Будем честны: мало кто любит учиться. И никто не любит тратить время зря. Поэтому создание бесполезного обучения приносит настолько большой убыток карме, что впору обдумывать план «чемодан — вокзал — монастырь». Меня зовут Ростислав Сперанский, я ведущий методист продуктовых курсов в Selectel. Последние восемь лет я занимаюсь разработкой образовательных решений для бизнеса и вузов. 

Недавно я задумался, за какие советы был бы благодарен, когда только начинал погружаться в разработку учебных курсов и программ. Вместе с моими коллегами по цеху, которые разрабатывают полезное для слушателей и бизнеса обучение, мы собрали список таких советов. Затем я перевернул их и переписал как вредные. Итак, представляю вашему вниманию вредные советы для разработчиков корпоративного обучения. Они помогут провести аудит своей практики, если вы делаете корпоративное обучение, сформулировать вашу точку зрения на учебный курс или программу, если вы — заказчик обучения, поднять настроение, если вы сталкивались с таким «вредным» обучением. Поехали!

Разработать полезный курс — непростая задача. К тому же, ее недостаточно, ведь потом курс нужно поддерживать — дополнять, улучшать, оптимизировать, как и любой другой продукт. Среди моих коллег по цеху достаточно популярна позиция, что обучение ценно само по себе. Я с ней не согласен. 

Распространение этой позиции в корпоративной среде привело к тому, что многие из вас (возможно) сталкивались с километровыми слайдовыми курсами, непонятными метафорами в текстах, с красивыми, но бесполезными материалами. Иначе говоря, зря тратили свое время. Это неправильно. 

Обучение должно обеспечивать деятельность — или новую, или ту, которую вы ведете прямо сейчас. Но реализовать эту позицию непросто, особенно тем, кто только приходит в разработку обучения. 

Вредный совет №1. О склонности раздувать любую обучающую задачу до полномасштабного курса

Всяк запрос на обучение 

Раздувай как можно шире, 

Даже если вебинаром,

Быстро сделанным скринкастом

Или текстом в базе знаний

Ты сумеешь обойтись.

Все тебя зауважают, 

И полюбят за дотошность. 

Курсы кормят методиста.

Больше курсов — легче жить!

Иногда задача действительно решается просто: коротким вебинаром, инструкцией или текстом в базе знаний. Это не признак лени, а показатель зрелости — умения отделить обучение от информирования и не перегружать слушателей. Раздувая каждый запрос до полноценного курса, разработчик тратит ресурсы команды, время сотрудников и внимание аудитории впустую. Любое образовательное решение должно быть точным и уместным. 

Вредный совет №2. О практике ограничивать себя одним форматом учебного материала

Научился делать тексты

Или видео, подкасты, 

Тренажеры, слайды, схемы — 

Делай что-нибудь одно! 

Презирай того, кто может 

Подбирать формат к задаче.

Настоящий гуру курсов

Верен строго одному. 

Освоив один формат, легко впасть в иллюзию, что он универсален. В реальности задача всегда первична, а формат подбирается под нее, а не наоборот. Компетенция разработчика обучения — в умении видеть, какой формат будет лучше соответствовать содержанию обучения и особенностям слушателей. Где-то это будет лонгрид, где-то — тренажер, а иногда достаточно одной схемы или инструкции. Разработчик обучения, который умеет работать только с одним типом контента, напоминает врача, который лечит горчичниками все, что угодно. Даже открытые переломы.

Вредный совет №3. О подмене обучающей ценности визуальными эффектами

В курсе главное — подача, 

Миф, метафора и сеттинг, 

Интересные герои — 

Начинай работу с них. 

Опиши, как на Плутоне 

Будет обучаться заяц, 

Как ему поможет выжить 

Курс по PostgreSQL. 

Проработав всех героев, 

Их развитие и арки, 

Можно будет к целям курса 

Потихоньку приступить. 

Содержание и цели 

В обучении вторичны. 

И напротив, сторителлинг 

Завсегда спасает курс.

Интересный курс приятно проходить, кто спорит? Но нельзя ставить сторителлинг в приоритет по отношению к содержанию обучения. Иначе получится «итальянский танк», который не ездит, не стреляет, но очень красивый. Вторая опасность — отрывать контент от реальности, помещая героев повествования в такие обстоятельства, которые будут только отвлекать слушателя от обучающих материалов. Поэтому, если решили делать курс — начните с проработки его целей, результатов обучения для слушателей. И только после этого выбирайте метафору, которая поможет собрать непротиворечивую среду обучения. 

