Привет! Меня зовут Лёша Косилин, я руководитель проектного офиса в Центре Дизайна Авито. Мои задачи — развивать департамент продуктового дизайна, создавать комфортные условия работы и помогать специалистам расти.

Мы с командой обнаружили, что сотрудники не всегда осознают свою зону ответственности на проектах, из-за чего конфликтуют и растягивают сроки. В статье расскажу, что мы сделали, чтобы это исправить, и как решение переросло в самостоятельный продукт.

Содержание:

Изучили вопрос и нашли решение — матрица DACI

Наши исследовательницы Ксюша Черкасова и Маша Московкина провели опрос, в котором выяснили, что люди из разных департаментов не всегда понимают свою роль и ответственность в проекте. 

Например, дизайнер не осознаёт, что должен самостоятельно утвердить и представить стиль для проекта. Или ребята из соседних департаментов не понимают, почему их не позвали в проект. К примеру, редакторы спрашивали, почему текст написали без них. 

Исследователи проанализировали эти проблемы и предложили расписать ответственность по методологии DACI.

Матрица DACI (да́си) — это таблица, в которой описывают роли членов команды на всех этапах проекта. Каждый участник может узнать, за что сейчас отвечает и что должен сделать.

Всего существуют четыре роли: 

  1. Driver (организатор) — отвечает за процесс и результат.

  2. Approver (заказчик) — принимает и оценивает итоги работы.

  3. Contributor (исполнитель) — работает руками или консультирует.

  4. Informed (информированный) — находится в курсе процесса.

На разных этапах проекта роль у одного и того же человека может меняться. Например, в один момент он исполнитель, а в другой — уже заказчик.

Матрица фиксирует роли и ответственность каждого участника. А также снимает избыточную нагрузку с менеджера, на котором обычно замыкаются многие процессы. По DACI любой член продуктовой команды может стать лидером на отдельном этапе.

По ходу работы мы поняли, что такой подход пригодится и другим компаниям. Поэтому решили сделать публичный инструмент для создания матрицы DACI.

Тут еще больше контента

Провели воркшопы и собрали первую версию

Мы собрали 36 сотрудников из шести департаментов: менеджеров продукта, дизайнеров, исследователей, аналитиков, редакторов и разработчиков, чтобы вместе начать проводить воркшопы. 

На созвонах распределяли роли и рабочие задачи по этапам. Для этого применяли фреймворк Double Diamond, по которому сначала выписывали все процессы и договаривались по ним, а затем разделяли роли между функциями.

Так выглядит фреймворк Double Diamond
Так выглядит фреймворк Double Diamond

Всего мы выделили более 70 процессов, которые описали в концептуальном черновике — информативной, но громоздкой таблице. Сопоставить на ней свою роль и этап было сложно, зато мы получили первый прототип матрицы DACI.

Так выглядел первый концептуальный черновик матрицы
Так выглядел первый концептуальный черновик матрицы

Создали вторую версию: упростили интерфейс

Черновик вынуждал пользователя напрягать мозг. Надо было вспомнить свою роль, расшифровать буквы и выбрать нужную. Получился информативный интерфейс, которым не хотелось пользоваться из-за сложности. 

Мы решили переделать концепцию, чтобы матрица стала простой, как настенный календарь. Хотелось создать автономный инструмент, который будет полезен и вне Авито.

Искали самый понятный способ отображения информации
Искали самый понятный способ отображения информации

Сначала пересмотрели принцип поиска информации в таблице. Оттолкнулись не от ролей, а от должностей, потому что их проще вспомнить. Затем переформатировали саму матрицу: названия ролей закрепили сверху, чтобы каждый раз не расшифровывать аббревиатуру, а значениями стали должности. 

Теперь пользователю стало проще искать информацию: достаточно найти себя напротив нужного этапа и сопоставить с ролью.

Например, дизайнер будет исполнителем в задаче про исследование рынка, а продакт будет принимать работу
Например, дизайнер будет исполнителем в задаче про исследование рынка, а продакт будет принимать работу

После изменения логики сверяться с таблицей стало проще. Теперь каждый сотрудник мог быстро разобраться, что надо делать и за что отвечать. Осталось добавить ценность для пользователей вне Авито, доработать дизайн и рассказать всем о матрице.

Жми сюда!

Нашли метафору для дизайна

Мы хотели сделать матрицу настолько приятной для глаз, чтобы её хотелось распечатать и повесить на стену как плакат. Для этого сухой таблице нужно было добавить жизни с помощью графики. Не просто сделать красивее, а добавить ценности — зародить в людях желание пользоваться нашим инструментом.

Сначала мы решили отметить роли цветом, но поняли, что это плохая идея по двум причинам:

  1. Цвета не дают ролям жизни, а просто подкрашивают их.

  2. Таблицей не смогут полноценно пользоваться люди, у которых есть проблемы восприятия цветов.

Промежуточный этап разработки дизайна — таблица получилась яркой, но безликой
Промежуточный этап разработки дизайна — таблица получилась яркой, но безликой

Тогда мы начали рассуждать: что самое важное в любой компании и зачем мы создаём эту таблицу. На оба вопроса нашёлся одинаковый ответ — люди. 

Именно для них мы разрабатываем матрицу, поэтому решили использовать метафору, которая отсылает к людям — глаза. При этом учли, что каждый человек уникален и обладает индивидуальным характером, поэтому для каждой роли нарисовали глаза разной формы.

