Перед вами сравнение популярных ИТ-решений для автоматизации процессов корпоративного планирования. В обзор вошли как отечественные платформы, так и зарубежные, приостановившие или прекратившие работу на территории РФ: «Форсайт», «1С: Управление холдингом», Optimacros, Knowledge Space, Oracle Hyperion Planning, IBM Planning Analytics, Anaplan.

Материал подготовлен на основе открытых данных в сети Интернет и при участии технических экспертов, сертифицированных по соответствующим программным продуктам и имеющих опыт их внедрения. Обзор будет полезен представителям среднего и крупного бизнеса из разных отраслей, которые стоят перед выбором ИТ-платформы для корпоративного планирования.

Прежде чем перейти к сравнительному анализу, погрузимся ненадолго в предысторию – как появились Oracle Hyperion Planning и IBM Planning Analytics, а после них и Anaplan.

Появление западных систем – Oracle Hyperion Planning и IBM Planning Analytics

Oracle Hyperion Planning и IBM Planning Analytics можно назвать классическими EPM/CPM-системами (Enterprise/Corporate Performance Management), которые используются преимущественно финансовой службой и призваны автоматизировать процессы классического бюджетирования в горизонте года и более. Эти системы отличаются высокой надежностью и производительностью. Они нацелены на расчет непосредственно бюджета, то есть денежной составляющей плана, но делают это не слишком детальными «мазками», так как чем длиннее горизонт планирования, тем больше степень неопределенности, и глубокая детализация теряет смысл. На западном рынке, где зародилось понятие EPM/CPM, не было идеи совместить все потребности в одном решении, чтобы максимально сэкономить IT-бюджет. Поэтому там наблюдается разнообразие четко сфокусированных платформ.

Архитектуры Oracle Hyperion Planning и IBM Planning Analytics сильно отличаются. Но сначала расскажем об их общем принципе и о технологии, которую мир узнал с их появлением.

В 80-х годах прошлого века (практически одновременно с появлением Excel) компания Cognos предложила рынку первое решение для финансового планирования, построенное на OLAP-технологии.

Что такое OLAP (Online Analytical Processing) или оперативная аналитическая обработка данных, в чем ее принцип? В основе технологии лежат OLAP-кубы — многомерные массивы данных, объединяющие в себе предварительно обработанную информацию из большого числа таблиц. Это своего рода большая сводная таблица (знакомая нам по Excel) или кубик Рубика, где каждый сектор – набор аналитик и показателей, комбинируя которые можно получить нужный срез данных.

В 1992 году на рынке появилась другая OLAP-база от Arbor – продукт Essbase, которым в разное время владели разные компании. Сейчас платформу, построенную на этой OLAP-технологии, мы знаем как Oracle Hyperion Planning, и это продукт американской корпорации Oracle, приобретенный ею в 2007 году.

Интерфейс системы Oracle Hyperion Planning (источник: comparecamp.com)
Интерфейс системы Oracle Hyperion Planning (источник: comparecamp.com)

Итак, в чем разница между Cognos, который в 2008 году приобрела компания IBM и который теперь называется IBM Planning Analytics, и Oracle Hyperion Planning, появившемся на рынке чуть позже?

В Hyperion модель состоит из приложений, каждое из них ограничено использованием 20 аналитических измерений. Каждое такое значение (единица информации) в приложении «лежит» на пересечении всех измерений. То есть всё, что наполняет вашу модель, строится на значениях заведенных в приложении dimensions (измерениях), таких как ЦФО, статьи бюджетного классификатора, продукты, регионы и т.д., а также «показателей» (например количество, цена, стоимость). Всё это представлено аналитиками в измерениях. Поскольку размер куба зависит от количества аналитик и количества значений в них и определяется по формуле «количество значений dimension 1 количество значений dimension 2 количество значений dimension 3 * … количество значений dimension 20», то вырисовывается ограничение в 20 измерений на приложение.

Данное ограничение вынуждает проектировщика (методолога и ИТ-архитектора) очень взвешенно подходить к построению модели: грамотно наполнять эти измерения, избегать повторений смыслов и сущностей в разных аналитиках (не смешивать их логически), выстраивать иерархию. В случае с Hyperion всю бюджетную модель компании, как правило, делят на предметные области, например «План-бюджет продаж», «План производства» или «Бюджет HR», и разводят по разным приложениям, чтобы максимально задействовать имеющийся лимит по аналитикам, так как они в этих группах бюджетов сильно отличаются.

