
Трудно найти на инженерных форумах более горячую тему, чем БПЛА. Технический прогресс в этой области идёт даже не по годам, а по месяцам. Может, быстрее, чем в хайповой сфере LLM.
За несколько лет беспилотники выросли до интеллектуальных сверхманёвренных систем с продвинутым машинным зрением. Развивается опенсорсный софт, такой как программа-автопилот ArduPilot (на КДПВ), нашумевшая 1 июня 2025 года благодаря «перфомансу» в РФ.
Посмотрим на некоторые перспективные разработки БПЛА и что нас ждёт в будущем.
Автопилот
Современный БПЛА — это не только железо, но и софт. Поскольку в июне ArduPilot привлёк такое внимание, логично упомянуть его.
ArduPilot — это универсальный опенсорсный автопилот, который умеет работать без GPS. Полный набор инструментов поддерживает практически любые виды беспилотного транспорта: мультикоптеры, традиционные вертолёты, самолёты, лодки и катера, подводные лодки, роверы, беспилотные тракторы и многое другое.

Исходный код разрабатывается большим сообществом профессионалов и энтузиастов. 1 июня 2025 года один из основных разработчиков написал, что совершенно не рассчитывал на всемирную славу, он просто хотел строить летающие машинки:

Платформа ArduPilot состоит из нескольких частей:
-
Беспилотный транспорт. Непосредственно устройство, которое передвигается (коптер, автомобиль, подводная лодка, etc.)
-
Комплектующие, детали. Это периферийные датчики, контроллеры и устройства вывода, которые служат глазами, ушами, мозгом и руками транспортного средства. Практически любое устройство можно превратить в беспилотник, если встроить небольшой «аппаратный пакет» из сенсоров и контроллера, который принимает сигналы от датчиков и посылает выходные сигналы на сервоприводы, стабилизаторы и др.
-
Прошивки выпускаются для коптеров, самолётов, роверов, подводных лодок и антенн-трекеров, которые отслеживают местонахождение дронов и проворачиваются к ним.
-
Софт. Интерфейс к контроллеру, работает на ПК и мобильных устройствах. Также называется «наземная станция управления» или GCS (Ground Control Station).
-
Наземная станция для БПЛА — система связи и управления. Обычно используется оператором дрона для связи с БПЛА, передаёт видео и данные в режиме реального времени.
-
Планировщик миссий (Mission Planner). Продвинутая GCS. Взаимодействие с железом по принципу указания пальцем (мышкой) на точки, написание пользовательских скриптов и моделирование.
Планирование миссии в режиме автопилота: указываем точки на карте и выбираем действие для каждой точки:
Управлять дронами можно через мобильный интернет из любой точки мира: в нём установлен LTE-модем с выходом Ethernet, к которому подключается одноплатник и веб-камера, с которой транслируется картинка и отводится на ArduPilot UART-канал для подачи команд на управление дроном.
Подробнее о планировании миссий см. в документации.
Хотя ArduPilot не производит никакого оборудования, но эта прошивка установлена на железе от разных производителей, в том числе на коммерческих изделиях.
В наше время почти весь софт для дронов доступен с открытыми исходниками. Кроме ArduPilot, это контроллеры Betaflight и iNavFlight, радиосвязь ExpressLRS на ESP32/ESP8285, а также ESC-софт, управляющий работой электронных регуляторов скорости двигателей: AM32 и Bluejay. Всё для самостоятельной сборки недорогих FPV. Цены на DIY-комплекты предельно упали, а в сети можно найти подробные инструкции по сборке и настройке простых дронов своими руками, с установкой ArduPilot:

ArduPilot стартовал в 2007 году с любительского сайта DIYDrones.com и первого самодельного БПЛА из конструктора Lego, в целом это было любительское сообщество самодельных БПЛА. Проект начинали энтузиасты дронов Крис Андерсон (бывший главред журнала Wired), Хорди Муньос и Джейсон Шорт, упомянутый выше.

Первая версия программы-автопилота была написана в 2009 году. К настоящему времени над ArduPilot работает команда профессиональных инженеров, учёных и исследователей. Софт сильно расширил область своего использования, сегодня он особенно популярен в США, Индии, Украине и РФ.
