Ежегодно наша команда LZ.Media собирает мнения SEO-экспертов о тенденциях в SEO. Этот год уже подходит к концу, а значит, пора делать прогнозы на 2026-й. В прошлом обзоре многие специалисты говорили про нейросети для помощи сеошникам и ИИ-контент, но никто еще не задумывался о GEO и AEO. Давайте же посмотрим, на чем эксперты сделают акцент в поисковой оптимизации теперь.

ВАЖНО: Орфография и пунктуация авторов высказываний сохранены.

Александр Алаев

Автор блога Алаича, руководитель агентства “АлаичЪ и Ко

Трендов на 2026 год, по нашему мнению, скорее всего будет несколько:

1. Усиление влияния нейросетей. Причем это влияние все больше будет охватывать как поисковые системы, так и самих специалистов.

Уже весной 2025 года ИИ ответы на выдаче значительно сократили поисковый трафик сайтов в тематиках, смежных с информационными: юридической, медицинской, строительной и т.д. Этот тренд будет продолжаться и в 2026 году. Перейдет ли он в коммерческие запросы? Пока вопрос открытый, так как на текущий момент весь ответ ИИ в коммерческих запросах сводится к перечислению сайтов, причем зачастую мертвых, которые не обновлялись в течение нескольких лет.

Усиливается и тренд на использование нейросетей среди специалистов для анализа статистических данных, сбора и поиска информации, подготовки и оформления контента, анализа поведения пользователей. Главное, найти разумный компромисс в данном вопросе и осуществлять полный контроль ИИ ответов на ваши вопросы. Иначе может получиться вот так:

2. Также мы видим явно прослеживающийся тренд изменения коммерческой выдачи, которая все больше сводится к товарной. Работа с мерчантом и ранее была важной частью работы seo-специалиста, а сейчас стала критическим элементом. Зачастую, товары начинают ранжироваться уже даже по широким запросам, по которым всегда ранее ранжировались категории. Иногда это выглядит странным, но приходится адаптироваться и выбирать для ранжирования какой-либо приоритетный товар.

3. Безусловно, нельзя обойти и работу поведенческих факторов. Яндекс все больше ужесточает требования к накрутке, что привело к значительному оттоку специалистов в данном направлении и удорожанию услуг накрутки. Некоторые публичные панели берут за переход уже от 2 рублей и выше, что для большого объема запросов очень высокая цена клика. Особенно если учесть, что результаты работы данных панелей зачастую нулевые даже при хорошо оптимизированных проектах. Поэтому скорее всего накрутка уйдет из публичных инструментов работы, вернувшись, как и ранее, к приватному софту, который не будет массово распространяться.

Максим Котенков

Основатель платформы для обучения SEO-специалистов «SEO Мясо»

Выскажу со своей колокольни по AI автоматизации SEO услуг. Мы сейчас ощущаем экспоненциальный спрос на заказ автоматизации SEO текстов, генерации PBN и прочего. В следующем году жду «золотую лихорадку». Причин на это достаточно много:

1. Дешевые копирайтеры на SEO-текстах так и так используют GPT, чтобы писать тексты. А зачем платить за эту прокладку в виде человека? 

2. Крупные игроки очень интересуются сокращением затрат на SEO команды и смотрят во всех стороны автоматизации SEO.

3. SEO меняется, ИИ отжимает трафик — нужно делать много и быстро.

Дмитрий Севальнев

Евангелист сервиса для профессионалов в SEO «Пиксель Тулс»

Можно выделить несколько тектонических трендов в области поисковой оптимизации 2026 года.

1. Акцент в сторону продвижения брендов и сайтов в нейросетевой выдаче. Уже сейчас понятно, что около 20% целевой аудитории взаимодействуют с ИИ-ответами и необходимо прикладывать усилия для того, чтобы ваш бренд и сайт упоминался в них. 

Именно поэтому мы разработали отдельный модуль AI-проектов в Пиксель Тулс и видимо очень большой интерес к нему. Это работы на стыке классического SEO и PR.