Вредный совет №4. О ложной установке, что объем курса равен его качеству

Если видишь, что короткий 

Курс выходит у тебя.

Испугайся! Скажут, будто 

Не работал методист. 

Увеличь свой курс в три раза, 

И добавь воды побольше. 

Растяни его на месяц

Пусть устанут, но пройдут! 

Если курс получается коротким — это не повод для паники, а знак того, что вы четко видите суть задачи и умеете отсекать лишний материал. Объем не равен качеству. Важно не сколько материала вы дали, а как он помогает слушателям достичь результатов. 

Раздувание курса ради видимости «большой работы» может привести к обратному эффекту: люди устают, теряют мотивацию и перестают воспринимать ключевое. Да, длинный курс может выглядеть солидно. Но если в нем много лишнего — для слушателя это уже не обучение, а борьба за выживание. Получится не курс, а болото из слайдов или лонгридов, в которое слушатель будет медленно и печально погружаться. 

Вредный совет №5. О важности регулярного обновления и анализа обратной связи

Если курс уже запущен, 

Позабудь о нем скорее. 

Пусть годами на платформе 

Собирает пыль времен! 

Курс — как артефакт в музее, 

Чем он старше, тем ценнее. 

Обновляет обучение 

Только слабый методист!

Запустить курс — это только середина пути, а не его финал. Настоящая ценность обучения проявляется после запуска: когда вы смотрите на аналитику, читаете обратную связь, замечаете, где участники теряются, а где — зевают, обновляете материалы по мере их устаревания. 

Никто не любит тратить свое время на изучение устаревшего материала. Каким бы проработанным ни был курс на момент запуска, сам он не выплывет. Скорее — всплывет. 

Вредный совет №6. О том, как отпугнуть внутреннего эксперта обилием критики

Если вдруг пришел сотрудник 

И принес материалы —  

Хочет сделать курс хороший, 

Жизнь облегчить новичкам. 

Непременно, усмехнувшись, 

Собери огромный список

Правок, мнений и ошибок, 

Методических проблем. 

Пусть сотрудник убедится — 

Ты хорош и компетентен. 

Ему сразу станет стыдно —

Точно больше не придет. 

Когда кто-то из коллег приносит черновик курса — это шанс, а не угроза. Да, материал может быть сырой. И это нормально: к вам пришли за помощью и готовы её принять. Если вы встретите такой энтузиазм списком претензий и вывалите их на эксперта как на проштрафившегося школьника, легко отбить у него всякое желание сотрудничать. После такого приема привлечь сотрудника к разработке обучения будет непросто.

Вредный совет №7. О злоупотреблении терминами и теорией без пояснений

Говори всегда с апломбом,

Больше терминов, теорий, 

Методических фреймворков

И идей упоминай. 

«Курс мы сделаем по ADDIE 

и с учетом цикла Колба, 

“Understanding by design’а

и четыре-си-ай-ди.

Мы распишем результаты 

По Марцано или Блуму,

Даннинг с Крюгером помогут, 

И Киркпатрика учтем».

Если же тебя попросят 

Объяснить свою идею, 

Говори, что это сложно, 

Пусть изучит — SAM поймет.  

Всяк тебя зауважает

И не будет сомневаться:

Перед ним — великий гений,  

Настоящий методист.

Грузить заказчика терминами — соблазн велик. Особенно если вы не до конца уверены в себе. Избыток сложных терминов демонстрирует не профессиональную квалификацию, а неспособность внятно объяснить свои предложения. 

Хороший методист умеет объяснить сложное простыми словами. Стена из терминов помогает не выстроить диалог, а забаррикадироваться от него. В результате теряется контакт с заказчиком обучения. 

Вредный совет №8. О слепом увлечении видео как форматом

Всем известно: люди любят 

Посмотреть видеоролик. 

Чем длиннее — тем прекрасней, 

Интересней и ценней. 

Инфографика мешает

Уследить за главной мыслью,

Не дублируй текстом тезис

На экране никогда. 

Пусть вещает яркий спикер

Перед камерой часами.

Пусть ничто не отвлекает

От него ученика.

Видео — мощный инструмент. Но как и любой инструмент, он имеет границы применимости. Длинное видео, где спикер просто говорит, мало чем отличается от подкаста. Формат перестает соответствовать содержанию — в таком видео важна только звуковая дорожка. А значит, все ресурсы, которые были потрачены на сборку именно видео — впустую. Слушатель будет отвлекаться или уйдет делать другие, более важные для него задачи, в лучшем случае оставив видео проигрываться на соседней вкладке. 