ArduPilot установлен более чем в 1 млн транспортных средств по всему миру, система быстро развивается. Через многочисленных поставщиков периферийных устройств и разные интерфейсы расширяется экосистема датчиков, компьютеров-компаньонов и систем связи.
Софт установлен в автомобилях некоторых производителей. Он также используется для тестирования и разработки крупными учреждениями и корпорациями, такими как NASA, Intel и Boeing, а также бесчисленными колледжами и университетами по всему миру.
Дроны с ИИ
14 апреля 2025 года автономный дрон под управлением ИИ занял первое место в международной гонке A2RL Drone Championship в Абу-Даби, а потом победил трёх бывших чемпионов мира Drone Champions League, то есть лучших пилотов-людей. Это первая в истории победа ИИ над человеком в настоящей гонке на стороннем железе, а не в лабораторных условиях и на лабораторном оборудовании.

Этот дрон разработан организаторами конкурса для использования в гонке всеми — и командами ИИ, и пилотами-людьми. У всех были одинаковые гоночные дроны.
Нейросеть пилотировала между препятствиями в очень ветреных условиях на скорости до 95,8 км/ч. Главное отличие от человека — что она отправляет команды не на устройство-контроллер, а напрямую на моторы дрона.

Из научной статьи «Чемпионат по гонкам дронов с использованием глубокого обучения с подкреплением», Nature, 30.06.2023
Первый прототип этой нейросети разработала группа Advanced Concepts Team Европейского космического агентства в рамках проекта Guidance and Control Nets в 2023 году, а сейчас доработала группа MAVLab из университета TU Delft.

Создаётся впечатление, что будущее пилотирования — за нейронными сетями, которые превосходят человека по скорости обработки информации и времени реакции.
Кроме того, самолёты без пилотов выдерживают гораздо бóльшие перегрузки, чем самолёты с человеком внутри. То есть они на порядок манёвреннее и по определению имеют преимущество в воздушном бою перед человеком.
Бикоптеры
В развитии дронов кроме улучшения программной части есть и аппаратные усовершенствования. Если смотреть на дроны нового поколения, то из перспективных технологий можно назвать более манёвренные бикоптеры с двумя винтами вместо четырёх. Например, как V-Copter Falcon Mini от компании Zero Zero Robotics. Это первый в мире бикоптер весом менее 250 г. Цена $269.

Из особенностей — сверхтихие моторы, видеокамера 4K с тремя осями свободы, зум 6х, ночной режим съёмки.
Компания-разработчик считает, что будущее — за бикоптерами с двумя винтами.
Винты наклоняются в разные стороны для крутых поворотов и точных манёвров. По заявлению разработчика, V-образная схема бикоптера обеспечивает «молниеносное ускорение» и «непревзойдённую манёвренность» по сравнению с квадрокоптерами своего класса.
Автоматическая регулировка наклона бикоптера: 0,01° по каждой оси в реальном времени. Для демонстрации балансировки дрон удерживает в полёте на своём корпусе монетку на ребре.
Армия США сейчас испытывает машины вертикального взлёта Bell V-280 похожей конструкции, с двумя винтами. В перспективе эти коптеры заменят в воздушном флоте тысячи Black Hawk и Apache:

Сейчас они проходят испытания по программе Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA), которая должна выбрать лётное судно повышенной скорости, манёвренности и дальности полёта, для замены существующим вертолётам в 2030-е годы. Максимальная скорость 556 км/ч, дальность полёта увеличена до 4500 км, максимальный взлётный вес около 14 тонн.
Bell выиграла этот контракт в 2022 года, победив концепт Defiant X от Sikorsky (компания Lockheed Martin) и Boeing с соосными несущими винтами.
Авиатакси
Всё ближе к коммерческой эксплуатации несколько проектов авиатакси, которые в перспективе тоже станут беспилотными (в первое время придётся возить ещё и водителя). Первый в мире коммерческий сервис авиатакси планируют запустить в Дубае в начале 2026 года.
