Из каждого HR утюга уже оттрубили, что рынок становится рынком работодателя. Темпы роста и индексаций з/п замедлились (всего +2% к полугодию против 24% в прошлом году, по данным Хабр Карьеры), а новую работу, соответствующую запросу, становится найти сложнее.

Разработчик разместил резюме в 2020 году.
Разработчик разместил резюме в 2020 году.

Хотя, по моему мнению, это не совсем так, — скорее скажу, что перегретый рынок, когда любой более‑менее опытный специалист при выходе на рынок был буквально растерзан рекрутерами, становится обычным. Такие пики были ранее и в других областях (интернет‑маркетинг лет 15 назад, ранее пиарщики, консалтинг…) Это значит, что пока стажеры обивают пороги, сильные, опытные специалисты и исполнители по‑прежнему востребованы, руководители… так, а что делают руководители и лиды в таких ситуациях? Давайте попробуем разобраться вместе.

Зачастую, когда мы впервые ищем работу, мы не задумываемся о долгосрочной карьере. Если мы говорим о классической и среднестатистической ситуации на рынке, то кандидатам без опыта работы или с минимальным опытом зачастую сложно вообще найти работу. Поэтому даже если у таких специалистов есть какие-то свои пожелания по поводу карьеры в определенных компаниях или сферах, их стремления не всегда встречаются с реальностью.

Из какого-то мема
Из какого-то мема

По прошествии определенного времени стажеры и джуны выходят на работу, просто чтобы получать зарплату и опыт. В ИТ таким пристанищем и дальнейшей кузницей кадров всегда были «галеры» заказной разработки: платят мало, работы много, молодой, но дружный коллектив, но и опыт хороший, — год за два, плюс разные проекты и возможность посмотреть на них изнутри.

После галер многие оперившиеся специалисты хотят перейти на ниву инхаус проектов, что у них зачастую и получается, но в большинстве случаев соглашаются на буквально первое из полученных предложений, так как не терпится уйти от горящих дедлайнов.

А вот далее обычно приходит та самая осознанность в построении карьеры (это когда думаешь не только как побольше денег получить, но и более широко и о долгосрочном будущем)).

Почему осознанность в карьере — это важно? Потому что правильно выстроенная карьерная тактика на этапе, когда ты мидл, будет для фундаментом поиска работы, когда станешь лидом.

Котик осознанно думает о карьере
Котик осознанно думает о карьере

Какие основные шаги предпринять, когда задумался о своей карьере?

  1. Оценить текущую ситуацию: где ты сейчас, чего хотелось бы достичь, какие есть ресурсы, что нужно сделать. Иногда для такой работы привлекаются карьерные консультанты.

  2. Посмотреть на цели и ценности текущей компании, совпадают ли они с твоими? Хотелось бы строить карьеру в текущей системе (внутренний фокус) или извне (внешний фокус)?

    Если фокус внутренний, то обратиться к руководителю и (или) hr, чтобы составить индивидуальный план развития (ИПР), получить коммиты на перспективы, как профессиональные, так и финансовые. Такие договоренности советую фиксировать с конкретными датами, хотя бы в периодах, в емейл переписке или другом официальном канале.

    Если фокус внешний, то формировать резюме и искать работу, которая будет мэтчиться с ожиданиями. Также заниматься своим развитием без помощи компании.

    [Проводя интервью, я обычно спрашиваю, от чего хотелось бы уйти в текущей работе, что сохранить, а что приобрести. Если в этих трёх переменных сходятся соискатель и компания, это и есть залог долгосрочного сотрудничества].

  3. Составить план и следовать ему.

Одной из популярных моделей профессионального развития является фреймворк 70-20-10 (впервые сформулированный исследователями Центра креативного лидерства (Center for Creative Leadership).

  • 70% — обучение через опыт и практику в реальных рабочих ситуациях (experiential learning);

  • 20% — обучение через социальное взаимодействие, обратную связь и наблюдения (social learning), сюда также включается наставничество и профессиональный нетворкинг;

  • 10% — формальное структурированное обучение (formal learning), например, электронное обучение и микротренинги.

