Может, вы это и подзабыли со школы, но в середине XVIII века Бенджамин Франклин первым выяснил природу молнии и провёл тот самый опыт с воздушным змеем. Казалось бы, всё стало ясно — молнии опасны, от них нужно защищаться. Достаточно просто ставить громоотводы.

Но, как это часто бывает с очевидными решениями, никто особенно не торопился их внедрять. За сто лет после опыта Франклина молнии продолжали бить куда попало — в церковные шпили, в высокие здания, в корабельные мачты. Случались пожары, разрушения, гибли люди. Учёные предупреждали, но власти предпочитали делать вид, что проблемы не существует.

Особенно тяжело приходилось британскому флоту — самому мощному и многочисленному в середине XIX века. Попадания молний в корабельные мачты были делом обыденным. Исправить ситуацию взялся врач и популяризатор науки Уильям Сноу Харрис — человек, который большую часть своей жизни пытался доказать военно-морскому министерству необходимость громоотводов. За настойчивость он получил прозвище Mr. Thunder-and-Lightning — «мистер Гром-и-Молния». 


Насколько все было плохо

Немного о том самом опыте Бенджамина Франклина и предложенной конструкции громоотвода — а то вдруг кто-то забыл. 

Сам Бенджамин Франклин был не только государственным деятелем и дипломатом, но и блестящим учёным-естествоиспытателем. Именно он сформулировал закон сохранения заряда в замкнутой системе, сконструировал многопластинчатый конденсатор, а заодно стал первым, кто попытался объяснить природу молнии. Его достижения настолько значимы, что портрет Франклина до сих пор красуется на стодолларовой купюре США — почёт, которого удостаиваются немногие не-президенты (да, президентом США он действительно не был).

К началу 1750-х Франклин выдвигает гипотезу: молния — это разряд электричества. Чтобы её подтвердить, он предлагает довольно рискованный, но гениально простой эксперимент: во время грозы запустить в небо воздушного змея, соединённого с лейденской банкой на земле с помощью мокрой пеньковой верёвки — отличного проводника. В качестве страховки змей также удерживался шёлковой лентой, служившей изолятором.

15 июня 1752 года эксперимент удался. Управлял змеем не сам Франклин, а его сын — он находился под навесом сарая и следил за полётом. Франклин, стоя рядом с лейденской банкой, наблюдал, как в ней накапливается заряд и возникает электрическая дуга. Вопреки мифам, саму молнию они не ловили — иначе в историю вошёл бы уже некролог.

Так, по мнению художников, выглядел опыт Франклина. Хотя в реальности все было иначе.
Так, по мнению художников, выглядел опыт Франклина. Хотя в реальности все было иначе.

Описав свой эксперимент в The Pennsylvania Gazette 19 октября 1752 года, Франклин не только поделился результатами, но и предложил практическое решение проблемы — установить lightning rod, то есть громоотвод (или, если быть точным по-русски, молниеотвод).

Суть устройства была проста: заострённый металлический штырь, установленный как можно выше и соединённый с заземлением. Так молния, по замыслу Франклина, попадала бы в безопасный проводник, а не в само здание.

«Не может ли использование этого устройства в виде иглы быть полезным человечеству для сохранения домов, церквей, кораблей и т. д. от удара молнии? Направляя нас к его установке на самых высоких частях строений по всей стране и тем самым защищая людей от этого внезапного и ужасного бедствия!» — писал Франклин.

Так выглядели кукольные домики, использовавшиеся в экспериментах
Так выглядели кукольные домики, использовавшиеся в экспериментах

Первые подобия громоотводов начали появляться над ключевыми зданиями — например, над Академией Филадельфии и зданием Ассамблеи штата Пенсильвания, где спустя годы будет принята Декларация независимости.

Но массовой установки так и не произошло. Власти не видели угрозы, а значит, и смысла в защите от неё. Учёные, вдохновлённые идеей Франклина, пытались пробить стену скепсиса. Один из них — Эбенезер Киннерсли — в 1758 году демонстрировал в Британии кукольные домики, начинённые порохом. Если «дом» был оснащён незаземлённым металлическим стержнем, при подаче разряда от лейденской банки происходил взрыв. Если проводник был заземлён, всё заканчивалось без огня и разрушений.

