«Ну ты же компьютерщик!» — многим из ИТ-сферы знакома эта фраза из прошлого. Ей обосновывали, почему именно вы должны сделать почти всё: от настройки принтера до разработки и тестирования систем.

Казалось бы, эта эпоха позади. ИТ и бизнес стали единым целым, а роли и специализации — общепринятой нормой. Но на смену старой проблеме пришла новая. Появилось множество методологий, фреймворков и новых ролей, однако единой и понятной модели так и не сложилось. Неопределённость сохраняется — особенно в названиях архитектурных ролей и их обязанностях, что отлично видно на порталах с вакансиями.

На практике это порождает новую версию старой фразы: «Ты же архитектор? Вот и придумай, как это сделать, собери требования, спроектируй данные и проверь, чтобы влезло в бюджет».

В этой статье я разберу роли этапа проектирования ИТ-решений и покажу инструмент для формирования команды, которая совместной работой обеспечивает качественные требования. Иными словами, постараюсь ответить на вопрос: как побороть разрозненность требований через чёткое распределение ролей и ответственности.

Важное уточнение

Я не претендую на исключительность подхода и не буду его сравнивать с аналогами, просто делюсь работающей методикой, которая хорошо зарекомендовала себя в нескольких крупных компаниях. По сути, это «трафарет» для поиска нужных компетенций и сборки сильной команды.

Материал изложен верхнеуровнево, без углубления в детали каждой роли или сравнения с различными стандартами. Речь пойдет не о практике наполнения артефактов (например, о классификации требований), а о типовых ролях, объектах проектирования и зонах ответственности — на концептуальном уровне. Схемы в статье приведены в нотации ArchiMate.

Для кого эта статья

Материал будет полезен:

  • ИТ-методологам и руководителям проектов и подразделений проектирования;

  • специалистам по ИТ-кадрам;

  • самим участникам проектирования - для прояснения своих границы и зон ответственности.

Проектирование ИТ-решений

Проектирование в производственном цикле - это стартовая фаза, которая превращает бизнес-инициативу в готовый набор артефактов для разработчиков. На входе — запрос заказчика, на выходе — четкие инструкции к реализации.

Этот процесс должен работать через общий пул задач, результат которых — взаимосвязанные артефакты. Каждый участник, в рамках своей зоны ответственности, выполняет свою часть работы, опираясь на результаты коллег. Он формализует их и передает дальше по цепочке.

Отмечу, что этот процесс — не обязательно строгая последовательность. Это может быть итерационная и командная работа, где этапы параллелятся и уточняются по мере проработки.

Если посмотреть на жизненный цикл инициативы от идеи до эксплуатации, верхнеуровнево (по каскадной модели) и упрощённо это выглядит так:

А если заглянуть внутрь этапа «Спроектировать решение», мы увидим его внутреннюю логику, упрощённо так:

Таким образом, в идеале фаза проектирования — это слаженная последовательность шагов разных ролей. Они постепенно обогащают и уточняют требования друг друга, формируя в итоге единое, согласованное и целостное видение будущего решения.

В упрощенном виде этот процесс можно изобразить так:

Кто проектирует?

За проектирование ИТ-решений отвечают два «семейства» ролей: аналитики и архитекторы. Каждое из них дробится на множество специализаций, и именно здесь начинается главная путаница: кто за что отвечает?

Даже приведенная выше последовательность этапов у многих вызывает споры. Для руководителей и заказчиков она часто неочевидна, не говоря уже о тонкостях задач каждого участника.

На мой взгляд, основной состав ролей проектирования ИТ-решений следующий:

  • корпоративный архитектор (enterprise architect): стратег, обеспечивает соответствие решения бизнес-целям компании и архитектурным принципам. Смотрит на всё "с высоты птичьего полёта";

  • архитектор решений (solution architect): главный инженер, отвечает за целостность решения и сводит воедино все его части — от бизнес-логики до технологий;

  • бизнес-архитектор (business architect): переводчик с языка бизнеса, описывает бизнес-способности, процессы и то, как компания создает ценность;

  • архитектор данных (data architect): хранитель активов, проектирует как данные хранятся, защищаются, используются и перемещаются в рамках решения;

  • интеграционный архитектор (intagration architect): связист, проектирует "мостики" для взаимодействия между различными системами и приложениями;

  • системный архитектор (system architect): конкретизатор, определяет из каких конкретных компонентов (железо, системное ПО) будет состоять решение;

  • архитектор приложений (software architect): конструктор приложений, проектирует их внутреннее устройство, модули, API и функциональность (включая задачи функционального архитектора));

  • технологический/инфраструктурный архитектор (infrastructure architect): строитель фундамента, отвечает за серверы, сети, облака и другую платформу для работы решения;

  • архитектор информационной безопасности: встраивает безопасность в каждый слой решения, оценивает риски и проектирует защитные механизмы;

  • бизнес-аналитик: исследователь потребностей, выясняет что нужно бизнесу и почему, фокусируется на стейкхолдерах и их целях, описывает бизнес-процессы автоматизации;

  • системный аналитик: конструктор конечных требований, дополняет и собирает финальную постановку задачи с описанием того, как система должна работать.

Как правило, на практике один человек часто совмещает несколько ролей. Главное — чтобы он делал это осознанно, "надевая разные ролевые шляпы", а не валил всё в кучу. Именно для этого нам нужно четкое понимание зон ответственности, основанное на объектах проектирования и уровне абстракции каждой роли.