    Важно подчеркнуть, что это не жесткая формула, а концептуальная модель, которая подчёркивает естественный процесс освоения навыков. Старайтесь соблюдать баланс этих составляющих.

Чем выше грейд, тем сложнее найти работы, почему так?

  • меньшее количество предложений (руководителей меньше чем подчиненных, руководители реже меняют работу, в том числе потому что чаще вовлечены в долгосрочные программы мотивации от компании);

  • долгий цикл оффера (много этапов и согласований);

  • вакансии часто не публикуются (репутационные риски, скрытые поиски замен, боязнь внимания конкурентов);

  • не принят публичный поиск среди соискателей (стереотипы о том, что для руководителя джоббоард — последняя соломинка).

Публичность и нетворкинг — главный инструмент поиска работы для грейдов лид+

Разграничим терминологию:

  1. Личный (персональный) бренд ― это образ человека, лидера мнений в той или иной сфере, который включает в себя совокупность нескольких компонентов: профессиональные навыки, карьерные достижения и опыт, черты характера, поступки, убеждения, ценности, стиль и имидж. В отличие от репутации, которая чаще формируется естественным путём, личный бренд обычно создают целенаправленно.

  2. Публичность человека — это образ в глазах окружающих. Публичность — это о том, быть узнаваемым и ассоциироваться с определённой темой или сферой. Личная жизнь, убеждения и стиль здесь не так важны или не афишируются вовсе.

  3. ​​Нетворкинг — это процесс создания, развития и поддержания полезных знакомств и отношений в разных сферах жизни; нетворкинг в профессии — это создание и поддержание сети знакомств с теми людьми, которые будут полезны для решения задач в карьере, работе и бизнесе.

Как развивать свою публичность?

  1. вести блоги, писать статьи, социальные сети по тематике вашей специальности;

  2. выступать на конференциях, участвовать в митапах (кстати, хорошо работает написать о своих впечатлениях о посещенной конфренции или митапе, поделиться с аудиторией своим обзором, что было интересным, а что – нет);

  3. заниматься менторством, в дальнейшем это может привести к базе для собственного обучающего курса;

  4. активно вести гитхаб.

Как нетворкаться?

  1. посещать митапы и конференции, проявлять на них активность (не стесняться задавать вопросы, например);

  2. заниматься менторством;

  3. участвовать в дискуссиях и активностях в проф сообществах;

  4. участвовать в хакатонах.

Оставляя цифровой след, тебя проще будет найти рекрутерам и сорсерам, а также лучше оценить на этапе поиске работы. Ты как специалист становишься менее «чёрным ящиком» для потенциального работодателя, и решение в твою пользу может быть принято быстрее или при «прочих равных».

Для высоких по грейду позиций одним из путей поиска работы остаётся поиск через кадровое агентство. У профессиональных хедхантеров есть свой круг нетворкинга, наработанный годами, и ты можешь воспользоваться им за деньги :-)

В любом случае, помните, что награда всегда найдёт своего героя!

Комментарии (0)


  1. sergey-gornostaev
    22.09.2025 05:34

    Самый полезный нетворкинг - это оставлять о себе хорошее впечатление у коллег. Рано или поздно многие из них окажутся лидами, а то и техдирами, раскиданными по всем бигтехам страны и мира.


    1. NatS_L Автор
      22.09.2025 05:34

      Это верно, для этого нужно с коллегами общаться и быть командным игроком.


  1. ChePeter
    22.09.2025 05:34

    HR не читают блоги и Хабр, даже если им дать прямую ссылку.

    HR очень редко заинтересованы в профи, с ними возни больше.

    Они заинтересованы в спокойствии и женихах-трактористах.

    https://habr.com/ru/articles/591209/


    1. NatS_L Автор
      22.09.2025 05:34

      Все hr разные, хотя, конечно, есть свои паттерны, но, например, вы написали статью или где-то на митапе активно себя вели, и тут вас может приметить, допустим, тимлид другой компании, и потом скинет ваш профиль hr с указанием похантить. Полагаю, нетворкинг больше работает не на связь с hr, а связь с потенциальной командой.


