Привет! Меня зовут Ксюша Соколова, я продакт менеджер в Точка Банк и занимаюсь развитием AI-Ассистента для бухгалтеров.
Эта статья родилась из личной боли: я регулярно провожу хардовые собесы продактов уровня миддл, и, к сожалению, регулярно приходится отказывать неплохим ребятам, которые, однако, совершают одни и те же ошибки, из-за которых мы не можем их оценить на заявленный грейд и пропустить дальше на знакомство с командой.
Дисклеймер:
Я буду рассуждать исключительно по фрейму найма в Точке, исходя из наших ценностей продуктовой разработки
Наши ценности – не секрет, и каждый кандидат, кто получил отказ, получает развернутую обратную связь насчет того, чего нам не хватило и на что обратить внимание для успешного прохождения собеседования в следующий раз.
Я верю, что материал будет применим и к другим компаниям! Пусть эта статья станет вашей шпаргалкой по подготовке к hard-skills интервью (и, конечно, почитал сам – покажи другому!).
Немного вводных о том, как выглядит хардовый собес в Точке:
5-10 мин кандидат рассказывает о своем продуктовом опыте (aka визитка)
Далее собеседующий задает уточняющие вопросы по зоне ответственности, метрикам, работе с командой
Далее решаем 1-2 кейса (бывает и больше, но это по ситуации)
Обычно все это занимает час-полтора.
Итак, коллеги, от сердца отрываю секретные материалы: перед вами мой личный топ-9 грубых ошибок, которые совершают практически все продакты (~80%) уровня миддл на интервью.
Ошибка #1: напрочь отсутствует структура сторителлинга о своем опыте
Часто рассказ начинается прямо с университета или первого места работы, кандидат пытается рассказать всю свою жизнь, вместо проведения собеседующего по наиболее значимому продуктовому опыту.
Отсюда вытекает проблема отсутствия структуры.
Согласитесь, можно делать одно и то же, но один расскажет, как он делал “вообще все и даже больше, чем надо было”, а другой расскажет:
какая цель/проблема была в начале
как он к ней подступился (дискавери)
откуда брал гипотезы
как ухватился не за все подряд, а за ту самую гипотезу, которая имела бóльший потенциал
как замерял результат на выходе, как отрефлексировал опыт?
Все мы работаем в неопределенности и часто хаосе, но глубину вашего опыта раскроет именно поэтапный рассказ о том, как вы это все структурировали, почему, что получилось на выходе и какие выводы из этого были сделаны.
Ошибка #2: в рассказе об опыте есть только список дел без хайлайта понятных результатов
– Мы что-то очень долго разрабатывали, исследовали, смотрели на метрики
– И что?
– …
Тут довольно очевидно, но, тем не менее, часто, очень часто кандидаты просто перечисляют свои обязанности, а не достижения. Я уверена, что менеджер должен хвалиться результатами, а не методами их достижения. Какая разница, сколько встреч проведено, сколько фреймворков выучено, если продукт/компания не стали лучше с вашим приходом?
Ошибка #3: в рассказе об опыте нет связи между целями/ключевыми метриками и гипотезами, которые проверялись
Ситуация:
– какая была твоя зона ответственности и цели по ней?
– в основном, я работал над удержанием, ну и конечно смотрел на выручку
– приведи пример классной гипотезы, как ты качал эти метрики?
– “если мы запустим рекламу на Авито, то привлечем 1000 новых пользователей
– а по ретеншену?
– а по ретеншену не успели особо проверить…
Возможно, очень возможно, что имеет место быть выдуманный опыт, но, честное слово, – каждый третий кандидат не связывает в своем рассказе (а может и в работе?), что тестирование гипотез неразрывно связано с ключевыми целями продукта. Иначе зачем копать то, что неважно?!
Ошибка #4: незнание конкурентного преимущества своего продукта
Но ведь это ключ к пониманию того, что с ним [продуктом] происходит.
Единицы продактов знают и могут четко сказать, за что пользователи выбирают их, а не конкурентов. И худшее заблуждение в этом вопросе, что “у всех такое было, и мы тоже сделали” – устойчивое конкурентное преимущество. Отсюда вытекает ключевой навык, который мы ищем в кандидатах: синтез ценности, или иными словами, знание, какую ценность несет его продукт, кто его пользователи (не соц-дем, а какие сегменты и сценарии лояльных), чем они отличаются от сценариев конкурентов, в какой области лежит потенциал "перетягивания" трафика у конкурентов?
