧОСИ» стал выскакивать в соцсети «ВКонтакте» при клике на кнопку «Мне нравится». В 2016 году объект сделали символом катка интернет-компании Mail.ru.

Кто правообладатель товарного знака? Текстовый бренд «Ничоси» сейчас зарегистрирован за Василием Владимировичем Шицем. При этом существует очень похожий товарный знак Ничёси, оформленный на Филиппову Ирину Анатольевну.
Что еще нужно упомянуть?
Мем Poker Face (обозначает невозмутимость) в России был успешно оформлен за компанией «КО и КО». Он действовал до 2022 года.
Еще один мем — LOL Guy (восходит к высказыванию «Громко смеяться») — зарегистрирован в многочисленных вариациях для компаний, работающих в разных сферах.
Не всегда прикольные картинки и фразы становились оформленными в Роспатенте брендами.
Попытка зарегистрировать оборот «Как тебе такое, Илон Маск?» — провалилась. В ведомстве заявили, что эта фраза давно популярна в сети, поэтому потеряла уникальность. К такому же выводу пришел и суд.

В 2015 году столичная косметическая фирма пыталась закрепить за собой выражение «Это Спарта!» (мем, созданный на основе кадра из фильма «300 спартанцев»). Роспатент согласовал регистрацию, но компания попросту не оплатила пошлину. Поэтому и потеряла право зарегистрировать товарный знак за собой.

Аналогичная ситуация была и у ООО «Бургер Рус». Фирма хотела получить право на фразу «Нельзя просто так взять» (отсылка к выступлению Боромира из первого фильма трилогии «Властелин Колец» 2001 года: «В Мордор нельзя просто так войти»).

А что происходит с мемами в зарубежных странах?
У них — они тоже регистрируются как товарные знаки.
Недовольная мордочка кошки Соус Тардар (в народе — Grumpy Cat) стала брендом. Владелица четвероногого Табата Бундесен буквально озолотилась: она ушла с работы и стала торговать правами на бренд.
Один из таких коммерческих договоров был заключен в 2013 году с компанией Grenade.
Последняя, получив согласие Бундесен, начала выпускать кофе «Грампучино». Все было законно и замечательно, но внезапно фирма вышла за пределы оформленного контракта: в ассортимент компании вкрался обжаренный кофе «Grumpy Cat», а также футболки с изображением того самого «Грампучино». Правообладатель посчитала это нарушением. Суд согласился с ней и взыскал с контрагента 710 тысяч долларов.
Кстати, общий доход Бундесен за 2012-2014 годы оценивался в 100 млн долларов. Grumpy Cat в 2018-м году вошел в список самых богатых животных мира (его состояние тогда оценивалось в 99,5 млн долларов).
В 2019 году грустная кошка скончалась, однако коммерческая деятельность ее хозяев, видимо, не прекратилась, ведь товарные знаки можно продлевать каждые 10 лет. Grumpy Cat мертв, но его интеллектуальная собственность жива.