Сотрудники Sminex каждый день заходят на удобный корпоративный портал — почитать новости, заказать канцелярию или подать заявку на программу обучения, предложить идею или воспользоваться одним из сервисов. В серии статей расскажем, как с помощью индивидуальных разработок мы объединили в коробочном решении множество процессов и почему при переходе на наш портал в нём сложно узнать платформу «Битрикс 24».

С чего всё началось

У нас был корпоративный портал на SharePoint. До определённого момента его функционала хватало, но по мере развития компании он перестал отвечать требованиям производительности и автоматизированности процессов, масштабируемости. К внешнему виду тоже были вопросы. Компания выросла, мы созрели для качественного изменения в пользу другой платформы, планировали внедрять UI-kit.

А мы знаем, чего хотим?

Было понятно только, что текущий вариант нас уже не устраивал, а что нужно на выходе — нет. Следуя принципу эффективности, начали с начала — пошли анализировать потребности внутри компании.

За месяц пообщались со всеми потенциальными заказчиками из разных отделов, собрали и оцифровали задачи. Ключевых потребностей и болей набралось на 3+ года работы. А ещё на этом этапе поняли: наши задачи в основном нетиповые — значит, подобрать готовое решение мы вряд ли сможем.

Сформулировали требования к новой платформе:

  • безопасность — всё во внутреннем контуре,

  • управляемость процессов и интеграции (платформа должна объединить действующие ИТ-системы в едином месте в формате корпоративных сервисов),

  • кастомизация дизайна.

Анализируем рынок

С этими вводными мы вышли на рынок и начали изучать демоверсии. Небольшие локальные решения и иностранные коробочные варианты сразу не подошли по требованиям безопасности. Предложение от «ВК» сначала показалось многообещающим, но оно требовало очень значительных инвестиций без чёткого понимания финального продукта.

В итоге оставалось два варианта: взять коробочный «Битрикс 24» или заняться собственной разработкой. Из плюсов «Битрикс 24» — бесшовная аутентификация, штатная интеграция с MS AD / LDAP и безопасность. Из минусов — платная лицензия, необходимость существенной доработки и не слишком высокая популярность среди разработчиков.

Почему коробочное решение

Собственная разработка давала большую свободу. Мы понимали, что можем создать функциональный корпоративный портал, который объединит внутренние сервисы в одном окне. Но это очевидно требовало больших бюджетов и больших сроков. Времени на длительную разработку не было, поэтому мы остановились на коробочном решении портала, начали внедрять — и тут же столкнулись с первой проблемой.

Сотрудник не может авторизоваться по SSO: выскакивает ошибка доступа. Ошибка то есть, то нет. И так много раз. Мы перепроверяли все коробочные настройки, перетряхнули настройки IAM-системы. Потом зашли в cookies — и вот оно: увидели, что записываются два одинаковых признака. У нас есть другие продукты на «Битрикс» на едином домене первого уровня, поэтому в cookies записывались куки от другого нашего сайта. При попытке входа пользователя на корпоративный портал он обрабатывал первую куку, которая была записана не от искомого сайта. Система сверялась и показывала её как невалидную. Решили проблему просто: переименовали все коробочные куки «Битрикс 24» в уникальные. Больше за три года работы портала с этим не сталкивались.

Организационная структура

Но вернёмся к этапу запуска. На первых порах у нас было две ключевые задачи: грамотно показать на портале обновлённую организационную структуру и разместить удобный блок с новостями.

Вариант дерева «Битрикс» для организационной структуры нам никак не подходил: он даже не вмещался на экран и в целом не рассчитан на большую структуру, из-за этого возникали ошибки при отображении. Нам нужно было не просто красивую картинку разместить, а сделать функциональный инструмент. Чтобы любой сотрудник мог зайти на портал и быстро найти нужный контакт, понять, кто к какому отделу относится, где руководитель, а где его команда. Мы сразу модифицировали отображение дерева, переписав frontend коробочного модуля, этим визуалом пользуемся до сих пор. Допилили JavaScript, который отвечает за элементы управления деревом, — добавили выравнивание, управление масштабом и возможность просмотра полной представленности дерева в один экран.