Однако демонстрации не убеждали ни публику, ни власть. Франклин делился с коллегой-единомышленником Эбенезером Киннерсли (тем самым, кто устраивал эксперименты с пороховыми кукольными домиками) горьким наблюдением:

«У нас громоотвод очень мало ценится. Настолько мало, что, хотя прошло уже семь или восемь лет с момента моего эксперимента, я не слышал ни об одном доме, который с тех пор пытался защититься с его помощью».

Упорное игнорирование науки стоило людям жизней. Только во Франции, в период с 1753 по 1786 годы, от удара молнии погибли 103 церковных звонаря — по традиции они звонили в колокола во время грозы, надеясь таким образом «рассеять дьявольскую силу».

Учёные в Европе убедили дизайнеров хоть как-то защищать людей. Вот как выглядела концепция в Париже: шляпки и зонтики с волочащимися по земле проводниками
Учёные в Европе убедили дизайнеров хоть как-то защищать людей. Вот как выглядела концепция в Париже: шляпки и зонтики с волочащимися по земле проводниками

На море ситуация была не лучше. Британский флот начал экспериментировать с системами молниезащиты, но далеко не всегда успешно. Один из подходов заключался в следующем: при ухудшении погоды матросы поднимались на мачту и опускали с неё длинную металлическую цепь в море, надеясь, что она отведёт разряд.

Но в реальности всё работало из рук вон плохо.

Во-первых, молнии били внезапно, и про цепь часто просто забывали. Во-вторых, сама цепь была тяжёлой и мешала работе с такелажем, поэтому её нередко снимали уже после прохождения «комиссии по безопасности» на берегу. В-третьих, капитаны опасались, что цепь скорее притянет молнию, чем защитит от неё.

Итог — неутешительная статистика: с 1795 по 1800 год от ударов молнии пострадали 40 линейных кораблей, 20 фрегатов и 10 шлюпов. То есть примерно каждая восьмая единица флота.

Большинство предпочитало не замечать масштабы проблемы. Но один человек решил посвятить жизнь борьбе с ней — врач и популяризатор науки Уильям Сноу Харрис.

Что предложил Харрис

Харрис родился в Плимуте 1 апреля 1791 года и с детства интересовался кораблями, проводя большую часть времени в порту. Харрис поступил в Эдинбургский университет, в котором изучал медицину, и в 1812 году получил квалификацию врача. После этого вернулся в родной город, где открыл практику. 

Когда к нему несколько раз обратились моряки, вернувшиеся из рейса с ожогами, он заинтересовался причинами. И когда понял, что всему виной молнии, погрузился в науку и начал читать трактаты об электричестве. Настольной книгой Харриса стала «История и современное состояние электричества: оригинальные эксперименты» Джозефа Пристли. Именно в ней он прочитал про опыт Франклина и понял важность громоотведения. 

Изучив текущее положение дел на флоте, Харрис понял — ожоги моряков происходят потому, что никто не задумывается о проблеме: от начальства до самих экипажей судов. А существующая система с цепью, во-первых, просто не используется, а во-вторых, малоэффективна и даже опасна. И с 1818 года он фанатично пытался решить проблему на протяжении нескольких десятков лет.

Для сверления черви используют пару маленьких и очень острых раковин. Вот за что эти существа получили прозвище «термиты моря»
Для сверления черви используют пару маленьких и очень острых раковин. Вот за что эти существа получили прозвище «термиты моря»

В 1820 году он проводит несколько экспериментов и разрабатывает оригинальную конструкцию громоотводов для кораблей. У судов того времени была медная обшивка, которая была призвана защитить деревянный корпус от столкновений и морских организмов. Прежде всего, от «червей Тередо», моллюсков, буквально сверлящих погруженное в воду дерево.

С 1778 года днища кораблей обшивали медью — особенно в тропиках, где червей было много.
С 1778 года днища кораблей обшивали медью — особенно в тропиках, где червей было много.

