
Меня зовут Владимир Финк, я генеральный директор INTEKEY и это история о том, как боль логистики и провалы автоматизации привели меня в системную интеграцию. Последние 20 лет своей жизни я занимаюсь тем, что заставляю вещи двигаться. Не в философском смысле, а в самом что ни на есть прямом: из точки А в точку Б, быстрее, дешевле и чтобы на выходе получился неиспорченный товар и довольный клиент.
Этот путь привел меня от управления складом с живыми лангустами до руководства логистикой крупнейших холдингов и, в конечном итоге, к управлению компанией, которая занимается системной интеграцией. Я прошел через все круги логистического ада: ручную маршрутизацию, провальные внедрения WMS, войны за ИТ-ресурсы и спасение проектов с миллионными бюджетами.
Эта статья — не хвастовство успехами, а подробный разбор тех шишек, которые стали моим главным капиталом. Я хочу показать вам, как выглядит эволюция логиста изнутри, и донести одну простую мысль: главная проблема в автоматизации логистики — это не отсутствие современных технологий, а отсутствие системного мышления и грамотного внедрения. Технологии — всего лишь инструмент.
Давайте по порядку, с самого начала.
Глава 1. Как я экселем автоматизировал свой первый процесс в логистике
Моя карьера началась в начале 2000-х в компании, которая поставляла экзотические продукты для ресторанов Москвы и России. Это был не склад, а настоящий гастрономический заповедник: живые крабы и лангусты в аквариумах, морские ежи, замороженная рыба и морепродукты из Южной Америки, пармская ветчина, испанские чоризо и элитные сыры со всего мира. Звучит как мечта гурмана, но для логиста это был сущий кошмар.
Вызов №1: Продукция с характером и своими правилами жизни.
Вся наша работа была одним сплошным противостоянием с временем, температурой и физикой.
Сектор «живой» продукции: Ракообразные доставлялись самолетами из-за рубежа. Не в воде, а в специальных коробах с водорослями. Их жизненный цикл в таком состоянии исчислялся часами. Малейшая задержка — и вместо деликатеса ресторан получал грустный и дорогой сувенир. Задача была не просто доставить, а доставить в промежутке между их прибытием и естественной убылью.
Сектор «замороженной» продукции: Здесь действовало правило «ни градусом выше». Цепочка от погрузки в стране-производителе до попадания в нашу морозильную камеру должна была быть герметичной и бесперебойной.
Сектор «особых условий»: Для шоколада, например, нужны были специальные комнаты с определенной температурой и влажностью. Никаких соседств с остро пахнущими продуктами. Каждая товарная группа диктовала свои, уникальные условия хранения
Любое нарушение сроков доставки, условий транспортировки и хранения - это не только потеря товарного вида, но и прямые убытки, исчисляющиеся десятками тысяч долларов.
Вызов №2: Адская маршрутизация и культ личности «короля водителей».
Ежедневно нам нужно было обеспечить до 350–400 доставок по Москве и области. Парк состоял из 35–45 собственных машин и привлеченного транспорта. И был один человек, которого все называли “Старший водитель”.
Процесс выглядел так:
Каждый вечер этот человек садился с кипой бумажных заказов и картой Москвы. Опираясь на свою феноменальную память, интуицию и знание московских пробок (тогда еще без онлайн-карт), он вручную, на протяжении 8–9 часов, выстраивал маршруты для всего автопарка.
Результат этой титанической работы был, мягко говоря, неидеальным. Система была абсолютно непрозрачной и несправедливой. Естественным образом появились «любимчики», которым доставались короткие и удобные маршруты в центре, и «неудачники», которые ездили на дальние окраины, стояли в пробках и развозили товар до 12 ночи.
Последствия были предсказуемы: «живой» товар часто доезжал не в лучшей форме (“ЗАСЫПАЛ”), заморозка подтекала. Весь гнев руководства обрушивался на водителей, хотя корень проблемы был не в них, а в архаичной, неэффективной и зависимой от одного человека системе.
Первое прозрение и кустарное решение: Excel против интуиции.
Я понимал, что так продолжаться не может. Зависимость от одного сотрудника, человеческий фактор и непрозрачность принятия решений медленно, но верно топили бизнес. Будучи не программистом, а просто человеком с инженерным складом ума, я сел и создал в Excel математическую модель для распределения маршрутов.
Это была простая, но многофакторная модель. Она учитывала не только адреса, но и объем заказов, тип товара (живой/замороженный), предполагаемое время разгрузки. Главное — она убирала «избирательность» и распределяла заказы между водителями максимально справедливо и эффективно.
