Всем привет! Меня зовут Катя Громова. Я работаю руководителем продуктового дизайна в Ozon Travel. Сложно коротко рассказать о своём опыте — за что только не отвечала в Travel. Мои основные обязанности — формирование единого визуала продукта и развитие продуктовой команды. Одним словом, делаю всё, чтобы пользователь возвращался к нам. В этой статье я хотела бы ответить на следующие вопросы. Возможно ли вырасти от стажёра до руководителя в одной компании? Как сделать так, чтобы бизнес считался с дизайном? Что должен делать руководитель дизайн-команды? Или это всё простые истины, и вы уже заряжены на успех и готовы закрыть эту статью? Нет? Значит, пристегните ремни — и поехали!

С чего всё началось

«Главное правило моей жизни — упорная работа. Просто работай и ни о чём другом не беспокойся. Произойдёт то, что должно произойти» (Джими Феллон, американский телеведущий)

Если вы любитель сказочных историй про успех, где девушка или парень приезжает из посёлка или маленького городка с целью покорить незнакомый город, то сразу расстрою вас: это история не обо мне. Родилась и выросла в Москве. Ещё в школьные годы занималась спортом, что стало началом закалки моего характера. У меня не всегда были качества лидера, они постепенно росли во мне. Никогда не подумала в детские годы, что захочу полноценно руководить командой. Замечу, что даже небольшие зачатки таких качеств можно развить, если приложить максимальные усилия. Далее рассмотрим качества, которые демонстрируют в вас лидерское начало на примере моей жизни. Возможно, это поможет вам ответить на вопрос, готовы ли вы стать руководителем.

Чувство справедливости
Не знаю, как объяснить, но мне всегда было интересно наблюдать за положительными героями мультсериалов, фильмов. Когда-то давно я даже писала личные сценарии для таких героев. В обычной жизни мне всегда было важно, чтобы оценку однокласснику ставили честную, а если провинился кто-то, кто не заслуживает выговора, всегда старалась доказать это. Руководитель должен на интуитивном уровне понимать, когда человек присвоил себе лавры чужого труда или же захотел самоутвердиться за счёт небольшого проекта. В то время как настоящий герой, который вёл от начала до конца проект, просто очень скромный и стеснялся лишний раз подчеркнуть свой вклад. Такие ситуации нужно замечать и решать.

Желание помочь
Никогда не могла пройти мимо любого человека, если ему нужна была помощь: подсказать дорогу потерявшемуся, помочь пожилому подняться по крутой лестнице или же просто поддержать свою подругу в трудную минуту. В школьные годы я занималась баскетболом, на одной из игр мою напарницу по команде сильно травмировали, травма была настолько сильной, что ей было тяжело ходить. На протяжении некоторого времени я приходила к ней и поддерживала морально. В своей работе руководитель тоже должен уметь протянуть руку помощи своему сотруднику. Не зазнаваться, потому что он более опытный и больше знает, и не насмехаться над какими-то ошибками, а предложить свою помощь и подсказать, как сделать лучше. Но и, конечно, всегда замечать, когда новому человеку из команды сложно адаптироваться в новом месте, уметь стимулировать его и хвалить за маленькие победы.

Упорство
Сколько себя помню, всегда была упорной. Начиная с того, что все мои одноклассники после школы могли пойти гулять, играть в компьютер, а мне нужно было идти на баскетбол. Я понимала, что если не буду тренироваться, то не смогу попасть на соревнования, а не попаду туда, потому что у меня не будет хватать опыта и сноровки. Сами тренировки проходили достаточно не близко от дома, мои напарницы по команде жили в 5–10 минутах ходьбы, мне же надо было ехать на автобусе в любую погоду. Помню, как в метель дома стояла у окна и думала: «Боже, как же хорошо и тепло дома, может, мне остаться и никуда не идти?» Но я всегда знала, что нужно просто приложить чуть усилий, и такие мысли уйдут. На примере руководителя можно также провести аналогию: без огромного труда, отказа от «быстрых» радостей никогда не добьёшься успеха. Нужно уметь сказать себе слово «надо», подняться утром в 6:00, сделать большое количество дел и никогда не показывать своим сотрудникам, что ты устал или тебе тяжело. Но и, конечно, регулярный труд, отказ от лени, умение фокусироваться на результате.