Харрис предложил соединить установленный на грот-мачте шпиль громоотвода через систему пластин с медной обшивкой — стационарно. Это позволило бы отказаться от практики развертывания цепей в плохую погоду. Дополнительно Харрис предложил «заземлить» (простите за каламбур) и другие металлические части, чтобы исключить попадание молнии сбоку. Проводники крепились бы к рангоутам и спускались вдоль кормовой мачты, проходя прямо через корпус. 

Важное преимущество системы: даже когда моряки производили манипуляции с такелажем (например, убирали треугольный парус — кливер), проводники никак не мешали работе. А ток все равно проходил бы по кратчайшему пути к медной обшивке. 

В 1821 году он принес свои наработки руководству порта в Плимуте. Но после проведенной презентации услышал в ответ лишь смех и был вынужден в отчаянии удалиться. Но если вы думаете, что молодой врач, и по совместительству инженер, собирался сдаться, то вы сильно заблуждаетесь. Не зря же в последствии он получил прозвище «Мистер гром и молния».  

Как Харрис сражался с системой

Харрис оставляет медицинскую практику и полностью посвящает себя электричеству. Чтобы впечатлить военно-морское руководство, он решает создать «интерактивную» (!!!) презентацию. Для этого он выпускает 16-страничную брошюру под названием «Три экспериментальных иллюстрации»

«Интерактивность» заключалась в том, что все три иллюстрации были выполнены при помощи… тончайшего листового золота. Для демонстрации нужно было приложить заряд: плюс к верхней части, минус — к нижней (для этого на странице были заботливо проставлены подписи P и N). Ток шёл по золотым дорожкам, выбирая самый короткий путь и не затрагивая остальные элементы.

Расстояние между пластинами подбиралось таким образом, чтобы ток буквально «перепрыгивал» с одной на другую — это и создавало эффект молнии. В результате на бумаге оставалась чёрная дорожка, а остальные элементы, например, мачты с моряками, оставались целыми и невредимыми.

Первый эксперимент: черная полоса показывает путь молнии, не задевающий другие золотые элементы, несмотря на извилистую конфигурацию дорожки
Первый эксперимент: черная полоса показывает путь молнии, не задевающий другие золотые элементы, несмотря на извилистую конфигурацию дорожки
Второй эксперимент: дорожки имитируют многоуровневые мачты на корабле. Заряд будет уходить вниз, даже если положение такелажа будет меняться:
Второй эксперимент: дорожки имитируют многоуровневые мачты на корабле. Заряд будет уходить вниз, даже если положение такелажа будет меняться:

Самую эффектную иллюстрацию Харрис приберёг напоследок. Она могла бы называться: «Что бывает, если громоотвод Харриса не установить». На картинке — моряк, случайно касающийся двух точек цепи в момент удара молнии. В этом случае ток не уходит в море, а проходит прямо через человека. «Бедный моряк будет, вероятно, уничтожен», — сухо констатировал автор.

Даже Стив Джобс позавидовал бы такой потрясающей идее презентации. И это — в начале XIX века
Даже Стив Джобс позавидовал бы такой потрясающей идее презентации. И это — в начале XIX века

Каждый эксперимент снабжался подробным описанием Харриса со всей возможной страстью и сгущением красок. Например: «Грот-мачта от головы до пят будет разнесена на тысячи мельчайших кусочков» и все таком духе.  

Дальше в дело вступил маркетинг. Харрис создал несколько десятков экземпляров своей брошюры полностью за свой счёт и разослал на верфи, в министерские кабинеты и даже раздал некоторым капитанам. Он надеялся, что те оценят важность громоотведения и повлияют на начальство. Но все было тщетно — Харрис не получил ни одного ответного письма, а капитаны судов хранили брошюры в самом тёмном углу своих кают. 

В 1823 году он выпускает целую книгу с громоздким названием «Наблюдения за воздействием молнии на плавающие тела; с описанием нового метода приложения фиксированных и непрерывных проводников электричества к мачтам кораблей, в письме, адресованном вице-адмиралу сэру Томасу Байаму Мартину».