В случае с IBM Planning Analytics (который появился много раньше) ограничений по количеству аналитик практически нет. Кроме того, IBM – мультикубовый продукт, в нем нет необходимости «разрезать» модель на области. Вы создаете показатели как отдельные кубики и собираете мультикуб из необходимого количества показателей – кубов и измерений – аналитик, тех же ЦФО (или других элементов финансовой структуры компании), «статей бюджетного классификатора», «продуктов», «регионов» и т.д. При этом практически каждый отчет проектируется как отдельный мультикуб. Но такая гибкость имеет и подводные камни, она требует особой тщательности проектирования. Если позволить себе дублировать сущности в разных аналитиках и множить показатели, проводить анализ данных в такой модели впоследствии будет затруднительно.

Панель инструментов IBM Planning Analytics (источник: ibm.com)
Панель инструментов IBM Planning Analytics (источник: ibm.com)

Oracle Hyperion Planning и IBM Planning Analytics – классические EPM/CPM-решения, давно завоевавшие рынок, они прошли множество внедрений, в их надежности можно не сомневаться. Кроме того, к их преимуществам относится умение «не хранить нулевые значения», что стабилизирует производительность.

Основные претензии к продуктам:

  1. Они не предназначены для детального планирования (на горизонтах с дискретностью менее 1 месяца), оптимизационных и других «околобюджетных» задач. Они хорошо решают задачи верхнеуровневого планирования и бюджетирования, но не помогут подготовить вам подневный план производства, взаимосвязанный с планом продаж, с учетом изменений спроса и т.д.

  2. Срок внедрения таких систем в среднем от 9 месяцев до 1,5 лет. Бюджет, конечно, очень зависит от задачи и масштабов решения и относится к высокому ценовому сегменту. При этом внедрением и последующей поддержкой должны заниматься продвинутые программисты, так как настройка этих систем требует специальных технических знаний.

Anaplan – система более нового поколения

Отталкиваясь от указанных недостатков, компания Anaplan в 2010 году вывела на рынок принципиально новый продукт с концепцией интегрированного бизнес-планирования, как раз решающий задачи детального планирования ресурсов и их оптимизации, планирования спроса, логистических потоков, помогающий бизнесу связать все ключевые процессы на единой платформе.

Кроме того, Anaplan эффективно интегрировал в продукт концепцию self-service (самообслуживания), позволяющую создавать базовые модели без использования языков программирования. Этот подход сразу существенно снизил издержки внедрения и техподдержки. Команда, создававшая Anaplan, задумывала его как «реинкарнацию» IBM Analytics, поэтому архитектурная логика у него та же – мультикубовость. На тот момент создателям Anaplan удалось сократить сроки внедрения до 4–8 месяцев и снизить бюджет +/– на 20 % в сравнении с конкурентами.

Модель финансового планирования в системе Anaplan (источник: anaplan.com)
Модель финансового планирования в системе Anaplan (источник: anaplan.com)

В 2014 году, с началом реализации программы импортозамещения, в России стал бурно развиваться рынок собственных решений. За основу для разработки брались лучшие практики (архитектурные и методологические) западных EPM/CPM-решений с обязательным добавлением функциональных модулей, наиболее полно отвечающим запросу именно российского бизнес-сегмента. Сегодня, ввиду ухода с российского рынка ведущих западных вендоров, бизнес активно замещает импортные решения на российские продукты. Так, например, Anaplan наиболее логично и безболезненно замещать на платформу Optimacros, построенную по аналогии с западным решением. А Oracle Hyperion Planning – на «Турбо бюджетирование» (не включен в сравнительный анализ), так как по архитектуре системы близки друг к другу.

Рынок российских CPM-систем

Если сравнивать современные российские платформы с точки зрения пользовательской функциональности, то все они как минимум не хуже импортных.

Помимо указанных выше трех западных систем, в статье будет рассказано о четырех отечественных решениях. Однако из этого не следует, что другие продукты на российском рынке не заслуживают внимания, тем более что все они активно развиваются и меняются с каждым днем.

«Форсайт»

Понятие «форсайт» (foresight) в общем смысле характеризует систематическое размышление о будущем и воздействие на него.

