Valve снова удивляет. Казалось бы, Steam Deck ещё не успел покрыться пылью на полках, а компания уже готовят нам целую россыпь новых железок. И не какие-то мелочевки, а полноценный VR-шлем, мини-ПК консольного формата и перерождение легендарного геймпада.

Портативные и гибридные консоли сейчас популярны. В России за первые 9 месяцев 2025 года продано около 1,1 млн игровых приставок на 20 млрд ₽, и основной рост пришёлся именно на портативные модели, их купили в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Аппетит публики сместился к мобильности. Весной вышла Nintendo Switch 2, мгновенно став бестселлером благодаря улучшенной начинке и гибридному форм-фактору. А чуть ранее Valve выстрелила со своей Steam Deck, по сути, карманным игровым ПК. Высокая производительность, универсальность Linux-платформы и доступ к огромной библиотеке Steam сделали своё дело.

Вообще, Valve и железо такая вот история с продолжением. Помните первый Steam Controller или инициативу Steam Machine середины 2010х?

Тогда попытка ворваться в гостиные геймеров провалилась. Linux-консоли того времени не потянули борьбу с PS4/Xbox. Годами казалось, что Valve оставила идею собственного железа, сосредоточившись на сервисах. Но успех Steam Deck в 2022 всё изменил. Дедушка Габен наконец показал, что ПК на Linux может быть удобной консолью, если правильно подойти к делу. И вот теперь Valve развивает эту идею по полной, запуская новое поколение устройств. Причём делает ставку не на одиночный гаджет, а сразу на экосистему: VR-гарнитура, мини-консоль и обновлённый контроллер, все заточены под Steam и друг друга. Звучит амбициозно.

Steam Frame — беспроводной VR-шлем от Valve

Начнём с Steam Frame. Это не просто очередной VR, а, можно сказать, два в одном, автономное устройство и одновременно стриминговый клиент для ПК.

В комплекте идёт специальный Wi‑Fi 6E адаптер, который подключается к ПК и устанавливает прямой канал связи с шлемом. Частота 6 ГГц дает низкую задержку и высокую пропускную способность для потоковой передачи видео. То есть вы можете надеть Steam Frame и играть в свои игры из библиотеки Steam, которые рендерятся на компьютере и транслируются на шлем в режиме реального времени. При этом шлем поддерживает и автономный запуск VR-игр, благодаря мощной начинке на базе мобильного чипа Snapdragon 8 Gen 3.

Valve явно постаралась на совесть с железом Steam Frame. Кратко перечислю ключевые характеристики новинки:

  • Дисплеи и оптика: два экрана по 2160×2160 на глаз, частота обновления от 72 до 144 Гц. Применяются современные pancake-линзы, дающие чёткую картинку по всему полю зрения. Заявленный угол обзора около 110°

  • Производительность: чип Snapdragon 8 Gen 3 + 16 ГБ LPDDR5X RAM, как у флагманских смартфонов 2024/25 гг. Это мощнее начинок Oculus/Meta Quest. По оценкам, GPU Adreno 750 в Steam Frame на 25–30% производительнее, чем Adreno 740 в Quest 3.

  • Трекинг и камеры: шлем использует inside-out трекинг, 4 внешние камеры отслеживают положение гарнитуры и контроллеров в пространстве. Никаких базовых станций не нужно. Есть и режим пасс-тру, можно одним нажатием глянуть на реальный мир, не снимая шлем. Правда, картинка будет монохромной (чёрно-белой), Valve сознательно не стала добавлять цветные камеры, чтобы сэкономить стоимость и батарею.

  • Контроллеры: вместе со шлемом идут два VR-контроллера. Интересно, что по компоновке кнопок они эквивалентны геймпаду, на правом A/B/X/Y, на левом полноценный D-Pad, стики на обоих, плюс курки, бамперы и система захвата. Такое решение позволяет использовать контроллеры как обычный геймпад вне VR. По сути, Steam Frame Controllers могут управлять любыми играми, не только VR, удобно, если захочется переключиться с VR на монитор. Сами контроллеры работают на заменяемых батарейках и используют инфракрасные LED для отслеживания. Разумеется, есть полный набор сенсоров: акселерометры, гироскопы, а также емкостные датчики, контроллер ощущает прикосновения пальцев к кнопкам и рукоятке.