Это не шутка. Харрис написал целую книгу в 112 страниц с иллюстрациями из его брошюры, в виде письма вице-адмиралу! Возможно, это самое длинное письмо в истории. С его текстом можно ознакомиться по ссылке
Это не шутка. Харрис написал целую книгу в 112 страниц с иллюстрациями из его брошюры, в виде письма вице-адмиралу! Возможно, это самое длинное письмо в истории. С его текстом можно ознакомиться по ссылке

Как еще можно повлиять на бюрократов? Заручиться поддержкой лучших умов поколения. Харрис лично встретился с Майклом Фарадеем, Чарльзом Уитстоном и Хэмфри Дэви, показал им свою конструкцию и убедил их тоже высказаться в его поддержку. Те подключили Королевское общество, написавшее письмо главным «шишкам» британского Адмиралтейства с требованием «немедленно внедрить системы громоотведения Харриса на всех британских кораблях». Ответа не было.

Только спустя четыре года к Харрису и всему научному сообществу прислушались. Но не из-за голоса разума, а из-за несчастного случая. 

Через три дня после начала трансатлантического путешествия американского пакетбота «Нью-Йорк» в него ударила молния. Вот как последствия этого события позже описывали в газете:

«Электрическая жидкость» потекла по грот-мачте, разорвав три железных обруча и разбив стеньгу. Далее она проникла в кладовую и разрушила переборки и арматуру, прежде чем проследовать по свинцовой трубе в женскую каюту и разбить большое зеркало. В другом месте электричество перевернуло пианино, раскололо обеденный стол на куски и намагнитило хронометр корабля, а также большую часть мужских часов.

Примечательно, что как раз в этот момент команда корабля не подняла железную цепь, полагаясь на то, что удара молнии не будет. Но после произошедшего моряки все-таки спустили громоотвод с мачты. И это было мудрым решением. 

Спустя несколько часов, молния снова ударила в корабль. В отчете American Journal of Science and Arts писали, что «цепь была буквально разорвана на куски и развеяна по ветру». Но она выполнила главную задачу: спасла судно, при этом никто из пассажиров не погиб.

Изображение пакетбота первого класса «Нью-Йорк»
Изображение пакетбота первого класса «Нью-Йорк»

Общественный резонанс от события был настолько мощным, что Адмиралтейство больше не могло закрывать глаза на проблему. И постановило, начиная с 1830 года, установить громоотвод Харриса на 11 кораблях, размером от 10-пушечного брига до 120-пушечного линейного корабля.

Казалось, это победа. Но всё было не так просто. 

Как громоотводы всё-таки появились на всех кораблях британского флота

Одним из бригов с громоотводом Харриса был 10-пушечный HMS Beagle. На момент испытаний судно готовилось ко второму путешествию к берегам Южной Америки под руководством капитана Роберта Фицроя. Примечательно, что на борту находился Чарльз Дарвин, который позже написал и опубликовал книгу «Путешествие на „Бигле“», прославившую корабль. 

В ней молодой натуралист не только рассказывал о самом плавании, но и делал заметки по геологии, биологии и антропологии. И многие из полученных в ходе путешествия данных позже легли в основу его величайшего труда «О происхождении видов».  

Путешествие HMS Beagle наглядно показало эффективность систем громоотведения Харриса
Путешествие HMS Beagle наглядно показало эффективность систем громоотведения Харриса

Экспедиция продлилась пять лет, с 1831 по 1836 год. И за это время корабль часто попадал в грозу и дважды был поражен молнией. 

Например, в августе 1832 года, когда корабль стоял на якоре у Монтевидео, первый лейтенант Бартоломью Салливан описал удар, свидетелем которого он стал, находясь на палубе: 

«На мгновение показалось, что грот-мачта охвачена огнём, я был уверен, что молния прошла по проводнику на этой мачте. Но для корабля не было ни малейшего вредного последствия».

Салливану было с чем сравнивать. До этого он служил на борту «Тетиса», совершившего кругосветное путешествие в 1824-1826 годах. В один из дней его фок-мачта была уничтожена молнией. При том, что цепь-громоотвод была развернута. 

По возвращении капитан Роберт Фицрой в своем докладе Адмиралтейству одобрил систему Харриса и сказал:

«Если бы мне было позволено выбирать между старой конструкцией громоотведения и смонтированной системой Харриса, я бы остановился на последней.