Смелость
Сложно сказать, был ли во мне всегда этот пункт. В детстве я была стеснительным ребёнком, никогда не рвалась быть первой. Боялась подходить и первой знакомиться с новыми детьми. Но мне было очень интересно наблюдать за ребятами, у которых это качество было ярко выражено. Позже поняла, что это тоже интересный психологический приём — перенять качество другого человека и взрастить его в себе. Этот пункт действительно показывает, что качество можно воспитать в себе, если вам это действительно нужно. В моей жизни навсегда останется любимый мультфильм «Балто», про волка, который был не таким, как все. В нём повествуется о том, как наполовину лайка, наполовину волк совершает геройский поступок и спасает детей от эпидемии дифтерии, доставив сыворотку из другого города. Он не только берёт на себя звание лидера, но и оправдывает его. В работе руководителя необходимо это качество, я бы назвала его первоочередным. Потому что такой человек должен вести за собой людей, завлекать в новые «авантюры», давать второе дыхание команде. Да и просто показывать, что всё невозможное возможно.
Если вы ощущаете в себе такие качества или похожие на те, что я описала выше, у вас есть желание менять мир и вести за собой людей, то обязательно пробуйте. Будет непросто, не всё получается быстро, дорога к лидерству может показаться тернистой. Но то, что вы получите потом, — бесценно. А именно, чувство, что вы на своём месте и всё идет так, как и должно быть.

Как научить мыслить дизайном продукт и бизнес? Несколько правил

Хочется сразу предостеречь молодых сотрудников, которые только приходят в продукт: у вас не получится быстро сделать всё, что вы хотите. Да, всё верно. Невозможно в первые несколько месяцев внедрить свою идею и доказать, что ваше изменение в продукте даст больше денег бизнесу. Но у вас всегда есть шансы проявить себя и «продать» идею. Вначале вам нужно обозначить проблему, для которой нужно это изменение. И идти итерационно со своей идеей, дабы не получить отказ сразу. Таким образом, вы завоюете авторитет, и будет проще продать свою идею. Перейдем к плану. С чего же начать?

Брейнсторминг (мозговой штурм)
В идеале сделать общую встречу и пригласить продактов, дизайнеров, несколько человек из бизнеса, разработки и аналитики. Не стоит делать встречу на несколько десятков человек, так как большинство сможет почувствовать стеснение и не выразят своё мнение. К такой встрече надо подготовиться: выбрать фасилитатора или стать им (человек, который будет следить за временными рамками и сглаживать конфликтные ситуации), и, конечно, подготовить тайминг встречи.

Обычно брейнсторминг проходит в трёх актах:
Постановка проблемы. Чётко формулируют задачу, отбирают участников мозгового штурма, определяют ведущего и распределяют роли участников в зависимости от задачи и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. На этом этапе генерируют варианты решения задачи. Для максимальной эффективности в процессе генерации важно соблюдать несколько правил: главное — количество идей, полный запрет на критику и любую оценку идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает ритм работы и творческий настрой.
Отбор, систематизация и оценка идей. На этом этапе хаотичные идеи классифицируют, анализируют и оценивают. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Важно помнить главную цель данной встречи — объединить усилия и найти выходы из проблем, которые невозможно решить в одиночку.

После подведения итогов встречи, необходимо дать обратную связь всем участникам по тому, какие проблемы удалось выявить. Но не просто написать тезисы, а подкрепить их цифрами. Например, проблема: отток с главной страницы увеличился на 5% — пользователи не хотят находиться на странице, которая похожа на рекламные вывески. Решение: видоизменить подход к рекламным обращениям, добавить полезный контент на странице. Проще говоря, прийти не просто с теми же проблемами, которые коллективно обговорили, а уже с небольшими решениями. Сверхмастерское решение, если вы придёте с какими-то драфтовыми и смелыми набросками, которые ещё и визуально будут в корне отличаться от того, что есть сейчас.

Продуктовые отчётные встречи
Умейте презентовать свои решения. Как начнётся проект, таким он и будет в финале. Важно, заинтересовать бизнес в своей идее. Подготовьте красивую и динамичную презентацию. Разложите сначала ещё раз, зачем мы это делаем. Иногда бизнес может забыть, что вы показывали на прошлой встрече и в чем проблема текущего решения. Не будет лишним напомнить кратко зачем мы это делаем и что нам это даст.

