Вступление
JSON сейчас встречается буквально везде - от веб-сервисов до IoT, но есть нюанс: почти все популярные JSON-библиотеки писались с расчётом на десктопы и серверы, где оперативку никто не считает по килобайтам. А вот на микроконтроллерах, особенно Cortex-M, каждый байт на счету. Да, конечно, можно гонять сырые структуры и их же писать в конфиг-файл, это как говорится "не запрещено конституцией". Но отладка в таком случае превращается в отдельный квест. В какой-то момент я понял, что мне надоело вручную возиться с JSON на микроконтроллерах: писать километры кода для обхода дерева cJSON, ловить утечки и гадать, где malloc снова подставит. Из всех этих соображений и родился JsonX — лёгкая и минималистичная надстройка над cJSON, которую я делал в первую очередь под микроконтроллеры.
Преимущество JsonX:
удобный маппинг JSON <> C-структуры через плоское описание
JX_ELEMENT[]
возможность работать полностью без динамических аллокаций (baremetal) или через системные аллокаторы (ThreadX / FreeRTOS)
простая конфигурация через jx_config.h
и, самое важное, простая сериализация / десериализация C-структур
Основная идея JsonX
Хотя cJSON внутри парсит JSON в классическое дерево указателей, JsonX дополняет этот процесс плоским массивом элементов JX_ELEMENT[]
, который используется для автоматического маппинга на поля вашей структуры. Схема данных JX_ELEMENT[]
описывается плоско и заранее.
typedef struct
{
char property[JX_PROPERTY_MAX_SIZE];
JX_ELEMENT_TYPE type;
uint8_t value_len;
const void value_p;
JX_ELEMENT_STATUS status;
struct json_element_s element;
uint16_t element_size;
} JX_ELEMENT;
Это нам даёт:
Контролируемая работа с памятью: хотя cJSON внутри всё ещё строит дерево и делает аллокации, JsonX изолирует их в заданном аллокаторе и гарантирует корректное освобождение без утечек.
Пример использования
Структура конфигурации:
typedef struct
{
char device_name[32];
uint32_t baudrate;
bool debug;
} config_t;
config_t config;
Описание маппинга:
JX_ELEMENT config_desc[] =
{
JX_PROPERTY_STRING("device_name", config.device_name),
JX_PROPERTY_NUMBER("baudrate", config.baudrate),
JX_PROPERTY_BOOLEAN("debug", config.debug),
};
const size_t config_desc_size = sizeof(config_desc)/sizeof(config_desc[0]);
Парсинг JSON:
const char *config_json_str = "{\"device_name\":\"sensor1\",\"baudrate\":9600,\"debug\":true}";
if(jx_json_to_struct(char *buffer, config_desc, config_desc_size, JX_MODE_STRICT) == JX_SUCCESS)
{
jx_log("Конфиг загружен: %s @ %lu\n", config.device_name, config.baudrate);
}
Генерация JSON:
char buffer[256];
jx_struct_to_json(config_desc, config_desc_size, buffer, sizeof(buffer), JX_FORMATTED);
jx_log("config: %s\r\n", buffer);
Гибкая конфигурация под проект
JsonX можно собрать в одном из нескольких режимов:
ThreadX / FreeRTOS - с использованием системных аллокаторов
Baremetal - с собственным статическим пулом
Custom Allocators - использование полностью пользовательских функций выделения/освобождения памяти, переданных в JsonX (например, для POSIX или специфичных RTOS-аллокаторов)
Всё настраивается через jx_config.h и флаги компиляции.
Ограничения
Все числа - пока double (как у cJSON). Планируется режим strict int
Максимальный размер имени поля задаётся макросом JX_PROPERTY_MAX_SIZE
Нет автоматического увеличения массива элементов - лимит задаётся заранее.
