В нашем блоге мы уже рассказывали о том, как трейдеры зарабатывают на бирже с помощью социальных сетей, как на котировки акций влияют новогодние праздники и почему офисные служащие выбирают онлайн-трейдинг в качестве хобби.

Фондовый рынок становится все более открытым, что выражается не только в росте числа его участников и проникновении в финансовую сферу новых технологий, но и в том, что механики биржевых торгов проникают и «во внешний мир». Сегодня мы поговорим о том, как их используют для повышения продаж владельцы питейных заведений.

«Рука рынка» и цены на выпивку


Идея соединить знакомую инвесторам и биржевым спекулянтом систему образования цен в ходе торгов с продажей спиртных напитков не нова — первые попытки запустить подобные проекты датируются еще серединой двухтысячных годов.

К примеру, в 2004 году в Санкт-Петербург начал свою работу бар «Пивная биржа», в котором не существовало фиксированных цен на пиво. Напиток продавался в заведении «на честных торгах» — цена на кружку пива менялась в зависимости от спроса на конкретный сорт.

Существовало похожее заведение и в Москве — Stock Exchange Bar также отказался от фиксированных цен на напитки. В меню заведения было больше 200 коктейлей и прочих алкогольных напитков — цены на них отображались на табло и менялись в зависимости от спроса на ту или иную позицию. В итоге те напитки, которые в конкретный момент заказывали чаще, становились дороже, а менее популярные, наоборот, дешевели.

Кроме того, широко обсуждалось в прессе открытие летом 2015 года в Лондоне бара Reserve Stock Exchange, который быстро стал популярен среди финансистов британской столицы. Реализованная его создателем схема сложнее, представленных в российских заведениях: в лондонском баре существует три «рынка» — «пивной рынок», «рынок крепкого алкоголя» и «альтернативный рынок». Каждому из них соответствует собственное меню, отображающееся на трех отдельных экранах. Стоимость напитков на этих «рынках» меняется в режиме реального времени — как котировки акций на бирже.



При этом на экранах показывается не только текущая цена напитков в зависимости от спроса на них, но и данные по максимальной и минимальной цене за день, а также ценовой тренд за последние несколько часов.

Владелец бара говорил в разговоре с журналистами, что при его создании консультировался с компаниями, которые работают на финансовом рынке. В итоге ему удалось реализовать схему, при которой покупка напитка в правильное время может принести до 50% выгоды по сравнению с его стоимостью в других заведениях. Как и на реальном фондовом рынке, в ходе «алкогольных торгов» могут наблюдаться настоящие падения с последующим резким повышением спроса.

Названия коктейлей в баре также выбраны, исходя из биржевой тематики — к примеру, самый популярный напиток носит название Black Tuesday («Черный вторник») и отсылает к историческому обвалу котировок на Уолл-стрит в 1929 году, который дал старт Великой депрессии в США.

Один из опрошенных журналистами трейдеров так описал свой опыт посещения заведения:

Я покупаю любимые напитки на их отрицательном пике. Чтобы вычислить его, сначала распределяю любимые коктейли по порядку своих предпочтений. Потом составляю рейтинг на основе того, как меняются цены на них в течение ночи. Правда, если напиток сильно мне нравится, я могу быть несколько предвзятым, и вся стратегия летит к чёртовой матери.

Альтернативные схемы


Существуют и другие варианты внедрения игровых механик фондового рынка в барах. Так спустя пару месяцев после открытия лондонского заведения в Санкт-Петербурге также начал свою работу бар «Нефть Nargilia». Он также использует концепцию «биржевого» ценообразования на алкогольные напитки, однако в отличие от лондонского бара, создатели российского заведения используют другую модель определения спроса.

Если в лондонском Reserve Stock Exchange зависит от конкретного спроса на напитки, то в петербургском баре цена формируется на основе количества занятых столов. Чем меньше свободных мест в зале, тем выше цены. Кроме того, в российском баре существует не только биржа алкоголя, но и кальянный рынок.



