В России с депрессией живёт больше людей, чем с нарушениями зрения и слуха вместе взятых. Но интерфейсы до сих пор инклюзивны только для глаз и ушей.
Ментальные особенности влияют на то, как мы воспринимаем информацию, доверяем окружающему миру и взаимодействуем с цифровыми интерфейсами. То, что может показаться нормальным для одного человека, может быть сложным или болезненным для другого.
Мне стало интересно поисследовать, есть ли дополнительные требования к дизайну, которые могли бы сделать опыт нейроотличных людей проще. В этой статье я рассмотрю пять наиболее распространённых ментальных расстройств среди взрослых и исследую, как дизайн может лучше служить пользователям с такими особенностями.
Масштаб проблем с ментальным здоровьем
Распространённость проблем с ментальным здоровьем более значительна, чем многие осознают.
Депрессия: по данным АСИ, примерно 10 % населения России страдает от депрессии, что делает её одной из самых распространённых проблем с ментальным здоровьем.
Тревожные расстройства: исследования показывают, что около 4% мирового населения в настоящее время испытывает тревожные расстройства.
СДВГ: в России примерно 2,5-3,5 % взрослых живут с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Расстройства аутистического спектра (РАС): около 1 % населения России находится в спектре аутизма.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): предполагается, что 7-10 % населения РФ испытывает симптомы ПТСР.
Для примера, с нарушениями зрения в России ситуация выглядит так: по данным исследования Ural Eye and Medical Study, около 3,1 % населения России имеют умеренные и тяжёлые нарушения, а 0,19 % — полностью слепы.
Статистика показывает, что проблемы ментальных расстройств важны не меньше, чем снижение зрения или слуха, для которых доступный дизайн уже давно стал обязательным стандартом.
Тревожное расстройство: дизайн для контроля и спокойствия
Тревожные расстройства могут значительно влиять на обучение и обработку информации, затрагивая способности к концентрации внимания, памяти и социальному взаимодействию.
Ключевые характеристики пользователей с тревожными расстройствами:
снижение концентрации внимания и трудности с фокусировкой;
повышенная утомляемость от высокого уровня стресса;
проблемы с памятью в стрессовых условиях;
избегание социальных взаимодействий;
склонность к перфекционизму, ведущая к избеганию задач или чрезмерной подготовке.
Дизайнерские решения
Персонализированный пользовательский опыт: позволяйте пользователям контролировать темп, делать перерывы и пересматривать контент по мере необходимости. Адаптируйте сложность контента на основе знаний пользователя и предыдущих ответов, предоставляйте выбор последовательности изучения.
Например, в Khan Academy курсы можно проходить в собственном темпе: ставить видео на паузу, пересматривать, пропускать разделы, выбирать уровень сложности — beginner/intermediate/advanced.

Успокаивающая эстетика: избегайте ярких цветов, мерцающих элементов или громкого аудио. Используйте спокойные цветовые палитры и мягкие анимации.

Приложение HeadSpace — тёплая цветовая палитра, плавные переходы, мягкие иллюстрации вместо резкой графики.
Выделяйте главное: используйте акцентные шрифты для заголовков, понятные кнопки, привычное и логичное расположение элементов.
Напоминания о перерывах: если это уместно в вашем продукте, включите уведомления, поощряющие короткие перерывы для снижения тревожности и усталости. Например, функция «Take a break» у YouTube:

Возможности анонимного взаимодействия: для платформ, требующих социального взаимодействия, предоставьте режимы анонимного участия для снижения социальной тревожности. Например, Pure (приложение для знакомств) не даёт сделать скриншоты никаких страниц в приложении для сохранения анонимности пользователей.

Подсветка следующих шагов: используйте пошаговую навигацию, прогресс-бары, чек-листы и прочее.
СДВГ: структура без перегрузки
СДВГ влияет на способность человека концентрироваться, организовывать информацию и контролировать импульсивные реакции, требуя специфических дизайнерских решений.
Ключевые характеристики пользователей с СДВГ:
трудности с поддержанием фокуса и лёгкая отвлекаемость;
импульсивное поведение и принятие решений;
гиперактивность и беспокойство;
проблемы с организацией и планированием;
проблемы с запоминанием задач и материалов.
Дизайн для пользователей с СДВГ должен снижать когнитивную нагрузку и помогать в удержании внимания и управлении временем.
Дизайнерские решения
Чёткая иерархия контента: реализуйте очевидную структуру информации для снижения когнитивной нагрузки и для помощи в удержании фокуса.

Минимальные отвлечения: уберите ненужные визуальные и аудиоэлементы, которые могут отвлечь внимание от важного контента. Например, в Figma можно скрыть элементы интерфейса и оставить только контент.

Мобильная оптимизация: обеспечьте быстрый доступ к материалам на мобильных устройствах для коротких сессий пользования вашим сервисом.
Мобильная оптимизация: обеспечьте быстрый доступ к материалам на мобильных устройствах для коротких сессий пользования вашим сервисом.
Персонализация: дайте пользователям настраивать интерфейс под себя, например, выбирать тему, не только светлую и тёмную, но и степень нагруженности интерфейса.
Геймификация: используйте системы достижений, рейтинги, награды за выполнение нужных вам действий. Наверное, самый очевидный пример — это Duolingo с его страйками, наградами и недовольной совой, если ты пропустил занятия.