Далее покажите конкурентов, которые уже решали похожую проблему или обошли её, затем презентуйте частями свою идею (большой объём зрители встречи могут воспринять плохо, и появятся лишние вопросы), в идеале покажите, как это будет работать на устройстве, так коллеги лучше прочувствуют изменения, и, конечно, напомните, как это есть сейчас.

Не сдавайтесь и не задвигайте идею в стол
Мы с вами работаем в IT-сфере, где надо быстро приспосабливаться к изменениям. Бывает такое, что приходят более значимые задачи, на которых надо нацелить фокус и «заморозить» ваш проект, которым вы так горите. Пройдёт какое-то время, и вы сможете доработать текущие идеи (сделать их лучше, провести исследования, что новые идеи лучше, чем текущее решение, подытожив все это цифрами) и в этот раз довести свою идею до разработки и вывода проекта на сайт и в мобильное приложение на всех пользователей.

Ещё немного про насмотренность
Бизнес — это люди. Они тоже любят красивые решения. Ни разу за свой опыт работы не встречала коллег из бизнеса, которые боролись бы за страшное решение, упустив более смелый и красочный проект. Во время своей работы важно не только развивать свою насмотренность, но и вовлекать в этот процесс коллег. Это может быть бизнес, аналитика, разработка, тестирование. Проводите дизайн-сессии, рассказывайте про изменения на рынке и «подкладывайте себе перинку» на будущее. Коллеги будут видеть, как меняется рынок, какие решения сейчас есть, и понимать, что и ваш общий продукт должен не отставать от текущего рынка, а лучше быть первым и смотреть на шаг вперёд. Такие на первый взгляд простые шаги могут стать опорой в становлении дизайна внутри продукта и бизнеса в целом. Вы всегда можете придумать что-то новое, самое главное — помните, что вы двигатель всего, не сидите на месте, творите историю.

Твоя команда не только дизайнеры. Авторитет, а какой он на вкус (черты характера руководителя)

Если мы берём в пример классическое рекламное агентство, то во главе всех дизайнеров стоит арт-директор. Это такой человек, который управляет качеством дизайн-решений своей команды и отвечает за креативную подачу. Он живёт только своей командой,  выполняя свои прямолинейные задачи и как правило, не вникает в работу остальных отделов. Естественно, что сложно судить о его лидерских качествах коллегам, которые с ним не сотрудничают.

Продукт — это более сложный организм. Здесь важно быть всегда осведомлённым о том, что происходит и кто куда движется. Чуть позже расскажу о главных качествах руководителя. Cейчас же ещё раз отмечу, что скромному и замкнутому человеку может быть тяжелее заслужить авторитет большой команды, чем открытому и общительному. Дизайн-лид в продукте — это человек-оркестр (по крайне мере, у нас в Ozon Travel). Моя позиция подразумевает уметь всё или научится делать это. Поскольку наш продукт быстрорастущий, то часто не бывает времени раздумывать, твоя это работа или нет. Ты являешься важной единицей всего процесса, поэтому если есть задача, то ты обязан её сделать. Давайте перейдём к советам, я постаралась сгруппировать каждый совет и привести примеры.


Коммуникабельность
Важно, что как руководитель ты обязан помочь каждому менее опытному сотруднику, даже если он совершенно из другого отдела. Почему это важно? Объясню. Если сотрудник дорос до позиции руководителя, то он объективно много что познал в компании (или на прошлом своём месте), у него есть некий опыт, который может быть полезен другому. Поэтому очень важно всегда протянуть руку помощи, если ты заметил, что коллеге нужна помощь. Помощь может быть разной: поддержать в сложную минуту недопонимания, рассказать, как и что работает, предложить варианты решения. Это и есть как раз тот пазл в большой картине авторитета. И не стоит забывать, что всегда можно проявить инициативу и самому поставить встречу со своим вышестоящем руководителем, чтобы быть в курсе будущих планов.

Стратегическое мышление
Нужно уметь проявлять инициативу и смотреть чуть дальше. Продумывать, как можно улучшить ту или иную воронку в продукте, задумываться о будущем редизайне, строить планы на новые и необычные фичи. Всегда стоит иметь в запасе какие-то драфтовые наработки, чтобы в момент большой загрузки команды ты, как руководитель, мог принести материал и направить ребят в нужное русло. А самое главное — стараться сделать такое решение, которое будет максимально решать задачу бизнеса.