Можно ли ещё её улучшить, должен рассмотреть и определить её гениальный изобретатель. Мистер Харрис уже посвятил столько лет драгоценного времени и внимания очень важному вопросу защиты судов от удара электричества. И преуспел в этом так хорошо на благо других, с большими неудобствами и расходами для себя, что можно искренне надеяться: правительство от имени этой великой морской страны, по крайней мере, возместит ему затраченное время и частные средства, израсходованные на общественную службу столь полезного и необходимого характера».

Ни один из 11 кораблей, оснащенных системой громоотведения, не был поврежден молнией. Но знаете, что? Опытные испытания были признаны неудовлетворительными, и проводники Харриса были демонтированы. 

Почему же Адмиралтейство так сопротивлялось тому, что потенциально могло спасти сотни жизней? Да ещё и после столь успешных испытаний? По мнению историков Теодора Бернстайна и Терри Рейнольдса, изложенному в книге «Защита Королевского флота от молний: Уильям Сноу Харрис и его борьба с Британским Адмиралтейством за фиксированные молниеотводы», основных причин было три.

Причина 1: невежество. Как и многие бюрократы по сей день, руководство Адмиралтейства не было глубоко погружено в научный прогресс. И больше полагалось на свою внутреннюю логику примерно такого рода: 

«Молния бьёт в металлические штыри, которые хотят поставить на грот-мачту. Но не будет штырей, не будет и ударов молний. А если молния пройдёт через весь корабль, вдруг она воспламенит запасы пороха? Тогда погибнет не пара человек, а весь экипаж». 

Причина 2: деньги. Система Харриса была значительно дороже, чем простой металлический трос или цепь. По одной из оценок 1831 года, стоимость системы Харриса варьировалась от 102 фунтов стерлингов для 10-пушечного брига до 365 фунтов стерлингов для 120-пушечного брига. Стоимость же цепи нужной длины составляла менее 5 фунтов. 

Да, может быть, система Харриса и эффективна. Но вряд ли она оправдывает 20-кратное увеличение затрат на модернизацию сотен кораблей всего флота. 

Причина 3: политика. Так совпало, что в 1836 году, после успеха экспедиции HMS Beagle партия вигов получила контроль над парламентом. А большая часть сторонников Харриса относилась к тори, и за несколько месяцев почти все они были уволены со своих постов. Поэтому, несмотря на хвалебные отчеты, все работы были свернуты. 

Джон Барроу прославился ещё и тем, что противился внедрению электрического телеграфа и считал его совершенно ненужным для флота. 
Джон Барроу прославился ещё и тем, что противился внедрению электрического телеграфа и считал его совершенно ненужным для флота. 

И самым главным противником Уильяма Харриса являлся Джон Барроу — второй секретарь Королевского Военно-морского Адмиралтейства, отвечающий за бюджет всего флота. Он полагал, что герой нашей статьи — обычный шарлатан, который хочет продать дорогую и бесполезную технологию. 

В 1841 году тори вернули себе власть: сторонники Харриса получили прежние посты и влияние, а Барроу ушел на пенсию. Тогда изобретатель, почувствовав нужный момент, предпринял последнюю и решительную атаку на бюрократию. 

Харрис подготовил список из 235 судов, повреждённых молнией. Начиная со случая с Abercromby (26 октября 1811 года, стеньга разлетелась в щепки) и заканчивая Zebra (27 марта 1838 года, несколько мачт сгорели, а обломками было убито трое моряков). Суммарно в ходе этих инцидентов погибло 103 человека, и ещё 250 получили серьезные травмы. 

«Вишенкой на торте» стал случай в декабре 1838 года, когда 92-пушечный Rodney был поражён молнией и выведен из строя на полтора года. Именно это событие стало буквально бельмом на глазу Адмиралтейства.

Rodney был красой британского флота. После ремонта он не раз использовался в экспедиционных и военных целях
Rodney был красой британского флота. После ремонта он не раз использовался в экспедиционных и военных целях

Уильям Харрис выступил как перед специально организованной военно-морской комиссией, так и перед Палатой общин. И в итоге в июле 1842 года Адмиралтейство постановило установить продвинутые системы громоотведения на всех судах Королевского флота. К 1850 году это поручение было исполнено. 