Планы на развитие
В текущей версии JsonX использует cJSON как движок парсинга и генерации. Однако в перспективе я рассматриваю вариант полного отказа от cJSON в пользу собственного парсера, который:
будет работать напрямую с заданным пулом памяти (например, block pool в ThreadX)
получит безопасный аллокатор для FreeRTOS с контролем границ и предотвращением фрагментации
сможет работать в полностью статическом режиме без единого вызова malloc/free
Снижение накладных расходов и позволит полностью исключить динамику при работе с JSON, если это критично для проекта
Окончательное решение будет зависеть от того, насколько библиотека будет востребована в сообществе и какие требования будут у пользователей. Если спрос на такую функциональность окажется высоким - развитие пойдёт в эту сторону
Заключение
JsonX - это способ использовать cJSON в микроконтроллерах без непредсказуемых аллокаций и лишнего кода. Он особенно полезен там, где важно контролировать каждый байт и каждую миллисекунду, но при этом нужно работать с JSON так же удобно, как на ПК.
Репозиторий: JsonX
Примеры - в файле: src/example.c
Комментарии (0)
zurabob
18.09.2025 12:31JSMN (минималистичный парсер на C)
У меня подозрение, что автор вдохновлялся именно им, я тоже к нему добавлял парсинг чисел, true/false и генерацию json. Очень приятная и небольшая заготовка для самодеятельности.
mihailasd Автор
18.09.2025 12:31Да, JSMN тоже нравится, но в JsonX я сразу хотел уйти дальше простого парсинга и добавить маппинг структур + контроль памяти.
nikolz
Что скажите про эти библиотеки:
--------------------------------------
Рекомендации DeepSeek :
1. ArduinoJson (самая популярная)
Плюсы: Легковесная, простая в использовании, отличная документация
Поддерживаемые архитектуры: AVR, ARM, ESP8266, ESP32
Особенности: Поддержка как десериализации, так и сериализации
cpp
2. jansson (порт для embedded)
Плюсы: Полнофункциональная, стандартный API
Минусы: Требует больше памяти
Лучше подходит для: Более мощных микроконтроллеров (ESP32, STM32)
3. cJSON
Плюсы: Минималистичная, переносимая, только C
Размер: ~10KB ROM
Поддержка: ARM, AVR, ESP
4. JsonParser
Плюсы: Очень легкая, только парсинг
Размер: ~2-4KB ROM
Лучше для: Только чтения JSON
5. Microjson (минималистичная)
Плюсы: Крайне малый размер, только парсинг
Размер: ~1.5KB ROM
Рекомендации по выбору:
Для AVR/ATmega: ArduinoJson или Microjson
Для ESP8266/ESP32: ArduinoJson или cJSON
Для STM32: ArduinoJson или jansson
Если нужно только парсить: JsonParser или Microjson
ArduinoJson обычно是最好的 выбор для большинства проектов благодаря балансу функциональности и эффективности использования памяти.
=============================
Рекомендации GLM:
Ниже представлен обзор популярных библиотек для работы с JSON на микроконтроллерах с учётом их особенностей и ограничений по ресурсам:
1. ArduinoJson (рекомендуется для Arduino/ESP)
Платформы: Arduino, ESP8266, ESP32, STM32 и др.
Особенности:
Оптимизировано для устройств с ограниченным объёмом памяти (ОЗУ/Флэш).
Поддерживает сериализацию (создание
Удобный API, интеграция с Arduino IDE
Автоматическое управление памятью (статический или динамический пул).
Пример:
#include <ArduinoJson.h>
void setup() {
StaticJsonDocument<200> doc; // Выделяем 200 байт
doc["sensor"] = "temperature";
doc["value"] = 25.5;
serializeJson(doc, Serial); // Вывод: {"sensor":"temperature","value":25.5}
}
Ссылка: [arduinojson.org](https://arduino
2. cJSON (лёгкая библиотека на C)
Платформы: любые микроконтроллеры (STM32, AVR, ESP32 и др.).
Особенности:
Минималистичная (один файл:
cJSON.c
+cJSON.h
).Не требует динамической памяти (но может использовать
malloc
).Поддерживает парсинг и генерацию JSON.
Низкое потребление RAM.
Пример:
#include "cJSON.h"
void parse_json(const char *json) {
cJSON *root = cJSON_Parse(json);
cJSON *value = cJSON_GetObjectItem(root, "value");
printf("Value: %f\n", value->valuedouble);
cJSON_Delete(root);
}
Ссылка: GitHub — DaveGamble/cJSON
3. JSMN (минималистичный парсер на C)
Платформы: устройства с крайне ограниченным объёмом памяти (ATtiny, MSP430).