Амбициозность
Из названия главы вы могли заметить, что речь будет не только о дизайнерах команды. Да, именно. Настоящий руководитель, лидер, должен уметь у всей команды зажечь желание делать что-то по-настоящему выдающееся. Согласитесь, что в таком ритме всем будет работать интереснее. Продакт-менеджер будет заряжен продумывать более смелые решения, а разработчики будут максимально довольны сложными, но интересными задачами. Я всегда старалась и сейчас прошу свою команду, чтобы они максимально эмоционально рассказывали о своей задаче коллегам, в момент презентации нужно, чтобы каждый прочувствовал идею и загорелся ею. Ещё во времена, когда я была младшим дизайнером, проявила инициативу и стала проводить продуктовые демо. Это отчётные встречи, где в презентации продукт рассказывает всей компании о ключевых задачах, которые были сделаны за спринт. Обычно такие встречи проводили назначенные люди или руководители. Здесь же проявила себя как лидер и приняла собственноручное решение.

Тайм-менеджмент
Мой день на рабочей неделе начинается ровно в 6:00, вне зависимости от того, сколько меня ждет сегодня дел. Я люблю начинать раньше день, чтобы максимально продуктивно спланировать все свои дела. В офис я приезжаю около 8 утра (иногда раньше), сначала доделываю задачи, которые у меня оставались со вчерашнего дня, каждый вечер я обязательно расписываю, что мне нужно сделать завтра. Предпочтение отдаю задачам, на которых надо сконцентрироваться и которые требуют тишины, поэтому в ранних приездах в офис есть свои плюсы: никто не отвлекает и не назначает встречи.
К 10:30 я стараюсь проводить встречи со своими сотрудниками и принимать встречи от других коллег. До 12:00 самое эффективное время застать свободный слот в календаре и решить важные вопросы.
После 14:00 чередую внутреннюю работу с командой (проверка макетов, презентации проектов бизнесу, отчётные встречи, встречи one-to-one с сотрудниками).

Около 18:00 отправляюсь в спортзал, чтобы выдохнуть, стряхнуть груз накопившихся эмоций и дать немного времени отдохнуть мозгу.

К 20:30 возвращаюсь домой и могу ещё немного посидеть с ноутбуком и доделать какие-то свои дела: после небольшой передышки и спорта могут возникнуть какие-то отличные идеи, которые хочется сразу же реализовать. Это я называю чувством вдохновения. Оно прекрасно, так как, когда оно окутывает, как теплое одеяло, забываешь про время и живешь мгновением и желанием сделать задуманное. Ну и, конечно, я записываю на завтра свои планы — то, что мне нужно будет сделать на день.

Спать обычно ложусь где-то к 23:30. Четко спланированная работа помогает мне находиться в балансе с самой собой и не жить в постоянном аврале и копить дела. Я всегда иду по списку и стараюсь за день закрывать поставленные цели. Это помогает понимать, что день был прожит не зря, и визуально отчерчивать успехи.

Умение делегировать.
Это очень сложное качество для молодого руководителя, который только познаёт, как правильно руководить. В первые дни кажется, что дел стало невыносимое количество, что теперь ты не просто что-то делаешь руками, а ещё обязан отвечать за процесс, и встреч в календаре море. И, как правило, такой руководитель продолжает что-то проектировать сам. Потому что он ещё не понимает, как можно отдать то, что он несколько дней назад сам прекрасно делал, разрываясь между работой и важными встречами, где он как раз должен максимально быть вовлечён. Но здесь сразу стоит провести черту. Ты теперь обязан научиться делегировать. Невозможно делать работу так же хорошо, как и раньше, и параллельно ходить на отчётные встречи. В скором времени в таком темпе ты перегоришь или сляжешь с эмоциональной усталостью.

Как руководитель, ты принесешь больше эффективности, если будешь мыслить более масштабно и делать более сложную работу. Свои прошлое заслуги по проектам оставь своим сотрудникам, которые тоже специалисты высокого уровня, не зря же они работают в твоей команде. Не нужно всё тянуть на себе. Помню, что, когда только начинала руководить, в моей команде был один человек. Естественно, я не могла бросить его в бой в одиночку, мне приходилось выполнять задачи с ним наравне и параллельно выполнять свои прямолинейные обязанности руководителя. Было очень сложно, потому что концентрироваться на больших проектах и делать отчеты, встречи, презентации одновременно — это съедает много сил. Но сейчас в моей команде 5 человек, я всегда стараюсь давать задачи для каждого свои, чтобы эффективно спланировать время их выполнения. Стоит помнить, что сотрудник индивидуален, отлично, если в команде есть универсальные солдаты, но лучше понимать возможности каждого.

