
Привет, Хабр! Я - Анна Афонина, идентифицирую себя IT-свахой, человеком, который постоянно мэтчит кандидатов и работодателей. У меня их много, я основатель рекрутинг агентства и конференции ProIT Fest. И я вижу огромное кол-во конфликтов на собеседованиях, которых не замечают другие. А еще я клинический психолог, поэтому сегодня будет небольшой оттенок именно из психологии. Начнем с базы. Когда происходит конфликт? На такой простой вопрос мне мало кто отвечал правильно.
Конфликт происходит ВСЕГДА, когда встречаются 2 и более интересов
Вопрос больше в том, как он проявляется. Большинство людей, которых я встречаю, говорят про конфликт, когда кто-то ругается, недопонимает друг друга, не может договориться. Но на самом деле, он происходит абсолютно всегда, когда есть интересы у сторон. И собеседование — это то место, когда всегда пересекаются два и более интересов. У кандидата есть интерес, у рекрутера, у собеседующего и нанимающего тоже есть интересы. Видим мы конфликт или не видим, он есть, и его видимость зависит только от стратегии поведения.

Мы рассмотрим стратегии поведения по Томасу-Килману. Когда мы говорим об интересах, мы учитываем, насколько мы хотим удовлетворять свои интересы, и насколько мы готовы удовлетворять интересы других.
И если мы говорим про момент, когда оппоненты начинают ругаться - это соперничество или доминирование, когда два интереса сталкиваются лбами. Когда нам не удаётся полностью удовлетворить свои интересы, мы уходим в компромисс.
Но есть стратегии гораздо страшнее в рабочей деятельности - это уход и уступки. Уход в варианте собеседования редко бывает, потому что для этого рекрутеру/компании нужно иметь сниженную мотивацию закрыть вакансию. А вот вариант уступок, это классика, после которой портится HR бренд, после которой вы получаете большое количество нелояльных компании потенциальных сотрудников.
Я работаю с кандидатами Senior + и выше и если им не нравится, как собеседующий ведет собеседование, если им не нравится тон собеседования, вопросы и так далее, они будут давать неправильные ответы специально, чтобы им больше никогда не звонили из этой компании. Снаружи это выглядит, как будто кандидат просто не прошел собеседование, а на самом деле, он больше не хочет с вами никогда контактировать. Мало того, часто бывает прибегание к третьей стороне в данной стратегии уступок в конфликте, они этот опыт дальше рассказывают своим друзьям с точки зрения плохого кейса.
При этом, со стороны нанимающих менеджеров, я вижу частую проблему с собеседующими, которые прессуют своего кандидата вопросами. Однажды я спросила одного такого CPO:
"Почему ты так делаешь? Почему позиция сверху вниз, а не партнерская?"
Он ответил, что все так делали в этой компании. И тот человек, который его нанимал, так делал, и другие руководители тоже так делали, и он тоже так делает. Спрашиваю его, почему он принял такое решение? Ему нужны сотрудники, которые не проявляют инициативы, не проактивны? Оказалось, максимально нужна была именно проактивность в позиции.. Мы поменяли стратегию в собеседовании и воронка стала работать верно, вакансию быстро закрыли.
И на самом деле дальше эта информация важна тем, у кого не авторитарный стиль руководства, а тем, кто хотят инициативных и проактивных сотрудников, и думают о своем бренде среди кандидатов.
Чтобы учитывать интересы кандидатов, давайте сначала разберем - какие они вообще есть?

В первую очередь, это мотивация и потребности. У каждого кандидата есть своя индивидуальная мотивация. Это может быть и задачи, это может быть и команда, это может быть и статус компании, и то, что его будут поощрять, и то, что он будет прокачивать свой личный бренд. Мотивация может быть абсолютно разная. Потребности уже про условия труда, насколько это матчится с его расходами.
Не самый очевидный интерес, но любой психолог вам скажет, что собеседование — это то место, где по максимуму проходится по вашей самооценке. Точнее, вы сами по ней проходитесь, и образу вашего «я» в социуме. Это самая болезненная зона, и каждый человек, который ходит на собеседование, в первую очередь переживает за свою самооценку.
Также важно эмоциональное равновесие, которое часто на этой самооценке и завязано. Состояние гнева, недоумения, страха наверняка вы встречали во время собеседования и не хотели бы их повторять. Но есть, конечно же, определенные типажи людей, которые играют в жертву и привыкли так жить, они всегда будут в этих эмоциях и собеседование тут не причем.
И последний пункт интересов, который максимально важен кандидату, это его отношения. Например, когда его зареферил друг в эту компанию, и по факту собеседование повлияет на его взаимоотношения, а точнее его образу "я" в отношении с этим человеком. И еще есть более важные отношения: жена, друзья, мама/папа. Есть кто-то значимый, кто тоже в курсе этого собеседования и ставит определенные надежды и ожидания, которые повлияют на их отношение. И именно им обычно выносят негатив для реабилитации самооценки.
Посмотрим на интересы со стороны компании