Программный продукт «Форсайт. Бюджетирование» достаточно свежий на рынке. Первые сертифицированные специалисты появились в 2018 году. Он стал развитием продукта «Форсайт. Аналитические таблицы», который знаком рынку с начала 2000-х и успел зарекомендовать себя как удачное российское BI-решение. «Форсайт» использует ROLAP-технологию, то есть данные хранятся не в OLAP-кубах, а в колоночных базах данных, там же происходят расчеты. Запросы реализуются через обращение к локальным таблицам, содержащим предварительно консолидированные данные. Это обеспечивает быстрое обращение к нужному срезу, но затрудняет многоуровневый пересчет.

Интерфейс платформы «Форсайт. Бюджетирование» (источник: fsight.ru)
Интерфейс платформы «Форсайт. Бюджетирование» (источник: fsight.ru)

Сильные стороны «Форсайт. Бюджетирование»:

  • интуитивно понятный и гибко настраиваемый под пользователя веб-интерфейс;

  • широкий инструментарий визуализации;

  • встроенный механизм настройки бизнес-процессов и маршрутов согласования;

  • возможность работы из привычного Excel-интерфейса;

  • встроенные механизмы формирования пакетной регламентной отчетности;

  • отсутствие ограничений по количеству аналитик и объему информации без потери производительности.

На что обратить внимание:

  • не self-service-платформа, разработка и поддержка требуют от специалистов технического бэкграунда, хотя некоторые бюджетные алгоритмы пользователь может настраивать самостоятельно, используя встроенный конструктор;

  • пожалуй, самая дорогая российская система в своем классе, как в затратах на внедрение, так и в технической поддержке;

  • система сфокусирована на задачах анализа и финансового планирования, решение задач смежных операционных процессов без кастомизации не предусмотрено.

Knowledge Space

В 2019 году ИТ-компания «Интегрированные системы управления» представили продукт Knowledge Space. В его основе – операционное хранилище OLTP, которое дает преимущество в обработке большого количества операционных данных. Это полезно, так как Knowledge Space делает больше фокус на операционное производственное планирование, чем на финансовое.

Продукт позиционируется как low-code-система (позволят создавать приложения с минимальным кодированием вручную), но если вам понадобятся функциональные расширения, то нужно будет применить знание JavaScript.

Дашборд планирования производства в Knowledge Space (источник: im.systems)
Дашборд планирования производства в Knowledge Space (источник: im.systems)

Сильные стороны Knowledge Space:

  • IBP-функционал с возможностью гибкого Excel-подобного моделирования;

  • инструментарий для создания цифровых двойников процессов любой сложности;

  • использование внешних библиотек для решения оптимизационных задач;

  • современный веб-интерфейс и возможность персонализированной настройки рабочего места;

  • возможность прикреплять документы (вложения) и открывать их прямо из системы;

  • широкий инструментарий визуализации;

  • встроенные механизмы формирования пакетной регламентной отчетности;

  • отсутствие ограничений по количеству аналитик и объему информации без потери производительности;

  • встроенный механизм настройки маршрутов согласования.

На что обратить внимание:

  • систему нельзя назвать полноценной low-code-платформой, для персонализированных настроек конкретного бизнеса требуется знание языков программирования;

  • нет возможности работать из привычного Excel-интерфейса;

  • по стоимости внедрения и поддержки можно отнести к средней ценовой категории.

Optimacros

В 2018 году на российском рынке появилась платформа, позиционирующая себя как IBP. По словам идейного вдохновителя и CEO Романа Дидыча, Optimacros начался когда-то из бэклога на 15 фич, которых не было в Anaplan.

Система сознательно создавалась наподобие популярного ноу-хау – Anaplan, впервые предложившего российскому рынку концепцию self-service-разработки.

Основные фичи, которые продвинули Optimacros и выделили на фоне Anaplan:

  • возможность развертывания системы на собственных серверах (on-premise);

  • встроенный оптимизатор для повышения эффективности вычислений;

  • встроенное хранилище OLTP, обеспечивающее возможность хранения и обработки больших объемов данных вне системы (например, для аккумуляции и агрегации данных факта);

  • собственная библиотека скриптов;

  • преднастроенная интеграция с 1С.