В эксплуатацию поступят мультикоптеры JOBY Aviation:

Взлёт и посадка авиатакси запланирована в четырёх «вертипортах»:

Но есть вероятность, что их опередят китайские конкуренты. Китайское аэротакси EHang EH216-S уже прошло все необходимые испытания на сертификат от Администрации гражданской авиации, а в январе 2025 года состоялся первый демонстрационный полёт в Шанхае:

Поначалу оно будет летать экскурсионными маршрутами вдоль реки:

Кроме беспилотных «автомобилей» могут появиться и «мотоциклы». Например, польский изобретатель одноместного дрона Jetson One недавно представил ещё ховербайк Volonaut Airbike, примерно как у штурмовиков Империи.
Одноместный дрон Jetson One:

Ховербайк Volonaut Airbike на турбореактивных двигателях:
Всё это очень интересно, но технический прогресс гораздо быстрее идёт в области чисто автономных БПЛА, куда помещать человека вообще не предусмотрено. Роботы отлично справляются со всеми задачами без человеческой помощи, в крайнем случае — с участием операторов. А в будущем и дистанционное управление станет излишним благодаря нейросети с машинным зрением.
Рассматриваются также варианты запуска роя из десятков дронов, синхронизированных между собой. Такую систему типа Military Drone Swarm недавно освоили в китайской армии.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (61)
himch
16.06.2025 09:35Я думал, будущее БПЛА это гетерогенные стаи на процессорах NVidia, поставляемых заказчику as service on demand, а оказывается вон оно что - ArduPilot это будущее)
johnfound
16.06.2025 09:35Именно так – с временем корпорации останутся только там, где ну совсем нельзя сделать сам. Будущая промышленность это именно что DIY производства – для себя и на продажу/обмен.
himch
16.06.2025 09:35Не виду причины, по которой малому сельхозпредприятию например было бы выгодно организовывать сборку стаи дронов, закупку софта, обучение нейросетей под задачи вместо заказа услуги обработки полей химикатами у провайдера
johnfound
16.06.2025 09:35Селхоз производитель не будет организовать производство. Он скажет производственному комплексу (который у него сидит в сарае) – завтра 10 дронов на обработку химикатами. И если хотите возразить, что такое будет не скоро – у меня 10 лет назад никак не мог быть 3D принтер дома. А сейчас у меня есть и я его использую нечасто (а не эксплуатирую 24 часов в сутки, чтобы он приносил прибыль!). У моего отца электродрель была мечта, а аккумуляторный шуруповерт – технология из фантастических романов. Теперь у меня есть штук 30 малой механизации. Которые стоят так дешево, что я их покупаю, чтобы были и использую когда понадобятся. Средства производства развиваются очень быстро!
mvv-rus
16.06.2025 09:35Будущая промышленность это именно что DIY производства – для себя и на продажу/обмен
Вряд ли. Вы не учитываете эффект масштаба, а он сейчас очень существенный. Даже вполне материальное производство большими сериями значительно эффективнее, чем мелкими (посмотрите на Китай и убедитесь). Ну а уж про с ПО и говорить нечего...
johnfound
16.06.2025 09:35Ну подумаешь – дешевле. Если цена достаточно низка, то не имеет значение какая она даже если две цены различаются в 10 раз. К тому же, промышленное производство, как бы эффективное не становилось, должно генерировать прибыль. А личное производство нет. Поэтому возможно что при более высокой эффективности промышленное производство будет продавать дороже чем человек сможет сделать такое же изделие. В третьих – личное производство всегда производит изделия подстроенные под человеком и поэтому значительно более полезными. И конечно продажи никто не отменял – я имею ввиду, что производство в будущем будет становится мельче, а не крупнее. А самое мелкое производство – когда сам производишь то, от чего нуждаешься.
randomsimplenumber
16.06.2025 09:35Если цена достаточно низка,
если.