Эмпатия и эмоциональный интеллект
Считаю, что это одно из самых важных качеств. Как когда-то сказал один мой руководитель, вопросы нужны на то, чтобы находить ответы. Я всегда прошу своих новых ребят из команды задавать вопросы и обращаться ко мне в любое время. Всегда готова с ними пообщаться и подсказать, как сделать лучше или куда двигаться. Не люблю, когда люди что-то держат в себе, это изводит их и не даёт руководителю помочь и решить проблему. Регулярно проводите личные встречи с каждым сотрудником из своей команды. Общайтесь на отвлечённые темы, подсказывайте, куда двигатся дальше в задаче, помогайте найти выходы из сложных ситуаций. Все мы люди, и каждому нужны слова поддержки. Не критикуйте без предложений. А комментируя, понимайте, что люди разные, и у всех свои психотипы. Нельзя одинаково комментировать выполненную задачу. Старайтесь находить подход и правильные слова. Хвалите даже за небольшие победы, ребятам всегда приятно слышать, что вы цените их вклад. Когда у нас был сложный проект и ребята из разработки сделали невероятное за несколько месяцев, я придумала и задизайнила им приятные сувениры, которые отображали все ключевые моменты по работе над проектом. Никогда не пройду мимо коллеги, даже не из моего отдела, если увижу, что тот страдает и ему необходима поддержка. Поверьте, даже пятиминутный разговор может сделать много полезного и поднять человека на ноги. Поэтому не забывайте про этот на первый взгляд не самый важный пункт, на который многие закрывают глаза.

Тяга к саморазвитию
Всем нам есть чему учится, я никогда не поверю, что в мире существуют люди, которые знают всё. Что этим хочу сказать? А то, что важно пробовать себя в разных сферах и стремиться разбираться в околопредметных отраслях. Приведу пример. Продуктовый дизайнер должен понимать, чем фронтенд отличается от бэкенд разработчика, как выглядит код, как вытащить или вставить графическое изображение на сайт. Такие знания помогут общаться на одном языке с коллегами и понимать, обманывают они или говорят правду про трудность проекта (шутка, ребята, не обижайтесь!). Но и, конечно, всегда нужно углублять свои знания. Никто не отменял регулярно вкладывать и развивать свои софт- и хард-скилы. Для руководителя это особенно важно, поскольку на него равняется его команда. Следите за изменениями на рынке, изучайте похожие программы, в которых работают ваши подчинённые, делитесь своей экспертизой на конференциях и прорабатывайте свой личный бренд.
Я выделила только несколько качеств, которые помогают быть хорошим руководителем и регулярно доказывать свои лидерские скилы. Существуют ещё десятки примеров, на которые можно опираться, но каждый должен выделять для себя самые важные, поскольку это только твой путь, и тебе решать, как и с чем двигаться к победе.

Золотые правила, как достичь цели

На всём вашем пути вас будут ждать взлёты и падения, без этого никак. Важно уметь вычленить главное из последнего и использовать это как бесценный опыт. Вот несколько правил, которые помогут не упасть духом и двигаться к своей цели.

Будь уверен в себе
Часто мы прокручиваем в своей голове сценарии того, что будет, если... Представьте, вас ждёт большое выступление по защите своего проекта. Вы провели много работы, вложили душу, но дьявольское чувство неуверенности проникло в вашу голову, вы ощущаете кисловатый привкус сомнения и волнения. Сразу перед глазами картина, что вы рассказываете о проекте, начинаете запинаться, презентация не переключает слайды, макеты слетели, аудитория с первых секунд настроена негативно. Отбросьте эти мысли! Ничего такого может и не быть, а если и будет — ну и ладно. Главное — вы сделали отличный проект, который вам самим нравится, вы знаете все тонкости; рассказывайте от души и заразите всех своим энтузиазмом.
Страх — это всего лишь выработка мозга. Не говорю, что не стоит готовится, — нет, всегда проверьте заранее, чтобы презентация не содержала в себе ошибок и всё переключалось верно. Но волнение должно быть здоровым и придавать драйв ситуации. Помните, уверенность обретается только регулярными тренировками. На своём примере расскажу вам, как я раньше волновалась выступать. После ухода моего руководителя на стажировке мне предстояло рассказывать про все проекты, которые я (а точнее, в идеале отдел продукта) выполняла.
Это были слайды с макетами и кратким рассказом. Не поверите, но я расписывала в заметках каждое предложение, чтобы не забывать главное. И каждый раз волновалась, что что-то пойдёт не так. А чуть позже сама вызвалась вести большие продуктовые демо на всех сотрудников Travel. Это была моя личная инициатива, ко всему прочему не просто вела, но и рассказывала про половину проектов. Думала ли я, когда, волнуясь, рассказывала стажёром о текущих проектах на слайдах, что буду с энтузиазмом проводить такого рода мероприятия. Интересно вышло, не правда ли?