      1. inzagher
        22.09.2025 05:34

        Нанимать человека за активность где то вне рабочей обстановки, а уж тем более хантить - очень недальновидно и рискованно. Это могло быть актуально лет пять назад, когда был расцвет отрасли и спецов не хватало, с текущим рынком точно нет. Отбор закручен по полной, претендентов навалом на любой грейд.


  1. shpaker
    22.09.2025 05:34

    Странный текст. Сформулированного мнения по сабжу не имею, но и с изложенным не согласен. Специалист с отличными хардами почти никогда не то же самое, что и отличный трепач на конфах. Уметь хорошо писать - ещё более редкий навык.


    1. NatS_L Автор
      22.09.2025 05:34

      Интересно, у вас есть статьи на Хабре (значит пишете) и ещё в профиле ссылка на тг-канал, вы себя к какой категории относите из вами указанных?)))

      Про выступления на конференциях лишь один пункт из списка, больше работает нетворкинг и не беспорядочное трепачество, а скорее точечные выступления или написания статей на определенную профтематику. И на конференциях можно не выступать, можно ходить, слушать, участвовать в дискуссиях.


    1. ferticultyap
      22.09.2025 05:34

      Скажем так: если аудитория на конференции не новички, то там сразу будет всем понятно "трепач" или практикующий специалист т.к. после выступления всегда есть открытый микрофон, где задают конкретные вопросы. И если человек бодро отвечает, то с большей вероятности это специалист (хотя на 100% гарантию никто никогда не даст). Если он заинтересует члена команды, и его захотят похантить, то его и там расколят. А так полностью согласен с автором. Здоровая инициатива всегда будет работать на инициатора)


  1. gerashenko
    22.09.2025 05:34

    Из каждого утюга это слышу, что рынок IT замедляется, но интересно, это только в РФ?


    1. NatS_L Автор
      22.09.2025 05:34

      На Западе он стал замедляться ещё пару лет назад, про Азиатский рынок не владею информацией, честно говоря.


  1. RulenBagdasis
    22.09.2025 05:34

    А статье точно нужны вот эти вот картинки-мемасики по 2МБ каждый, которые только отвлекают от прочтения?

    Публичность и нетворкинг — главный инструмент поиска работы для грейдов лид+

    Вот тут что-то сломалось в индустрии. Почему публичности не требуют от наёмного электрика, учителя или врача, но обязательно требуют от программиста?

    Как развивать свою публичность?... Как нетворкаться?

    А жить, простите, когда, уделять время семье, хобби? Работа вовсе не единственное в моей жизни и даже не самое важное.


    1. NatS_L Автор
      22.09.2025 05:34

      "Почему публичности не требуют от наёмного электрика, учителя или врача, но обязательно требуют от программиста?" - ещё как работает это схема. Например, в прошлом году я искала информацию по одному мед вопросу, нашла статью хорошо написанную, и решила сходить на приём к её автору (врачу, оказалось ещё и в клинике неподалеку), ни разу не пожалела. Также и электрики и другие спецы, если вы строите дом, например, многие смотрят блогеров, которые рассказывают про правильную организацию отопления и тп, а потом к ним обращаются за работой.

      Многие в ИТ не ездят на работу 5/2, то время, что раньше уделялось дороге, можно посвятить проф развитию, конечно, всё зависит от приоритетов, но технологии связи в целом упросили развитие и поиск работы. Большие амбиции в карьере требовали вложений личного времени всегда, и 30 лет назад тоже, – также как всегда есть альтернатива быть "вечным мидлом" – ничего плохого в этом нет, это вообще логично и закономерно, это выбор.


      1. RulenBagdasis
        22.09.2025 05:34

        Я специально написал, что речь про найм, а не про ип-шников, которые себе сами клиентов ищет. Мы же про наёмного программиста говорим. Главврачи смотря блоги хирургов, прежде чем нанять кого-то?