2. Тренд на разделение подходов для белых и серых тематик. Уже сейчас можно сказать, что эффективность накрутки поведенческих факторов в Яндексе и внешнего ссылочного в Google существенно снизилась для белых тематик.

Мы наблюдаем определённый водораздел, когда чёрные и серые методы продвижения начинают использоваться для именно таких тематик, но оказываются неэффективными или нерентабельными для белых направлений.

3. Дальнейший отрыв лидеров привлечения трафика от остального бизнеса. Поисковые системы все больше и больше отдают трафика на знакомые и крупные ресурсы. Таким образом, отрыв между лидерами и всем остальным интернетом по доле трафика, которой они получают — только растёт. Богатые — богатеют =)

Александр Ширнаев

Senior SEO-специалист digital-агентства LZ.Media

Сейчас в поиске и у “Яндекса”, и у Google полноценно работают нейроответы. И они действительно хорошо отвечают, даже на не самые простые вопросы. Но сами пользователи как будто пока доверяют AI именно в тех ситуациях, когда ответ можно дать коротко.

Из-за ИИ-ответов CTR из информационной выдачи однозначно будет резаться. По данным разных исследований, в органике уже наблюдаются просадки на 30-60%. Особенно сильно бьет по запросам типа "что такое", "как называется", "сколько", "когда". Как раз там, где ответ занимает максимум 1-2 абзаца. Просмотрел такую нулевую позицию по диагонали, и всё, поиск можно закрывать.

В этой ситуации некоторые форматы SEO-текстов, закрывающих информационные интенты, перестали работать как раньше. Глоссарии терминов, короткие справочные статьи на 1500 знаков, базовые инструкции в стиле how-to — всё это теряет смысл. Теперь пользователь получает ту же инфу прямо в выдаче и не видит логики идти на сайт.

Поэтому, если вы хотите в 2026 году продолжать бороться за информационную выдачу, нужно смещать фокус и менять стратегию. Надо делать упор на те запросы, где пользователю требуются в ответ развернутые лонгриды и гайды. В таких материалах люди ожидают увидеть индивидуальный опыт, практические примеры, аналитику и исследования. То есть всё то, чего нет в обучающей выборке нейросетей по умолчанию.

Можно сказать, что тренд тут заключается в работе со сложными запросами. Системная подача материала, сопоставление параметров, визуализация и так далее. Чем сложнее вопрос пользователя и чем больше контекста нужно для ответа, тем выше у вас шансы, что пользователь кликнет на сайт, а не удовлетворится нейроответом. Потому что ИИ такой интент не сможет закрыть с первого раза. Туда, где нужно копать глубоко и показывать нюансы, — вот туда и надо идти. В общем, поверхностный контент умирает: в 2026-м нужны реальная экспертиза и глубина.

Кирилл Агафонов

Руководитель SEO-отдела в Ant-Team.ru и CEO биржи для работы с фрилансерами Flow-Task

Сейчас маркетинг всё чаще скептически относится к SEO, отдавая приоритет каналам с прогнозируемой окупаемостью, например Директу. В SEO невозможно точно рассчитать, когда и насколько окупятся вложения: результаты появляются через 6–12 месяцев, в зависимости от ниши и конкуренции. Поэтому часть компаний уходит из SEO, снижая конкуренцию среди тех, кто остаётся.

Однако коммерческая выдача Яндекса уже занята его сервисами, агрегаторами и маркетплейсами. В инфопоиске свой блог/журнал есть у большинства крупных компаний, а ещё короткие ответы от Алисы. Так что в выдаче конкуренция станет выше

Помимо этого, Яндекс уже работает над ИИ-метапоиском. По запросам товаров, услуг, недвижки и др. будет блок с ��грегированной информацией, подобранной индивидуально для каждого пользователя, исходя из его интересов (персональная выдача). Там же можно будет корректировать по фильтрам или запросам к Алисе выдачу в этом колдунщике. И мы точно увидим там рекламные места.