  • Эргономика: вес шлема 440 г, из них 185 г приходится на фронтальный модуль, а остальное – на оголовье с батареей. Аккумулятор вынесен назад, благодаря чему гарнитура сбалансирована и не давит на лицо. Съемный ремешок имеет встроенные наушники и легко заменим на альтернативные крепления.

  • Хранилище: 256 ГБ или 1 ТБ встроенной UFS-памяти + слот microSD. Причём карточки совместимы со Steam Deck и Steam Machine – Valve утверждает, что можно переставлять карту с играми между устройствами, и библиотека сразу подтянется.

Самая главная фишка Steam Frame, безусловно, фовеальный стриминг. Шлем оснащён двумя камерами, которые отслеживают направление вашего взгляда. Все это для того, чтобы реализовать умный режим передачи видео, картинка максимального качества передаётся только там, куда вы смотрите, а периферийные зоны в более низком разрешении. Глазу это незаметно, а вот трафика и вычислительных ресурсов экономится куча.

Steam Frame работает под управлением SteamOS 3, той же ОС, что на Steam Deck и новых Steam Machine. Это Linux на базе Arch, с интерфейсом Big Picture для VR-режима и даже полноценным рабочим столом KDE Plasma, если выйти в десктоп.

Steam Machine — мини-ПК для гостиной

Следующий на очереди Steam Machine. Если это название звучит знакомо, вы не ошиблись: в 2014–2015 годах Valve уже продвигала идею Steam Machines, небольших игровых ПК с SteamOS. Тогда затея провалилась, но ныне компания реанимировала концепцию на новом витке технологий.

Новый Steam Machine — это эдакий миниатюрный системный блок для гостиной, рассчитанный на игры на большом экране. Работает под SteamOS 3, то есть заточен под геймпад и интерфейс Steam Big Picture.

Главное, что нужно знать про новую Steam Machine: железо у неё значительно мощнее, чем у портативного Steam Deck. Valve заявила, что мини-ПК получился в 6 раз производительнее Deck, внушительный прирост. Добиться этого удалось благодаря связке дискретных CPU и GPU от AMD. Точных спецификаций пока мало, но инсайдеры говорят о 6-ядерном Zen 4 процессоре (12 потоков) и видеокарте RDNA 3 с 28 вычислительными блоками. Оценочно такой чип должен выдавать уверенные 4K@60 FPS во многих играх.

Как и полагается консоли, интерфейсов хватает, есть HDMI и DisplayPort для подключения ТВ/монитора, минимум 4 порта USB, гигабитный Ethernet для надёжного сетевого соединения. Бонус в встроенном модуле радиосвязи 2,4 ГГц, позволяющий напрямую коннектить фирменные геймпады Steam Controller без отдельного донгла.

В продаже ожидаются две версии Steam Machine, отличающиеся накопителем: 512 ГБ SSD или 2 ТБ SSD.

Второе пришествие Steam Machine имеет куда больше шансов на успех, чем первое.

Steam Controller

Первая версия этого геймпада, вышедшая в 2015-м, стала предметом споров. Кто-то восхищался смелыми решениями (два трекпада вместо стиков, вот это эксперименты!), но большинство так и не смогли к нему привыкнуть.

Новый геймпад Valve сохранил душу Steam Controller, но перенял тело от Steam Deck.

Что это значит? Ну, во-первых, раскладка теперь классическая: два аналоговых стика там, где им и место (симметрично, как на геймпадах PlayStation), под ними встроенные трекпады.