Но возникла другая проблема: подготовка данных. Ввод всех адресов, объемов и параметров вручную отнимал колоссальное время. Мы в то время работали на устаревшей даже по тем меркам «1С 7.7». Я пришел к нашему программисту, парню по имени Сережа, и поделился с ним своей идеей: «Сереж, а давай перенесем эту модельку прямо в 1С? Сделаем так, чтобы она брала данные из базы и сама все считала?».
Я заразил его этой задачей. Настолько, что через два дня он ворвался ко мне в кабинет с горящими глазами: «Смотри, вроде полетело!». Мы вместе протестировали, внесли небольшие правки, и система ожила.
Результат, который перевернул все:
Весь процесс маршрутизации, который раньше занимал рабочий день одного человека, стал занимать 2–3 минуты машинного времени.
Еще около 20–30 минут уходило на финальные «экспертные» корректировки. Я вносил их вручную, зная, например, что на такой-то улице начался ремонт, а в этом ресторане лучше разгружаться до 11 утра, пока не начался обеденный наплыв.
Исчезла унизительная зависимость от одного «гуру». Пропала почва для обид и несправедливости среди водителей.
Резко, на десятки процентов, снизилось количество испорченного в пути товара.
Мы достигли невероятного для Москвы того времени показателя — 28 точек доставки на одну машину за день.
Этот опыт стал для меня фундаментальным. Я на практике, на собственной шкуре, ощутил несколько ключевых принципов:
Любой неэффективный ручной процесс можно и нужно автоматизировать.
Автоматизация без глубокого понимания сути бизнес-процесса бессмысленна и может даже навредить.
Информационная система — это не про «модно» или «для галочки», а про выживание и конкурентное преимущество.
Даже самая простая система, внедренная с умом, способна принести колоссальный эффект.
Глава 2. Гигантомания: Бережливые подходы в огромном холдинге и война с WMS
Отработав четыре года и уперевшись в локальный потолок, я совершил резкий скачок. Я перешел в компанию, которая была больше предыдущей на порядок: 3000 сотрудников, 67 филиалов, 125 представительств в России и СНГ, плюс три собственные логистические компании — в России, Китае и Европе.
Я начал не с руководящей должности, но благодаря опыту и, видимо, правильному подходу, достаточно быстро возглавил всю логистику холдинга. Это был уже совершенно другой масштаб: управление товарными запасами на миллионы долларов, сложнейшие складские процессы, планирование транспортных кампаний и взаимодействие с сотнями поставщиков по всему миру.
Именно здесь я плотно и осознанно столкнулся с философией бережливого производства (Lean). Мы не просто «внедря��и инструменты», мы меняли саму культуру работы. Мы на практике доказывали, что для колоссальной оптимизации не всегда нужно закупать новое оборудование или строить дополнительные складские метры. Часто проблема кроется в несовершенстве самих процессов.
Конкретный кейс: Экономия миллионов без капитальных вложений.
Мы запустили программу тотального анализа каждого движения на складах. Мы с секундомером в руках замеряли, сколько времени кладовщик тратит на проход от зоны приемки до зоны хранения, как расположены паллеты, в каком порядке происходит отбор, как оформляются документы.
Перепроектировав эти процессы, устранив лишние движения и грамотно выстроив административное управление, мы добились ошеломляющих результатов:
Сократили десятки тысяч квадратных метров складских площадей без потери в обороте. Мы просто начали использовать имеющееся пространство более рационально, а свободные площади сдали в аренду.
Увеличили плотность хранения на тех же площадях.
Ускорили обработку грузов в разы, что позволило нам давать более жесткие SLA по срокам доставки.
Вся эта работа шла рука об руку с подтягиванием информационных систем. Я окончательно для себя сформулировал принцип, который теперь считаю аксиомой: ИТ-система — это инструмент, как молоток. Самый дорогой и совершенный молоток сам по себе гвоздь не забьет. Нужно знать, как и куда бить, и иметь для этого силу и умение.
И тут началась самая интересная и, одновременно, болезненная часть моей работы в холдинге — работа с системами управления складом (WMS). У нас было два параллельных пути, и оба были тернисты.
1. Внешняя, «коробочная» WMS.