Интерьер заведения напоминает нефтяной завод — на стенах нарисованы вышку, на стенах висят мониторы, на которых транслируются графики и котировки. Кроме того, как и в лондонском баре, в «Нефти» существуют фирменные названия коктейлей, которые адаптированы к российским реалиям — к примеру, вместо Black Friday здесь наливают коктейль «ЮКОС».

Посетителям и критикам идея с переносом механик биржевых торгов в бары нравится — лондонский Reserve Stock Exchange за короткое время стал одним из популярнейших мест британской столицы и попал в список лучших мест для похода в выходные от журнала Esquire. О Российском «Нефть Nargilia» также писали популярные СМИ, кроме того, заведение активно обсуждали пользователи профильного сообщества трейдеров.

Комментарии (13)


  1. Lorien_Elf
    28.01.2016 16:07
    +2

    Занятно. А как с юридической точки зрения решается вопрос? Должно же быть меню, с печатями и росписью.


    1. Mr_Destiny
      28.01.2016 17:50

      Ну так навскидку могу предположить что все превышения цены в меню идут как «чаевые», а все что ниже — как «подарок от заведения», почему бы и нет? Или могут прищучить если продают что-то по цене которая не соответствует той которая стоит в меню?
      Как в таком случае быть с теми, у кого меню оформленно по модному, например в виде меловой доски (как было в одной из статей с пол года назад)?


    1. Finder15
      28.01.2016 17:50
      +2

      Это требование отменили.

      Появились новые правила оформления ценников
      Со 2 января создавать ценники можно, например, с использованием грифельных досок и световых табло. По-прежнему нужно указывать наименование товара, его сорт (при наличии) и цену. Отражать дату оформления и ставить подпись ответственного лица или печать фирмы не требуется.

      Это кратко. Если нужно, то можно и привести ссылки на нормативные акты.


    1. fantom79022
      28.01.2016 17:51

      Думаю, что тут во всю силу играет привычная всем надпись мелким шрифтом «администрация имеет право менять цены в одностороннем порядке». И стоимость конкретного продукта выставляется для каждого счета отдельно и заверяется электронной подписью/печатью, после чего выставляется счет и фискальный чек.
      А вообще идея классная, во Львове есть заведение, где меню вообще нет и стоимость похода в это кафе зависит только от способностей человека торговаться


    1. kerberos464
      28.01.2016 17:51

      Возможно, в официальном меню цены завышены до «максимума», а в момент продажи делается скидка.


    1. 4k4
      28.01.2016 21:22

      Недавно довелось побывать в похожем месте в Чехии


      У них в качестве меню используются сенсорные экраны, встроенные в столы:

      На скрине видно, как отличается цена на идентичный напиток, который был заказан сразу же после 1-го.


      1. Maxgook
        28.01.2016 22:51

        Как называется заведение?


        1. 4k4
          29.01.2016 01:54

          Pivni burza
          www.pivniburza.cz


  1. Igorrok
    28.01.2016 17:49
    +4

    Возможность продавать товары обратно бару, для имитации настоящего рынка, предусмотрена?


    1. ruikarikun
      28.01.2016 17:54
      +3

      Нужна ещё возможность торговать фьючерзами на пиво.


  1. smeeag
    28.01.2016 17:50

    В итоге ему удалось реализовать схему, при которой покупка напитка в правильное время может принести до 50% выгоды по сравнению с его стоимостью в других заведениях.
    Разве что он сравнивает себя с «другими заведениями» совершенно другого ценового класса, т.к. судя по фото с табло минимальная и максимальные цены отличаются на жалкие 5%.


  1. NavY
    28.01.2016 19:23

    В Берлине тоже такой есть

    travelpace.files.wordpress.com/2009/10/bse-copy1.jpg?w=640


  1. Areso
    28.01.2016 19:52
    +1

    Фишка, конечно, интересная, но для кого она? Если для биржевых игроков, инвесторов и сотрудников «кухонь», то разве им вечером не хочется просто отдохнуть и выпить пивка? А то, как в том анекдоте, человек хотел отдохнуть, «а там станки, станки, станки».