Поддерживается Bluetooth, USB-C и фирменный радио-режим через адаптер Steam Controller Puck. Puck маленькая круглая шайбочка,, идущая в комплекте, которая вставляется в USB и дает быстрый и стабильный канал 2,4 ГГц с минимальными задержками. Кроме того, Puck служит док-станцией для самого геймпада: он магнитно пристыковывается к контроллеру и заряжает его. К слову, аккумулятора в новом контроллере хватает более чем на 35 часов игры, так что заряжать придётся не слишком часто. Если же вы используете Steam Controller вместе со Steam Machine, то адаптер Puck можно вообще не доставать.

Теперь о технологиях контроллера:

  • Магнитные стики: обе аналоговые рукоятки выполнены по технологии tunnel magnetoresistance. В отличие от классических потенциометров, такие стики не изнашиваются механически, а считывают положение магнитным датчиком.

  • Трекпады с тактильной отдачей: под каждым стиком расположена круглая сенсорная панель – наследие первого Steam Controller и Steam Deck. Трекпады позволяют эмулировать мышь, что полезно в играх, не рассчитанных на геймпад (стратегии, шутеры для тонкого прицеливания и т.д.).

  • Гироскоп и Grip Sense: контроллер оснащён гироскопом, который можно использовать для прицеливания или управления камерой движением всего геймпада. Но обычный гироскоп в геймпаде штука конечно на любителя, многим мешает, когда активен постоянно. Valve придумала решение под названием Grip Sense. По бокам ручек контроллера встроены длинные сенсорные панели, которые чувствуют, когда вы сжимаете геймпад. В настройках можно включить режим, где гироскоп активируется только в момент, когда вы удерживаете геймпад особым образом. Получается, что можно целиться наклоном геймпада очень точечно, например, прицелиться стиками, а довести прицел до идеала лёгким движением и одновременным нажатием Grip-панелей. Отпустили хват и гироскоп выключен и не мешает.

  • Кнопки и эргономика: помимо привычных A/B/X/Y, двух стиков, крестовины и пары триггер+бампер на каждом углу, Steam Controller имеет четыре программируемые кнопки на задней панели (под средние и безымянные пальцы).

Valve явно учла ошибки первого Steam Controller и на этот раз сделала устройство для всех.

Итоги

Valve определённо настроена серьёзно расширить своё присутствие в сегменте.

Конечно, на бумаге всё выглядит здорово. Valve обещает золотые горы: и 4K@60fps, и VR без лагов, и контроллер лучше всех. Кто-то уже мечтает стримить Half-Life 3 в новом шлеме, кто-то подсчитывает, во сколько обойдётся полный комплект. К слову, цены и точные даты старта продаж пока не объявлены, говорят лишь про начало 2026 года. Будет ли это счастье доступно в России официально? Вопрос открытый. Но учитывая, что у нас Steam Deck продаётся, есть надежда увидеть и новинки на наших полках. По крайней мере, интерес к таким устройствам у россиян явно есть.

Одно ясно точно: 2026 год обещает быть жарким для всех любителей игр. Ну а мы с вами обязательно проверим все эти гаджеты в деле, как только они попадут в руки. Ждём, надеемся и верим, на бумаге Valve уже чемпион, но что покажет практика, узнаем очень скоро.

Комментарии (6)


  1. Galy4a
    10.12.2025 12:08

    Думал может был новый анонс с датами выхода, а тут...

    Что же вы ещё пару дней не подождали, была бы новость ровно месячной давности.


    1. aik
      10.12.2025 12:08

      Сейчас, скорее, цены интересуют, а не даты.
      Особенно учитывая то, что с памятью творится.


    1. kirichenec
      10.12.2025 12:08

      Автор байтит, добиваясь минусов)) Хотя надеется на плюсы (которые, к сожалению, и получит, ибо большинство из-за кармы только плюсовать и могут)


  1. wichid
    10.12.2025 12:08

    Щас бы через такое время постить это...

    Уже давно все ждут цены и дату релиза


  1. Mister_Rollton
    10.12.2025 12:08

    Ну ты плесень, ещё бы через полгода запостил.


  1. ABy
    10.12.2025 12:08