А с чего ей быть низкой? Только в случае хобби, когда затраченное время тарифицируется не как работа а как отдых. А материал и оборудование не считаются расходами.
johnfound
16.06.2025 09:35Потому что даже для хобби средства производства дешевеют и их эффективность увеличивается. Напечатать что-то на условном 3D принтере стоит конечно дороже, чем сделать того же изделия на заводе, но ведь в цене завода будет и амортизация очень дорогого оборудования и прибыль производителя и расходы на транспорт и упаковка и прибыль торговца и прибыль другого торговца, к тому же, вы получите стандартное изделие, которое может и не на 100% вас удовлетворит. А ваши усилия с 3D принтером будут практически те же самые что и в случае с серийном изделии, а если вы что-то больше делаете, например меняете изделие под себя, то эти знания и умения практически сводятся к стандартной компьютерной грамотности.
randomsimplenumber
16.06.2025 09:35эти знания и умения практически сводятся к стандартной компьютерной грамотности.
Ого. Я вот считаю себя достаточно компьютерно грамотным, могу Windows переустановить, и даже Linux. Но когда мне захотелось построить простую (ну, не совсем простую, с подвывертом) арку из квадратной трубы - даже моя супер способность установить Blender не помогла. Пришлось резать и варить по месту.
johnfound
16.06.2025 09:35Самое хорошее в DIY что каждый сам подстраивает свои технологии под себя. Вы так решили, так и сделали. Я кстати Blender тоже не осилил, пока проектирую в OpenSCAD.
Но самое важное – «пришлось резать и варить по месту» – а почему не позвали профессионалов? Они вам все сделали бы промышленными способами.
DaneSoul
16.06.2025 09:35Корпорации могут предложить более низкую цену за счет эффекта масштаба.
В популярных нишах, где будет платежеспособный спрос будут по прежнему рулить крупные производители, тягаться DIY по цене с заводом который производит конвейером не реально.
Gryphon88
16.06.2025 09:35Тогда получается, что нам врали про разделение труда, узкие специализации и эффект масштаба, если дешевле и не хуже самому сделать.
johnfound
16.06.2025 09:35Разделение труда есть, когда разные работники умеют разные вещи. Работники 21-ого века умеют по сути одно и то же – нажимать на кнопки. (И я этого знаю прекрасно, потому что 30 лет работаю в промышленном предприятии) В этом случае разделение труда теряет свой смысл.
ruimage
16.06.2025 09:35Разделение труда теперь другое. Каждый знает какие именно кнопки надо нажать в своей специализации и когда. Я вот не знаю какие кнопки в Blender нажимать. Придется прибегнуть к специально обученному нанимателю кнопок.
blind_oracle
16.06.2025 09:35Он ещё и прошлое)) Я помню как лет 15+ назад начинал игры с дронами с него, когда он ещё был ArduCopter/APM или как-то так, на ардуине работающий.
И до сих пор там такая куча легаси, Mission Planner по-моему за это время нифига не изменился внешне :)
yatanai
16.06.2025 09:35Mission Planer это вроде вообще софтина из 2 файлов которая в одном потоке работает, если мне память не изменяет xD. "Новый" QGroundControl выглядит по живее, но они заманали каждый комит полностью переработать всё. Я написал кастом сборку а сейчас узнаю что они убрали переопределения ресурсов и половину функционала переделали и теперь не собирается ничего. Круто
HenryPootle
16.06.2025 09:35машины вертикального взлёта Bell V-280 похожей конструкции, с двумя винтами
А ещё есть, например, Чинук - https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_CH-47_Chinook и Оспри - https://ru.wikipedia.org/wiki/Bell_Boeing_V-22_Osprey У них тоже два несоосных винта, и апеллировать к ним ещё лучше - один 1961 года, второй - 1989.
У слона и черепахи одна голова и четыре ноги. Но есть несколько нюансов...
Vytian
16.06.2025 09:35Ну и крупнейший
слонвертолет в мире Миль В-12 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/В-12
strvv
16.06.2025 09:35Да и с устойчивостью двухточечной системы как-бы... проблема, как и с надежностью.
Если уровень неожиданного воздействия выше скорости реакции (инерцию никто не отменял), то чем меньше осей управления, тем более чувствительна система и выше шанс "упасть".
Пример - табуретки, да и три-, квадро-, окто- коптеры.