Она использовалась на трех наших самых крупных складах площадью от 15 до 30 тысяч кв.м. Проблемы, с которыми мы столкнулись, стали для меня классикой жанра:
Заоблачная стоимость: Лицензии, внедрение, обучение — все это выливалось в астрономические суммы. Окупаемость таких проектов растягивалась на многие годы, и даже для нашей крупной компании эти затраты были чувствительными.
Каменная неповоротливость: Любая, даже самая незначительная доработка под наши специфические бизнес-процессы была подобна подвигу. Она требовала согласований, дополнительных бюджетов и занимала месяцы.
Качество поддержки: Удаленная поддержка от вендора часто была формальной. Решение сложных проблем затягивалось, а стоимость годового обслуживания постоянно росла.
2. Внутренняя, самописная WMS.
Для всей сети внутренних складов у нас была своя, собственная команда разработчиков — целый отдел численностью 50–60 человек (конечно, не все они занимались только WMS). Но проблемы здесь были, по сути, зеркальными:
Отсутствие единой архитектуры и видения: Система писалась и дописывалась «по мере поступления задач», без единого продуманного плана. Это приводило к постоянным доработкам, накоплению «технического долга» и возникновению конфликтов в коде.
Зашкаливающая себестоимость разработки: Собственные разработки, при неправильном управлении, оказывались в итоге дороже покупных решений. Постоянные правки и исправления собственных ошибок съедали огромное количество человеко-часов.
Перманентное устаревание: Пока мы разрабатывали и внедряли один функционал, бизнес-требования успевали измениться. Система постоянно отставала от реальных потребностей бизнеса и была догоняющей.
Я проработал в этом холдинге 8 лет и вынес оттуда главный, выстраданный урок: не существует идеального и универсального ответа на вопрос «Покупать WMS или разрабатывать самому?». Существует правильное или неправильное УПРАВЛЕНИЕ любым из этих вариантов. Без грамотного проектирования, без четкого ТЗ, без контроля за развитием и без тесного взаимодействия бизнеса и разработчиков, любая, даже самая продвинутая и дорогая система, превратится либо в груду бесполезного кода, либо в бездонную бочку для бюджета.
Глава 3. Битва за ресурсы в крупной компании: Почему даже очевидные доработки ERP идут годами и как это тормозит бизнес
Следующим витком моей карьеры стала должность генерального директора в одной из дочерних компаний крупного федерального дистрибьютора. Компания находилась на интересном и сложном этапе: мы только что перешли на ERP-систему на базе 1С.
И здесь я вплотную столкнулся с классической болезнью крупных, разветвленных структур: война за ИТ-ресурсы. Мы, как дочерняя компания, видели множество узких мест и точек для роста. Мы готовили технические задания на доработки, которые могли бы дать быстрый и measurable эффект: оптимизация алгоритмов маршрутизации для снижения пробега, донастройка модуля складского учета для увеличения скорости по��бора, улучшение интерфейсов для сокращения времени обучения новых сотрудников.
Но мы не были единственными, кто хотел «улучшить» систему. Все филиалы, все дочерние предприятия, все центральные департаменты — у каждого были свои, не менее важные, заявки. Очередь выстраивалась на месяцы вперед. Приоритизация задач была сложной, часто необъективной и, что греха таить, политизированной. Решения о том, что разрабатывать в первую очередь, принимались где-то в головном офисе (поближе к бухгалтерии..))), исходя из глобальных, а не локальных задач.
В результате мы получили следующую картину:
Простые и очевидные доработки, которые могли бы окупиться за пару месяцев, растягивались на полгода-год.
Мы активно инициировали улучшения и три года вели эту внутреннюю борьбу, но значительная часть наших планов так и не была реализована к моменту моего ухода.
Этот опыт стал для меня наглядным уроком управления в крупных корпорациях. Он показал, что даже при наличии желания, понимания и даже бюджета, быстро и гибко доработать централизованную ERP-систему силами общего ИТ-отдела — задача, близкая к невыполнимой. Требуются либо колоссальные административные ресурсы для «продавливания» своих задач, либо готовность мириться с долгими сроками, что в современном бизнесе равносильно потере конкурентного преимущества.
Глава 4. Как «мертвая» WMS за 10 млн рублей чуть не похоронила склад, и что с этим можно сделать
Апофеозом моих злоключений с системами управления стала работа на позиции руководителя логистики двух крупных промышленных заводов. Масштабы были впечатляющими: более 2000 сотрудников в логистике и свыше 300 тыс. квадратных метров складских площадей. И ситуация, в которую я попал, была на грани катастрофы.
