Привет, Хабр! Как думаете, что на этом фото? Нет, это не современная урбанистика или галлюцинации нейросетей. Это фотография... концертного органа изнутри. Предлагаем отвлечься от архитектуры ПО, инфраструктур, нейронок и погрузиться в архитектуру музыкальных инструментов. 

С помощью современных технологий Чарльз Брукс показывает внутреннюю часть музыкальных инструментов, в том числе редких и особо ценных. Разбираемся, как он раскрывает красоту роялей, скрипок, саксофонов и флейт, которые предстают перед нами то как древние храмы, то как космические станции.

Архитектура музыки: от виолончели к фотоискусству

Чарльз Брукс сделал карьеру первого виолончелиста. Он исколесил мир с известными оркестрами: выступал и в Китае, и в Чили. Но музыка не была единственным увлечением, с юных лет Чарльз занимался фотографией. Запечатлеть внутреннюю часть музыкальных инструментов было естественным желанием, которое однажды вылилось в авторский проект, названный «Архитектурой музыки».

Переломным моментом для Брукса стала пандемия, которая приостановила концерты. Тогда виолончелист жил в Новой Зеландии. Чтобы не терять время зря, музыканты ремонтировали свои инструменты, и мастерские наполнились довольно любопытными скрипками и контрабасами. Так у Брукса родилась эта идея — заняться съёмкой внутренней части инструментов. Почему? А вы посмотрите на фото ниже — разве это не красиво?

Контрабас 1860 г., отреставрированный
Контрабас 1860 г., отреставрированный

Фотограф видел подобные работы своих коллег, и многое ему нравилось. Однако был один существенный недостаток — чтобы сфотографировать инструмент изнутри, каждый раз приходилось удалять какую-то его часть. А Брукс хотел снимать, не нарушая его целостности. 

Снять невозможное: линзы-зонды и фокус-стекинг

Большинство музыкальных инструментов имеют совсем крошечные отверстия в корпусе. Например, ширина эфы скрипки всего 3-5 мм. Поэтому доступ к внутренней части для стандартных объективов закрыт. Зато медицинские камеры (скопы) открывают большие возможности.

Французская скрипка 1770 г. Изготовлена Николя Огюстеном Шаппюи
Французская скрипка 1770 г. Изготовлена Николя Огюстеном Шаппюи

Чарльз Брукс начал с линз-зондов Laowa, но даже их пришлось уменьшать, расплавив корпус строительным феном. Так удалось сфотографировать внутрянку пианино. Но глобальная цель была более высокая — скрипки Страдивари, имеющие 5-миллиметровые отверстия в нижней части корпуса. И это был настоящий вызов, который Чарльз принял.

Брукс купил 20-30 адаптеров для прикрепления к камерам медицинских приборов, например, эндоскопов и артроскопов. Попутно пришлось дорабатывать систему под конкретный случай, ведь камера у Брукса больше медицинской. Решением стала комбинация адаптеров и увеличительных устройств. Также из-за множества стёкол он столкнулся с проблемой снижения качества изображения. Фотограф выяснял у производителей  характеристики линз и адаптеров, тщательно подбирая каждый элемент своей системы. И остановился на Micro Four Thirds Panasonic Lumix G9 II с телескопической установкой. 

Внутри один из лучших в мире роялей выглядит как концертный зал. Ежегодно Fazioli выпускает 100 таких инструментов, и для каждого вручную изготавливается более 8000 деталей
Внутри один из лучших в мире роялей выглядит как концертный зал. Ежегодно Fazioli выпускает 100 таких инструментов, и для каждого вручную изготавливается более 8000 деталей

В режиме высокого разрешения он смог получать хорошие, крупные изображения. Но и на этом его мучительные поиски технических решений не закончились. Оставалось ещё много нюансов. Так, Брукс снимал практически без света (на эквиваленте F250). Применив множество мощных вспышек, фотограф столкнулся с перегревом, который негативно влияет на старые музыкальные инструменты — лак на корпусе не должен нагреваться более 28°C. Поэтому каждый снимок сопровождался измерением температуры.

В чём секрет удивительных снимков 

Метод проб и ошибок наконец-то привёл фотографа к использованию комбинации фокусного стекинга и панорамной сшивки. Это позволило уйти от макроснимка в классическом понимании и при этом сохранить чёткость изображения. Зонд внутри инструмента обеспечивает вращение, а в фокусе оказываются лишь 2 мм.

В итоге каждая готовая фотография — это бесшовная комбинация десятков, а то и сотен кадров. Как правило, речь идёт о 100 склеенных вместе снимков, а порой их количество превышало 1000. 

Чарльз Брукс продолжает пополнять свою коллекцию фотографий. Организовать съёмку таким методом непросто не только с технической точки зрения. Мало наладить рабочий процесс, необходимо ещё и обеспечить надёжное хранение накопленных данных. Хранить фотографии можно на личном сервере Nextcloud — это безопасный облачный сервис для хранения и работы с файлами, доступ к которому осуществляется через интернет с любого устройства. 

Альтовая флейта Geminhardt Elkhardt. Изображение получено путём объединения 960 снимков
Альтовая флейта Geminhardt Elkhardt. Изображение получено путём объединения 960 снимков

Заключение: музыка, которую видно

Чарльз Брукс дал голос внутреннему пространству инструментов — и они зазвучали по-новому. Отказавшись от типичной макросъёмки с её размытостью и компрессией фона, фотограф нашёл способ сделать изображения такими, будто они сняты на широкоугольную камеру. Благодаря Бруксу, небольшие скрытые от глаз элементы выглядят соразмерными улицам, дорогам и зданиям. А с помощью освещения фотограф создаёт эффект присутствия.

Работы Брукса — это мост между искусством, историей и наукой. Они стали наглядным подтверждением ценности ручного труда, который в эпоху цифровых технологий открывает для нас новые грани и остаётся незаменимым. Благодаря таким проектам мы получаем возможность видеть музыку — буквально.

Комментарии (3)


  1. Oangai
    04.06.2025 13:44

    Красиво, слов нет


  1. Daddy_Cool
    04.06.2025 13:44

    Вау! Красиво и интересно!


  1. Aggle
    04.06.2025 13:44

    Совершенно потрясающая работа! Во всех смыслах этого слова: затраченные усилия, высочайшее техническое мастерство, произведение искусства.