Конкретно компании, помимо того, чтобы нанимающий закрыл свою заявку, важен HR-бренд. Это важно здесь, потому что каждое ваше собеседование влияет на HR-бренд, больше, чем любые другие инструменты. Все конфликтные ситуации выносятся в оффлайн нетворк. Когда нам говорит негатив о компании человек, которому мы доверяем, мы часто принимаем решение не идти в эту компанию.
Все остальные интересы - это интересы конкретных ролей внутри компании. Они также индивидуальны, но есть 6 блоков, которые часто встречаются: бонусы, соответствие, компетенции, и опять отношения, самооценка и эмоциональное равновесие. У участников процесса они распределяются по разному:
Бонусы часто важнее для рекрутеров, отношения тоже обычно про них, так как они поддерживают отношения и с нанимающим менеджером, и техинтервьюером, и кандидатом.
У тех интервьюера, как ни странно, эмоциональное равновесие становится важнее, а также самооценка и образ "я". Обратите внимание на тех, кто прессует на техническом интервью. У них часто бывает ЧСВ и важно самоутвердиться за счет кандидатов.
И вспомним про нанимающего менеджера, он же основной заказчик вакансии и это он, в первую очередь, думает о соответствии позиции и текущего кандидата, а также компетенции, которые он принесет в компанию.
Вернемся к стратегиям в конфликте со стороны компании

Где у нас чаще всего находится нанимающий менеджер? Зависит от стиля руководства. Одни выбирают доминирование, другие сотрудничество, некоторые компромисс, но вероятность уступок и ухода стремится к нулю. То есть максимум на собственные интересы.
У рекрутеров, конечно хотелось бы сотрудничество, и это было бы круто, если бы они могли, но не всегда получается. Классика рекрутеров - это компромисс, так как интересов много со всех сторон, и редко можно удовлетворить все. И из-за этого они проявляют разные стратегии с конкретным оппонентом. Например, с нанимающим менеджером они могут сделать уход, с кандидатом компромисс, а с тех интервьюером уступки. Единственное, редко встречаю доминирование. То есть уровень заботы о собственных интересах на низком и среднем уровне (не считая бонусов), стремясь в сотрудничество, как к идеалу.
И поэтому очень важно выбирать тех интервьюера, который сможет сохранить баланс. Доминирование или уступки/уход могут сильно перевесить систему, в которую приходит кандидат, и иногда "выживает только сильнейший".
На что важно обратить внимание, если мы учитываем все стороны, которые будут вести собеседование