Больше - лучше, но... усложнение математики и сильное усложнение энергетики.
johnfound
16.06.2025 09:35Кстати, у вертолетов с двумя винтами намного сложнее механика. А отсюда ниже надежность. Поэтому вряд ли они станут слишком популярными, кроме в нишевых приложениях.
JediPhilosopher
16.06.2025 09:35Это вызвано необходимостью или синхронизировать вращение винтов, или иметь один двигатель вращающий оба винта и тогда длинную и сложную трансмиссию.
Думаю в случае с электромоторами все будет сильно проще, хоть и с ограниченной грузоподъемностью.
johnfound
16.06.2025 09:35Нет, я имел ввиду, что когда вертолет с двумя винтами управление возможно только через изменение шага винтов или наклон винтов туда-сюда. А это очень сложная механика, которая не отличается по сути от классического вертолета.
mvv-rus
16.06.2025 09:35Тема дронов, управляемых по оптоволокну, не раскрыта. А ведь сейчас это - последний писк моды, особенно - в стиле military ;-)
Dr_Faksov
16.06.2025 09:35А что там сложного? Просто выкидываете радиоканал, ставите оптический приёмопередатчик. Дальше подключаете его к одному концу горизонтальной неподвижной катушки под брюхом дрона. Второй конец - в пульт с аналогичной доработкой. И полетели. Самая сложная штука - катушка оптоволокна.
Я вам открою "большой секрет". Всё давно отработано. Массовой, принятой на вооружение, технологии управления летающими устройствами по проводам лет 50, как минимум. Назову одно слово - ПТУР.
mvv-rus
16.06.2025 09:35Я не про то, что сложно или нет. А про то, что статья от жизни оторвана. Автор пишет про какие-то там дроны с умным ИИ, бороздящие просторы
Большого театра. А по жизни всё не так: сидят дроноводы в блиндаже в несокльких км от ЛБС и вручную управляют вверенной им техникой. Вот про такие жизненные вещи статью IMHO читать было бы интереснее.PS Не знаю, что там сложного с оптоволокном, только вот в сводках упоминания о дронах на нем появились не так давно, год назад этого не было.
Gryphon88
16.06.2025 09:35Насколько я понимаю, дрон или управляется дистанционно (что позволяет подавить связь), или имеет мощные мозги на борту (что вообще-то запрещено, нельзя оружию самостоятельно принимать решение об ударе, а еще мозги много весят и жрут). Вот тут некоторый тупик. Дроны на войне успешны, потому что глушилки дорогие и их на всех не хватает и связность между пунктами РЭБ, ПВО и войсками плохая, если дрон вовремя заметить, то он очень похож на самолет Первой мировой.
semennikov
16.06.2025 09:35Не совсем так. Принимать решение об ударе нужно только если цель заранее не определена, т.е. если т.н. барражирующий боеприпас при запуске которого вообще не известно есть ли цель или ее нет
Gryphon88
16.06.2025 09:35Я точную нормативку не читал, не скинете на почитать, какой сейчас консенсус в международном законодательстве? Ну и дрон, имхо, ближе к барражирующему боеприпасу, чем к ракете с ИК наведением: у нее-то захват цели происходит до пуска, а умный дрон должен уметь в поиск и селекцию целей.
Dr_Faksov
16.06.2025 09:35А про то, что статья от жизни оторвана.
Я на всякий случай напомню, что в РФ:
Документ с грифом "государственная тайна", опубликованный в СМИ не перестаёт быть государственной тайной до снятия грифа. Соответственно, перепечатка такой публикации, и даже ссылка на неё до снятия грифа является разглашением государственной тайны. И преследуется по закону.
На документе, являющимся государственной тайной, может не быть грифа "государственная тайна", "секретно" и прочее. Главное, чтобы этот документ был признан секретным полномочными органами. Опубликование подобного документа является разглашением государственной тайны. И преследуется по закону. Никакая информация о наличии или отсутствии секретности у документа не может быть предоставлена лицам без допуска к секретной информации соответствующего уровня.
Любая информация может быть признана секретной в любой момент времени, безотносительно к тому, является ли она общедоступной на момент засекречивания или нет. Любое упоминание подобной информации в прошлом, до признания её секретной, является в настоящем её разглашением. И преследуется по закону.