Уильям Харрис на склоне лет
Уильям Харрис на склоне лет

В последующие годы вклад Уильяма Сноу Харриса был оценен по достоинству. Например, в 1847 году он был посвящен в рыцари, а год спустя получил грант в размере 5000 фунтов за свой вклад. 

А изобретатель, закончивший свою неравную борьбу с Адмиралтейством, сосредоточился на науке: В 1856 году опубликовал «Руководство по электричеству, гальванизму и магнетизму». А в 1867 году выпустил «Трактат о фрикционном электричестве», опубликованный в том же году, но уже после смерти Харриса в возрасте 75 лет. 

На самом деле в истории есть ещё десятки примеров, как учёные и инженеры сражались с бюрократической машиной — и к сожалению, далеко не всегда успешно. Но то, насколько один человек в течение 30 лет остервенело, с подлинной страстью отстаивал свои идеи, спасшие в итоге сотни (а может, и тысячи) жизней, не может не вызывать уважения.

И как же всё это похоже на современные истории, когда наука говорит «срочно», а система отвечает: «Да-да, конечно. К 2040 году…»


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

Комментарии (38)


  1. CBET_TbMbI
    31.05.2025 13:10

    У меня ощущение, что и сейчас лучше бы у власти были учёные, а не политики.


    1. Moog_Prodigy
      31.05.2025 13:10

      Ученым вот делать нефиг во власть лезть, у них своих дел хватает. А вот что касается политиков, так это зачастую проходимцы и обманщики. Или просто что называется, человек не на своем месте. Были бы во власти всегда бы настоящие политики, профессиональные - ну то есть, оканчивающие некое высшее учебное заведение с закосом именно про политику и управление - было бы намного, намного лучше. А учили бы их политики, отошедшие от дел, с опытом. Но так нет ни школ для директоров, техникумов для депутатов и университетов для президентов , с строгими экзаменами - так и дальше будет. Пока что туда лезет всякое отребье.


      1. Sysliks
        31.05.2025 13:10

        конечная цель любого политика сейчас - получить как можно больше власти

        и неважно какими средствами, поэтому да, со стороны они все выглядят как отребье лишенное каких либо моральных норм, проходимцы и обманщики. с обучением или нет - цель определяет средства. если политик идет в политику только за властью - он обречен на такой путь, имхо

        только если в политике вдруг появятся люди с другими целями, что то изменится.


        1. Moog_Prodigy
          31.05.2025 13:10

          А откуда бы им появиться, если их цель - власть? Отрицательный отбор работает. Если в политике появляется "адекватный человек" - ну то бишь специалист, то его всеми силами оттуда пытаются выжать, убить, очернить и еще тыща методов. И борьбы с таким еще не придумали, кроме чисток и расстрелов - как оказалось это не помогает.

          Нужны работающие системы сдержек и противовесов, а не централизация власти. Возможно, только так. А может и не так. Вообще в мире до конца еще никто не нашел такую форму госустройства, чтобы устраивала всех. И меня не спрашивайте, я не знаю.


          1. Wesha
            31.05.2025 13:10

            Нужны работающие системы сдержек и противовесов,

            К сожалению, даже знаменитая американская сейчас трещит и скрипит, Трамп не даст соврать.


            1. chervital
              31.05.2025 13:10

              Трещит, скрипит, но выдерживает пока. Тарифы ввел - суд первой инстанции отменил - суд второй отменил отмену - ждем что будет дальше. Венесуэльцев решил депортировать - суд отменил решение, верховный суд отменил отмену, ждем что будет дальше.


              1. Wesha
                31.05.2025 13:10

                Вот и сижу, гадаю, когда рванёт (и в каком штате).


          1. DIMooo
            31.05.2025 13:10

            На планете Транай нашли систему сдержек и противовесов, только в политики при этой системе и силком не затащишь.


      1. dartraiden
        31.05.2025 13:10

        А вот что касается политиков, так это зачастую проходимцы и обманщики.

