Привет! Это Яна Беляева, рекрутер в международной IT-компании Garage Eight. Сегодня расскажу, как говорить об увольнении с прошлого места работы так, чтобы вас и вашу ситуацию правильно услышали и поняли. В статье привожу примеры из моей практики и разбираю реальные ситуации.
Вопрос про увольнение: зачем он нужен?
Почему вообще рекрутеры и HR-менеджеры спрашивают вас не только об опыте и достижениях. Зачем они хотят услышать причины ухода из компании? На это есть три причины:
HR-специалист должен оценивать риски для компании, связанные с наймом каждого сотрудника. Например, сотрудник несколько раз уходил из компаний из-за конфликтов с руководством — это может сигнализировать о проблемах с коммуникацией.
HR-специалист должен проверить, подходит ли сотруднику компания и наоборот. Например, кандидату может не подойти формат работы, график, структура компании, процессы и правила коммуникации.
HR-специалист должен оценить soft skills кандидата.
Мягкие навыки, на которые смотрят чаще всего:
Способность размышлять и доносить свои мысли.
Умение брать ответственность за свои действия.
Умение решать конфликты, обсуждать проблемы и договариваться.
Инициативность.
Ошибки, которых стоит избегать при ответе
Представьте, что идёте на собеседование в компанию мечты и знаете, как рассказать о себе. Но неправильно подобранные формулировки в рассказе могут создать у рекрутера ошибочное мнение о вас.

Ошибки, которые стоит избегать:
Излишняя эмоциональность. Не стоит рассказывать об опыте с гневом. Часто важно именно то, как кандидат говорит об увольнении. Постарайтесь описать предыдущее место работы спокойно и без резких высказываний.
Обвинение работодателя. Не стоит уходить в обвинение работодателя и сбрасывать всю ответственность на плохие процессы и неадекватное начальство. Это может выглядеть как отказ от ответственности. Лучше нейтрально сформулировать, что не обязательно компания плохая, а, может, просто вам она не подходит. Конечно, бывает токсичное руководство и несправедливые условия — это тоже важно проговаривать. Но если на собеседовании уйти только в обвинения, есть риск, что вас не услышат. Лучше объяснить конкретно, что именно не подошло.
Раскрывайте проблему фактами. Может быть такое, что кандидат говорит лишь, что руководитель дурак, и правки у него дурацкие. А на вопрос: «А что именно он делает не так?», — отвечает: «Не знаю, просто дурак». Такой ответ выглядит так, будто человек не погружается в проблему, не изучает ее, а мыслит поверхностно. Лучше раскройте вопрос конкретикой. Например, можно сказать, что руководитель часто вносил правки без объяснения логики, это усложняло понимание задачи и затягивало сроки.
Кейсы: красные флаги и способы перекрасить их в зелёный
Кандидату и правда могут отказать в трудоустройстве из-за истории, стоящей за его увольнением. Но часто дело не в причине увольнения, а в том, что кандидат про него рассказывает. В этом блоке я разберу три кейса, где соискатели неправильно сформулировали проблему, и предложу варианты, как это исправить.

Кейс Виктора
На собеседовании Виктор сказал, что его уволили за несоблюдение дедлайнов по задачам. Он это объяснил тем, что начальник на него давил и не разрешал выделить на задачу больше часов. Поэтому Виктор каждый раз не успевал закончить вовремя.
?Почему такой ответ может выглядеть, как красный флаг? Сказав так, Виктор создал впечатление, что он не смог выйти на контакт с руководителем и объяснить ситуацию, отстоять свою позицию. В его ситуации проблема была в компании, но из-за формулировки со стороны это может выглядеть так, будто он не показал на цифрах результат и согласился на неподходящие ему условия.
А как сформулировать лучше?
На собеседовании Виктору стоило рассказать, что со стороны руководства было давление по оценке задач. Он понимал, что не сможет уложиться в эти сроки, и аргументированно просил оценить задачи выше и заложить риски. Но руководитель настаивал на прежних оценках и предлагал переработать в случае рисков. Виктор понял, что такая система ему не подходит.