Ошибка #5: плохое понимание инструментов или просто куча аббревиатур
Регулярно кандидаты рассказывают: “мы строили CJM, использовали MoSCoW, растили LTV, гипотезировали над CR1” и еще десятки вариантов “забыл как это по-русски”, иии..: никто из них не дает комментариев - а зачем? почему именно это? уверен, что этот фреймворк/инструмент тебе подходит?
То есть либо кандидат просто насыпал терминов, думая что чем больше - тем лучше, либо совершенно бездумно делал продукт неподходящими для него инструментами.
Отличие сильных кандидатов в том, что они всегда описывают свои метрики и специфические термины простыми словами, так что и на пальцах сразу становится понятно, что человек разобрался и действительно осознанно развивал свой продукт.
Ошибка #6: автоматизация ради автоматизации
Отдельный сегмент кандидатов, которые мне лично кажутся весьма толковыми, но бессистемными – это ребята, кто занимался переводом чего-то ручного во что-то машинное (а в т о м а т и з а ц и я).
Автоматизацию мы любим, но так получается, что ребята, кто занимается ею, презентуют свой опыт исключительно как проджектовый: “сказали делать, я сделал, потому что это очевидно, что будет лучше”.
Неочевидно.
В книге «Цель» Элияху Голдратта, хорошо раскрыта мысль, что автоматизация (в книге было про внедрение роботов) не приводит к росту прибыли, если она не повышает общий поток готовой продукции через систему.
На что обычно не могут ответить продакты после работы с автоматизацией:
что автоматизировали? (какая проблема была изначально)
как доказывали необходимость автоматизации?
как оценивали потенциальные улучшения? (на сколько улучшится/удешевится?)
любая автоматизация – это дорого, были ли какие-то пробные заходы?
за какими метриками следили?
как замеряли эффект? получили ли ожидаемый результат?
Часто ребята говорят, что задача была поставлена уже в таком виде, но мое мнение, что даже если тебе спустили задачу сверху, ничто не мешает разобраться, каковы причины этой задачи и выдвинуть разумные аргументы, как было бы лучше и безопаснее это сделать.
Ошибка #7: “это уже не моя зона ответственности”
В основном, этим грешат ребята из бигтеха: от зубов отлетают метрики, термины из p&l, гипотезы, но только в рамках своей, строго очерченной, зоны ответственности.
- Что происходит до и после твоего участка?
- - Как твои изменения повлияли на другие этапы воронки?
- - - Какие метрики у соседних сервисов, общался с их продактами?
- - - - За что пользователи выбирают ваш сервис?
– я не знаю, я отвечал только за конверсию в “далее”.
Это плохо. Но почему?
Одна из главных задач продакта – собирать контекст, чтобы трезво диагностировать проблемы и генерить глубокие, качественные гипотезы. Закрывая глаза на смежные с нашим продуктом участки, мы рискуем очень быстро исчерпать потенциал продукта.
Если кандидат отмахивается со словами “а это уже было не в моей зоне ответственности”, для меня это сигнал, что, придя в Точку, продакт уйдет в генерацию фичей, а не в создание ценности (а мы, в свою очередь, за второе и всегда стараемся влиять на смежные участки).
Ошибка #8: решение продуктового кейса без структуры и анализа ситуации
Каждый третий кандидат при решении кейса стремится сразу найти его решение, уходя в фичи. Это неправильно, ведь правильного решения по сути и нет, и вашу экспертность раскроет именно широта размышлений, широта сбора “анамнеза”;
Крепкий миддл чаще всего начинает решение кейса с шага 0 в виде вопроса “а зачем, почему могла возникнуть такая проблема?” И далее мы плавно движемся по важным вопросам, который опытный продакт должен задать себе, сталкиваясь с неизвестным.
Они [вопросы] не универсальные, но именно то, как многогранен этот спектр “важных вопросов” и способов поиска ответов на них, демонстрирует способность кандидата адаптироваться в новых условиях.
Что касается структуры, то тут, как мне кажется, более универсальный подход:
вы слушаете условие, вникаете в проблему
выделяете, к какой области продуктовой разработки относится эта проблема (синтез ценности, аналитика и метрики, гипотезы, лидерство и управление разрабокой)
применяете структуру решения, которая лучше всего подходит для этой области.
В идеале у вас должна быть заготовлена шпаргалка структуры решения под каждый вид кейса (у меня была!). Это нормально - держать ее под рукой, чтобы помочь себе быстро собраться на таком стрессовом мероприятии, как кейс-интервью.