Организационная структура помещается на один экран. При раскрытии блоков отображается информация по каждому отделу и сотруднику, включая контакты.
Организационная структура помещается на один экран. При раскрытии блоков отображается информация по каждому отделу и сотруднику, включая контакты.

Теперь про backend. Задачу решает интеграция с 1С и IAM-системой — это наша собственная разработка. Всё работает в автоматическом режиме и поддерживает актуальность информации.

Технология следующая:

  1. Каждого сотрудника в виде учётной записи нам поставляет IAM-система. На этом уровне мы понимаем только ФИО, уровни доступа, активность учётной записи. 

  2. Характеристики учётной записи нам поставляет 1С через промежуточную БД. В 1С мы собираем все события по сотруднику в отдельный регистр (например, смена фамилии или должности, номера телефона) и записываем изменения в промежуточную БД.

  3. Раз в час срабатывает агент из «Битрикс 24» и вычитывает изменения  из промежуточной БД.

    Таким образом мы оперативно получаем обновлённые данные по сотруднику.

У нас много характеристик сотрудника в 1С — сначала запустили отображение базовых, но позже насытили систему полезными фишками. Например, бейджи «В отпуске» и «Скоро в отпуск» с указанием дат и замещающих сотрудников (всё кликабельно — можно сразу перейти в профиль заместителя и посмотреть контакты). В планах добавить возможность подписки на отпуска определённых коллег. Есть бейдж «Удаленно» для удалённой работы, тоже помогает в коммуникации.

Отдельный полезный сервис — это интерактивная карта всех офисов, на которой указаны переговорные комнаты, все общие пространства и рабочие места сотрудников. Сервис ежедневно передаёт нам информацию на портал, у кого какое рабочее место, и актуальная информация отображается в профиле сотрудника.

Интерактивная карта офиса
Интерактивная карта офиса

Ещё одна крутая интеграция — возможность переадресации звонков. Тут мы объединились с инженерами поддержки сетей и добавили функцию интеграции с телефонией. Сотрудник открывает свой профиль на портале и одним нажатием кнопки переводит все звонки с внутреннего номера себе на мобильный. Эту фишку команда тоже высоко оценила и постоянно использует. Особенно полезно для сотрудников с разъездным типом работы.

Блок новостей

Для блока новостей мы взяли коробочный вариант, но и тут поняли, что исходным функционалом нам не обойтись. На вёрстку новости уходило много времени, так как всё форматирование проводилось в ручном режиме. Никакого стандарта в редакторе не было. Визуально тоже смотрелось не очень: даже одинаковые элементы в новостях каждый раз выглядели по-разному. Ещё одна проблема — чтение материала занимало много времени, на сотрудника ложилась большая когнитивная нагрузка.

Мы разработали своё приложение под «Битрикс 24» — «Конструктор новостей» (на базе VUE 3). Это наша отдельная гордость — самостоятельный продукт, зарегистрированный в Росреестре. Конструктор решил сразу две задачи. Первое — благодаря стандартным блокам все новости стали публиковаться в единой визуальной стилистике. Пользователю сразу понятно, где цитата, где ссылка на видео, снизилась когнитивная нагрузка. Второе — конструктор существенно повысил эффективность работы, на сборку новости стало уходить в три раза меньше времени:

  • стили блоков уже заданы в соответствии с корпоративным UI-kit,

  • картинки автоматически встают в нужный размер,

  • блоки можно менять местами.

Удобство оценили и писатели, и читатели. Вот так теперь выглядит раздел с новостями и новость на портале:

На MVP организационной структуры и «Конструктора новостей» у нас ушло около месяца-полутора, но работа на этом не закончилась — улучшать портал мы продолжаем до сих пор. О новых фичах расскажем в следующих публикациях.

Комментарии (2)


  1. ChePeter
    24.10.2025 11:17

    А кто такой "Работодатель номер 1" и кто тогда номер 2 или 3?

    И почему не сделали поиск по новостям? Это же новости компании, нужные события и даты.

    А если "посмотрел и забыл" то реально это тоже, что и " сразу забыл"


    1. Sminex Автор
      24.10.2025 11:17

      Раздел "Работодатель №1" на портале — это информация для сотрудников об актуальных преимуществах, например, ДМС, корпоративных скидках, спортивных секциях. Поиск новости по ключевым словам работает. Поисковая строка расположена в верхней части страницы.