Привет, Хабр! Я Анастасия, ведущий менеджер проектов в ЮMoney. Помните поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? В этой статье — наш живой пример: как мы усилили команды новой ролью куратора и что из этого вышло.

Дано: в проектном офисе ЮMoney работает 20 менеджеров проектов и 20 команд разработки. У каждой команды в среднем по четыре проекта в квартал — итого около 80 проектов. Раз в неделю проходят 60-минутные встречи с руководителем проектного офиса, на которых команды рассказывают о статусе по каждому проекту. Цель встречи — понять статус проектов: всё ли идет по плану и нужна ли помощь. Из-за масштаба на обсуждение каждого проекта отводится всего 45 секунд.
Такой формат создаёт множество проблем:
Встреча даёт понимание статуса, но не остаётся времени на разбор деталей.
Теряется ценность встречи у менеджеров проектов, так как не остаётся времени на разбор своих и чужих ошибок, а значит, нет возможности для развития.
Масштабирование невозможно, так как нет детального обсуждения проектов.
Встреча нужна только руководителю, остальные теряют время.
Одному руководителю сложно проанализировать все детали по такому количеству проектов за час, а значит, его обратная связь будет поверхностной.
Решение: ввести роль куратора — опытного менеджера, который работает с тремя-четырьмя командами. Еженедельно проводить встречи куратора с менеджером (30 минут) и кураторов с руководителем проектного офиса (один час).
Ключевые принципы кураторства:
Задача куратора — провести менеджера проекта по процессу реализации проекта от начала до выпуска на продакшен, а также помогать и делиться опытом.
Куратор привязан к команде, но не управляет ею. Он подсвечивает риски, помогает в сложных ситуациях, а решения принимает менеджер команды.
Куратор работает как персональный ревьюер управленческих решений.
Он — равный коллега, с которым у менеджера происходит взаимообмен опытом.
Кто может быть куратором
Куратором назначают проджект-менеджера уровня сеньор, который глубоко разбирается в продуктах и процессах компании. Помимо экспертизы, ключевыми качествами для этой роли являются развитые коммуникативные навыки и умение делиться знаниями. И главное — эти люди замотивированы обучать других, делиться накопленной экспертизой и видят в менторстве важную часть своей миссии в компании.
Результаты для компании:
Появился зонтичный менеджер, который погружен сразу в несколько связанных между собой команд.
Снижение bus-фактора — куратор может подхватить команду, если нужно.
Эффективная обратная связь для руководителя о работе проджект-менеджера.
Быстрое распространение знаний и изменений через кураторов команд.
Так у проджект-менеджеров появился напарник, с которым можно обсуждать принимаемые решения, и выросла уверенность в этих решениях. Можно в любой момент посоветоваться с куратором, не переживая за оценку со стороны руководителя проектного офиса. Вместо неэффективного общего созвона на час появилась персональная 30-минутная встреча раз в неделю.
Роль куратора требует значительного времени на погружение в проекты. Также необходимо заслужить авторитет: формально куратор не является руководителем, поэтому его влияние строится на экспертности и умении объяснить альтернативное мнение.
Главный вывод: принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» работает на практике, создаёт среду взаимопомощи и повышает эффективность принятия решений.
А у вас в компании есть наставник или куратор, чья поддержка помогает в работе? Делитесь опытом в комментариях!