
Мне нравится наблюдать за менторами, которые учат быть независимыми в тестировании и слать всех нафиг т.к. тестирование это не поиск багов, а сравнение ожидаемого результата с фактическим, и если нет требований, то и сравнивать нечего!
Прекрасно, вам должны платить просто так! Ведь мы работаем только так как написано в ISTQB, а там много чего написано) И на заборе тоже написано...
Вам задают простой вопрос, почему вы пропустили баг на прод? Это обычный разбор полетов после релиза и нужно учится на своих ошибках, прежде чем стартанет следующий горящий релиз! И нам необходимо объяснить причину, которая скрывается не только в процессах тестирование, но и в процессах всей команды.
Причины пропуска багов:
Парадокс пестицида (одни и те же кейсы каждый раз).
Слабое покрытие тестами всего функционала (матрица трассировки).
ТК кривые и косые - нет точных описаний и отсутствие подготовки тестовых данных.
ТК никто не проходит, а просто красят в зеленый.
Требования поменялись в последний момент.
Отсутствие времени на тест-дизайн и анализ требований.
Отсутствие времени на регресс.
Причины возникновения багов я описывал в этой статье. Но проблема здесь не в возникновении бага, всем плевать почему разработчик не проходит самопроверку после выполнения задачки и багов тьма тьмущая. Здесь претензия почему тестирование упускает баги, ведь этап тестирования это узкое горлышко бутылки.
Хотя кто слушает тестировщиков, точно не разработка. И выходит так, что разработка делает, что хочет, а отдувается тестирование т.к. неважно кто начал, важно кто продолжил.
Именно поэтому новенькие тестировщики прибывают в огромном стрессе, от них требуют невозможное - разбираться в коде, деплое, автотестах, коммуникации со смежными командами, да что скромничать и в роли релиз менеджера ставят. Подменяется понятие: тестировщик не функционал проверяет, а работу за разработчиком. Упустил ошибки разработчика - у тебя проблемы. Причина от экономии на сотрудниках...
Экономия на сотрудниках бывает разная:
Взять дешевого разработчика - "У нас трудные времена и бюджет урезали."
Взять джуна тестировщика единственного на проект - "Ему соседние команды помогут влиться в процессы. Из джуна сделаем мидла!"
Имитация Agile-процессов - "Зачем нам ретро каждые 3 недели. Это на каждого сотрудника по 3 часа тратиться. Пусть лучше делом займутся."
Поиск виноватых в обнаруженных багах на проде - "Ты пропустил баг, из-за тебя сейчас будет хотфикс. Нужно подключится в 21:00 к хотфиксу."
На помощь приходит QA-лид, который тебя выслушает и предпримет меры по устранению нарушенных процессов, ну или свалит на тебя всю вину - смотря как тебе повезло с лидом.

А куда будут записаны найденные нарушения и кто возьмет ответственность по исправлению? Для начала определим первопричины бага...
На каких этапах возникают баги:
От идеи в бизнес аналитику - клиентский путь неверный, надо было не так делать. Обычно тестировщика это не касается и никто нагло на него такой косяк не сваливает.
От системного анализа в разработку - описано с точки зрения системных требований нереально и разработка сделала как посчитало нужным самостоятельно. Между друг другом (аналитик и разработчик) не связались, а спрашивают с тестировщика "Почему реализовано не так?".
От разработки в тестирование - были пропущены ошибки по разным причинам, я их описал выше в "Причины пропуска багов".
После определения причины это выносится на общие процессы команды: команда разработки проводит самопроверку своих выполненных задач, и если нужно, отчитывается по чек-листу что было проверено. Этот чек-лист может составить тестировщик на этапе анализа требований и прикрепить к задаче на самопроверку разработчика.
Почему разработчик должен тестировать? Потому-что это не тестирование, а success test, то есть надо обязательно проверить как работает твой чудесный код. Если разработчик не должен проверять свою работу, то и аналитик не должен проверять свой системный анализ. Но каждый сотрудник проверяет письма на ошибки, документы на корректность перед отправкой и т.д. И разработчик тоже обязан проверять свою работу. Я лично слышал от разработчика "Я не тестировщик, чтобы тестировать".
Если процесс сломался на разработке, то остается это подсветить и объяснить со своей позиции почему отсутствие самопроверки оказывает прямое воздействие на качество функционала на проде.
Если причины внутри процесса тестирования, то признаем ошибку. Далее обновляем тест-кейсы регресса, используем дополнительный тест-дизайн, который улучшит проектирование тестовой документации. Все то, что позволит проанализировать более качественно требования, учесть сценарии негативного и исследовательского тестирования.
Хочу прояснить, что тестирование зависит от контекста и я не могу вам дать готовые решения как правильно протестировать ваш функционал. Спасибо за понимание!
