
Я сделал со своей жизнью страшное и за прошлую неделю утопил 50 часов свободного времени в очередной парохододрочильне — в «Стелларисе» (не просерайте так свои отгулы). И в отличие от «Европки», «Виктории» или «Крузаков» в «Стельке» много сюжета. Очень много для 4X стратегии. Игра так и заваливала меня целыми цепочками квестов, которые хоть и награждались ресурсами и прочими плюшками, но ценны для меня были в первую очередь сюжетом. Я с большим удовольствием и интересом все это читал, но также обратил внимание, КАК все эти квесты были написаны.
А написаны они были очень по-человечески. И на мой взгляд, это хоть и необходимый, но все же недостаток. «Стелька» при всей своей «стратежности» дает игроку просто гигантский простор для ролеплея. В меню создания государства ты можешь собрать неимоверное множество форм жизни от классических людей из «Вахи», объединенных мудрым Императором и ненавистью к ксеносам, до разумных каменюг-спиритуалистов, которые настолько угорели по астрологии, что в основе их государственности буквально лежит лунный календарь.
И вот подумайте, насколько должно отличаться восприятие мира у таких существ. Тут речь идет не просто о разностях в политических предпочтениях, это биологически другой вид с абсолютно чуждой для человечества культурой. И я готов поспорить, что если бы разумные камни существовали в реальности, то их понятия о морали, государственности, обществе, вере и так далее были бы не то что отличны от наших, а скорее всего в принципе непонятны а, может, их не существовало бы вообще.
Я прекрасно понимаю, что написать таких инопланетян если и можно, то это потребует космическое количество сил и, скорее всего, еще и не окупятся по впечатлениям игроков. Наша эмпатия штука забавная и заставляет нас приписывать свои собственные черты другим. Где-то сильнее, где-то слабее, но мы не просто так видим в поведении домашних животных абсолютно человеческие мотивации, хотя в реальности ими зачастую руководят просто инстинкты. И благодаря эмпатии же — зеркальные нейрончики мои, зеркальные нейрончики — нам интересно наблюдать за теми, кто похож на нас. И если бы разработчики прописали расу ничем не похожую на человечество — нам всем коллективно было бы на них плевать).
Поэтому каменюги-спиритуалиты — это очень жирные, питающиеся минералами и излишне экзальтированные, но все равно всего лишь люди.
Это наблюдение натолкнуло меня на мысль, что почти все масскульт произведения написаны с этих же позиций. Ну, посмотрите сами, возьмем любую классическую высокую фентезю. Орки? Дикие и очень злобные люди. Эльфы? Люди, но эстеты и снобы. Гномы? Люди, но жадные и у них есть много пива.
Или давайте поговорим про фантастику уже с конкретным и более показательным примером. Вот у нас есть всеми любимый дейт-сим и по совместительству рассадник всяких ксеносов — «Масс эффект». Сколько я не общался с его фанатами, мне всегда говорили, что в «Массыче» расы и их культура прописаны хорошо. И так-то оно так, но если копнуть...
Турианцев и упоминать не хочется, так как даже внутри игры не раз подчеркивается их сходство с человечеством. Кроганы? Это люди, но буквально все ЧВК-шники. Кварианцы? Ну, они ходят в скафандрах... В остальном неотличимы от людей, за вычетом совсем мелочей в духе ритуала скитания, что скорее тянет на отличия в культурах двух стран, но не биологических видов. Камон, у них даже судебные процессы такие же как у людей. Саларианцы? Жизнь этих ребят куда короче, чем у остальных, наверняка же это повлияет на их общество и взгляды? Да нет на самом деле. Все отличия Мордина от Миранды или Гарруса заключаются в индивидуальных чертах характера. При желании сценаристы могли всех троих сделать людьми и ничего бы, в общем-то, и не поменялось. Или азари. Почти бессмертные существа с весьма специфичным способом размножения. Ну вот тут-то точно должно срастись! Ноуп. Человечнее Лиары из первой части сложно кого-то найти в принципе, не просто так она самый хайповый романтический интерес Шепа. Да, есть азари-доминатрикс из второй части, но я не хочу еще раз объяснять, что вся ее индивидуальность и холодность — исключительно проявление черт характера, а не особенность расы.
Если просуммировать все вышесказанное, то вырисуется паттерн создания всяких элиенов или фентезийных нелюдей.
Шаг первый: берем типикал человека.
Шаг второй: выбираем одну или парочку черт характера.
Шаг третий: гипертрофируем их.
Бинго! Вы создали своего собственного уникального ксеноса, который ТОЧНО НЕ ЧЕЛОВЕК!
Я еще раз повторюсь, что причины подобного понятны и понимаемы. Искусство чаще всего апеллирует к эмоциям игрока/читателя/зрителя, и чтобы вызвать сопереживания он должен испытывать эмпатию. Читай, видеть в ксеносе человека. У меня получилось вспомнить всего четыре исключения из всей фантастики и фентези, что мне знакомы.