Фиксация опорных тезисов, инфографика, любые наглядные материалы помогают слушателю усвоить новые знания. Если уж решили делать видеоролик — используйте все каналы коммуникации, которые он задействует. 

Спикер — не герой сцены, а проводник знания. У проводника должны быть карта, компас и пункт назначения. А у слушателя — вехи, опорные тезисы, которые помогут сориентироваться в любой момент времени. 

Вредный совет №9. О копировании чужих текстов без адаптации

Никогда не адаптируй

Для своих учеников

Текст, который ты успешно 

В интернете отыскал.

Если тема совпадает — 

То цитируй без сомнений. 

В интернете правы только 

Те, чьи тексты ты нашел.

Скопировать чужой материал без адаптации — все равно что надеть чужой костюм: вроде бы ткань хороша, но сидит не по фигуре. 

У каждой аудитории — свои задачи, контекст, уровень подготовки и набор культурных кодов. Даже если вам повезло найти отличный материал, он станет по-настоящему ценным только после вдумчивой проработки: удаления лишнего материала, настройки стиля изложения, адаптации под задачи слушателя и цели курса.

Вредный совет №10. О приписывании экспертности любому, кто мельком коснулся темы, — и замене смысла набором громких имен

Чтобы курс стал интересным, 

Чтобы резво записались

На него и проходили, 

Чтобы братьям, сестрам, детям 

Рассказали о таком. 

Нет надежнее приема

Чем десятка два фамилий,

Горделиво размещенных

На обложке в LMS.

Прочитал статью на Хабре? 

Посоветовался с кем-то? 

Или видео случайно 

В интернете посмотрел? 

Непременно как эксперта

Укажи на сайте курса. 

Пусть считается причастным 

И тебя благодарит.

Авторитетный эксперт — это, конечно, мощный ход. Но список звезд на обложке не заменит внятной структуры и соответствующего задачам слушателя материала. Ценность курса — не в количестве знаменитых авторов, а в том, как идеи этих авторов встроены в курс. Приписывать эксперту участие в подготовке обучения — это этическое самоуправство. А еще это лишает курс лица: вместо живого продукта — сухая «доска почета». 

Вместо заключения: как использовать этот материал

Если вы разработчик обучения и вас возмутил тот или иной тезис, представленный здесь в ироничной форме — поделитесь в комментариях. Все эти вредные советы опираются на опыт, который может не учитывать тех или иных особенностей вашей работы. Возможно, ваш взгляд и ваша практика дополнят картину — и войдут в следующую часть. 

Если вы выступаете как эксперт или заказчик корпоративного обучения, и обнаружили, что тот или иной вредный совет иллюстрирует ваш опыт, — перешлите эту статью вашему методисту. Он или посмеется, или возмутится, или аргументированно объяснит свою позицию. В любом случае вам будет, о чем поговорить. 

Если у вас есть другие вредные советы или идеи для них — пишите в комментариях. В процессе работы над этим материалом я получил несколько десятков предложений, которые будут переработаны и представлены в следующих частях проекта с обязательным упоминанием авторов. 

Среди моих друзей, коллег и знакомых — много опытных специалистов в области разработки образовательных решений. Эта статья — результат нашей совместной работы. Так, идеи для первых пяти вредных советов предложил Филипп Чурилов, руководитель Ecourse Studio и главред онлайн-журнала «Лонгридошная». для вредных советов 6-8 — Анна Бабина, T&D поддерживающих функций компании из ТОП-3 телеком РФ и эксперт по цифровым инструментам в образовании. Для советов 9-10 идеми поделился Денис Коричин, педагогический дизайнер, руководитель проектной работы МШУ Сколково. 

Спасибо!

Комментарии (1)


  1. PerroSalchicha
    13.06.2025 19:59

    Освоив один формат, легко впасть в иллюзию, что он универсален. В реальности задача всегда первична, а формат подбирается под нее, а не наоборот

    ИМХО, не бывает такого, что формат подбирается под задачу. Формат подбирается под слушателя, а не под задачу. Кто-то лучше воспринимает видео, кто-то лонгриды. А одну и ту же задачу можно успешно изложить и так, и так. Другое дело, что вряд ли вы захотите делать двойную работу, и готовить материалы по вашему курсу в обоих форматах. Поэтому делайте в том формате, который вам самому лучше подходит, все равно всем не угодите :)