Особенности:
Только парсинг (без генерации JSON).
Не использует
malloc
(работает с буфером).Очень маленький размер кода (~1 КБ).
Требует ручной обработки токенов.
Пример:
#include "jsmn.h"
void parse_json(const char *json) {
jsmn_parser parser;
jsmntok_t tokens[10];
jsmn_init(&parser);
int count = jsmn_parse(&parser, json, strlen(json), tokens, 10);
// Обработка токенов вручную...
}
Ссылка: GitHub — zserge/jsmn
4. Mongoose OS (сетевая библиотека с поддержкой JSON)
Платформы: ESP32, ESP8266, STM32.
Особенности:
Включает парсер JSON как часть сетевой библиотеки.
Поддержка MQTT, HTTP, WebSocket.
Требует больше ресурсов, чем cJSON/JSMN.
Пример:
#include "mgos.h"
void handler(struct mg_connection nc, int ev, void ev_data) {
struct mg_http_message hm = (struct mg_http_message ) ev_data;
double value = json_get_double(hm->body, "$.value");
printf("Value: %f\n", value);
}
Ссылка: cesanta.com/mongoose
5. nlohmann/json (для мощных микроконтроллеров)
Платформы: ESP32, STM32H7, Teensy 4.x.
Особенности:
Современный C++ API (удобный, но ресурсоёмкий).
Требуется C++11 и поддержка STL.
Не рекомендуется для маломощных микроконтроллеров (из-за высокого потребления оперативной памяти).
Пример:
#include <nlohmann/json.hpp>
void parse_json(const std::string &json) {
auto doc = nlohmann::json::parse(json);
float value = doc["value"];
Serial.println(value);
}
Ссылка: GitHub — nlohmann/json
6. PicoJSON (лёгкая альтернатива nlohmann)
Платформы: ESP32, STM32.
Особенности:
Компакт
Поддерживает парсинг и генерацию.
Меньше ресурсов, чем у nlohmann/json
Ссылка: [GitHub — kazuho/picojson](GitHub — kazuho/picojson
Рекомендации по выбору:
Для Arduino/ESP: ArduinoJson (идеальное сочетание удобства и ресурсов).
Для маломощных МК (ATtiny, AVR): JSMN (только парсинг) или cJSON.
Для STM32/ESP32 без Arduino: cJSON (C) или PicoJSON (C++).
Для сетевых проектов: Mongoose OS (если нужна интеграция с MQTT/HTTP).
Для мощных микроконтроллеров (ESP32, Teensy 4.x): nlohmann/json (если хватает оперативной памяти).
Все библиотеки, кроме nlohmann/json, подходят для устройств с оперативной памятью от 2 КБ. Для проектов с критичным потреблением памяти выбирайте JSMN или cJSON.
mihailasd Автор
Спасибо за ваш интерес и детальный обзор других JSON-библиотек.
Да, большинство библиотек из списка я знаю и пробовал. ArduinoJson, JSMN, jansson - все они хороши в своих нишах, ArduinoJson например действительно очень удобна на Arduino/ESP, у нее шикарная документация и примеры.
Но JsonX решает чуть другую задачу:
не пытается конкурировать с ArduinoJson или jansson, а именно дополняет cJSON.
Я делал JsonX в первую очередь для проектов на STM32 + RTOS, где хотелось иметь жесткий контроль над памятью (пул ThreadX, кастомные аллокаторы для FreeRTOS, статический буфер в baremetal). Это даёт предсказуемость и стабильность.
Многие популярные JSON-библиотеки делают ставку на C++ и естественно используют кучу. В C++ реализовать маппинг JSON структура относительно просто: есть шаблоны, STL и прочая "тяжёлая артиллерия".
А вот в чистом C это боль и грабли с топором на конце. Если библиотека написана на C, то: как правило, она ограничивается только парсингом JSON. Дальше разработчику приходится вручную обходить дерево или токены и самому переносить данные в структуру. JsonX решает эту проблему: он даёт именно автоматический маппинг JSON <> C-структуры через
JX_ELEMENT[]
. То есть схема описывается один раз, а дальше можно работать напрямую со структурами, без километров шаблонного кода.