В первый я объединю все случаи, когда ксенос является ультимативной угрозой. Такие если и разумны, то как лев, по-злому так, чисто без удовольствия помечтал о захвате мира и пошел устраивать геноцид. К подобным не нужно испытывать эмпатии, их нужно убивать. Яркий пример — тираниды из все той же «Вахи». Страшная, кровожадная и не испытывающая сентиментов фигня, цель которой жрать-жрать-жрать. По-сути, это просто животные-хищники с выкрученной на максимум агрессией.
Второй — «Солярис» Станислава Лема. Это, пожалуй, самое реалистичное описание другой формы жизни, которое родило человечество. Вся книга проникнута непониманием живого инопланетного океана. Принципиальным непониманием. Первая часть книги показывает, что взаимодействие между нашим видом и... ну... ВОТ ЭТИМ, если и возможно, то явно не будет обычной беседой. Скорее уж сеансом некромантии с телепатическим триггером психических проблем переговорщика. Если в воображении большинства людей первый контакт выглядит как дипломатическая встреча политиков или тотальное военное вторжение, то я его представляю примерно как в «Солярисе» — тотальное офигивание и неясность с какой стороны вообще подступиться-то.
Третий — коротенький рассказ Стругацких из «Полдня», где космические коммунисты будущего нашли следы неизвестной цивилизации. И как и в случае с «Солярисом» — сначала вообще нифига не поняли. Жилища инопланетян выглядели странно, не по-человечески, очень недолговечными и слишком органическими. Впоследствии выяснилось, что, в отличии от людей, которые подчинили природу силой, эта раса ее подчинила лаской, если так можно сказать. Вместо того, чтобы гнуть флору и фауну под себя инструментами, инопланетяне сделали сами флору и фауну инструментами.
Рассказ обрывается как раз на месте осознания исследователем фундаментальных отличий между ним и ксеносами. Стругацкие поступили очень хитро, просто не став описывать детали. Они крикнули: «Инопланетяне не как люди» и ушли в закат, оставив все остальное додумывать читателю.
И последний, четвертый, и мой самый любимый — «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика. В повести рассказывается об охотнике на андроидов, которые совершили побег от своих хозяев. Фишка в том, что эти андроиды — буквально монстры из первой категории. У них нет сочувствия, они жестоки, они аморальны и после прочтения книги их ни разу не жалко. НО! Вызывать у людей эмпатию — их стратегия выживания. Они очень искусно притворяются, имитируют повадки и привычки, черты характера, эмоции. Они их не испытывают в реальности, но очень хорошо воспроизводят. И как андроиды дурят голову персонажам книги, точно так же они и дурят читателя. Несколько раз я думал: «А может, все не так однозначно? Может, они реально такие же как люди?» То есть оставаясь абсолютно инаковыми по своей сути, они все равно вызывали у меня эмпатию, пусть и за счет манипуляции. И да, я ненавижу первого «Блейдраннера» за то, как он обошелся с первоисточником, скатив посыл Дика к банальной пожалейке.
В общем, при всем обилии как фантастики так и фентези, вспомнить что-то еще у меня не выходит. Мягко говоря, не густо, да и подходы в описанных примерах очень схожие. Ксеносы — либо воплощение злого зла, либо «Это выше вашего понимания». Действительно выделяются только андроиды Дика — они и понятны, и разумны, и совсем не похожи на нас.
А все остальные ксеносы — это, как выразился мой друг, «люди в „костюмах“».
Автор текста: Алексей Петров. Написано специально для CatGeek и читателей Хабра.
? ? Также читайте нас на других ресурсах:

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.
Комментарии (10)
mSnus
08.10.2025 07:45У Лема есть ещё "Эдем" и "Непобедимый", по "Непобедимому" даже есть какая-то игра. "Игра Эндера" тоже про вопросы взаимодействия с нечеловеческим разумом, и там в целом неважно, как именно выглядят жукеры.
Придумать нечеловеческие формы жизни сложно, а сделать визуальный контакт с ними интересным - тяжело, получится разве что что-то вроде "Неверхуда", только вместо целого мира с кнопками и реакциями будет существо-головоломка.
Получается, это будет либо паззл-квест вроде "Самороста", либо чисто механическое поведение как у зергов. Все остальное будет очеловечено.
dvenum
08.10.2025 07:45Например, Адриан Чайковски "Дети Времени". В научной фантастике нестандартные образы мышления часто исследуются с разных сторон. Оно есть, оно требует кропотливой работы и недюжинного ума. Даже просто написать историю о людях, которые мыслят действительно по-разному, не каждый автор может. А люди у нас в мире очень разные, не нужно даже инопланетян придумывать, чтобы удивляться.