Все жители РФ несут уголовную ответственность за разглашение секретной информации, вне зависимости от того, давали ли они подписку о неразглашении и знали ли они о том, что информация секретная.
Любая информация, касающаяся ВС РФ, не подтверждённая МО РФ является ложной, и дискредитирует ВС РФ . Даже если вы видели это собственными глазами и принимали в этом непосредственное участие. За распространение ложной информации о ВС РФ наступает уголовная ответственность.
Это не бред, это основания для вынесения приговоров на длительные сроки заключения.
Так что, живя в РФ, надо быть поосторожней с фразами "сидят дроноводы в блиндаже в несокльких км от ЛБС и вручную управляют вверенной им техникой". Тут может быть и разглашение и дискредитация.
mvv-rus
16.06.2025 09:35Знаете, я бы, может, поверил во все эти ужасы режима, если бы я меньше читал (а я их отслеживаю, некоторые - годами, ещё когда автор в ЖЖ писал) всякие там разные телеграм-каналы и прочие соцсети, в частности - патриотов разных сортов (а сортов у патриотов много, и некоторые из них друг друга терпеть не могут, но, думаю, это - не тема для Хабра). Так вот, эти самые патриоты пишут иногда и не такое... - и ничего. Так что имею вам сообщить, что у вас там на Канадщине сложилось не совсем адекватная оценка внутренней ситуации в РФ.
Но главное, к этой статье все эти страхи не имеют отношения: посмотрите местоположение автора статьи в его профиле - он, как и вы, находится за пределами юрисдикции РФ. Так что это соображение недостатков статьи не оправдывает.
gres_84
16.06.2025 09:35А пруфы найдете? А то мне первая ссылка по 4 пункту, например, говорит
Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренного указанной статьей, не образует (например, разглашение сведений из найденного на улице документа).
Dr_Faksov
16.06.2025 09:35А пруфы найдете?
По пункту 3 - закрашивание неких объектов на картах Яндекса
По первым пунктам:
Валентин Данилов отсидел по делу о госизмене 8 лет. В 2004 году его приговорили к 14 годам лишения свободы за шпионаж в пользу Китая – по версии обвинения, ученый использовал секретные материалы для составления технического задания. Эксперты из Академии наук, из Центрального научно-исследовательского института машиностроения и из Института космических исследований заключили, что сведения, которые использовал ученый, на момент суда уже десять лет как не были секретными. Но несмотря на это Данилов оказался в колонии строгого режима и вышел на свободу по УДО только в 2012 году.
В апреле 2021 года к двадцати годам колонии и штрафу в миллион рублей приговорили бывшего доцента кафедры ракетных двигателей Московского авиационного института (МАИ) Алексея Воробьева. Его признали виновным в госизмене в пользу Китая.
Следователи обнаружили на карте памяти его телефона фотографии автореферата диссертации по моделированию ракетного двигателя, имеющего гриф «секретно». По версии ФСБ, данные этой научной работы Воробьев передал представителю Харбинского политехнического университета. В качестве доказательства следователи нашли на карте памяти телефона «частицы пыли из китайского региона».
Адвокаты нашли в Российской государственной библиотеке (РГБ) статьи с формулами, которые следствие посчитало гостайной. Однако это не повлияло на решение суда.
Одним из первых осужденных по статье «Госизмена» столичных ученых стал востоковед и бывший сотрудник российского МИД Валентин Моисеев. Его обвиняли в шпионаже в пользу Южной Кореи. Поводом для ареста послужила передача им советнику посольства Республики Кореи в Москве Чо Сон У тезисов зачитанного накануне на официальном российско-корейском симпозиуме доклада «Политика России на Корейском полуострове». ФСБ обозвало доклад секретным служебным документом, хотя его тезисы были опубликованы в научном сборнике и размещены в интернете.