Модель промомаркетинга в системе Optimacros (источник: optimacros.com)
Модель промомаркетинга в системе Optimacros (источник: optimacros.com)

Сильные стороны Optimacros:

  • полноценный IBP-функционал;

  • библиотека проектов с примерами автоматизации сложных процессов в крупном бизнесе;

  • встроенный оптимизатор, помогающий решать оптимизационные задачи с использованием как внешних библиотек, так и собственных;

  • современный веб-интерфейс и возможность персонализированной настройки рабочего места;

  • широкий инструментарий для визуализации;

  • встроенные механизмы формирования пакетной регламентной отчетности;

  • отсутствие ограничений по количеству аналитик и объему информации без потери производительности;

  • встроенный механизм настройки маршрутов согласования.

На что обратить внимание:

  • нет возможности прикреплять документы (вложения) и открывать их прямо из системы, но можно оставлять комментарии и ссылки для перехода;

  • нет возможности работать непосредственно из Excel-интерфейса;

  • не самый оптимальный с точки зрения удобства настройки функционал поддержки согласований и Workflow;

  • по стоимости внедрения и поддержки можно отнести к средней ценовой категории.

«1С: Управление холдингом»

«1С» – объективно самый узнаваемый бренд на российском ИТ-рынке. С 90-х годов через «1С: Бухгалтерию», а потом «1С: Предприятие» компания стала буквально захватывать российский рынок автоматизации учета. 

В 2014 году «1С» представил CPM-платформу «1С: Управление холдингом», призванную помочь российскому бизнесу в импортозамещении. Система объединяет решения в части бюджетирования, функций казначейства, учета (именно для холдинговых распределенных структур), консолидации, контроля KPI, управления проектами, документооборота и управления закупками.

Аналитическая панель в «1С: Управление холдингом» (источник: v8.1c.ru)
Аналитическая панель в «1С: Управление холдингом» (источник: v8.1c.ru)

 Сильные стороны «1С: Управление холдингом»:

  • бесшовно интегрируется с другими решениями линейки «1С», продукты которой, как минимум в части учета и сбора данных факта, широко распространены в России;

  • поддерживает решения на больших объемах данных, и хотя формальных ограничений по количеству аналитик и объему их наполнения нет, при проектировании следует помнить, что это всё же влияет на производительность;

  • встроенный механизм согласования с возможностью настройки сложных маршрутов;

  • преднастроенный функционал казначейских функций и поддержки процессов документооборота;

  • есть возможность прикреплять документы (вложения) и открывать их прямо из системы;

  • низкий порог ценового вхождения.

На что обратить внимание:

  • настройка и поддержка требуют специальных технических знаний (это не low-code и не self-service-платформа), кастомизация может быть дорогостоящей и затратной по времени;

  • не предназначена для финансового моделирования, так как ввиду особенностей архитектуры не обеспечивает быстрый пересчет сложных моделей;

  • имеет скудный (по сравнению с BI-системами) инструментарий для визуализации результатов;

  • нет возможности работать из привычного Excel-интерфейса;

  • инструмент в большей степени финансового фокуса, не решает задачи операционного производственного планирования, планирования продаж, логистики и т.д., нацелен на функции консолидации и контроля.

Сравнение CPM-систем по типу решаемых задач

Сравниваемые параметры

Oracle Hyperion Planning

IBM Planning Analytics

Anaplan

Форсайт

Knowledge Space

Optimacros

1С Управление холдингом»

Основной фокус системы

классическое бюджетирование, BI

классическое бюджетирование, BI

планирование и бюджетирование, включая операционное, решения уровня IBP

BI, классическое бюджетирование

планирование и бюджетирование, включая операционное, решения уровня IBP

планирование и бюджетирование, включая операционное, решения уровня IBP

учет и бюджетирование, включая операционное

Годовой бюджет в дискретности месяц, возможно, Rolling Forecast

да

да

да

да

да

да

да

Долгосрочное планирование в дискретности год/квартал

да

да

да

да

да

да

да

Финансовое моделирование и What-if-анализ

да

да

да

да

да

да

+/-, медленный пересчет модели

Подневное/понедельное планирование продаж и производства

штатно нет, только кастомизация

возможна настройка подневного планирования

да

да

да

да

да

Решение оптимизационных задач

нет

нет

да

нет, только если подключить внешний оптимизатор

да

да, есть собственный встроенный оптимизатор

нет

Построение трендовых прогнозов

нет, только кастомизация

нет, только кастомизация

да

да

да

да

нет

Расчет и оптимизация маршрутов логистики

нет

нет

да

нет

да

да

нет

Календарное планирование (с привязкой к календарю)

