12 февраля 2002 года министр обороны США Дональд Рамсфелд произнёс ставшую знаменитой фразу о том, что «есть известные известные, известные неизвестные и неизвестные неизвестные». Пресса тогда разделилась: одни называли это бессмысленным словоблудием, другие — неожиданной философией.
Однако за этим выступлением стоит куда более глубокая структура мышления, которая актуальна и сегодня — особенно в дизайне, исследованиях и работе с неопределённостью. Давайте разберёмся, в чём сила этой рамки и как её применять, если вы дизайнер, исследователь или продакт.
Простые рамки, сложные смыслы
Вот базовые четыре категории, предложенные Рамсфелдом (а ещё раньше — философами, стратегами и учёными):

Известные известные – вещи, которые мы знаем, что знаем.
Известные неизвестные – мы знаем, что чего-то не знаем.
Неизвестные неизвестные – мы даже не подозреваем, что чего-то не знаем.
Неизвестные известные – знания, которые у нас есть, но мы их игнорируем или подавляем (часто — бессознательно).
Откуда это?
Можно утверждать, что Сократ использовал это косвенно, когда сказал (согласно Платону)
« Я знаю, что ничего не знаю ».
Но первое использование метода происходит намного позже, в XIII веке, исламским философом Ибн Ямином. Вот как он классифицировал людей в соответствии с их знаниями:
Тот, кто знает и осознаёт своё знание — его конь мудрости взмывает к небесам.
Тот, кто знает, но не осознаёт этого — погружён в сон, и его нужно пробудить.
Тот, кто не знает, но осознаёт своё неведение — его хромой мул всё же приведёт его к истине.
Тот, кто не знает и не понимает, что не знает — навеки блуждает в пучине заблуждений.
Он говорит нам, что процесс приобретения знаний так же важен, как и то, что мы уже знаем.
Знание о знании — это не только философия, но и практический инструмент. В дизайне и исследовании, где уровень неопределённости высок, способность различать типы знания становится ключевой компетенцией.
Применение в дизайне и исследовании
Когда вы разрабатываете новый продукт или улучшаете существующий, вы почти всегда сталкиваетесь со всеми четырьмя типами знаний.
1. Известные известные: базовые факты
Это то, на что можно опереться. Например, вы точно знаете, что пользователи нажимают на кнопку «Скачать» чаще на десктопе, чем в мобильной версии. Используйте эти данные как основу — но не зацикливайтесь на них, ведь они редко открывают что-то новое.
? Применимо: в UX-аудитах, аналитике, при построении CJM на основе доступных данных.
2. Известные неизвестные: гипотезы
Вы знаете, что не понимаете, почему пользователи уходят с определённого шага онбординга. Это «зона гипотез». Именно здесь начинаются пользовательские исследования, интервью, usability-тесты.
? Применимо: при формулировке исследовательских вопросов, проверке гипотез, A/B-тестировании.
3. Неизвестные неизвестные: сюрпризы
Здесь скрываются настоящие инсайты. Вы не знаете, что не знаете, пока не наткнётесь на это. Именно поэтому так важны качественные исследования, наблюдение за контекстом, дневниковые исследования и «полевые» методы.
? Применимо: при выходе в новую аудиторию, исследовании неожиданного поведения, создании инноваций.
4. Неизвестные известные: наши когнитивные искажения
Мы можем обладать знаниями, но бессознательно игнорировать их. Например, дизайнер может упорно использовать «модные» UI-паттерны, не замечая, что пользователи запутываются. Или команда может знать, что фича не решает ключевую задачу, но продолжать её пушить ради roadmap.
? Применимо: в ретроспективах, фасилитации, культуре фидбэка.
В одной из команд мы долго не могли понять, почему пользователи не завершают регистрацию. Мы искали ответ в интерфейсе, а в интервью выяснилось, что письмо с подтверждением попадало в спам. Это был классический случай неизвестного неизвестного — пока не начали наблюдать и задавать вопросы, не могли даже сформулировать гипотезу.
Мини-шаблон для старта
Тип знания |
Пример из проекта |
Что делать |
---|---|---|
Известные известные |
Мы знаем, что 60% пользователей уходят со 2-го шага формы |
Подтвердить данными / уточнить |
Известные неизвестные |
Неясно, почему пользователи не нажимают на CTA |
Исследовать, запустить интервью |
Неизвестные известные |
Дизайнеры знают, что фича сложная, но молчат |
Провести ретро или фасилитацию |
Неизвестные неизвестные |
??? |
Exploratory research, наблюдение |
Где ещё это применяется?
В 1950-х годах два психолога, Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам, разработали «Окно Джохари» , метод, который помогает людям оценивать то, что они думают о себе, в отличие от того, что о них думают другие. Например, слепое пятно - это то, что мы не знаем и не думаем о себе, но другие видят в нас. В качестве примечания, в методе используются карты, подобные тем, которые используются в инструментах оценки юзабилити, таких как карты реакции Microsoft.