Мы сохранили цвета, но добавили каждой роли изюминку — так, должности можно отличить и без цвета
Мы сохранили цвета, но добавили каждой роли изюминку — так, должности можно отличить и без цвета

Теперь матрица стала живой и эмоциональной. Это уже не сухая таблица в экселе, а красочный материал, с которым хочется сверяться во время работы над проектом.

Окончательный дизайн матрицы
Окончательный дизайн матрицы

Расширили дизайн на промоматериалы и лендинг

У матрицы было две задачи: помочь продуктовым командам Авито успешнее справляться с проектами, а другим компаниям отлаживать процессы. Обе аудитории нужно было как-то заинтересовать. Для этого мы решили использовать промоматериалы и лендинг.

Все материалы требовались такие же яркие, как и сама матрица. Мы стали рисовать различных персонажей с нашими глазками. Продюсер креативной студии Наташа Лиликова помогла перевести их в трёхмерных мультяшек. Наши герои приобрели объём, а мы — материалы для промо и лендинга.

Текстами занялся продуктовый редактор Артём Рагимов. Он написал их в лёгком стиле, чтобы вызывать любопытство и интерес. Тексты и графику сверстали в плакат, а ещё сделали стикерпаки с изображениями трёхмерных персонажей. На каждый промоматериал добавили QR-код на лендинг с матрицей. 

Яркий дизайн помогал создавать дополнительную ценность инструменту и вызывал желание рассматривать продукт. Мы постарались сделать такие материалы, которыми захочется поделиться с окружающими.

Такие 3D-персонажи украшают лендинг и промоматериалы
Такие 3D-персонажи украшают лендинг и промоматериалы
Вот так выглядели промоматериалы к матрице
Вот так выглядели промоматериалы к матрице

Посадочная страница построена на анимации с горизонтальным скроллингом. На первом экране пользователей встречают трёхмерные версии персонажей, а дальше они же превращаются в древних людей. 

Мы придумали забавный коротенький комикс о том, что проблемы с процессами были ещё у древних людей. Эти персонажи тоже попали на наклейки.

Персонажи комикса работают над проектом «Поймать мамонта»
Персонажи комикса работают над проектом «Поймать мамонта»

Лендинг плавно рассказывает о проблеме, а затем о решении с помощью матрицы, раскрывает, какие бывают роли и как всё работает. В конце страницы разместили ссылку на саму матрицу DACI. Здесь можно собрать таблицу из собственных процессов и ролей.

Смотреть лендинг «Таблица, которая помогает договориться».

Концепцией лендинга и его разработкой занималась одна наша команда. У нас не было предварительных разработок, а метафора родилась из сути продукта. Дизайн, комиксы и запоминающийся скролл родились из обыкновенной таблицы.

Кликни здесь и узнаешь

Добавили возможность кастомизировать матрицу

Матрица DACI — это универсальный инструмент, который продолжит работать, даже если изменить процессы и роли. Мы предположили, что он пригодится компаниям, в которых нет отлаженных процессов, например, стартапам или ИП. 

Чтобы таблица заработала для всех, надо позволить пользователям создавать матрицы со своими ролями и этапами работы.

Дизайнер Серёжа Балакин разработал пользовательские пути и решил интерфейсные задачи. Он создал дизайн для кастомизации таблицы:

  • продумал все сценарии, по которым могут пойти пользователи;

  • создал интерфейсы для десктопов и смартфонов, чтобы таблицу было удобно редактировать с любого устройства.

Сценарии взаимодействия пользователя с таблицей
Сценарии взаимодействия пользователя с таблицей

Кратко: как мы делали матрицу DACI и что теперь изменилось

  1. Наши исследователи обнаружили проблему в продуктовых командах: некоторые сотрудники не до конца понимали свои обязанности и ответственность.

  2. На воркшопе мы выделили рабочие процессы, распределили роли и описали их по матрице DACI.

  3. По ходу работы поняли, что такой подход пригодится и другим компаниям, поэтому решили сделать публичный инструмент для матрицы DACI.

  4. Дизайнеры столкнулись с трудностями: первая версия таблицы была слишком сложной, а ещё было важно продумать графику и ценность продукта для пользователей вне Авито.

  5. Дизайнеры, разработчики и редакторы справились с проблемами и сделали наглядную таблицу, промоматериалы и лендинг.

  6. Проект стал самостоятельным продуктом. Теперь любая команда может посмотреть на нашу матрицу и создать собственную.

Узнать больше о матрице можно здесь.

Мы ещё не до конца победили сложности взаимопонимания, потому что прошло слишком мало времени. Но я уже получаю обратную связь, где коллеги делятся своими сомнениями или рассказывают, как они обсуждают процессы по матрице. А если есть обратная связь, значит, инструментом пользуются, а процесс идёт.

Команда проекта:

  • драйвер и аппрувер — Леша Косилин;

  • концепт и глазки — Ира Придаткина;

  • UX-дизайнер — Серёжа Балакин;

  • смыслы и метафоры — Артем Рагимов;

  • методология и воркшопы — Ксюша Черкасова и Маша Московкина;

  • танцы со сборкой — Миша Дрягин;

  • и ещё более 30 человек, которые помогли этому случиться. Спасибо!

Выглядит ли наша матрица удобной для вас? Делитесь мнениями в комментариях!

А если хотите вместе с нами помогать людям и бизнесу через технологии — присоединяйтесь к командам. Свежие вакансии есть на нашем карьерном сайте.

Комментарии (0)