Проблема состояла из трех частей:
Старая WMS не работала. Фактически, ее давно никто не использовал, все процессы велись вручную или в полуавтоматическом режиме через Excel. Это порождало хаос, ошибки и колоссальные издержки.
Была куплена новая WMS. Руководство, понимая тупиковость ситуации, приняло решение о замене системы. На закупку новой WMS было потрачено около 10 миллионов рублей.
Внедрение провалилось. Проект по внедрению шел больше года, но так и не был запущен. Система «висела» в воздухе, консультанты не могли добиться от нее работоспособности, а сотрудники склада давно махнули на все рукой и продолжали работать по-старинке.
Мне предстояло разобраться в этом кризисе. Глубокий анализ ситуации показал, что проблема была не в самом программном продукте. Проблема крылась в фундаментальных ошибках на этапе внедрения.
Полное отсутствие предпроектного анализа: Никто не потрудился детально изучить и описать существующие на складах бизнес-процессы. Внедренцы пытались натянуть «коробочное» решение на наш уникальный и неотлаженный технологический хаос.
Неправильная базовая настройка: Систему пытались запустить «в лоб», без адаптации под реальные нужды. Критически важные параметры (стратегии размещения с учетом характеристик, видом доставки и срочности отгрузки, привязка к брендам, сорту, условиям хранения и тд) были настроены некорректно или не настроены вовсе.
Разобщенность команд: Заказчики (складские сотрудники) и внедренцы говорили на разных языках. Не было единого центра принятия решений и понимания общей цели.
Мы провели работу над ошибками, которую можно назвать «реанимацией»:
Остановили проект. Вместо того чтобы продолжать бессмысленные попытки «запустить любой ценой», мы заморозили работы.
Провели детальный аудит процессов. Мы сели со всеми ключевыми сотрудниками и заново, с чистого листа, описали ВСЕ складские операции, выявили узкие места и нестыковки.
Пересобрали проектную команду. Я лично возглавил ее со стороны заказчика, взяв на себя роль «транслятора» между бизнесом и технарями.
Выполнили точечную, но глубокую перенастройку системы. Мы не стали переделывать все, а сфокусировались на критически важных для старта модулях.
И система, наконец, заработала уже через 1,5 месяца. Не просто «завелась», а начала приносить реальную, измеримую пользу.
Результат был ошеломляющим даже для меня:
Мы полностью избавились от ночных смен на складах. Автоматизация позволила делать тот же объем и даже с ростом работы в 30% за световой день.
Количество сотрудников, задействованных на складских операциях, сократилось примерно на 80 человек.
Поскольку большинство из этих людей были не в штате, а на аутсорсинге, нам не пришлось никого увольнять — мы просто перестали пользоваться их услугами в таком объеме, что дало колоссальную ежемесячную экономию.
Этот случай стал для меня хрестоматийным. Он наглядно доказал простую и страшную истину: можно легко и непринужденно выбросить 10 миллионов рублей в трубу, а можно, грамотно управляя процессом, заставить эти же инвестиции принести многомиллионную экономию в год. Разница между этими двумя сценариями определяется не софтом, а экспертизой, правильным подходом и грамотным управлением проектом.
Глава 5. Финал карьеры на стороне заказчика и переход к системной интеграции
Пройдя путь от оператора склада продуктов до топ-менеджера, управляющего логистикой гигантских холдингов, получив за это время серьезное образование (высшее, MBA по логистике, второе MBA по корпоративному управлению и финансам, а также множество профильных курсов), я сформировал для себя целостную, панорамную картину того, как должна работать логистика.
Все эти истории — с крабами, с «королем водителей», с войной за ИТ-ресурсы и спасением провального проекта — это не просто байки из складской жизни. Это иллюстрации того, зачем бизнесу на самом деле нужен профессиональный логистический консалтинг и грамотный системный интегратор. Не как роскошь, а как необходимое условие для выживания и роста.
Почему же я в итоге ушел с «теплой» и понятной должности на стороне заказчика на «темную сторону» — в системные интеграторы?
Ответ прост: я на своей шкуре в течение 20 лет испытывал всю боль, разочарования и проблемы заказчика. Я знаю, как строится логистика изнутри, я понимаю язык склада, транспорта, финансового директора и ИТ-директора. И я увидел, что моя настоящая миссия и моя главная ценность — не в управлении ��ще одним витком карьеры в найме, а в том, чтобы помогать другим бизнесам, делиться этим опытом и не позволять им наступать на те же грабли.