Мои чувства, когда осталась одна в команде будучи стажёром ;)
Мои чувства, когда осталась одна в команде будучи стажёром ;)

Вы сами создаёте себе образ Вы, наверное, слышали словосочетание, что окружающий мир — это зеркало, которое отражает наши эмоции и чувства. Следовательно, если вы ощущаете, что все вас не ценят и не любят, то задайте себе вопрос: как вы относитесь к себе сами? Окружающие вас знакомые, коллеги, друзья — все принимают вашу энергию, которую вы излучаете. Каждый день вы сами решаете, какой энергетикой делиться с окружающими, самостоятельно проектируете свою жизнь. Любите и уважайте свои силы, всё это и будет транслироваться всем окружающим вас людям.

Действуйте всегда и везде
Часто мы мечтаем о лучшей жизни, о большом и интересном проекте и классном портфолио. Но по факту эти мысли остаются лишь фантазиями. Чем же отличаются фантазии от цели? Цель — это всегда активность. Она отличается от мечты как раз таки появлением волевых усилий, наличием действий. Хочешь собрать сайт-портфолио? Садись и каждый вечер понемногу прорабатывай задачу. Естественно, за один раз ничего не получится, но такими мелкими шагами можно достичь результата. Также каждый мог столкнуться с тем, что на работе даются скучные задачи. Следует действовать таким же принципам — предложить более интересное решение проблемы. Не просто сделать быстро и легко, а продумать более интересную механику, которая получит лучший эффект.

Заключение, или пара слов на будущее вам и мне

Резюмируя, скажу, что не считаю себя идеальной и всё всегда делающей правильно. Уверена, что у меня есть большое поле для развития и есть чему учиться. Я писала эту статью лишь для того, чтобы разбудить ваши мечты, а следом вы сами начнёте ставить себе цели и планы для реализации.

Знаю, что люди не любят думать о будущем и что-то там планировать. Но во всём многообразии стоит разделять цели и мечты. Чем это отличается?

Цель реалистична, она полностью зависит от вас. Её можно достичь, улучшив свои знания (пойти на курсы, проработать свои недочёты). Мечта — что-то более мимолётное, воздушное, например «чтобы все жили долго и счастливо», то есть это не совсем зависит от человека. Советую вам представлять свои цели или проекты. Создавайте отдельные файлы в Miro, Figma или просто папку на рабочем столе и складывайте туда картинки, заметки, которые относятся к вашей цели. Но и не забывайте работать над собой. Почему я за такого рода визуализацию:
— Это поможет вам конкретно привести мысли в порядок и увидеть ключевую цель.
— Продумайте конкретно, оставьте абстракцию для креативных проектов, здесь же нужна чёткость в изложении желания.
— Среднестатистический человек лучше воспринимает жизнь через картинки. Прикладывайте изображения, которые вас вдохновляют на достижения.

Ещё советую вести ежедневник или делать заметки на ноутбуке/телефоне. Это помогает планировать свою жизнь и превращать мечты в планы. Записывайте вечером свои планы на завтрашний день — это поможет не упустить главное и структурировать задачи по сложности. Я могу объяснить свою любовь к планированию просто: не люблю неожиданности. Предпочитаю всегда вставать рано, чтобы не опоздать в офис и приехать в свой запланированный час, даже если придётся поскупиться на сон. Всегда предварительно заказываю столик в ресторане, чтобы не надеяться, что в субботу будет возможность прийти и найти место. Заранее начну собирать рабочий отчёт, чтобы не сидеть допоздна перед днём сдачи. Утром посмотрю доску задач, чтобы понимать, как спланировать загрузку своей команды. Во всех этих предложениях есть ключевое правило — всегда отвечать за свою жизнь и свой выбор.

