Я не буду учить вас вести переговоры. Если вы читаете эту статью, то, возможно, разбираетесь в теме даже лучше меня. Теории полно — книги, курсы, гениальные методики. Обращайтесь к ним.

Лично мне всегда не хватало одного — практики

Я учусь в школе переговоров, и мы проводим управленческие поединки (если не знакомы — почитайте, это довольно интересный «вид спорта»). Но на одном занятии успеваешь провести всего один поединок. А для закрепления навыка этого катастрофически мало. Профессионалы тренируются постоянно — вот и результат у них соответствующий.

Так как же обычному человеку получить больше практики?

Я немного разбираюсь в программировании, поэтому решил сделать себе Telegram-бота с искусственным интеллектом. Принцип простой: бот описывает ситуацию, присылает одну фразу, а я должен ему ответить.

Важный нюанс: бот присылает фразу голосовым сообщением, и отвечать я тоже должен голосом. Так диалог ощущается почти как живой.

Так выглядит тренировка. Ссылка на бота в конце статьи,
Так выглядит тренировка. Ссылка на бота в конце статьи,

Что я вынес для себя из этой практики?

Конечно, это не то же самое, что переговоры с живым человеком. Ощущения другие. Но пользу извлечь можно, и вот какая.

  • Можно отрабатывать конкретный приём. Огромная разница — когда у тебя есть одна попытка в неделю и когда ты можешь 5-7 раз за день натренировать один и тот же навык. Он хоть как-то, но отложится в голове. И в реальной ситуации есть шанс, что он «выплывет» сам собой.

  • Важно отвечать именно голосом. Когда ты пишешь текст, ты его редактируешь, у тебя есть время подумать над стратегией. В голосовом сообщении, особенно если стараться отвечать быстро, включается спонтанность, близкая к реальному диалогу.

  • По тем же причинам важно отвечать быстро. Да, при общении с ботом тебя никто не торопит. Можно час думать, перезаписывать сообщение несколько раз. Но во время ведения переговоров такой возможности нет. В этом-то и смысл — тренироваться до того уровня, когда твой первый быстрый ответ будет таким, каким ты хочешь его видеть.

  • Следующий важный момент — регулярность тренировок. Практиковаться желательно ежедневно. Это как зарядка по утрам или занятия спортом. Одно из возможных решений — в формировании привычки (почитайте «Атомные привычки», например). Без регулярных тренировок устойчивый навык не сформируется.В случае с курсом по ведению переговоров действует другая мотивация - ты оплатил занятия и будет жалко если деньги сгорят. С бесплатным ботом нужно мотивировать себя самостоятельно, а это супер-сложная задача. Справляются единицы. Хотя... может добавить мотивацию уплаченными деньгами? Что думаете?

  • Следующий важный момент — регулярность тренировок. Практиковаться желательно ежедневно. Это как зарядка по утрам или занятия спортом. Одно из возможных решений — в формировании привычки (почитайте «Атомные привычки», например). Без регулярных тренировок устойчивый навык не сформируется.В случае с курсом по ведению переговоров действует другая мотивация - ты оплатил занятия и будет жалко если деньги сгорят. С бесплатным ботом нужно мотивировать себя самостоятельно, а это супер-сложная задача. Справляются единицы. Хотя... может добавить мотивацию уплаченными деньгами? Что думаете?

  • Ещё один плюс работы с ботом — можно экспериментировать. Этакая «песочница переговорных стратегий». С живым человеком такой возможности нет — контекст будет меняться каждое повторение ситуации. Оппонент ведь тоже учится во время диалога. А с ботом — всё иначе. Он с одной и той же фразы будет запускать диалог. Если отвечать одинаково, и диалог повторится дословно (на самом деле нет, из‑за «температуры» ответа, но это уже технические детали для любителей ИИ).А что, если изменить ответ? Слегка? Или кардинально — попробовать ответить мягко или, наоборот, грубо? К какому результату это приведёт? Это бесценный опыт тестирования разных стратегий.

Кстати, о стратегиях и агрессии

Отвечать агрессивно — самый лёгкий и, кстати, достаточно эффективный способ. На любое обращение можно уйти в конфликт и условно «победить» в споре.

Но в управленческом поединке, да и в жизни, часто есть установка: «Хорошо бы сохранить отношения». Мы часто ведём переговоры с теми, с кем нам предстоит сотрудничать и дальше. Если начать с агрессии, отношения разрушатся, и ничего хорошего из этого не выйдет.

Поэтому да, легко — отвечать агрессивно. Но гораздо сложнее и эффективнее — найти другую манеру ответа, которая приведёт к цели и при этом сохранит отношения.

Полезный бонус — работа с триггерами

Я специально добавил в бота разные ситуации. Некоторые могут показаться надуманными или даже смешными. Но у каждого есть свои триггеры — слова и ситуации, на которые мы остро реагируем.

И, возможно, среди этих ситуаций как раз найдётся та, что задевает лично вас. Больше всего пользы будет от работы именно с ней.

Что с этим делать?

Можно отдельно отслеживать свои эмоции — это из области развития эмоционального интеллекта. А можно отрабатывать ситуацию до максимально автоматического ответа, который вы хотите давать, когда вас «триггерит». И надеяться, что в следующий раз в реальной жизни этот отработанный навык вам поможет.

Присылайте ваши ситуации!

Уверен, у вас есть чем поделиться. Есть ситуация, к которой вы хотите подготовиться, или просто что-то, что вас «триггерит». Напишите ситуацию в комментариях или присылайте их мне в личку — я постараюсь добавить их в бота, и вы сможете потренироваться. Наверняка это будет полезно и другим людям, которые хотят повысить свой навык ведения переговоров.

Вместо заключения

Техническая информация: бот будет доступен бесплатно как минимум до 19 декабря 2025 года, потому что Яндекс является "спонсором" и предоставил грант на использование своего искусственного интеллекта. Когда он закончится, посмотрим, как продолжить. Возможно, придётся ввести небольшой взнос для покупки токенов.

Переходите в бота @Response_Trainer_bot и тренируйтесь. Как обычно, без регистрации и sms. Желаю успеха в переговорах!

Комментарии (0)