Верховный суд России смягчил приговор жительнице Сочи Инге Тутисани, осужденной по статье о госизмене за отправку СМС-сообщения о передвижении российской военной техники в сторону Грузии в 2008 году. Краснодарский суд приговорил Тутисани к шести годам колонии общего режима в июле 2014 года. Ее признали виновной в государственной измене. Основанием стало СМС-сообщение о передвижении военной техники в направлении непризнанной Абхазии в августе 2008 года, когда Россия вступила в вооруженный конфликт с Грузией.
Оксана Севастиди была приговорена к семи годам колонии в марте 2016 года по обвинению в государственной измене. Поводом для возбуждения дела также стала СМС-переписка со знакомым из Грузии. Вопрос о Севастиди в декабре 2016 года в ходе ежегодной пресс-конференции задали президенту России Владимиру Путину. Тот назвал вынесенный ей приговор "достаточно жестким" и пообещал разобраться в ситуации.
А это не про секреты, но про замечательную трактовку.
"Сергея Веделя, который работал водителем одного из начальников в главке МВД, судят за распространение «фейков» с использованием служебного положения по мотивам ненависти (п. «а», «б» и «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). Причиной стал разговор Веделя с друзьями по телефону о действиях российских военных на территории Украины.
Личный телефонный разговор военного был признан «публичным распространением информации», потому что его прослушивал человек из правоохранительных органов. "
gres_84
16.06.2025 09:35ФСБ обозвало доклад секретным служебным документом, хотя его тезисы были опубликованы в научном сборнике и размещены в интернете.
Асандж тоже опубликовал секретные сведения в интернете. За что его преследуют тогда, они же уже не секретные, раз размешены? Кстати, подписку о неразглашении он не давал и вообще не гражданин преследующей его страны.
Следователи обнаружили на карте памяти его телефона фотографии автореферата диссертации по моделированию ракетного двигателя, имеющего гриф «секретно».
После этого есть смысл обсуждать только жесткость приговора. Аудио и видео аппаратура при работе с такими документами запрещена, если что.
В 2004 году его приговорили
А во Франции в 1977 гильотина работала. Пруф даже 10-летней давности зачастую нет смысла обсуждать.
Самое главное, я не увидел пруфа на это
Все жители РФ несут уголовную ответственность за разглашение секретной информации, вне зависимости от того, давали ли они подписку о неразглашении и знали ли они о том, что информация секретная.
Севастиди отчасти подходит, но передача передвижения военных колонн в принципе вызывает вопросы. К тому же в страну, куда они передвигаются. Сейчас это запрещено, не знаю, было ли запрещено тогда.
yppro
16.06.2025 09:35Квадро- (и больше) коптеры эффективно побороли врождённую болезнь вертолётов: в случае остановки винта аппарат превращается в камень, красиво падающий вниз. Так что снижение количества двигателей = снижению безопасности. Уверен, что в Пентагоне это понимают, но всё равно как-то странно видеть, что опять наступают на грабли Osprey, который известен высокой аварийностью, сложностью, дороговизной и неповоротливостью
Dr_Faksov
16.06.2025 09:35Квадро- (и больше) коптеры эффективно побороли врождённую болезнь вертолётов: в случае остановки винта аппарат превращается в камень, красиво падающий вниз.
Если я вас правильно понял, то остановка любого винта на квадрокоптере не приводит к его падению?
Alexufo
16.06.2025 09:35конечно нет, остальные стабилизируют систему сохраняя равновесие разным количеством оборотов двигателя. Маневренность снижается, но гладко сесть не мешает ничего.
yppro
16.06.2025 09:35остановка любого винта на квадрокоптере не приводит к его падению
Я читал про опыт EHang 216 и Volocopter. Они добивались, чтобы контроллеры полёта автоматически корректировали работу оставшихся двигателей. Есть и другие разработки: парашютные системы, автоматические системы посадки и резервные аккумы. Китайцы уже запустили городские аэротакси, у них с этим строго
JediPhilosopher
16.06.2025 09:35Китайцы уже запустили городские аэротакси
Да? Можно пруф? Не на то что где-то какие-то очередные зумеры переизобрели в тысячный раз идею аэротакси и показали на какой-нибудь стартап-конференции. А на прям коммерчески действующие такие системы?
