Франко Гриньяни — ярчайший представитель оп-арт-графики послевоенной Италии. Сначала он изучал архитектуру, затем — перешел в графический дизайн, заинтересовавшись миром оптических иллюзий. Международную известность ему принесла должность арт-директора миланского журнала Bellezza d’Italia, где под его чутким руководством создавался футуристический дизайн обложек.

В 60-х Гриньяни придумал и представил один из самых известных своих логотипов — «Pure Virgin Wool» (журнал Creative Review Magazine в 2011 году признал его лучшим — во все времена).  

Какой концепции придерживался дизайнер?

Акцент Гриньяни — на визуальные эксперименты: «Экспериментируйте, насколько это возможно. Чтобы утвердить свою утилитарную роль в обслуживании визуальной коммуникации, графическое искусство должно опираться на большое количество опыта, чтобы достичь идеальной свободы от рутины повседневной деятельности».

Используемые Гриньяни оптические иллюзии отличались серьезной математической проектировкой. При этом художник-инноватор пытался выйти за эти рамки: логически выстроенные проекты, отмечал он, не так влияют на зрителей, а настоящий рекламный плакат должен иметь автономность выражения (то есть захватывать взгляд смотрящего, вводить его в смущение восприятия). 

Также, считал Гриньяни, люди по своей психологии склонны заниматься разгадкой тайн (то есть искать неизвестное или глубинное). Соответственно, коммуникация со зрителем уже не может опираться на одно только видение. У человека есть визуальный опыт и стандартные изображения не вызывают интереса. «Вот почему задача графического дизайнера не должна ограничиваться воспроизведением печатных текстов на доске, а поиском различных способов личного опыта, “жизненного гумуса”, из которого могут возникнуть элементы, которые сделают его сообщение долговечным».

Надо признать, что такая позиция у Гриньяни была постоянной и он ее не пересматривал. В 1967 году говорил, что рекламное творчество имеет сиюминутный эффект. Однако единственным живым остается символ. Цель настоящего дизайнера — разработать символ (товарный знак), который будет наделен «непреходящей чистотой, приятной выразительностью, оптической наглядностью, физической объективацией». Бренд, заключал Гриньяни, это всегда акт персонификации, но также он — первый акт любого коммерческого предприятия. 

Примеры рекламных обложек, сделанных Гриньяни.

Как Гриньяни достигал поставленных целей?

Его дизайн и логотипы — это всегда много цвета, геометрические формы, игра со словами (возможно даже небольшое или сильное искажение их).

Наиболее яркий пример того, как Гриньяни работал, можно проследить в рекламной кампании Alfieri & Lacroix. Здесь художник отказался от стандартной дизайн-системы, получив возможность создания поэтического и несколько экспрессивного дизайна. Инноватор внимательно рассматривал и круглые формы. Они — стимулятор, концентрирующий внимание и поглощающий его. При этом конструируемые Гриньяни линии вызывают эффект-ощущение вращения и объема рекламной продукции.

Как воспринимали его дизайн клиенты?

Компания Woolmark, которой принадлежит сейчас товарный знак, обозначавший когда-то «Pure Virgin Wool», была в восторге от логотипа: он, по словам представителей фирмы, «помог переосмыслить мировое восприятие шерсти как натурального, современного и гламурного волокна».

Сколько дизайнов создал Гриньяни?

Их больше 15 000. Как он признавался в середине 80-х, такое изобилие проектов заняло большую часть жизни, однако это соответствовало его цели — посвятить свою работу двум направлениям: зарабатыванию на жизнь и «созданию своей собственной жизни».

При этом Гриньяни был неплохим прогнозистом. Для развития рекламного рынка, отмечал он, требуются дизайнеры, имеющие высокий профессиональный уровень: «Реклама — это огромная машина, продуманная и построенная так, чтобы производить коммуникации в целях деловых интересов. Но если [такое направление] — действительно ее единственная функция, мы все равно должны когда-нибудь составить список ее побочных продуктов в виде тщеславной лести, ошибочных утверждений и схем, продвигаемых олигархией специалистов…». 

В это же время, говорил он, есть и иной вариант рекламы: точный, полезный, информативный, выявляющий проблемы и пытающийся их решить. Этот вид рекламы — оптимистичная вещь, полезная и живущая в честности общения, действующая в рациональном формате и опирающаяся на интеллект. Потребитель, резюмировал Гриньяни, не просто автомат, он может сохранять и защищать свою личность, осознавать свою силу.

О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам: 

Комментарии (7)


  1. xSVPx
    12.06.2025 09:07

    Чьёрт, оказывается я никогда даже "лучший" логотип и не видел :))


  1. anonymous
    12.06.2025 09:07


  1. Einherjar
    12.06.2025 09:07

    Вроде и не в лесу жил, но впервые вижу этот логотип и впервые слышу о такой компании. Логотип хороший, спору нет, но чем он прямо так вот лучше сотен других хороших логотипов тоже не очень понятно.

    А вот, к примеру, логотип кока-колы, который за 135 лет особо то и не поменялся, узнают наверное даже бушмены в африке.


    1. sokolovps
      12.06.2025 09:07

      "Макдоналдс - это красиво" - Энди Уорхолл. Но, кроме шуток, одно дело дизайн, другое дело тиражируемость и узнаваемость. Тем более это признание коллег по цеху (100-300 человек). Плюс опять-таки вспомним работы Беньямина. Судя по реакции читателей - он был прав. Народ взбесило, почему это не лого Apple или той же колы. Хотя бы узнали, что был такой дизайнер.


    1. RulenBagdasis
      12.06.2025 09:07

      Тоже впервые слышу, вижу и не понял, почему логотип самый лучший. Но у кокаколы лого сильно менялось в разные годы.

      А если про личные впечатления, то мне, внезапно, очень нравится лого старой винды:


      1. Anarchon
        12.06.2025 09:07

        сильно менялось

        Одна и та же надпись в одном и том же дизайне с 1900 года, 85 год не в счет, там другой напиток был.


        1. Neusser
          12.06.2025 09:07

          Просто удивительно, что на напитке Кока-Кола всегда написано Coca-Cola. Нет бы написать Pilsner!