Представьте, что поисковик Яндекса уже учитывает всю историю ваших предыдущих поисков и формирует для вас выдачу именно тех товаров, которые действительно могут вам подойти. Он опирается на ключевые метрики, о которых Яндекс говорил уже давно:

- стоимость товара,

- срок и стоимость доставки (в том числе бесплатная она или нет)

- и др.

SEO постепенно перестаёт быть инструментом массового привлечения трафика и превращается в инструмент точечной, глубокой персонализации.

Главное — быть понятным для поисковых систем и максимально полезным для пользователя, чтобы Яндекс мог «подхватить» ваш контент в свой метапоиск и показать тем, кому это действительно нужно.

Появится гонка за «нулевым кликом» и новая SEO-аналитика. Мы будем измерять количество «попаданий» бренда в ИИ-выдачу и прямые конверсии: звонки по номерам, построение маршрута до офлайн-точек и использование промокодов, которые могут появиться в ответах Алисы.

Чтобы адаптироваться, важно:

  • Работать с низкочастотными запросами — расширение семантики и текстовая проработка посадочных.

  • Подробно размечать характеристики товара/услуги.

  • Использовать доступную микроразметку.

  • Прорабатывать коммерческие и YMYL-факторы.

  • Использовать для автоматизации нейросети. Например, генерировать тексты и дорабатывать вручную то, что получило хорошие позиции, а что не получило позиций — дорабатывать с помощью нейросети.

  • Присмотреться к Google, работать с посадочными под него, закупать ссылки.

Сергей Людкевич

Независимый SEO-консультант, автор tg-канала

В 2026-м полным ходом будет продолжаться переупаковка сеошного продукта в новую обертку с названием GEO/AEO/LLMO (возможно, придумают что-то новенькое). На деле в коммерческой выдаче будет все по-прежнему. В информационной ситуация сильно осложнится, так как системы генеративного ИИ в Google и Яндексе будут активно отбирать у инфопроектов трафик. Возможно, многим из них, построившим бизнес-модели на конвертации органического трафика в продажу рекламы, придется закрыться или перепрофилироваться.

Артём Маркелов

Со-основатель и директор по развитию «Инженеров продаж»

Первое, что я бы отметил из трендов на 2026-й год, — это увеличение ссылочных бюджетов в России под Google. Это будут, скорее всего, уже российские PBN-сети. И в принципе у нас будет высокая конкуренция за качественную покупную ссылку. Я думаю, рынок перейдет с дешевых ссылок на дорогие, потому что они будут приносить много профита. И у нас уже должен начать развиваться полноценный аутрич: люди будут охотиться за условно уникальными ссылками. 

Также в эту историю мы добавляем рост влияния паразитного SEO: будет больше закупа для переходов. Далее, наверное, подклейка дропов к доменам, чтобы обходить песочницу. Все эти вещи “обнаружились” при раскрытии патентов Google, и я думаю, всё больше и больше SEOшники будут уделять этому внимание. А значит, конкуренция за хороший дропдомен улетит в космос, как и конкуренция за трастовые ссылки. Все ресурсы, которые работают на “паразитке”, будут забиты и выжжены дотла.

Если мы говорим про “Яндекс”, то многие будут пользоваться накруткой. И, скорее всего, “Яндекс” ограничит накрутчиков. То есть накручивать сможет малое количество агентств. И уже будут какие-то инструменты работы с ПФ вне накрутки. То есть мы уже перейдем на какие-то органические метрики. Я думаю, “Яндекс” выкатит что-то новое и будут учитываться время на сайте, количество страниц сессии, страницы выхода и вот это вот всё. Надеюсь, что мы к этому придем и тренд накрутки ПФ умрет. Я на это ставлю, я на это рассчитываю. 

Еще в медиаполе будет очень много разговоров про GEO. Но если говорить про SEO-шные реальности, то где-то до 5% трафика у нас будет из нейросетей. Но возможно, эти 5% будут иметь очень хорошие поведенческие и очень хорошую конверсию. Так или иначе, весь рынок встроит в GEO свои типичные SEO-услуги.

___

Вот такой набор мнений получился. А что вы думаете о SEO-трендах наступающего года?

Комментарии (0)