        Именно поэтому здравым представляется такой подход: изначально считать, что любой политик это обманщик, хорошим и правильным он лишь притворяется, а истинная цель его - вас сожрать. Эдакий Чужой. Смотреть надо не на то, что этот Чужой там обещает (помним, что мы условились считать любого проходимцем и обманщиком по умолчанию), а на то, есть ли другие такие же Чужие, с которыми ему придётся драться и которые, тем самым, будут друг друга сдерживать.


        1. Wesha
          31.05.2025 13:10

          Вопрос для медитации: «почему для того, чтобы получить право стать управлять автобусом, поездом, самолётом и т. п., когда от управляющего зависят жизни сотни‑другой человек, нужно проходить обучение и сдавать экзамены — а чтобы получить право управлять страной, когда от управляющего зависят жизни многих миллионов человек — не нужно?»


          1. Nansch
            31.05.2025 13:10

            Потому что законы "кому какие нужно получать права" пишет "власть". Самим себе писать ограничительные законы совсем уж тупо.


      1. me21
        31.05.2025 13:10

        Политика — это деятельность по захвату, удержанию и использованию власти. Отсюда следует всё наблюдаемое.


      1. Hlad
        31.05.2025 13:10

        Профессиональные политики - намного хуже. Потому что у них есть свои цели, и они точно знают, как к ним идти. Тех политиков, что есть сейчас, за многие годы система научилась так или иначе охватывать отрицательными обратными связями. Реально профессиональный политик эту систему пробьёт насквозь, и прямо пойдёт к своей цели. Но вы уверены, что его цель - благо народа?

        Вспоминается байка про суд над Сократом. Якобы основной причиной, по которой его реально приговорили к смерти, было то, что практически все греческие тираны того времени так или иначе были его учениками. Которых он, помимо всего прочего, учил управлять людьми.


      1. LeToan
        31.05.2025 13:10

        Расовую теорию третьего рейха не политики придумали, настоящие ученые проводили разделение истинных арийцев и козлищ по форме черепа, и не теоретически, а по убеждению отправляли недостойных на переработку.


        1. Wesha
          31.05.2025 13:10

          Какие ж то учёные? То местные Петрики были.


          1. LeToan
            31.05.2025 13:10

            Назовете фамилии этих Петриков? похоже вы знаете их, раз так уверены.

            Ну и сотрудники отряда 731 получали чины и звания после войны, руководили фармацевтическими компаниями, производили медицинское оборудование для США, тоже петрики?


    1. Adel-S
      31.05.2025 13:10

      "Добро пожаловать в технократическую партию!"


  1. Indemsys
    31.05.2025 13:10

    Не всё так просто. Молнии до сих пор уничтожают электронику, несмотря на то, что всё напичкано молниеотводами. Даже если основная часть разряда попадает в молниеотвод, отдельные каналы могут расходиться в стороны.

    Молниеотводы приняли не потому, что Харрис был таким настойчивым, а потому что случаи стали лучше документировать. То есть флот проводил эксперименты на себе и в итоге нашёл приемлемый вариант. После установки молниеотводов Харриса тяжёлые повреждения от молний всё ещё происходили примерно в 30% случаев.

    Словом, настоящие герои здесь — флотские инспекторы. Именно благодаря их работе и наблюдениям была выбрана система Харриса.


    1. grigr
      31.05.2025 13:10

      Как всегда. Все чиновники и бюрократы были награждены...


    1. Indemsys
      31.05.2025 13:10

      Копнул еще глубже.
      И оказывается на момент 1821 года, когда Харрис пошел со своей заявкой еще не был открыт закон Ома. И еще десятки лет спустя этот закон не применяли.
      Т.е. Харрис по сути в те времена действительно был шарлатаном и никак не мог доказать что медь лучше цепей в плане пропускания больших токов.
      Это просто удивительный факт, что инспектора просекли лучше Харриса и Ома что действительно работает. Поскольку все видели как одинаково горят и цепи и медь от молний. Учтем, что медь в те времена могла иметь в два раза худшую электропроводность. Промышленное производтсво меди для проводов и шин еще не началось.

      Какой толщины должна была быть медь, как ее клепать, как защитить от коррозии, как защитить от гальванической коррозии другие металлы соединенные с медью?
      Это что, всё Харрис знал?


