Привет, Хабр! Как думаете, что на этом фото? Нет, это не современная урбанистика или галлюцинации нейросетей. Это фотография... концертного органа изнутри. Предлагаем отвлечься от архитектуры ПО, инфраструктур, нейронок и погрузиться в архитектуру музыкальных инструментов.
С помощью современных технологий Чарльз Брукс показывает внутреннюю часть музыкальных инструментов, в том числе редких и особо ценных. Разбираемся, как он раскрывает красоту роялей, скрипок, саксофонов и флейт, которые предстают перед нами то как древние храмы, то как космические станции.

Архитектура музыки: от виолончели к фотоискусству
Чарльз Брукс сделал карьеру первого виолончелиста. Он исколесил мир с известными оркестрами: выступал и в Китае, и в Чили. Но музыка не была единственным увлечением, с юных лет Чарльз занимался фотографией. Запечатлеть внутреннюю часть музыкальных инструментов было естественным желанием, которое однажды вылилось в авторский проект, названный «Архитектурой музыки».
Переломным моментом для Брукса стала пандемия, которая приостановила концерты. Тогда виолончелист жил в Новой Зеландии. Чтобы не терять время зря, музыканты ремонтировали свои инструменты, и мастерские наполнились довольно любопытными скрипками и контрабасами. Так у Брукса родилась эта идея — заняться съёмкой внутренней части инструментов. Почему? А вы посмотрите на фото ниже — разве это не красиво?

Фотограф видел подобные работы своих коллег, и многое ему нравилось. Однако был один существенный недостаток — чтобы сфотографировать инструмент изнутри, каждый раз приходилось удалять какую-то его часть. А Брукс хотел снимать, не нарушая его целостности.
Снять невозможное: линзы-зонды и фокус-стекинг
Большинство музыкальных инструментов имеют совсем крошечные отверстия в корпусе. Например, ширина эфы скрипки всего 3-5 мм. Поэтому доступ к внутренней части для стандартных объективов закрыт. Зато медицинские камеры (скопы) открывают большие возможности.

Чарльз Брукс начал с линз-зондов Laowa, но даже их пришлось уменьшать, расплавив корпус строительным феном. Так удалось сфотографировать внутрянку пианино. Но глобальная цель была более высокая — скрипки Страдивари, имеющие 5-миллиметровые отверстия в нижней части корпуса. И это был настоящий вызов, который Чарльз принял.
Брукс купил 20-30 адаптеров для прикрепления к камерам медицинских приборов, например, эндоскопов и артроскопов. Попутно пришлось дорабатывать систему под конкретный случай, ведь камера у Брукса больше медицинской. Решением стала комбинация адаптеров и увеличительных устройств. Также из-за множества стёкол он столкнулся с проблемой снижения качества изображения. Фотограф выяснял у производителей характеристики линз и адаптеров, тщательно подбирая каждый элемент своей системы. И остановился на Micro Four Thirds Panasonic Lumix G9 II с телескопической установкой.

В режиме высокого разрешения он смог получать хорошие, крупные изображения. Но и на этом его мучительные поиски технических решений не закончились. Оставалось ещё много нюансов. Так, Брукс снимал практически без света (на эквиваленте F250). Применив множество мощных вспышек, фотограф столкнулся с перегревом, который негативно влияет на старые музыкальные инструменты — лак на корпусе не должен нагреваться более 28°C. Поэтому каждый снимок сопровождался измерением температуры.
В чём секрет удивительных снимков
Метод проб и ошибок наконец-то привёл фотографа к использованию комбинации фокусного стекинга и панорамной сшивки. Это позволило уйти от макроснимка в классическом понимании и при этом сохранить чёткость изображения. Зонд внутри инструмента обеспечивает вращение, а в фокусе оказываются лишь 2 мм.
В итоге каждая готовая фотография — это бесшовная комбинация десятков, а то и сотен кадров. Как правило, речь идёт о 100 склеенных вместе снимков, а порой их количество превышало 1000.

Чарльз Брукс продолжает пополнять свою коллекцию фотографий. Организовать съёмку таким методом непросто не только с технической точки зрения. Мало наладить рабочий процесс, необходимо ещё и обеспечить надёжное хранение накопленных данных. Хранить фотографии можно на личном сервере Nextcloud — это безопасный облачный сервис для хранения и работы с файлами, доступ к которому осуществляется через интернет с любого устройства.

Заключение: музыка, которую видно
Чарльз Брукс дал голос внутреннему пространству инструментов — и они зазвучали по-новому. Отказавшись от типичной макросъёмки с её размытостью и компрессией фона, фотограф нашёл способ сделать изображения такими, будто они сняты на широкоугольную камеру. Благодаря Бруксу, небольшие скрытые от глаз элементы выглядят соразмерными улицам, дорогам и зданиям. А с помощью освещения фотограф создаёт эффект присутствия.
Работы Брукса — это мост между искусством, историей и наукой. Они стали наглядным подтверждением ценности ручного труда, который в эпоху цифровых технологий открывает для нас новые грани и остаётся незаменимым. Благодаря таким проектам мы получаем возможность видеть музыку — буквально.
Комментарии (3)
Aggle
04.06.2025 13:44Совершенно потрясающая работа! Во всех смыслах этого слова: затраченные усилия, высочайшее техническое мастерство, произведение искусства.
Oangai
Красиво, слов нет