Самое важное - это соответствие, когда у нас метч между условиями и потребностями, компетенциями и задачами, и всем прочим, что обычно на собеседовании редко кто забывает. С этим чаще все ок.
Мотивация затрагивается не у всех. Это классика спросить, что интересно кандидату, чтобы он хотел найти, и продать ему вакансию именно по его мотивации. Многие рекрутеры это закрывают на себя, иногда нанимающие тоже это делают.
Самое важное, что мы забываем, и касается абсолютно всех, кто находится в процессе собеседований, это как раз самооценка и образа «Я». Мы постоянно задаем себе вопрос:
Как воспринимают мой профессионализм, какое впечатление я произвожу?
Эмоциональное равновесие. Эмоции - это наш эволюционный механизм, мы отдаляемся от всего, что приносит нам негативные эмоции и приближаемся и повторяем то, что приносит нам положительные эмоции. Он работает сам по себе, но часто искажен фоновыми событиями.
И мы все находимся в отношениях. Только в ситуации собеседования кандидат с остальными участниками пока не в отношениях, что тоже влияет на процесс.
Как оркестрировать интересами участников, чтобы мы пришли к Win-Win-Win (Win)
Мы мало на что можем повлиять, но чем больше мы можем удовлетворять интересы всех сторон, тем выше мы поднимаемся к рекрутерскому идеалу в сторону Сотрудничества. И я поделюсь своим многолетним опытом, что должно входить в базу, кроме соответствия позиции, для хорошего тона собеседования:
Эмоциональное равновесие.
Помню, в году в 2011, когда я гуглила структуру интервью, там было:
Первое, что вы должны сделать, спросить кандидата, как он добрался и не хочет ли он чаю/кофе.
Да, мы ходили в офис, и это было базой при встрече. Сейчас я встречаю сонастройку очень редко, но дело тут не в удаленке, а в том, что мы не придаем этому значение. Классика клиентского обслуживания на самом деле очень важна для эмоционального равновесия. И отслеживать эмоциональное состояние кандидата важно не только для того, чтобы вовремя заметить и снизить негатив, но и для оценки его ответов. А также важно учитывать эмоциональное состояние каждого участника. Некоторым менеджерам я специально не ставила собеседования до обеда, потому что знала, что у них стресс на планерке утром, потом многозадачность, а потом они голодные, и пока они не поедят, в нормальное эмоциональное состояние они не вернутся.
Самооценка
Когда-нибудь все станут отправлять фидбеки, но это не точно. Про этот феномен материал в одну статью не поместится. В моменте собеседования вы можете похвалить кандидата за soft/hard скиллы, или улыбнуться и озвучить, что он правильно решил хотя какую-то задачу. А теперь вспомните, что этот пункт касается всех на собеседовании. И не всегда нужно поддерживать упавшую самооценку, бывает, что и корону надо сбить.
Отношения
Для ТОПов индустрии найм выглядит совсем другим, чем у обычного мидла. Мы практически всегда используем нетворк со стороны компании и кандидата, чтобы принять решение. Репутация важна, и собеседование очень большой риск для нее. С другой стороны, рекрутеры с топами и компаниями часто умеют в отношения вдолгую, и не будут зря тратить время друг друга, да еще и с рисками. Прокачивайте свою репутацию и уделяйте время своему бренду, чтобы она ни от чего не пострадала.
Смотрите видео с мастер класса по материалу в вк:
Комментарии (7)
Elpi
10.09.2025 16:33О чем статья? что нового вы хотели донести до читателей? какая польза и кто целевая аудитория?
Вы за вашим сленгом уже забыли нормальный русский язык (хочется спросить: забыли или не знали?). "вариант уступков" - это как? Чо-то не метчится...
По сути. Вы написали: " Как воспринимают мой профессионализм, какое впечатление я произвожу?" и "Не самый очевидный интерес, но любой психолог вам скажет, что собеседование — это то место, где по максимуму проходится по вашей самооценке. Точнее, вы сами по ней проходитесь, и образу вашего «я» в социуме. Это самая болезненная зона, и каждый человек, который ходит на собеседование, в первую очередь переживает за свою самооценку. " Вы это откуда взяли? в смысле экспериментальных данных, опросов и пр. Дайте ссылку хоть одну, плиз. Я уже не говорю о слове "профессионализм" - вы во сколько % оцениваете количество профи среди айтишников?
Когда ты на собеседовании, то уже "поздняк метаться". Мне неважно, какое впечатление я произвожу. Мне об этом сообщат в конце (или на другой день). Я - это я. Подхожу - берите. Не подхожу - идите лесом, продолжаю поиск. В том смысле, что я уже вырос и такой, какой есть. Да, я адаптивен и настроен на сотрудничество. Но чего бы мне судорожно оценивать производимое мною впечатление?? Есть товар, есть купец. К чему эти квазипсихологические изыски и имитация (психо)анализа потока сознания "товара"? (см. п.1 о поиске смыслов в вашем тексте).
achekalin
10.09.2025 16:33Так она же пишет, что сваха, ее дело запутать все так, что без нее кандидат будет загоняться.
Ann4ony Автор
10.09.2025 16:33Об учитывании интересов сторон на собеседовании, чтобы выходить хотя в компромисс. Это материал из мастер класса для рекрутеров, но касается всех, кто участвует в собеседовании. Польза в снижении конфликтов в знакомстве с кандидатами.
У вас какая-то проблема со сленгом или с доминированием? Уступки - это подчинение другой стороне, и отказ от собственных интересов, чтобы избежать конфликта.
За цифрами, исследованиями можно заглянуть сюда https://habr.com/ru/articles/429158/, но одна из моих любимых книг "Лгать при помощи статистики", я не очень доверяю исследованиям. А вот 30+ практикующих психологов в моей коммуникации, с которыми мы поднимали эту тему, стопроцентно соглашались, ни один не выразил другого мнения на этот счет.
У вас отличные защитные конструкции психики, которые вы здесь привели как пример. Но почему вас тогда затронул этот материал? Чем больше защит, тем больше оказывается бессознательная яма, которую нужно закрывать этими защитами.
Elpi
10.09.2025 16:33А это не очевидно любому взрослому человеку?
Нет, повторюсь, проблемы у вас. С русским языком. Правильно писать "уступок" вместо ваших "уступков".
Так вы так и пишите прямо, что это ваши размышлизмы. Уже писал тут о манере писать без ссылок, типа "общеизвестный факт".
Потому что такие материалы снижают уровень Хабра.
Ann4ony Автор
10.09.2025 16:33Было бы здорово, но нет, как показывает практика.
Можно было просто поправить - это было бы сотрудничество. Очень забавно видеть в комментах по конфликтологии доминирование (см пункт 1).
Ну вот вы получили цифры, это все еще размышлизмы? А если у автора действительно достаточно опыта в этом вопросе?
Это субъективное мнение. Возвращаясь к первому вопросу - может вы не ЦА?
achekalin
Все, хором: Привет, Анна!
Ведущий: Расскажи нам немного о себе?
...