Имхо, углубляться во что угодно нестандартное было бы странно при создании развлекательного продукта. Одно дело сделать сюжет про инопланетянина, который спасает дочку и производит понятные условному большинству действия в небудничном антураже. И совсем другое, экспериментировать с устройством общества этих инопланетян. Вы же первый скажете, что "прикольная попытка, но должно быть не так".
У Mass Effect идея о том, что объединились расы, у которых похожие проблемы. А у которых не похожие, не объединились. Что жизнь, это неизбежность и не эти, так другие, но снова пойдут этим путем когда-то однажды. Ну и на культуру рас сильно влияет федерация, тысячи лет членства это ощутимо.
Wizard_of_light
08.10.2025 07:45Уэллсовские марсиане, внезапно. А так "История твоей жизни" Тэда Чана, "Тройной контакт" Элиезера Юдковского или "Эпос хищника" Леонида Каганова. Особняком стоит "Процент соответствия" Павла Шумила - там инопланетяне психологически как люди при совершенно нечеловеческой форме, но в последнем сюжетном повороте раскрывается как они дошли до жизни такой.
А из игрушек.... Видимо, вершиной упоротости всё так же остаются "Вангеры" )
aik
08.10.2025 07:45Чуждый разум человек описать не может именно в силу чуждости, он в любом случае будет на него смотреть со своей точки зрения. Ну может у Лавкрафта что-то получалось.
А что касается масс эффекта - там же все расы развиваются по одним и тем же рельсам, под влиянием предыдущих циклов. Так что ничего удивительного, что они похожи по менталитету друг на друга.
SadOcean
08.10.2025 07:45Ну это же классика.
Цитата тех же Стругацких - "Человеку нужен человек".
И даже в дальнем космосе и миллиардах иных миров нам интересны истории о людях, таков вот человек - все масштабирует под себя, потому что масштабировать себя под реальность сложнее.
В массовом сай фае с этим вообще беда - там даже фигурально все почти люди - 2 руки 2 ноги. Не говоря уж про логику и мораль - просто архетипы известных нам культур и типов люддей.
На самом деле люди фундаментально не понимают, что даже мораль 16 века или культур раннего бронзового века была сильно иной, поэтому зачастую мотивация и драмы людей того времени нам не понятны.
С другой стороны даже такая фантастика полезна - понятные люди в непонятных фантастических условиях либо непонятные люди в обычных. Раздвигает горизонты понимания.
Опять же, есть и фундаментальные правила - ресурсы ограниченны, поэтому похожая на нас биологическая жизнь будет такой же воинственной. А 2 глаза - оптимальное количество функциональных глаз (меньше не будет бинокулярного зрения, больше - дорого)
В копилочку хороших интерпретаций пришельцев можно положить еще "Ложную слепоту". Есть еще прекрасный "Тройной контакт" Юдковского
erydit
08.10.2025 07:45Зато азари или кварианку можно более глубоко познакомить с земной культурой в каюте капитана, если вы понимаете о чем я).
А вот что можно сделать с живым океаном из Соляриса?
Осторожно, нецензурная лексика
Radisto
08.10.2025 07:45Тут надо, мне кажется, различать конкретно людей и вообще гуманоидов. Сообщество разумных индивидуумов, эволюционно проищошедших от племен охотников-собирателей, создавших техногенную цивилизацию на основе договоренностей друг с другом, в принципе будут похожи друг на друга, и конечно на людей. А такой тип разума очевидно вероятен, и для этого необязательно быть млекопитающим или иметь две руки. Цивилизация разумных осьминогов будет наверняка похожа на человеческую по поведению просто в силу ковергентной эволюции, даже если они кремневые дышащие аммиаком гермафродиты. Акулы, дельфины и ихтиозавры похожи ведь вовсе не случайно. Совсем нечеловеческого разума можно ждать от совсем другой эволюции разума. Тот же роршах из Ложной Слепоты или pattern jugglers из Пространства Откровения
Орки и эльфы неизбежно были бы похожи на людей: они ведь отдельные разумные индивиды с коллективной культурой и эгоистичной стратегией размножения, без биологических адаптаций к своей среде обитания. Им придётся иметь язык, макиавеллевский разум с понятиями лжи, сотрудничества, баланса альтруизм/эгоизм, использованием орудий, жилищ для выживания зимой. С такой биологией ничего совсем нечеловеческого от них нельзя ждать - это будет неправдоподобно ни биологически ни с точки зрения здравого смысла. Разве нет?
Skigh
08.10.2025 07:45У Стругацких в "Малыше" местные инопланетяне настолько нечеловеческие, что даже спасённый и выращенный ими "маугли" не воспринимает их как разумных существ.
MonkAlex
Помню как минимум Worm, где инопланетяне не люди и даже не пытаются. Они там на вторых ролях, но всё же.