Почему это зелёный флаг: Виктор выходил на контакт и объяснял свою позицию. Он не хотел перерабатывать. Многие компании тоже против переработок, и они обязательно закладывают риски в оценки. В таком случае HR-менеджеры отметят способность решать проблемы и отстаивать свою позицию.
Кейс Пети
Петя на собеседовании рассказал, что пришёл в компанию и через полгода понял, что на рынке ему могут предложить больше денег. Поэтому сейчас он в поисках.
?Почему такой ответ может выглядеть, как красный флаг? Петя таким ответом создал впечатление, что не узнал в своей компании о реальных возможностях для роста и изменения зарплаты. Со стороны может выглядеть так, что он согласился на оффер, зная, что пересмотр вознаграждения будет только через год, но уже сейчас хочет изменений. И тогда, к сожалению, рекрутер может расценить это, как непостоянство, недовольство договоренностями и риски для компании. Хотя часто в такой ситуации проблема будет не в Пете, а в том, что компания была нечестна в своих изначальных обещаниях ему.
А как сформулировать лучше?
Петя мог бы рассказать, что он согласился на маленькую зарплату, потому что ему обещали премии и дополнительные бенефиты, но прошло полгода, и ни премий, ни бенефитов он не получил. Он обсуждал эту ситуацию с HR и лидом, но понял, что его обманули. Он узнавал о возможностях повышения оклада, но ему отказали.
Почему это зелёный флаг: Иногда работодатели и правда обманывают. HR-менеджеры относятся к этому с пониманием и стараются быть максимально честными в своих обещаниях. К тому же Петя проявил инициативность и попытался найти выход из ситуации.
Кейс Саши
Саша уволился через 2 месяца после начала работы. Он принял оффер от компании на большую сумму, ему предстояла релокация на Кипр. После переезда Саша понял, что ему не нравится страна и условия работы. Он не готов работать полный день в офисе.
?Почему такая ситуация может выглядеть, как красный флаг? Ответ Саши может выглядеть со стороны так, будто проблема была в том, что он не обдумывал предложение на этапе оффера, не узнал заранее об особенностях жизни на Кипре и поэтому быстро уволился. Хотя на самом деле многие нюансы невозможно предсказать заранее, и важно просто показать, какие выводы он сделал из этого опыта.
А как сформулировать лучше?
Саша мог бы сказать, что, да, он уволился через 2 месяца после начала работы. Но он понял, что деньги — не главное. Он согласен на зарплату ниже, если ему предложат подходящие условия. Теперь он рассматривает только гибридный формат. А еще можно сказать, что он берёт на себя ответственность за переезд и последующие решения.
Почему это зелёный флаг: Саша покажет, что сделал выводы о том, какие условия ему подходят. Теперь он узнаёт, что предлагает новый работодатель, и сравнивает это со своими ожиданиями и предпочтениями. Значит, ответственно подходит к карьерным вопросам.
Эти кейсы — лишь примеры для того, чтобы понять логику подачи информации. Единственно верного ответа обычно нет, многое зависит от ситуации кандидата и его реальных причин ухода. Конечно же, бывает токсичное руководство, дедлайны без учёта реальности, или обман с бенефитами. Это тоже важная информация — нормальные компании это поймут. |
Примеры рабочих ответов при трудоустройстве в IT
За время работы в Garage Eight я провела сотни собеседований. Много работала с наймом в IT-отдел и выделила несколько фактов о причинах увольнения кандидата с прошлой работы, которые прекрасно понятны работодателям.
✅Кандидат хотел развития, но таких возможностей внутри компании не было
Например, он хотел бы изучать новые технологии, специализироваться на разработке на определённом стеке. А в компании уже давно устарели технологии, и они не стремятся развиваться в этом ключе.