Ошибка #9: неумение проводить пользовательские интервью
Наверное, сейчас уже считается дурным тоном не прочитать “Спроси маму”, и, конечно, не пройти курсы по пользовательским интервью. Все продакты любят писать в резюме, что проводили много исследований и принимали на их основе решения.
ОДНАКО, товарищи.
Один из моих любимых приемов на хард-интервью это буквально на 8-10 мин разыграть глубинку aka кастдев aka JTBD-интервью (выбирайте, что нравится, придираться не буду!). У нас есть условия кейса, и в ходе решения кандидат говорит, что пошел бы общаться с пользователями.
“Ага, попался” – думаю я и тут же предлагаю провести мини версию такого интервью.
От меня:
какая будет цель интервью?
какие респонденты тебе понадобятся?
какие самые важные вопросы ты мне задашь? (ответы всегда даю как реальный респ, чтобы посмотреть, как он/она ориентируется на ходу - нам это важно)
Long story short, чаще всего, в 4 из 5 раз я слышу вопросы “что бы вы хотели добавить в продукт? что вам не нравится? посоветуете его своим друзьям?”.
Хорошие ли это вопросы, оцените сами.
Вместо заключения
На этом все, спасибо, что прочли до конца! Пишите в комментариях, что думаете: строгие ли у нас в Точке ожидания от кандидатов уровня middle/middle+?
Комментарии (11)
RodionGork
18.08.2025 05:48я продакт менеджер в Точке и занимаюсь развитием AI-Ассистента для бухгалтеров.
... регулярно провожу хардовые собесы продактов уровня миддл
извините за прямоту, но в целом на Хабре что-то более "хардовое" хотелось бы видеть а не как менеджеры менеджеров не умеют хантить :)
sokoilyan Автор
18.08.2025 05:48Прямоту мы любим) А о чем бы вам хотелось почитать?
RodionGork
18.08.2025 05:48От менеджеров - трудно сказать... Всё-таки менеджеры в IT очень зависимая категория. Попробуйте, быть может, какие-нибудь "истории успеха" писать. Ну или хотя бы "почему менеджеров лучше выращивать внутри компании (даже проекта) а не нанимать со стороны".
antiquar
18.08.2025 05:48Эта статья родилась из личной боли: я регулярно провожу хардовые собесы продактов уровня миддл, и, к сожалению, регулярно приходится отказывать неплохим ребятам, которые, однако, совершают одни и те же ошибки, из-за которых мы не можем их оценить на заявленный грейд и пропустить дальше на знакомство с командой.
Как-то странно :о
Если соискатели, совершающие указанные "ошибки", Вами оцениваются как "неплохие", причем Вы об отказе этим ребятам сожалеете, то, может быть, просто стоит перестать рассматривать совершение этих "ошибок" как препятствие для дальнейшего прохождения собеседований?
sokoilyan Автор
18.08.2025 05:48Бывает сложно раскрыть хорошего кандидата, если он не подготовился к интервью. Статья посвящена как раз тем, кто хочет подготовиться)
ZvoogHub
Ваша задача - провести собеседование с кандидатом даже если он не умеет проходить собеседования.
Не надо на него сваливать свои задачи.
Кроме того, ваш список хотелок касается исключитьельно вас лично. В соседнем здании сидит точно такая же контора как ваша, но в ней собеседования проводят с другим списком приоритетов. Возможно и в соседнем отделе он другой.
Чтобы это понять пройдите десяток собеседований в качестве кандидата на сходную должность. Да простой пункт "добавить фото в резюме" делит хр на две непримиримые стороны. С пеной у рта будут доказыать надо это делать или нет.
Kyoki
Более того, кое-где фото в резюме, если и не запрещено, то очень не приветствуется.
sokoilyan Автор
Спасибо за ваш комментарий! Я в начале статьи так и написала, что буду размышлять исключительно о найме в Точку, так как в другие конторы я не нанимала)
ZvoogHub
да вы и в соседние отделы вашей же точки не нанимали.
Этот текст вы должны не сюда постить (тут куча хр пишет такие же статьи с диаметрально противоположными советами), а рассылать кандидатам вместе с приглашением на собеседование. Чтоб человек заране знал что для вас важно, а что нет. И нужно ли фотку добавлять в резюме или вы такие сразу в мусор.
Заранее сказать что конкретно вам нужно, а не требовать угадать. Это ж так просто. И кучу времени сэкономит.
sokoilyan Автор
sokoilyan Автор
дельное замечание, попробуем так сделать в следующий раз!