Основа подхода: ArchiMate как карта для навигации

За основу взят язык ArchiMate и его метамодель. Почему именно он? Потому что он предоставляет готовую и логичную систему координат, раскладывая любое ИТ-решение на согласованные архитектурные слои. Именно это разделение на слои и позволяет обоснованно распределить роли, о которых говорилось выше.

Метамодель языка ArchiMate
Метамодель языка ArchiMate

Суть подхода: берём из ArchiMate не все объекты, связи и правила, а ключевой набор объектов проектирования. Это те сущности, которые должны быть так или иначе описаны при создании решения. Вы можете адаптировать этот список, а ниже предложен набор, на мой взгляд, ключевых из них:

  • из слоя мотивации и бизнес-архитектуры: стейкхолдеры, цели, потоки ценности, бизнес-способности, роли, бизнес-процессы и события, бизнес-объекты;

  • из слоя приложений, данных, интеграций: объекты данных, информационные потоки, информационное взаимодействие, приложения, функциональность, сервисы;

  • из слоя инфраструктуры и технологической архитектуры: системное ПО, технологические функции, процессы, сервисы, узлы, девайсы, сети и локации.

Визуальное представление этой метамодели может выглядеть так:

Вариант метамодели основных объектов проектирования
Вариант метамодели основных объектов проектирования

Этот список — не догма. Если в вашей практике есть критически важные сущности, отсутствующие в ArchiMate (например, специфические метрики или объекты), — смело добавляйте их в свою модель. Главное — сохранить принцип: у каждого объекта проектирования должен быть ответственный.

Практика

На основе выбранных объектов проектирования и состава ролей формируется матрица ответственности (например, RACI). В этой матрице фиксируется, какая роль за что отвечает в процессе проектирования каждого объекта:

  • создаём матрицу RACI, в которой, например, по вертикали — объекты проектирования, по горизонтали — роли команды, на пересечении — степень ответственности;

  • анализируем и дополняем команду: смотрим, какие клетки матрицы остаются пустыми, формируем обоснованные требования к недостающим компетенциям (например, если за "объекты данных" никто не отвечает — нужен архитектор данных)

ArchiMate в этом случае — это общая картина пазла, а объекты проектирования — отдельные элементы, которые должны быть собраны воедино разными участниками.

Например, заполненная матрица может выглядеть так:

Пример упрощённой матрицы ответственности за объекты проектирования
Пример упрощённой матрицы ответственности за объекты проектирования

Когда матрица ответственности готова, она становится основой для стандартизации работы команды. Мы можем определить конкретные форматы артефактов для каждой роли, которые в совокупности покроют все выбранные объекты проектирования. Для каждой роли подбирается наиболее подходящий инструмент (и методология): например, ArchiMate для архитекторов, BPMN для описания процессов бизнес-аналитиками, UML для системных аналитиков и так далее.

Главная задача на этом этапе — организовать процесс так, чтобы артефакты разных специалистов оставались связанными между собой, обеспечивали переиспользование наработок и взаимное обогащение требований по мере движения проектирования.

Матрица ответственности — это конкретизирующий инструмент, но он лишь первый шаг. Следующая, не менее важная задача — обеспечить содержательную связность между артефактами, которые создают разные участники команды. Для этого необходимы единые методологические договорённости: соглашения о моделировании, правила сопоставления объектов в разных нотациях, регламенты прохождения требований по этапам жизненного цикла и т.д.

Решение этой задачи ложится на плечи руководителей и ИТ-методологов и является достаточно объемной работой. Возможно, на эту тему будет отдельная статья, но в целом про агрегацию требований я рассказывал здесь: https://habr.com/ru/articles/953794/

Для наглядности можно изобразить упрощённую схему процесса, где видна прямая связь между этапами работы, ролями и производимыми артефактами. Это сознательно упрощённый вариант — детальная схема со всеми ролями и артефактами становится слишком громоздкой.

Пример агрегирующего варианта схемы
Пример агрегирующего варианта схемы

Такая визуализация не только проясняет процесс, но и закладывает основу для будущей автоматизации: она концептуально показывает, как можно организовать обмен данными между производственными системами для поддержания сквозной связанности артефактов на протяжении всего жизненного цикла.

Заключение

Эффективная команда проектирования — это сбалансированная система, где у каждого специалиста есть четкая зона ответственности в рамках общей архитектуры. Использование ArchiMate для выделения объектов проектирования и понимание сквозной природы требований помогает создать именно такую систему.

Важно помнить: предложенный подход — гибкий инструмент. В небольшом проекте один человек может совмещать несколько ролей, в крупном — каждая роль может делиться между узкими специалистами. Но в любом случае, понимание полного спектра необходимых компетенций позволяет осознанно формировать команду и не упускать критически важные аспекты будущего решения.

Качественное проектирование — это не просто этап, а стратегическая инвестиция в успех всего ИТ-цикла. Решение, спроектированное «без дыр», становится надежным фундаментом для эффективной разработки, планирования релизов, целенаправленного тестирования по четким критериям качества, управления проектами с предсказуемыми сроками и результатами.

Такой подход также улучшает управляемость цифровой трансформации и способствует построению устойчивой архитектуры (особенно при использовании специализированных средств, таких как архитектурный репозиторий).

Надеюсь, он поможет вам в процессе построения сильных команд проектировщиков и как следствие - в улучшении качества ИТ-продуктов.

Комментарии (0)