✅Кандидату больше 2 лет не повышали зарплату
При этом он набирался опыта, изучал новые технологии, совершенствовал навыки организации и коммуникации. Часто это сигнализирует, что в компании непонятна система грейдов или она финансово не способна обеспечить возможности для роста сотрудников.
✅Кандидату интересна сфера, на которой специализируется компания
Например, до этого человек работал в EdTech и изучил все особенности отрасли. Новый работодатель работает в сфере финансов, а кандидат как раз хочет сменить индустрию и увлекается FinTech-направлением. Рекрутер, скорее всего, посчитает это хорошей причиной для смены места.
Как мы в Garage Eight понимаем, что кандидат нам подходит?
Точно будет плюсом, если он:
стремится к карьерному росту и развитию
ценит четкие процессы и готов их улучшать
проявляет инициативность
интересуется конкретными сферами и технологиями
готов учиться новому.
Мы обращаем внимание именно на эти факторы, потому что это соответствует ценностям компании. Например, наша ценность «прозрачность» относится к чётким, грамотно выстроенным процессам. Ценность «фокус» — к отсутствию переработок и рациональному распределению обязанностей. Ценность «непрерывное улучшение» — к поддержке сотрудников в стремлении каждый день становиться лучше.
Заключение
Когда вас спрашивают об увольнении с прошлого места работы, нужно держаться уверенно и представить ситуацию с позитивной стороны. Увольнение — это часть трудовой жизни. Объясните, что вы с работодателем просто не подошли друг другу, без агрессии и обвинений. Подчеркните, что эта ситуация дала вам возможность пересмотреть свои цели, понять, в каком направлении вы хотите развиваться.
Напоследок отвечу на популярный вопрос: «Как часто можно менять работу, чтобы это не выглядело плохо в резюме?». Строгих правил нет, но вот, что стоит учесть:
❔ Если у кандидата в резюме указаны 5 мест работы, на каждом из которых он пробыл меньше года. Я рекомендую сразу обосновать это в резюме, подчеркнуть причины увольнения. Бывает, что кандидат просто довел проект до релиза, и это нормально.
❔ Если кандидат ищет новое место работы через несколько месяцев после трудоустройства без веской на то причины. Поэтому если находитесь в такой ситуации, обязательно четко сформулируйте мотивацию к смене работы.
Я была рада поделится опытом. Если появились вопросы — оставляйте их в комментариях к этому материалу. А если ищете работу, заглядывайте на карьерный сайт Garage Eight, где открыт целый ряд вакансий в IT.
Комментарии (5)
IvanSTV
21.08.2025 12:14текст просто смешной, потому что пытается переложить всю ответственность за плохие процессы на работника. Работник по тексту, уже априорно виноват в том, что уволился и мудрый HR рассказывает, как оправдаться перед следующим охреневшим от наглости "работодателем", который даже еще и не работодатель ни разу, так как по практике - как ни лей на собеседованиях розовый сиропчик, основное желание его - не найти работника, а "просто посмотреть".
Но можно разобрать по пунктам.
На собеседовании Виктор сказал, что его уволили за несоблюдение дедлайнов по задачам. Он это объяснил тем, что начальник на него давил и не разрешал выделить на задачу больше часов. Поэтому Виктор каждый раз не успевал закончить вовремя.
это объяснение вполне четко описывает картину, и неясно, что тут не так. Никто, даже самый лучший работник при том, что ему суют нереальные сроки сверху, нормально не справится. И бла-бла-бла, что "надо разговаривать с начальником", не к месту - мы все знаем, что в значительном числе организаций это вообще бесполезно, особенно если начальник считает, что за забором очередь, а он самый умный и красивый.
Петя таким ответом создал впечатление, что не узнал в своей компании о реальных возможностях для роста и изменения зарплаты.
о, уверенность HR-ов в том, что в каждой компании для каждого работника в любой момент времени существуют возможности для роста зарплаты прямо намекают, что весь процесс собеседований идет прямой трансляцией из страны розовых пони. В большинстве организаций все абсолютно наоборот, и уже устраиваясь на работу, большинство не питает никаких иллюзий, что повышение зарплаты (и даже индексация) только через увольнения. Что тут махать красным флажком?