Всегда знать, чего ты хочешь. За свою карьеру я перепробовала много. Следила за тем, как креативная команда выполняет работу, общалась с клиентами, создавала отчёты, считала сметы, писала пиар-отчёты, общалась с пациентами, а также создавала макеты, работала в состоянии многозадачности и вела за собой коллектив. Жалею ли я, что так долго искала своё место? Ничуть. Я обрела бесконечно ценный опыт и понимание того, что всему всегда возможно научиться; главное — чтобы было желание. Когда смотрю на молодых ребят, которые приходят к нам и хотят работать, но постоянно делают перерывы на «чай, кофе, покурить», то задаюсь справедливым вопросом: как вы добьётесь результатов, если постоянно будете себя жалеть и отдыхать? Отдых нужен и важен, но он должен следовать за усердным трудом.

Когда пришла стажёром в Ozon Travel, я понимала, что хочу создавать удобные интерфейсы для большого количества людей. Тогда ещё не обладала большой экспертизой, мне многое пришлось узнавать самой в процессе работы, как говорится, на бою. Боялась, бралась и выходила победителем из сложных ситуаций, где-то оступалась, но всегда находила решение. И, самое главное, никогда не жалела себя и не жаловалась.

Позже, став уже младшим специалистом и средним, я регулярно бросала себе самые смелые вызовы. Брала на себя сложные проекты, выражала инициативу по проведению встреч, а также готова была помочь другим отделам. Всегда старалась избавится от мысли, а что, если у меня не получится. Нет, я говорила себе, что всё будет хорошо и я справлюсь.

Далее, когда я подросла до старшего специалиста, то ещё более масштабно стала мыслить в рамках своей работы, больше предлагать решений и ещё больше принимать участие в жизни нашего сообщества Ozon. Это очень важно, если ты планируешь построить достойную карьеру, не только выполнять свои поставленные задачи, но и делать чуть больше (хотя всегда старалась следовать такому правилу). Но и, конечно же, я всегда знала, что хочу быть поставленным лидером.

И наконец, спустя большое количество различных побед и судьбоносных проектов, стала руководителем отдела продуктового дизайна в Ozon Travel. Это было самым ответственным периодом в моей жизни. Ведь здесь я отвечала не только за себя и свои решения, полностью была в ответе за команду, поскольку настоящий лидер несёт полную ответственность за всю работу, атмосферу, настроение и результат своих подчинённых. Здесь важно не только спрашивать и давать задачи, но и следить, чтобы каждый член команды полностью раскрывал свой потенциал, знал, что может прийти за советом и найти помощь в лице своего руководителя. Не каждому дано быть руководителем, на моей памяти я встречала таких очень мало. Построенный образ, который создавался по кирпичику может быстро разрушиться, если присутствует некачественный фундамент «лидера». Крайне важно достойно нести это звание.

Что же я хочу сказать себе? Наверное, что важно всегда держать поставленный темп и не сбавлять скорость. Да, возможно, пословица про зачётку достаточно правильная, но не всегда валидная. Всегда стоит делать больше, чем ты можешь это сделать. Стараюсь руководствоваться правилом «делай то, что любишь, и люби то, что делаешь». В нашей креативной работе (да, всё же мы можем отнести себя в это русло) по-другому невозможно, всегда должно быть только искренне и по любви. Хочу ещё больше делиться своей экспертизой и на своём примере показывать, что добиваться целей можно и нужно. Главное, чтобы эта цель была действительно важна. Свои слова я хочу закончить очень важной и интересной цитатой, которую когда-то произнесла Опра Уинфри: «Окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше. Просто жизнь уже полна теми, кто хочет тянуть тебя вниз».

Польза для ума

Конечно же, не могла оставить вас без ценной литературы, которая помогла мне стать тем, кем я сейчас являюсь:
— Лари Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно.
— Ольга Соломатина. 12 демонов на пути к свободе, счастью и творчеству.
— Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей.
— Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Новые правила деловой переписки.
— Чарлз Дахигг. Восемь правил эффективности: умнее, быстрее, лучше. Секреты продуктивности в жизни и бизнесе.
— Уилл Гомперц. Думай как художник, или Как сделать жизнь более креативной, не отрезая себе ухо.
— Майкл Микалко. Рисовый штурм.
— Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple.
— Айзексон Уолтер. Стив Джобс.

Комментарии (0)