нет

нет

да

нет

да

да

да

Сравнение CPM-систем по функциональным характеристикам

Сравниваемые параметры

Oracle Hyperion Planning

IBM Planning Analytics

Anaplan

Форсайт

Knowledge Space

Optimacros

1С Управление холдингом»

База данных

OLAP

OLAP

собственная технология HyperBlock, сочетающая в себе элементы реляционных, вертикальных и OLAP баз данных

ROLAP / MOLAP

операционное хранилище OLTP

MOLAP (OLAP + OLTP)

операционное хранилище OLTP

Ограничения по количеству аналитик

max 20 в каждом приложении, при грамотном проектировании модели не является проблемой, но тем не менее ограничивающий фактор

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Ограничения по количеству элементов в аналитиках

желательно использовать справочники до 1000 элементов

желательно использовать справочники до 1000 элементов

желательно использовать справочники
до 10 тыс. элементов

нет

нет

желательно использовать справочники до
10 тыс. элементов

нет

Настройка дашбордов, BI-инструментарий

нет, возможна настройка графиков и диаграмм к таблицам

нет,
возможна настройка графиков и диаграмм к таблицам

дашборды и хорошо реализованный BI-инструментарий

дашборды и хорошо реализованный BI-инструментарий, изначально система задумывалась как BI

дашборды и хорошо реализованный BI-инструментарий

дашборды и хорошо реализованный BI-инструментарий

нет,
возможна настройка графиков и диаграмм к таблицам

Индивидуальная пользовательская настройка интерфейса

нет

нет

да: наименования показателей, шрифты, цвета, форматы и даже добавление строк с расчетом в таблицы

да

да

да: наименования показателей, шрифты, цвета, форматы и даже добавление строк с расчетом в таблицы

нет

Работа из интерфейса Excel

да

да

да

есть,

Форсайт разработал «собственный Excel» – «Умные таблицы»

нет

нет

нет

Просмотр формул расчета показателей в системе

нет

нет

да, у пользователей с определенными правами

не напрямую, но возможно

да, но синтаксис специфичен

да, также можно посмотреть источники, связанные расчетом

да, но для просмотра некоторых формул требуются знания языка запросов 1С

Возможность прикреплять документы

да

да

нет, но можно прикрепить ссылку на документ на корпоративном портале

нет, но можно прикрепить ссылку на документ на корпоративном портале

да

нет, но можно прикрепить ссылку на документ на корпоративном портале

да

Возможность drill down в связанные формы

да

да

да

да

да

да

да

Возможность drill down во внешний источник данных, например в ERP-систему

нет, но можно детализировать до FDM (модуль Planning), куда настроена загрузка необходимых данных

нет, но между данными в системе можно детализировать на любую глубину

нет, но между данными в системе можно детализировать на любую глубину

нет, но между данными в системе можно детализировать на любую глубину

нет, но между данными в системе можно детализировать на любую глубину

нет, но можно загружать данные из внешнего источника в OLTP-модуль и обращаться к ним там

есть, но только в 1С

Сравнение CPM-систем по бизнес-параметрам

Что касается сравнения бизнес-параметров, то, конечно, сопоставлять продукты с разным фокусом не вполне корректно. Но поскольку в части решения задач бюджетирования они жестко конкурируют друг с другом, имеет смысл рассматривать их по таким параметрам, как опыт внедрений и стоимость проектов.

В этом сравнении прослеживаются две тенденции:

  1. Решения последнего десятилетия – IBP и другие – более функциональны и менее затратны как по срокам внедрения, так и в части бюджета (это общая тенденция рынка).

  2. Западные решения до недавнего времени были более популярны и востребованы, чем российские аналоги, ввиду большего доверия к ним.

(!) Обращаем внимание, что все данные, приведенные в таблице, взяты из открытых источников, и на момент публикации материала могут отличаться от официальной позиции той или иной компаний по тарификации своих продуктов и услуг.