Управление вниманием: например, плавные подскроллы к нужному элементу, но без перегрузки внимания. В Figma — при клике по комментарию происходит автоматическое подсвечивание и плавная прокрутка к элементу.
Информация небольшими порциями: Представляйте контент короткими, управляемыми частями чтобы не перегрузить пользователя.
Депрессия: поддержка мотивации и самооценки
Депрессия может значительно влиять на мотивацию, концентрацию, уровень энергии и самовосприятие — все критически важные факторы в пользовательском опыте.
Ключевые характеристики пользователей с депрессией:
Сниженная мотивация и интерес к ранее приятным действиям
Трудности с концентрацией и фокусом
Хроническая усталость и низкая энергия
Негативное самовосприятие и низкая самооценка
Для таких пользователей интерфейсы должны быть максимально поддерживающими, бережно снижающими нагрузку. Желательно дробить информацию и задачи на маленькие порции, чтобы мотивировать пользователя получением порции дофамина за выполнение маленьких задач.
Дизайнерские решения:
Визуализация прогресса. Показывайте чёткие индикаторы прогресса и отмечайте небольшие достижения чтобы повышать мотивацию и самооценку. Например, визуальные индикаторы выполнения задач (чек-листы, проценты прогресса) в Trello.

Поддерживающие сообщения. Используйте мягкий, ободряющий язык и избегайте резкой или осуждающей обратной связи.

Взаимодействие без давления. Проектируйте интерфейсы, которые не «наказывают» пользователей за перерывы или медленный прогресс. В том числе интерфейсы должны по умолчанию сохранять все введённые пользователем данные, не прерывать сессии по времени и тд. Например, автосохранение каждой правки без ограничения по времени в Google Docs
Избегать сравнения с другими. Используйте минимум рейтингов, публичных метрик и соревновательных элементов. Apple Health — основной фокус на личных показателях, а не на сравнении с другими

Расстройство аутистического спектра: предсказуемость и выбор
РАС характеризуется различиями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченными или повторяющимися интересами, требуя тщательного рассмотрения в дизайне интерфейсов.
Ключевые характеристики пользователей с РАС:
Проблемы с социальным взаимодействием
Сенсорная чувствительность
Предпочтение рутины и предсказуемости
Интенсивные интересы к конкретным темам
Трудности с абстрактными понятиями
Ключевая задача дизайна для пользователей с РАС — создавать комфортное и предсказуемое взаимодействие. Важно поддерживать разные способы взаимодействия с информацией и с людьми.
Дизайнерские решения:
Сенсорная кастомизация. Предоставьте опции для настройки яркости, контраста, цветов и отключения анимаций или звуковых уведомлений на основе сенсорных предпочтений. Например, в YouTube есть возможность отключить автоплей, включить субтитры, выбрать светлую или тёмную тему

Асинхронные каналы взаимодействия. Чаты, сообщения на почту и FAQ вместо звонка по телефону.

Конкретика вместо метафор. Иконки, иллюстрации и тексты должны быть узнаваемыми и однозначными, желательно иметь подписи к иконкам

Гибкость. Возможность настраивать интерфейсы под себя — виджеты, избранное, фильтры.
ПТСР: безопасность и контроль
ПТСР может вызывать гиперчувствительность к триггерам, трудности с концентрацией и избегающее поведение, значительно влияющее на цифровое взаимодействие.
Ключевые характеристики пользователей с ПТСР:
Гиперчувствительность к определённым стимулам или триггерам
Трудности с концентрацией и кратковременной памятью
Избегание контента, связанного с триггерами
Нарушения сна
Эмоциональная неустойчивость
Интерфейсам важно давать максимальный контроль и снижать нагрузку на внимание и память.
Дизайнерские решения:
Предупреждения о контенте. Предоставляйте чёткие предупреждения перед потенциально чувствительным материалом, позволяя пользователям подготовиться или отказаться от просмотра.

Кастомизация интерфейса. Позволяйте пользователям настраивать яркость, цветовые схемы и отключать аудио/видео эффекты, которые могут служить триггерами.
Модульный контент. Разбивайте материалы на короткие, управляемые секции для возможности частых перерывов и предотвращения перегрузки. Например, короткие уроки в Duolingo или медитации на 3-5 минут в Headspace.
Инструменты поддержки памяти. Включите возможности ведения заметок, закладки и легкодоступные резюме для пользователей с проблемами концентрации и памяти. Например, Яндекс Практикум даёт сохранять контент в заметки простым выделением текста в уроке

Заключение
Дизайн для поддержки ментального здоровья — это создание лучшего опыта для всех. Многие принципы дизайна, перечисленные в этой статье, подходят под понятия «хорошего интерфейса». Чёткая навигация полезна всем, а не только тем, у кого СДВГ или тревожное расстройство.
Чем больше мы говорим об инклюзивности, тем ближе мы становимся к обсуждению доступности для ментальных проблем. Я верю, что когда дизайнеры и разработчики понимают, как разные состояния ментального здоровья влияют на восприятие информации, они лучше усваивают рекомендации о том, как проектировать «хорошие» интерфейсы для всех.
Цель не в том, чтобы создавать отдельные решения для разных групп пользователей, а в том, чтобы проектировать гибкие, настраиваемые интерфейсы, которые могут адаптироваться к различным потребностям и предпочтениям.