Как итог нет виноватого, каждый ИТ-специалист влияет на качество функционала:
Владелец продукта (отвечает за цель и движение продукта)
Бизнес аналитик (отвечает за клиентский путь, удобство использования продукта)
Системный аналитик (отвечает за внедрение и использование инструментов разработки)
Команда разработки (отвечает за реализацию функционала)
Команда тестирования (отвечает за проверку функционала)
DevOps инженеры (отвечают за равертывание функционала)
Помимо вышеперечисленных есть также Head of QA, Релиз менеджер и Tex-лид, которые также влияют на процесс разработки и обеспечения качества.
Памятка для тестировщика:
Если в команде нет цели найти причину бага, а есть лишь цель найти виноватого, то необходимо взять ответственность за освещение данной проблемы. Иногда это поможет запустить процесс по исправлению ситуации. Разговор - это самое эффективное средство, в сравнении с молчанием и уходом из команды. Также считаю нет ничего страшного подсветить проблемы работы лида, раз уж на вас всё сваливают) Молчание - знак согласия.
Контакты:
Мой Telegram-канал QAtoDev
Моя бесплатная QA-песочница по тестированию и подготовки к собеседованию
Комментарии (3)
sevnight
04.06.2025 16:32Вы здраво рассуждаете, о распределении ответственности и о важности процессов.
Вы ошибаетесь высоко оценивая «таких» менторов.учат быть независимыми в тестировании и слать всех нафиг т.к. тестирование это не поиск багов, а сравнение ожидаемого результата с фактическим, и если нет требований, то и сравнивать нечего!
«Слать всех нафиг» категорически плохое решение, эмоциональное и не конструктивное. Это хороший вариант в том случае, если вам не нужна работа.
Отсутствие требований это большая проблема, её надо решать, но конструктивно, и не настраивать новичков против начальника.
Прекрасно, вам должны платить просто так! Ведь мы работаем только так как написано в ISTQB, а там много чего написано) И на заборе тоже написано...
Не очень понял от кого к кому эта речь. Опять же много эмоций. И в целом это очень токсично. Возможно такая речь может иметь место 1×1 с коллегой, для временной поддержки, сводя в шутку. Руководству такое лучше не слышать.
О Боли:
нет требований;
нет ответственности, скидывают на тестирование;
плачевные коммуникации;
плачевные процессы.
Ваша боль понятна и обоснована.
Кто должен контролировать процессы поставки?
На мой взгляд это жирные алярмы, о безразличии руководителей у команд. Если хотя бы половина руководителей сознательно относится к процессам и добивается результата, то скорее всего они простимулируют и другую половину.Разговор с «бизнесом». Выстраивание коммуникаций.
Клиент/бизнес всё таки говорят на другом языке. Им не особо интересно какие процессы у команды исполнителей. Их интересуют деньги) и результат. Разве не так? Если нет понятных картинок с метриками, которые показывают из‑за чего поставки задерживаются и как их ускорить, то вряд ли они сочтут жалобы на плохие процессы аргументированными.За что отвечает бизнес‑аналитик на самом деле? Вы указали меньше, чем должно быть. Раз вы так мало пишете о его обязанностях, то советую присмотреться к нему.
«БА должен не просто описать happy path, но и убедиться, что у всех участников процесса единое понимание, что такое "готово".»
Аналогично про системного аналитика.Если требований нет, то их надо пойти и найти! Вот что надо делать, а не то что вы написали в начале поста. Это как бы то, что отличает человека от AI.. задумайтесь.
Чек‑лист от тестирования для разработки? Что‑то новое. Можете рассказать детальнее?
Про devops ничего не сказали, самое важное же. С ними проблем не было?
Стоит упомянуть матрицу RACI. Что кстати не единственный инструмент руководства и менеджмента.
По итогу вы правильно указываете, что молчать плохо. Нужно идти и коммуницировать-коммуницировать, пока голова "как тыква" не станет, и по новой..).
Токсичное отношение в начале поста задаёте как гуд пример. Не надо так =(
OlegZH
Во всей этой истории не хватает исследований реальных багов. Вот он случился. Почему случился? На каком этапе? Как он мог не случиться? А ещё не хватает представлений о предметной области. Вот имеется некая предметная область. Если она есть, то есть и её типовые задачи. А ещё есть и типовые способы решения этих задач. Здесь должен поработать системный аналитик, который должен всё это обрисовать и тщательно описать, а какое, вообще, должно быть программное обеспечение в этой области. Здесь нужно понять, что является общим для всех предметных областей, а оно обязательно есть и оно довольно обширно, а, значит и будет частью обобщённого программного обеспечения, а что является специфическим для данной области, и дует частью надстройки/настройки. В большинстве ситуаций, никакого заранее созданного и готового к работе программного обеспечения ни у кого нет, и его производство даётся на откуп случайности. А какой смысл приступать к работе без соответствующих инструментов?
Трудно всё сводить к тестированию...
А вот на практические примеры посмотреть хотелось бы...
ivaniksanov Автор
Олег, очень обширный комментарий, со всем согласен. Реальных примеров не хватает здесь. В скором времени подумаю над реальными кейсами. Спасибо большое за комментарий