Открытая зона
Известно вам и известно другим (команде, пользователям, бизнесу)
Это зона общего понимания. Здесь — то, о чём говорят открыто, что подтверждено данными и опытом.
Слепая зона
Неизвестно вам, но известно другим
Это зона слепых пятен. Сюда попадает то, чего вы не осознаёте, но это видят другие: пользователи, коллеги, рынок.
Спрятанная зона
Известно вам, но неизвестно другим
Здесь — не озвученные сомнения, скрытые знания или страх делиться. Продуктовая культура сильно влияет на размер этой зоны.
Неизвестная зона
Неизвестно вам и неизвестно другим
Это поле неопределённости и discovery. Сюда попадают неожиданные инсайты, будущие возможности, скрытые сегменты.

NASA и управление рисками
NASA применяет эти рамки при управлении рисками космических миссий. Их задача — максимально уменьшить долю неизвестных неизвестных. В дизайне это тоже важно: когда вы выпускаете продукт без достаточного тестирования, вы фактически идёте «вслепую».
Дональд Рамсфелд вновь появляется в этой короткой истории «Известных и неизвестных». Считается, что именно старший инженер из НАСА рассказал Рамсфелду о рамках, прежде чем он использовал его на знаменитой пресс-конференции в 2002 году. Рамсфелд, безусловно, сделал рамки более популярны, чем НАСА, хорошо это или плохо.
Lean Analytics
Кролл и Йосковиц в книге Lean Analytics используют эти категории для работы с метриками:
Факты → сравнивайте
Гипотезы → проверяйте
Интуиция → подвергайте сомнению
Неожиданности → исследуйте
Актуальные примеры из 2025 года
ИИ и пользовательский опыт
С распространением AI-интерфейсов растёт количество неизвестных известных — пользователи не осознают, почему система работает определённым образом (и боятся уточнять). Это требует от дизайнеров этической проработки, объясняемости и прозрачности.
Коллаборация в распределённых командах
В гибридных командах легко «потерять» неизвестные известные — опыт одних участников может быть невидим другим. Хорошие практики фасилитации и документации помогают вскрыть эти слепые зоны.
Исследования без гипотез
Всё чаще команды проводят «exploratory research», не зная, что ищут. Такие исследования направлены как раз на неизвестные неизвестные — через наблюдение, открытые вопросы, shadowing.
Как использовать эти рамки на практике
Фрейминг в начале проекта — разложите текущие знания и слепые зоны по четырём типам. «Окно Джохари» в помощь.
Открытые интервью и глубинные исследования — ради того, чтобы выявить неизвестные.
Совместная визуализация — канвасы, CJM, Miro-доски помогают вскрыть скрытое знание у команды.
Регулярные ретро — выявляют подавленные инсайты, страхи, игнорируемые сигналы.
Фасилитация сложных обсуждений — помогает трансформировать неизвестные известные в явные и обсуждаемые.
В завершение
Рамки «Известные и неизвестные» — не модный приём и не философская абстракция. Это способ структурировать мышление, уменьшить когнитивные искажения и усилить исследовательскую культуру. В мире, где неопределённость становится нормой, умение работать с неизвестным — один из ключевых навыков не только дизайнера, но и любого члена команды.
Не превращайте рамки в теорию — используйте её в каждом проекте. Заводите доску в Miro, приглашайте команду и задайте простой вопрос: «Что мы знаем? Что мы не знаем? Что мы игнорируем?» Этот диалог часто даёт больше, чем неделя "рисования" экранов.
Используйте её как внутренний компас, когда чувствуете, что идёте в тумане. Потому что именно там чаще всего и скрываются настоящие инсайты.
Комментарии (2)
Burntfaceman
25.05.2025 07:26Крепкая статья. Нашел для себя аналогию из сферы обучения про 4 стадии развития компетенций. Отдельная благодарность за иллюстрации мыслей и примеры из жизни и истории.
saipr
К классификации философа Ибн Ямина я бы добавил ещё и такую категорию людей (себя я отношу именно к ней):
Тот, кто узнал или понял, что чего-то не знает, тут же прилагает усилия к устранению этого пробела.