Zara6502
интересно, а как при сильном ветре дрон понимает что его сносит с курса если он не ориентируется по GPS?
alexs963
Наверное использует инерционные датчики.
Radisto
В случае равномерного, без порывов ветра датчик ничего не покажет. Да и в случае порывистого он проигнорирует постоянную составляющую
Den4558
покажет. только в самом начале воздействия ветра. в случае же порывистого - точно так же - в самом начале воздействия.
iBuilder
Зависит от качества IMU, при каких-то условиях не покажет, а если IMU хорошо настроено под конкретную летающую модель - то покажет, но конечно, дреф какой-то может быть.
Radisto
Смотрит на движущуюся землю вспомогательной камерой какой-нибудь наверное. Даже дрозофилы именно так ветер оценивают, а у них мозги весят меньше, чем у дрона самый завалящий резистор на плате
Zara6502
то есть чтобы его сбить с курса делаем вокруг стратегического объекта рамы на колесиках которые катаются туда сюда и дрон стреляет себе в голову?
Pi-man
предлагаю протестировать идею на дрозофилах
blind_oracle
Да, большинство софта поддерживает модули Optical Flow. Но там высота должна быть достаточно небольшая (до 10-15 метров) чтобы оно работало.
blind_oracle
Смех смехом, но есть даже системы, которые под звёздам ориентируются. Правда точность там, по-моему, от 4км :)
eusiru
Гирокомпас?
Задолго до GPS системы устойчивого удержания курса были. Ещё во вторую мировую.
Zara6502
почитал, спасибо. но придется как-то детектировать угол дрейфа чтобы вносить компенсирующую поправку, так как сам по себе гирокомпас просто всегда показывает на север, но он не в курсе, на север он показывает из Алматы или из Калуги. То есть пока это неполное решение задачи.
lonelymyp
На самых первых дронах, много лет назад, ставили сенсор от оптической мышки с линзой на пузо коптеру. Сенсор мышки сносно умеет определять направление движения, потом пошли специализированные датчики и отдельные камеры которые определяют движение.
Zara6502
как я и написал выше - делаем рамы по периметру объекта которые постоянно двигаются и дрон стреляет сам себе в ногу.
lonelymyp
Эти рамы придётся делать размером больше чем сам объект, чтобы площадь движущихся рам имела значимое влияние на алгоритм определения направления движения и коптер не смог подлететь к объекту. Движущаяся рама должна закрывать всё поле обзора сенсора, а это извините десяток метров и больше.
Сложно представить движущиеся рамы размером 100 на 100 метров которые например ездят по периметру охраняемой военной части.
Zara6502
мне кажется это не сложно если у вас объект стоимостью 1 млрд баксов
lonelymyp
Хорошо, обманули первый дрон. За ним прилетает второй дрон, у которого сразу 6 флоу сенсоров по всем осям и процессор делает расчёт движения в 3д. Прикажете ещё и в вертикальной плоскости рамами махать?
А если упаси боже раскошелиться на нормальный лидар для коптера? https://idrone.ru/shop/kvadrokoptery/prof-oborudovanie/geodezicheskaya-semka/lidar-s-rgb-kameroy-dji-zenmuse-l1/ который будет в 3д отслеживать движение этих платформ.
Zara6502
вы сюда зашли чтобы я вам решил все проблемы охраны военных объектов? я про дроны знаю только то что они существуют, я задал простой вопрос, мне дали ответ, в рамках этого ответа я создал ситуацию когда это перестаёт работать. Если вам есть что сказать по моему изначальному вопросу - говорите, но не нужно мне какие-то предъявы выкатывать.
lonelymyp
Нет, это не перестаёт работать. Оптический сенсор потока это лишь один из многих каналов получения информации о движении беспилотника, подвижная рама сможет дать неверные показания в одном из нескольких датчиков да и то ненадолго. На общем движение это не скажется.
На большом удалении от земли сенсор может и километр площади анализировать, такую гигантскую подвижную раму просто не сделать, а на подлёте, где могут уже существовать некие рамы, там уже даже обманутый оптический сенсор роли не играет, оставшиеся сотни метров спикировать до цели хватит встроенных гироскопов и акселерометров.