        Многие в ИТ...

        Спасибо, но я в ИТ скоро уже 30 лет как, вопрос был не про самообразование, вы опять отвечаете на вопрос, который я не задавал. Развиваться и учиться программист должен всегда, такая профессия, иначе он быстро станет не конкурентным, это просто необходимость. Речь шла именно про публичность, вдобавок к самообразованию и саморазвитию. Я вот лид, хотя ни разу ни на одной конференции не выступал, а менторства мне на работе хватает выше крыши.


        1. sergey-gornostaev
          22.09.2025 05:34

          Главврачи смотря блоги хирургов, прежде чем нанять кого-то?

          Да главврачи передовых клиник смотрят, насколько хирурга знают в отрасли, есть ли у него научные работы, выступал ли он на симпозиумах и т.п.


          1. Femistoklov
            22.09.2025 05:34

            У докторов всё же немного по-другому. У них профессия, не знаю как это правильно называется, в общем, зависит от науки и имеет тесную связь с наукой. Наука, естественно, подразумевает публичность (как минимум публикации).

            А у нас это только узкая часть отрасли (микроэлектроника, маш. обуч., что там ещё). Подавляющее большинство занимается ремесленничеством, которое публичности не требует (но и не отменяет, конечно).

            То, что профессионал в любом случае должен обращать внимание на новые подходы, инструменты, новшества в ЯП и т.д. - это совсем другой вопрос, как выше товарищ правильно показал на своём примере. Возможно, люди просто путают эти две вещи (типа, "известный в отрасли чел" = "знающий отрасль профессионал" и наоборот).


            1. sergey-gornostaev
              22.09.2025 05:34

              Вы правы, у докторов немного по-другому, в некоторые клиники и на некоторые должности вообще не наймут без научных публикацией. Для программистов же публикации на профильных ресурсах, выступления на конференциях, вклад в опенсорс и т.п. просто существенно увеличивают шанс быть нанятым и нередко облегчают сложность этого процесса. Как и в любой другой деятельности в области работы головой. Так что не обязательно быть публичным, но это хороший способ не искать по полгода работу, о чём в статье и написано.


              1. Femistoklov
                22.09.2025 05:34

                Так что не обязательно быть публичным, но это хороший способ не искать по полгода работу, о чём в статье и написано.

                Да не особо помогает, как недавно выяснили.

                Я соглашусь, что конкретные полезные связи могут помочь (как и во всех сферах жизни), но не "абстрактная публичность в вакууме".


    1. AskePit
      22.09.2025 05:34

      не просто картинки-мемасики по 2Мб, а всратые нейрокартинки без смысла и цели, от которых глаз дергается


    1. nronnie
      22.09.2025 05:34

      Как развивать свою публичность?... Как нетворкаться?

      Автор детально написал об этом, а если кратко резюмировать его мысль - меньше работать и больше пи*деть языком где только можно.


    1. maria_globalshift
      22.09.2025 05:34

      Согласна, публичность и экспертность не имеют ничего общего.

      К какому хирургу на операцию вы пойдете - у кого 100K подписчиков на инстахламе или кто провел 10K операций?!


      1. sergey-gornostaev
        22.09.2025 05:34

        К тому, который известен в профессиональной среде уровнем своей экспертизы настолько, что его приглашают на конференции и цитируют его научные работы. Почти невозможно не стать публичным, если делаешь свою работу лучше всех.


  1. Timak
    22.09.2025 05:34

    Вот и посмотрим.

    CTO, 18 лет опыта. 15 лет кровавого консалтинга в качестве архитектора решений.

    Если дать карандаш и полгода - смогу внедрить что угодно во что угодно.

    Пишите в комментариях если кому-то буду интересен


    1. goodfree
      22.09.2025 05:34

      А есть ссылка на конфу с вашим выступлением?)) иначе по статье не работает)


      1. itstranger
        22.09.2025 05:34

        Да и без ссылочки на hh карьера шансов нет. ))