Пете стоит рассказать, что он согласился на маленькую зарплату, потому что ему обещали премии и дополнительные бенефиты, но прошло полгода, и ни премий, ни бенефитов он не получил.
Мне никаких премий и бенефитов даже не предлагали и не обещали. Много-много лет уже как я премию не видел. Надо врать, что вот мне пообещали больше? А я вот устроился на меньшие деньги, потому что искал работу в условиях холодного рынка труда, потому пошел куда берут, что мне в этом случае предложите соврать? Про "интересные задачи"? Про "крупную компанию", даже если это по факту лишь большой колхоз?
Саша не обдумал предложение на этапе оффера, не узнал заранее об особенностях жизни на Кипре, быстро уволился.
такие вещи можно писать, только если никогда не выбирался из своего эльфятника. На этапе обдумывания и подготовки одни цифры по стоимости жизни в другой стране, по факту - другие. Это риск, и точно учесть степень этого риска почти невозможно. Вы от людей ясновидения требуете? Или ваш виртуальный Саша миллионер, чтобы смотаться на Крит по-быстренькому и составить до принятия оффера смету с точностью до цента, определив до киловатта отопление и расход воды до литра? Работодатель переложил все риски на работника, а вы еще и обвиняете его в том, что он плохо подготовился и не угадал каких-то там сезонных колебаний чего-то на каком-то там заштатном острове?
Кандидат хотел развития, но таких возможностей внутри компании не было
. по дефолту надо хотеть развития? А просто вы мне деньги, а я вам работу - не? Человек ходит на работу, чтобы семью кормить, а развиваться можно не только на работе. У меня один хер был на складе, на развитие в складской логистике забил здоровенный болт, просто экстенсивным трудом ворочал горы, а развивался в спорте - постоянно катался по соревнованиям. Я его предложил уволить нахрен, так как такой старший нафиг не нужен, ибо он деревянный и работу выше кладовщика не тянет, только на других ездит, так на меня все смотрели как на сумасшедшего - он же так много делает, без него упадет выработка. Так и остался он ценным работником. Тоже вариант.
Кандидату больше 2 лет не повышали зарплату
повторюсь, но таких компаний абсолютное большинство, это мотив почти для каждого первого
Кандидату интересна сфера, на которой специализируется компания
кандидату достаточно не испытывать к этой сфере идиосинкразии
Одним словом, сова ваша на глобус не налезла.
GarageEight
21.08.2025 12:14Спасибо за комментарий! Рынок и правда далёк от идеала, и бывают ситуации, когда договориться с руководством или дождаться премий просто невозможно. Поэтому в статье кейсы приведены как отдельные примеры. В жизни у каждого своя история, и многие HR это понимают. Задача текста была не обвинить сотрудника, а помочь кандидатам рассказать о своём опыте.
Просто компании бывают разные, все будут слушать через свою призму (а она, к сожалению, порой может дать некоторые искажения). Поэтому лучше знать, как грамотно подать свой опыт, чтобы уж точно быть услышанным.
stackjava
- Все, что вы скажете будет использовано против вас в суде
johnsqurrel
и не в суде тоже. например:
Виктор позволяет себе спорить с руководством, которое опытнее и лучше знает, сколько времени уйдет на ту или иную задачу. кстати, на споры тоже уходит время, которое можно было бы потратить на решение задач. вариант: Виктор ИБДшник, тянет резину, занимается ерундой.
и т.д., дальше самостоятельно.
GarageEight
Ну тут уже получается пример компании с культурой в духе «начальник всегда прав, а сотрудник виноват». Если кандидат ушёл именно из-за такого подхода, то вряд ли он захочет работать там, где HR и руководство мыслят так же :-))
В нормальной ситуации умение сотрудника аргументировать свою позицию и вступать в диалог — это ценные скилы. И адекватный HR скорее отметит такие навыки, чем подумает, что человек «тянет резину».