Сравниваемые параметры

Oracle Hyperion Planning

IBM Planning Analytics

Anaplan

Форсайт

Knowledge Space

Optimacros

1С Управление холдингом»

Визуализация результата – построение графиков, диаграмм, а также
настройка пакета регулярной регламентной отчетности в заданном формате

да, но требуется отдельная лицензия на продукт Hyperion Financial Reporting

да, можно также использовать IBM Planning Analytics Workspace с более широким инструментарием для визуализации и создания дашбордов

да, удобно настраивать, входит в пакет

да, удобно настраивать, входит в пакет

да, удобно настраивать, входит в пакет

да, удобно настраивать, входит в пакет

да, но инструментарий не такой богатый, как у BI-систем

Встроенная система согласования

да, но функционал ограничен

да, но функционал ограничен

да

да

да

да, готовится отдельное решение с максимально гибким инструментом согласования

да

Согласование бюджетов через Outlook

нет, только оповещения

нет, только оповещения

нет, только оповещения

нет, только оповещения

нет, только оповещения

нет, только оповещения

нет, только оповещения

Интеграция с другими системами, включая Excel

да

да

да

да

да

да

да

Наличие версии для мобильных устройств

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

Год начала работы на рынке РФ

2000–2003 гг.

2000–2003 гг.

2017 г.

2019 г.

2019 г.

2018 г.

2014 г.

Количество внедрений в России

более 100

нет данных

более 100

16

57

170+

нет данных

Количество активных клиентов в России

нет данных

нет данных

нет данных

15

30

170+

нет данных

Количество активных пользователей в России

нет данных

нет данных

нет данных

7000

5000

9000

5 млн

Средний срок внедрения, если рассматривать классическое бюджетирование

9–18 мес.

9–18 мес.

4–7 мес.

4–8 мес.

3–7 мес.

3–7 мес.

2–7 мес.

Стоимость лицензий

30–45 тыс. долларов за пользователя в год

10–30 тыс. долларов за пользователя в год

15–100 тыс. долларов в год,
в зависимости от количества пользователей и объема данных

Цены на решение могут варьироваться, но обычно начинаются от 100 тыс. рублей за базовую версию

нет данных

Стоимость платформы Optimacros рассчитывается индивидуально под каждого клиента

От 30 тыс. рублей за пользователя, но зависит от конфигурации и дополнительных модулей

Средний бюджет стоимости проекта

50–150 млн. руб.

40–120 млн руб.

30–110 млн руб.

30–90 млн руб.

15–50 млн руб.

от 10 млн руб.

5–40 млн руб.

Рекомендации по выбору CPM-системы

Выбирая систему, подумайте не только о текущей задаче, но и о перспективных потребностях бизнеса, а также о текущей и планируемой ИТ-архитектуре – это поможет определить фокус платформы. Такие параметры, как период представленности на рынке России, количество успешных проектов, сроки и бюджет, безусловно, очень важны, но обращайте внимание также на динамику развития системы, открытость и поддержку вендора. В случае с отечественными решениями вендорская поддержка несравнимо доступнее и внимательнее к потребностям бизнеса.

Среди платформ в приведенном обзоре наиболее интересными по охвату функционала, скорости развития, подходу внедрения (self-service, low-code) выделяются Knowledge Space и Optimacros. Что будет «там за поворотом» пока не известно, российский рынок ИТ-разработки сейчас очень активен. Но благодаря унаследованным от Anaplan идеям, эти CPM-платформы сейчас лидируют в части интегрированности в процессы, быстроты пересчета моделей, возможности клиентского (почти самостоятельного) внедрения и сопровождения, срокам и, в целом, бюджету на «владение системой».

Комментарии (4)


  1. itGuevara
    08.09.2025 07:22

    Отечественный Intersoft Lab не забыли?


    1. it_review Автор
      08.09.2025 07:22

      Не забыли, так как цель была другая. Но, кстати, сделать обзор ключевых CPM-систем для отдельно взятых отраслей (банков/финансов, девелопмента, FMCG) – интересная идея.


  1. ptr128
    08.09.2025 07:22

    Зря не упомянули River Logic, предлагающий весьма дружелюбный к пользователю подход, при этом позволяя погрузиться глубже для более эффективного использования его (и Gurobi) возможностей


    1. it_review Автор
      08.09.2025 07:22

      Замечание хорошее, но есть нюанс. Насколько понимаю, River – система, которая базово создавалась для управления цепями поставок и формирования полной (сквозной) стоимости продукции. Мы говорим в исследовании о системах класса ЕРМ/CPM, которые выросли в более масштабные продукты в части сквозного (ИБП) планирования. А River было бы уместнее включить в обзор профильных решений по блокам ИБП (но не в текущий обзор ЕРМ/CPM-систем).