Какие же принципы легли в основу моей компании и команды, которую я собирал с особой тщательностью?
Команда, прошедшая путь «снизу-вверх». Я принципиально не беру в команду чистых теоретиков. Мои ключевые сотрудники — это люди, которые начинали свою карьеру грузчиками, кладовщиками, водителями, диспетчерами. Они прошли этот путь, получили потом серьезное образование, но они ПОНИМАЮТ, что такое складская жизнь изнутри. Они знают, что лишние стеллажи или новая техника — не всегда панацея, и умеют отличить реальную потребность от навязанной маркетологами.
Системный подход — это не лозунг, а единственно возможный метод работы. Мы не продаем стеллажи, WMS, Wi-Fi или роботов по отдельности. Мы проектируем и внедряем единый, живой организм. В этом организме правильные, оптимизированные бизнес-процессы являются скелетом и нервной системой, которые связывают воедино технологии (мышцы) и людей (кровь).
Информационная система — инструмент, а не цель. Мы не обещаем клиенту, что «волшебная» WMS решит все его проблемы сама по себе. Наша задача — помочь клиенту правильно этим инструментом пользоваться. Мы знаем, как ее настроить, чтобы она реально избавила от зависимости от «звездных» сотрудников, ускорила обучение новых людей в разы, стандартизировала процессы и дала прозрачный инструмент для управления ресурсами, техникой и людьми.
Консалтинг — это не роскошь, а самая выгодная инвестиция. Я убежден, что консалтинг нужен не для того, чтобы придумывать умные слова и рисовать красивые графики. Он нужен, чтобы не действовать методом дорогостоящего тыка. Чтобы не тратить миллионы на эксперименты «получится/не получится». Чтобы сразу, с самого начала, спроектировать комплексное и работоспособное решение, учитывающее все взаимосвязи и риски. Плата за грамотный консалтинг — это страховой взнос, который многократно окупается за счет избежания фатальных и дорогостоящих ошибок на последующих этапах.
Что я вынес для себя за 20 лет и чем хочу поделиться
Если резюмировать весь мой двадцатилетний опыт в нескольких тезисах для тех, кто задумывается об эффективности своей логистики, то они будут звучать так:
Сначала процесс — потом система. Никогда не пытайтесь автоматизировать хаос. Сначала добейтесь порядка, опишите и отстройте бизнес-процессы, а уже под них подбирайте, настраивайте или разрабатывайте ИТ-инструмент. Автоматизация беспорядка лишь ускорит его создание.
Цените экспертизу выше технологий. Самая дорогая и разрекламированная WMS, внедренная непрофессионалами, — это выброшенные деньги. В то же время, команда грамотных специалистов может добиться феноменальных результатов даже на скромной и недорогой системе, потому что они знают, КАК с ней работать.
Мыслите системно, а не точечно. Склад, транспорт, ИТ-системы и люди — это не изолированные острова, а части одного континента. Улучшение в одной точке без учета последствий для других может дать нулевой или даже отрицательный суммарный эффект. Всегда смотрите на картину в целом.
Не экономьте на консалтинге и проектировании. Плата за хороший консалтинг — это не расходы, это самая выгодная инвестиция в ваш проект. Это страховка от многомиллионных потерь на неверно выбранной технологии, неудачном внедрении или хронически неэффективных процессах, которые будут тянуть ваш бизнес на дно годами.
Мой путь — это эволюция от тушения ежедневных пожаров с живыми лангустами до стратегического проектирования сложных логистических экосистем, включающих и робототехнику, и сложные ИТ-интеграции. И я абсолютно уверен, что именно такой — комплексный, взвешенный, основанный на глубинном опыте подход — является единственным надежным способом превратить логистику из статьи расходов в реальное, мощное конкурентное преимущество вашего бизнеса.
Спасибо, что нашли время прочитать эту историю. Надеюсь, мой опыт окажется для вас не просто интересным чтением, а практическим пособием, которое поможет сэкономить время, нервы и миллионы рублей. Буду рад обсудить ваши мысли и вопросы в комментариях.
woodiron
В 90-е работал в крупной региональной сети косметики/парфюмерии. База была в Excel, и не было ни одного случая, чтобы реальный склад совпадал с базой. Тогда это было понятно, компания выросла из одного простого челнока, постепенно наращивая размеры.
Сейчас на бытовом уровне удивляюсь Озону и другим сетевикам, сумевшим организовать работу складов и логистики - понятно, что не без косяков, но меня ни разу не коснулось.