Весной этого года Андрей Глащенко, руководитель направления средств разработки и партнер в Haulmont, в интервью поделился подробностями о том, как компания пришла к работе с открытой моделью и развивает глобальные продукты.
На днях я поинтересовался у Андрея, как обстоят дела с новыми open source-проектами компании, а также узнал некоторые подробности о маркетинговых практиках и подходах к взаимодействию с аудиторией. Далее — делюсь расшифровкой разговора.

- В блоге Haulmont регулярно появляются материалы по open source. Взять хотя бы статью про форк открытого BPM-движка, который лег в основу OpenBPM. Такой технологический блог — это один из центральных каналов коммуникации с аудиторией, в т.ч. по теме open source? Какие еще есть форматы? 
Habr — действительно центральный канал структурированной коммуникации с аудиторией разработчиков в России. Есть и другие площадки, а также соц. сети, но хабр выступает в роли основной тематической площадки для качественного взаимодействия. У нас есть два блога, собственно, компании Haulmont и сообщества «Spring АйО», где мы выстумаем спонсором и где ребята также активно делятся технологическим контентом.
Помимо блога на хабре есть отдельные тг/youtube -каналы и сообщества по нашим продуктам. Все это представляет для нас основную часть маркетинговых инструментов и соответствующих практик взаимодействия с аудиторией, формирования комьюнити.
- Также у вас есть гайды, например, от Amplicode с доступными исходниками. 
Это еще один тип контента, которым мы делимся. Достаточно часто вместе со статьями мы выкладываем исходники, а гайды — это фактически один из форматов статей.
- Делитесь ли вы в том или ином виде планами технологических разработок? 
Да, у нас публикуются высокоуровневые планы разработок. Допустим, для Jmix. Для OpenBPM пока нет, потому что продукт молодой и роадмап слишком часто корректируется. Кроме того, мы очерчиваем некоторые планы по разработке в горизонте года, собственно, в технологических статьях, которыми делимся на хабре.
Но здесь важно понимать, что в open source такого рода «обещания» нужно давать аккуратно. Да, продавать ожидания проще по сравнению с готовым продуктом, но, если что-то обещаешь сообществу и говоришь об этом, необходимо деливерить.
Roadmap, конечно же, показывает, что проект развивается, но это все-таки комитмент. И его не так легко осуществить, если продукт новый. Мы к этому действительно не сразу пришли, только когда все стабилизировалось, например, в контексте Jmix.
- Есть ли у вас свои программы поддержки или гранты по теме open source? 
Есть, это — программа для некоммерческих организаций и академическая программа. Мы предоставляем бесплатные лицензии, в т. ч. студентам, как для Jmix, так и для Amplicode.
- У вас есть инициатива с распространением дополнений Jmix в формате маркетплейса. Как она развивается? Есть ли нечто подобное для OpenIDE? 
OpenIDE — это большой open source-проект в рамках нашего консорциума. И мы готовы привлекать туда новых участников. И, да, у нас там есть маркетплейс дополнений. Именно меркеплейс в российской инфраструктуре, гарантированно доступный без VPN. И это — одно из наших ключевых преимуществ.

- Есть ли участники консорциума помимо AxiomJDK и ГК Астра? 
Разговоры об этом идут, но пока не буду вдаваться в подробности. Есть генеральный директор OpenIDE — он отвечает за координацию, а ресурсы идут от трех компаний, которые, в том числе, участвуют и как контрибьютеры.
- Какая компания является ключевым контрибьютером? 
Мы работаем на паритетных правах, все делится на троих. Каждая сторона вносит в проект равный вклад, исходя из своей экспертизы и компетенций. Важно понимать, что такой продукт — это не только непосредственно код, но многие другие активности.
- Можно ли говорить о том, что ваша экспертиза в open source способствовала появлению OpenIDE на базе новых партнерств? 
Да, очень сильно способствовала. На момент появления проекта мы много работали (и работаем) с open source-продуктами. Во-первых, пригодился наш существенный опыт продвижения таких проектов (более 10 лет продвижения open source-продуктов. Во-вторых, у нас был существенный опыт работы с ключевой технологией — open source платформой от JetBrains — без чего было бы проблематично заниматься таким масштабным проектом. В-третьих, мы активно участвуем в профильных конференциях, в том числе по направлению «Spring АйО», что также положительно влияет на нашу узнаваемость и формирует репутацию бренда в данном контексте.
- Есть ли у вас какие-то особенности с точки зрения правил участия контрибьютеров или code of conduct? Или это в целом стандартное CLA? 
Да, у нас два CLA. Глобальный для Jmix на английском на основе общепринятых моментов в индустрии, а также CLA для OpenIDE. Последний адаптирован к особенностям российского законодательства, но по духу и смыслу он, в целом, типовой.
- В качестве завершения — могли бы вы дать небольшое саммари о вашем прогрессе в open source с момента нашего разговора о развитии Haulmont? 
Конечно, продолжается развитие OpenIDE. Мы разобрались с процессами в рамках консорциума, и нас уже приличное количество разработчиков, измеряемое тысячами. Есть понятные планы развития. Хотелось бы больше сделать с точки зрения продвижения и маркетинга, но мы хорошо развиваемся с точки зрения роста сообщества.
Аналогично с OpenBPM — продукт готов, мы прошли «реестровую» эпопею. Выбрали модель лицензирования с комьюнити- и энтерпрайз-веткой. В последнем случае мы предоставляем гарантии по SLA, а для комьюнити-ветки делаем обновления эпизодически, что в целом является стандартной практикой в open source. Мы уточнили позиционирование продукта, запустили маркетинг, видим интерес к OpenBPM.
Эти два продукта прошли хороший путь за это время и продолжают развитие.
P.S. Неклассическая литература для руководителей по открытым стратегиям и корпоративному open source — разбираем свежие научные статьи 2025 года.
 
          