      1. Cheddar1789
        31.05.2025 13:10

        Харрис был практиком, а не теоретиком. Работает ведь!


      1. Wesha
        31.05.2025 13:10

        Медь лучше цепей по той простой причине, что медный проводник — сплошной.


        1. randomsimplenumber
          31.05.2025 13:10

          Это вы сейчас такой умный. А тогда электричество было сплошной загадкой.


  1. ru_vlad
    31.05.2025 13:10

    Классика жанра.
    цитата:
    « В начале XIX в. в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен» . Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства»


    1. 0mogol0
      31.05.2025 13:10

      вообще забавно, что цитата кочует похоже из книжки "Приключения Электроника"...

      А если открыть хотя бы вики, то выясняется, что корабль был построен не в начале, а в конце XIX века (1869); требования к кораблю были сформулированы во многом под влиянием публики, а не лордов адмиралтейства (профессионалов); погибло 483 (по некоторым данным до 506) моряков...

      Так что факт существования такой доски исключать нельзя, но легче предположить, что и она тоже является фантазией Велтистова.


      1. ru_vlad
        31.05.2025 13:10

        Да, это из Электроника, но у академика Крылова (кораблестроителя) в работах это тоже где то видел. Доска точно есть, могу поискать и согласен про век, это был парусный пароход.


        1. randomsimplenumber
          31.05.2025 13:10

          Так проектировали корабль все лорды, или кто-то конкретно?


          1. ru_vlad
            31.05.2025 13:10

            Лорды не проектируют, они как "эффективные менеджеры", указывают, но не за что не отвечают.


            1. randomsimplenumber
              31.05.2025 13:10

              У любой ошибки есть фамилия имя и отчество. Иными словами, чья подпись тот и стрелочник. А на мемориальной доске что угодно нарисовать можно.


              1. ru_vlad
                31.05.2025 13:10

                Вспомните классику Райкина: "кто шил костюм?"
                Часто к трагедии привод не одна, а целая цепочка ошибок. Примеры, Титаник, Челенжер и Колумбия.


          1. 0mogol0
            31.05.2025 13:10

            Проектировал конструктор Кольз, но ему в процессе дискуссии в прессе удалось склонить на свою сторону публику, а вот среди персонала адмиралтейства сомневающихся было гораздо больше...


            1. randomsimplenumber
              31.05.2025 13:10

              Проектировал Кольз, игрался в популизм Кольз, а виновато адмиралтейство.


        1. 0mogol0
          31.05.2025 13:10

          Доска точно есть, могу поискать и согласен про век, это был парусный пароход.

          Если сумеете найти - то будет интересно, кто где поставил и что там точно говорится.


  1. maedv
    31.05.2025 13:10

    Отличная нужная статья. Как раз бьюсь с местными чинушами с научно-краеведческим вопросом. И, пожалуй, наберу подобных примеров и школьникам лекцию организую, чтобы знали, что ум хорошо, а настойчивость и уверенность в своей правоте важнее.
    Почитайте, например, через какую дурь пробивалась идея дезинфекции.


    1. randomsimplenumber
      31.05.2025 13:10

      ум хорошо, а настойчивость и уверенность в своей правоте важнее

      Умные настойчивые шарлатаны, пытающееся продать государству очередное змеиное масло, существуют.


  1. LeonidFirstov
    31.05.2025 13:10

    Казалось бы! надо было срочно начать изучать и удалять баги в системе принятия решений в обществе. Ущерба от этого дебилизма как минимум в десятки тысяч раз больше, чем от молний. А они победили очередное мелкое следствие (вместо причины) и рады.


  1. Panzerschrek
    31.05.2025 13:10

    Надо для понимания ситуации ещё знать, сколько в то время в окологосударственных кругах отиралось всяких шарлатанов со своими заведомо нерабочими идеями, вроде того-же змеиного масла.


    1. ru1z
      31.05.2025 13:10

      Так и сейчас какие-нибудь гомеопатические снадобья с поддержкой госолигархии есть, даже псевдонаучные кафедры открываются с кандидатами. Ребрендинг делают, называют "релиз-активным" препаратом, а по сути - змеиное масло.

      Хоть то время, хоть это - большие деньги и власть привлекают шарлатанов.